Система произвольности у детей ЗПР
статья

Мясникова Елена Борисовна

Психологические особенности детей с ЗПР 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3.docx343.98 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\lenal\OneDrive\Desktop\hello_html_565a6ace.png

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ

У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Психологические особенности детей с ЗПР в определенной степени изучены. Не останавливаясь специально на характеристике психологических особенностей детей с ЗПР, необходимо подчеркнуть, что одной из основных среди них является недостаточность произвольности психики. Вместе с тем, именно произвольность психических процессов является главным и наиболее существенным условием овладения ими учебной деятельностью. Известно, что даже у нормально развивающихся детей 6-7 лет произвольность психических процессов и деятельности ещё только начинает формироваться и становится основным психическим новообразованием данного возрастного периода.

Система произвольности, как и любая иная система, строится по уровневому принципу:

  • уровень произвольности психических процессов (в частности, произвольность внимания);
  • уровень произвольности действий и деятельности (умение управлять собой в соответствии с требованиями взрослого, соблюдать правила, задающие тот или иной способ действия, и т.д.);
  • уровень саморегуляции как высший уровень произвольности.

У детей с ЗПР страдают все уровни произвольности, начиная с произвольности внимания и кончая возможностями саморегуляции (которая у этих детей, по существу, не сформирована). Поэтому необходимо целенаправленно формировать произвольность у детей с ЗПР - как на уровне психических процессов, действий, так и высшего уровня произвольности - саморегуляции.

Недостаточность произвольной регуляции выступает сильным тормозящим фактором интеллектуального развития, то есть усиливает задержку психического развития. Поэтому и коррекция, формирование произвольной регуляции является одним из основных средств не только преодоления ЗПР, но и обеспечения интеллектуального развития в целом.

Произвольность у детей с ЗПР формируется поэтапно с постепенным усложнением заданий от этапа к этапу, но все задания взаимосвязаны и при необходимости меняются местами. Упражнения и задания проводятся и индивидуально с каждым ребёнком, и со всеми детьми одновременно. Упражнения и задания используется как в ходе организованной образовательной деятельности детей, так и во время их самостоятельной деятельности.C:\Users\lenal\OneDrive\Desktop\unnamed.jpg

I этап - адаптационный. Его цель - снять напряжение мышц, их релаксация. Преимущественно используются подвижные игры (желательным условием является сопровождение их музыкой); упражнения и игры, способствующие произвольному изменению мышечного тонуса и релаксации.

II этап включает тренировку и развитие произвольного внимания. Важная роль отводится упражнениям, направленным на развитие у ребёнка устойчивости, переключения внимания, что предполагает, прежде всего, проведение индивидуальных занятий.

III этап направлен на тренировку и развитие произвольности действий. Дети обучаются умению подчинять свои действия определённому правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого. Некоторые упражнения этого раздела имеют сюжет и связаны с подражательной деятельностью. Упражнения носят преимущественно групповой характер, проводятся в большей мере в организованной образовательной деятельности детей.

IV этап - тренировка и развитие самоконтроля и самопроверки. Главная его задача - формирование навыков самоконтроля у детей при выполнении любого действия, их способности в конце работы проверять её качество и эффективность выполнения. Задания проводятся в основном в организованной образовательной деятельности детей.

Необходимо отметить, что без специальных воздействий, способствующих развитию произвольности, формирование интеллектуальных и личностных качеств (особенно у детей с ЗПР) не только затруднено, но может претерпевать и инволюционное развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока с применением современных средств обучения в системе специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Урок русского языка для учащихся 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (7 вид) с использованием интерактивной доски...

Развитие системы поддержки талантливых детей

Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные особенности ...

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства в системе дополнительного образования детей»

В системе начального школьного образования на протяжении многих лет неуклонно растёт внимание к проблемам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В начальной школе закладывает...

"Система оценки одаренности детей в начальной школе в условиях ФГОС второго поколения".

Данная статья описывает основые аспекты оценки одаренности ученика начальной школы в условиях ФГОС второго поколения....

Доклад."СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ СРЕДЫ И СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ."

Дети – национальное достояние любой страны, а одаренные дети – её интеллектуальный и творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные  способности в своих учениках и сумеет создать ...

Развитие произвольного внимания детей младшего школьного возраста на уроках рисования с натуры Авторская программа «Изобразительное искусство 1-4 классы»

Развитие произвольного внимания детей младшего школьного возраста на уроках рисования с натурыАвторская программа «Изобразительное искусство 1-4 классы»...

Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей через метод игры на занятиях кружка "Рукодельница" в системе дополнительного образования детей

В методической разработке дано описание игрового метода обучения детей рукоделию. Рассказано о видах занятий с игровым приёмом, о настольных играх, созданных педагогом для творчесского развития учащих...