система оценивания
статья
система оценивания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_otsenivaniya_obrazovatelnyh_dostizheniy.docx | 39.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Система оценивания образовательных достижений
В своей работе я придерживаюсь системы оценки, соответствующей ФГОС, в котором содержатся четкие требования к системе оценки достижений планируемых результатов. В соответствии с ними система оценки должна:
1. Фиксировать цели оценочной деятельности:
А) ориентировать на достижение результата
- Духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты),
- Формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),
- Освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);
Б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);
В) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами − возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе.
2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.
3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.
Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.):
1) продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
2) метапредметные диагностические работы, составленные из заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий).
3)диагностика результатов личностного развития.
Письменные контрольные работы необходимо дополнить такими новыми формами контроля результатов, как:
- Целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учениками действий и качеств по заданным параметрам),
- Самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),
- Результаты учебных проектов,
- Результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
Основные направления и функции оценочной деятельности
Основным направлением оценочной деятельности в образовательном учреждении является оценка образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Основными функциями системы оценки являются:
• ориентация образовательного процесса на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и на достижение планируемых результатов освоения ООП НОО;
• обеспечение эффективной «обратной связи», позволяющей осуществлять регулирование системы образования на основании полученной информации о достижении обучающимися планируемых результатов освоения ООП НОО.
Основным объектом итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования выступают все три группы планируемых результатов освоения обучающимися ООП НОО (личностные, метапредметные и предметные), составляющие содержание блоков «Выпускник научится» (базовый уровень) и «Выпускник получит возможность научиться» (повышенный уровень) для каждой учебной программы.
Виды оценивания
В системе оценивания в начальной школе используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом или общеобразовательным учреждением. Внешняя оценка осуществляется как в форме мониторинговых исследований, так и в форме итоговых проверочных работ.
Требования ФГОС предполагают обязательное самостоятельное оценивание учащимися своей проделанной работы. При обучении самоконтролю и самооценке у учащихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД. Наряду с пятибалльной системой оценивания можно использовать и другие методики. Для начала рассмотрим структуру системы оценки:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | ||||||
Компоненты системы оценки | Вид оценки | |||||
Текущая | Промежуточная | Итоговая | ||||
Цель | Оценка сформированности личностных УУД на данном этапе обучения в соответствии с требованиями к планируемым личностным результатам освоения междисциплинарной программы формирования УУД | |||||
Объект | Процесс формирования | Уровень сформированности | ||||
личностных УУД: самоопределения, смыслообразования, нравственно-этической ориентации. | ||||||
Процедуры | Внешние неперсонифицированные мониторинговые исследования. Наблюдение за формированием личностных качеств обучающихся. Диагностика сформированности личностных качеств ученика может осуществляться учителем (и/или педагогом-психологом). При этом учитывается, что личностные результаты не подлежат персонифицированной оценке и не выносятся на итоговую оценку. Устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа). | |||||
Технологии, методики, методы, приемы | «Оценка без отметки» (Г.А. Цукерман). «Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А.Б. Воронцов). «Технология оценивания образовательных достижений» (Д.Д. Данилов и др.). | |||||
| ||||||
Инструментарий | КИМы |
|
| |||
Критерии |
| |||||
Шкала и вид отметки |
| |||||
Формы фиксации |
|
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | |||||
Компоненты системы оценки | Вид оценки | ||||
Текущая | Промежуточная | Итоговая | |||
Цель | Оценка сформированности регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД (РУУД, ПУУД, КУУД) на данном этапе обучения в соответствии с требованиями к планируемым метапредметным результатам освоения междисциплинарной программы формирования УУД и программы «Чтение: работа с информацией». | ||||
| оценка уровня сформированности РУУД, ПУУД, КУУД; | ||||
| |||||
Объект | Процесс формирования РУУД, ПУУД, КУУД | Сформированность РУУД, ПУУД, КУУД | Сформированность РУУД, ПУУД, КУУД | ||
