Развитие речи у обучающихся с ОВЗ
материал (4 класс)

Бравичева Елена Игоревна

Отчет по самообразованию воспитателя коррекционной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл отчет по самообразованию19.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Шаховская школа - интернат для обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья".

Отчет по самообразованию на тему:

Развитие речи у обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья

Подготовил:

воспитатель Бравичева Е. И.

г/о Шаховская

Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Этим и обусловлен выбор моей темы.

Цель: повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

- развитие свободного общения с взрослыми;

- совершенствовать диалогическую форму речи.

- развивать монологическую форму речи;

- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

- учить рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;

- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Актуальность:

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей с ОВЗ.

        Формирование и развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта происходит в процессе коррекционно-педагогического воздействия путем комплексной и систематической работы.

        Работа по развитию связной речи должна проводится не только на специальных логопедических занятиях, но и на уроках русского языка, математики и т.д. Именно комплексный системный подход к развитию связной речи у детей с ОВЗ может обеспечить эффективность работы.

        У школьников с нарушением интеллекта наблюдается искажение, как внутреннего смыслового уровня, так и языкового уровня связной речи, в связи с чем у них возникают трудности при составлении рассказа по сюжетной картинке, где закономерность развития событий не задана, и при пересказе текста с сохранением последовательности событий.

        Рассказы детей отличаются краткостью, логической непоследовательностью и сжатостью изложения, очень часто они состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, а вместо активного развертывания сюжета в них наблюдается обычное перечисление отдельных элементов ситуации.

        Целенаправленная коррекционная работа по формированию связной речи школьников, с учётом структуры дефекта и психического состояния ребёнка, влияет на развитие речевой и познавательной деятельности, а также повышает уровень общего развития.

Мною была изучена следующая литература:

1. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. – СПб. : речь; М. : Сфера, 2011.

2. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М. : ТЦ Сфера. 2007.

3. Глухов В. П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. - М., Издательский дом «Грааль», 2001

     4 . Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С.С.Ляпидевского и В.И.Селиверстова. -М.,2010.

   

        В течении года мною были подготовлены и проведены:

  • •Ряд занятий с элементами сюжетно – ролевой игры («Моя семья», «Больница», «Магазин»).
  • Беседы («Беседа о профессиях», «Беседа о труде учителя», «Профессия – повар») .
  • Занятия по рисованию («Кем я буду», «Мама (папа) на работе»; рисование иллюстраций к любимым рассказам) .
  • Составление творческих рассказов, рассказов из личного опыта («Что я видел на стройке», «Учитель», «Защитник Отечества», «Стать космонавтами хотим», «Кем я хочу стать? ",Как я провел лето", "Праздник Новый год!");
  • Настольно-печатные игры («Кому что нужно для работы», «ОБЖ: экстренные ситуации"», пазлы);
  • Просмотр видеофильмов по теме «Профессии взрослых людей»;
  • Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам ( "Времена года", "Репка", "Колобок"), цель - учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; Пополнять и активизировать словарный запас детей.
  • Работа с загадками.
  • Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями.
  • Обучение детей последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем;
  • Пересказ рассказов;
  • Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Вершки и корешки», «Красная шапочка». Здесь происходит развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности, раскрытие творческих способностей детей.;

 

  • Работа с обучающими карточками ("Дикие животные","Мамы и детки", "Деревья","Животные России", "Профессии", и др.);

  • Занятия на развитие логики (рабочие тетради, журналы).

 

        Я считаю, что использование данных видов работы, поможет значительно повысить уровень сформированности связной речи у детей с ОВЗ, что положительно будет влиять на развитие их познавательной деятельности.

      Поскольку вышеуказанные методы принесли положительный результат в развитии связной речи детей, то планирую и в следующем учебном году продолжать работу в этой области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию речи. Тема "Обучающее изложение. Пыжик".

Данный конспект урока по развитию речи создан для учащихся 3 класса обучающихся в школе V вила и имеющих тяжёлые нарушения речи....

Рабочая тетрадь по развитию речи для обучающихся 6т класса

Пособие содержит задания  по формированию речевой деятельности у детей с нарушениями интеллектуальной сферы. Представленный материал поможет обучающимся 6т класса легче усвоить материал по развит...

Урок письма и развитие речи для обучающихся коррекционной школы 8 вида 3 класс Тема: Согласование действий с названием предметов.

Цель: учащиеся углубят свои знания в согласовании   слов-предметов и слов - действийЗадачи: образовательные: Уточнить знания учащихся о словах, обозначающих названия предметов и названи...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи для обучающихся 1 класса ( V вида ) для детей с ОВЗ

Это занятие было разработано для обучающихся 1 речевого класса в рамках коррекционно-развивающего занятия по курсу "развитие речи". На данное занятие были приглашены студенты и доцент кафедры олигофре...

Специфика работы учителя начальных классов по развитию речи у обучающихся младшего школьного возраста со слуховой депривацией после кохлеарной имплантации.

Показана особенности организации работы по развитию речи у обучающихся младших классов  нарушениями слуха после кохлеарной имплантации....

Мастер-класс по теме: "Развитие речи у обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) с помощью пальчиковой гимнастики"

Задача мастер-класса рассказать об актуальности использования пальчиковой гимнастики на уроках в коррекционной школе и показать некоторые примеры использования пальчиковой гимнастики на уроках....