Процедуры | Наблюдение, устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа). | Письменный опрос (диаг-ностические работы, про-верочные работы по пред-метам, комплексные работы на межпредметной основе) | Письменный опрос (итоговые проверочные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе, проекты) | ||
Технологии, методики, методы, приемы | «Технология оценивания образовательных достижений» (Д.Д.Данилов и др.). «Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А.Б. Воронцов). «Оценка без отметки» (Г.А. Цукерман). | ||||
рефлексивные сочинения. -диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе -мониторинг метапредметных универсальных учебных действий | |||||
Инструментарий | КИМы |
| |||
Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, А.А.Вахрушев, С.А.Козлова «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования» |
| ||||
Критерии |
| ||||
Шкала и вид отметки |
| ||||
Формы фиксации |
|
Компоненты системы оценки | Вид оценки | |||||
Текущая | Промежуточная | Итоговая | ||||
Цель |
|
| ||||
освоения программного материала по теме, блоку, содержательной линии. | освоения программного материала за четверть, полугодие, год. | |||||
Объекты | Процесс освоения способов действий с изучаемым предмет-ным содержанием (их операционального состава). | Действия с предметным содержанием по изучаемой теме. | Умения решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных предметно-му содержанию. | |||
Процедуры | Устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа). | Письменный опрос (контрольная работа на оценку усвоение прог-раммного материала по теме, блоку, содержатель-ной линии). | Письменный опрос (итоговые проверочные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе). | |||
Технологии, методики, методы, приемы | «Технология оценивания образовательных достижений» (Д.Д.Данилов и др.). «Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А.Б. Воронцов). «Оценка без отметки» (Г.А. Цукерман). | |||||
| ||||||
Инструментарий | КИМы |
Л.Ю. Комиссарова «Диагностические работы для проверки образовательных достижений школьника»; В.Г. Голубь «Тематический контроль знаний учащихся»; Л.А. Иляшенко «Итоговая аттестация» | ||||
Критерии |
| |||||
Шкала и вид отметки |
| |||||
Формы фиксации |
|
|
|
Говоря о методах и формах оценивания, уже в начальных
классах, учащиеся осваивают разные способы контроля и самоконтроля.Учитель для оценки подготовки обучающихся использует стартовую диагностику, текущее и промежуточное оценивание и итоговую оценку.
Стартовая диагностика
Стартовая диагностика в 1 классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и предметной стартовой диагностики. Мониторинг общей готовности проводится совместно со школьным психологом. Для мониторинга общей готовности используются:
- Беседа для выявления внутренней позиции школьника (см. Приложение 1);
- Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасека;
- Методика «Домик» для определения уровня внимания, восприятия и координации;
- Тест Ю.З. Гильбуха на определение уровня фонематического слуха (см. Приложение 2);
- Методика А.Р. Лурия «Заучивание десяти слов» для исследования памяти.
Для проведения предметной стартовой диагностикииспользуется тест из 8 заданий, направленный на выяснения общего уровня готовности класса к изучению того или иного раздела или темы курса; выяснения уровня готовности данного ребенка и выявления его индивидуальных особенностей.
Текущее оценивание
В текущем оценивании предметом оценки выступают образовательные предметные и метапредметные результаты. Личностные результаты отслеживаются в ходе различных мониторинговых исследований, проводимых психологической службой.
В начальной школе частично используется технология оценивания образовательных достижений. Технологический пакет, обеспечивающий эту технологию, включает следующие материалы:
- Таблицы требований и достижений,
- Дневники школьника ,
- Сборники проверочных и контрольных работ по основным предметам,
- Электронные приложения для обработки данных проверочных работ.
. Это могут быть цветные стикеры, наклеиваемые на лист
оценок, приоритет при выборе следующего здания, и многое другое. В
результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно
слушать своих одноклассников, объективно оценивать их ответ. Также я
практикую такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ.
Хотелось бы детальнее рассмотреть способ самоконтроля , который ведет к самооцениванию ученика и существует ряд техник самооценки. На уроках можно применять
следующие способы для формирования данного умения:
1. Первый способ – который я использую в данный момент с учениками3 класса. Ведение дневников успешности. Каждую неделю учащиеся записывают, что ими усвоено успешно и какие есть проблемы, а далее мы совместно с учащимися делаем записи по преодолению проблем.
2. Индивидуально с каждым учеником обсуждаем зону ближайшего развития, саморазвития, способы достижения прогресса.
3. При проверке письменных работ можно не исправлять ошибки, а использовать коррекционные коды, чтобы дать возможность учащимся самим исправить ошибки.
4. Удобный способ для самооценки – записать речь учащегося, а потом
дать ему возможность при прослушивании найти свои ошибки.
5. При выполнении письменных творческих работ в классе на этапе
редактирования можно выполнять эту работу в парах или группах либо
обменяться текстами и отредактировать чужую работу.
6. В качестве одного из способов развития самооценки учащиеся
размещают себя на «лестнице успеха», оценив свои знания и умения, а
затем одноклассники размещают друг друга на той же лестнице, т. к.
оценка проводится не только личностью самой себя, но и
окружающими людьми.
Важным условием для развития адекватной самооценки является
совместная выработка критериев оценивания определенных умений.
Что касается литературного чтения, окружающего мира, то навыки и рецептивные умения оценить достаточно просто, сравнив ответы с ключами. В то время как для корректного оценивания продуктивных умений это русский язык, математика должны быть выработаны определенные критерии.
Я использую системы мониторинга, включающая оценивание
не только уровня усвоения ЗУНов, но и метапредметных компетенций
ученика (умение контролировать, критически оценивать учебную
деятельность, правильно вести мониторинг своих достижений и т.д.). На
завершающем этапе урока провожу рефлексию учащихся по следующей схеме:
Я узнал ...
Было интересно...
Было трудно ...
Я понял, что ...
Теперь я могу ...
Я почувствовал, что ...
Я приобрел ...
Я научился ...
У меня получилось ...
Я смог ...
Я попробую ...
Меня удивило ...
Занятия дали мне для
жизни ...
Мне захотелось ...
Хочу узнать про ...
Хочу улучшить ... по
языку
Данная рефлексия помогает мне в планировании учебной деятельности
школьников, а также во внеурочной деятельности.
В качестве оценивания настроения и эмоционального состояния, а
также отношение к каждому уроку использую метод цветных карточек, где
зеленая карточка означает «было интересно, мне понравилось», красная –
«что-то было непонятно, мне грустно», а желтая «не знаю».
Таким образом, существует множество способов оценивания
образовательных достижений учащихся. Выбор, которых зависит от цели,
поставленной учителем и возможностей успешного использования их на
уроках.
Приложение 1
Экспериментальная беседа по определению внутренней позиции школьника
Ф.И., возраст_________________________________________________
- Ты хочешь идти в школу?
(В случае отрицательного ответа спросить:"Почему?")
2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?
(В случае отрицательного ответа спросить:"Почему?")
3. Какие занятия тебе больше всего нравятся в детском саду? Почему?
4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?
(В случае отрицательного ответа спросить:"Почему?")
5. Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжку?
(В случае отрицательного ответа спросить:"Почему?")
6. Какие у тебя любимые книжки?
7. Почему ты хочешь идти в школу?
8. Стараешься ли ты выполнить работу, которая у тебя не получается или бросаешь ее?
9. Тебе нравятся школьные принадлежности?
10. Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то тебя это устроит? Почему?
11. Если ты сейчас с ребятами будешь играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем? Почему?
12. В игре в школу, что тебе хочется, чтобы было длиннее: урок или перемена? Почему?
Опросы к методике „да и нет"
Ф.И., возраст.
1. Ты хочешь идти в школу?
2. Ты любишь слушать сказки?
3. Ты любишь смотреть мультфильмы?
4. Тебе нравится гулять в лесу?
5. Ты любишь играть в игрушки?
6. Ты хочешь учиться?
7. Ты любишь играть во дворе с ребятами?
8. Тебе нравится болеть?
9. Ты любишь смотреть телевизор?
Приложение 2
Диагностика готовности к школе по Ю. Гильбух
1. Тест фонематического слуха
Цель: Определение уровня развития фонематического слуха
Инструкция: «Давай с тобой задумаем какое-нибудь слово, например, окно. Я буду все-время повторять его. А потом заменю другим словом, например, табуретка. Как только ты услышишь это другое слово, сделай вот так (хлопнуть ладонью по столу). Этим ты укажешь на мою ошибку, а потом назовешь то слово, которое я сказал неправильно. Если я буду все время повторять то слово, которое мы задумали, то в конце ты скажешь, что все правильно».
Далее называем ребенку по одному любому ряду из каждой контрольной фонемы. Задание с фонемой Р – ознакомительное, оно не оценивается. Остальные три – оцениваются.
Контрольная фонема Р:
1 ряд: лама, рама
2 ряд: рампа, лампа
3 ряд: коробок, колобок
4 ряд: оклик, окрик
Контрольная фонема С:
1 ряд: сон, тон
2 ряд: коса, коза
3 ряд: рассвет, расцвет
4 ряд: сытый, шитый
Контрольная фонема Ч:
1 ряд: чуб, щуп
2 ряд: чадить, щадить
3 ряд: чипать, щипать
4 ряд: почесть, пошесть
Контрольная фонема Г:
1 ряд: гора, кора
2 ряд: голос, колос
3 ряд: граб, краб
4 ряд: пороги, пороки
Если при обычном темпе проговаривания (1 слово за 1 секунду) ребенок не смог выделить лишнее слово, то задание оставляется, а через 1-2 ряда возвращаемся к нему снова и предъявляем слово в замедленном темпе (1 слово за 1,5 секунды). Таким образом, всего ребенку предъявляется 4 ряда – один на фонему Р (не оценивается), один на фонему С, один на фонему Ч, один на фонему Г.
Оценка результатов:
3 балла – все три задания выполнил безукоризненно;
2 балла – если хотя бы в одном ряду ребенок заметил лишнее слово при обычном темпе, но не хлопнул вовремя ладонью, а лишнее слово назвал после того как прослушал весь ряд;
1 балл – если хотя бы в одном ряду ребенок заметил лишнее слово лишь при повторном предъявлении ряда в замедленном темпе;
0 баллов – если ребенок хотя бы в одном ряду не смог выделить лишнее слово даже при замедленном предъявлении.
2. Тест словаря.
Цель: Определение уровня словарного развития.
Материал: 5 карточек, на каждой по 10 слов:
1. Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый
2. Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, друг, прыгать, разделять, бить, тупой
3. Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий
4. Автобус, лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мягкий, убегать
5. Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, гладить, шершавый
Ход проведения:
I этап: Предъявляем ребенку рассказ:
Жили были три мальчика: Коля, Петя и Ваня. Коля ниже Пети, Петя ниже Вани. Повтори.
Если ребенок не может повторить, еще раз читаем ему рассказ. До тех пор, пока ребенок не повторит весь рассказ правильно. У себя фиксируем сколько потребовалось повторений, чтобы ребенок запомнил рассказ.
Уровень развития кратковременной памяти определяем по количеству понадобившихся повторений.
II этап: После того как ребенок повторил весь рассказ правильно, даем второе задание: «Молодец, ты повторил правильно. А теперь подумай и скажи, кто из мальчиков самый высокий?». Если ребенок сразу не может ответить, повторяем: «Коля ниже Пети, Петя ниже Вани.» После того как ответит, задаем второй вопрос: «А кто самый низкий?». Фиксируем каждое повторение, которое понадобилось для того, чтобы ребенок ответил на вопросы.
Уровень развития способности к умозаключениям определяем по количеству всех повторений, зафиксированных на первом и втором этапах.
Способность | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Фонематический слух | 0 баллов | 1 балл | 2-3 балла |
Словарное развитие | Для 6 лет: 6,5 б. | Для 6 лет: 7-12 б. | Для 6 лет 12,5 б. |
Для 7 лет: 7-12 б. | Для 7 лет: 12-15 б. | Для 7 лет: 15,5 б. | |
Развитие саморегуляции | 1 балл | 2-3 балла | 4-5 баллов |
Кратковременная память | 6 лет: 8 повторений | 6 лет: 5-7 повторений | 6 лет: 1-4 повторения |
7 лет: 7 повторений | 7 лет: 4-6 повторений | 7 лет: 1-3 повторения | |
Логическое мышление | 6 лет: 10 повторений | 6 лет: 5-9 повторений | 6 лет: 1-4 повторения |
7 лет: 8 повторений | 7 лет: 4-7 повторений | 7 лет: 1-3 повторения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о безотметочной системе оценивания учащихся 1-х классов
Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок,форм, порядка и периодичности промежуточнойаттестации обучающихся. Ст. 15, п. 3 Закона РФ «Об образовании»Модернизация содержания обр...
Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения.
Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения. Выступление на МО....
"Система оценивания достижений планируемых результатов"
Доклад и презентация на педсовет. ФГОС...
Система оценивания, ФГОС (презентация)
Презентация знакомит с системой оценивания образовательных результатов в рамках ФГОС второго поколения....
Система оценивания в соответствии с ФГОС. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов
Презентация создана на основе материала статьиСистема оценивания в соответствии с ФГОС. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов. //Начальная школа. Всё для учителя: №8, 2012. Ав...
Статья" СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ Л.В. ЗАНКОВА"
Это можно использовать учителю в работе....
«Преемственность в системе оценивания предметных результатов обучающихся, в развитии системы самооценки обучающихся, структуре урока в рамках реализации ФГОС НОО»
Краткое описание применения метода самооценки на уроках математики в начальной школе...