Развитие речи у обучающихся с ОВЗ
материал (4 класс)
Отчет по самообразованию воспитателя коррекционной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
отчет по самообразованию | 19.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Шаховская школа - интернат для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья".
Отчет по самообразованию на тему:
Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Подготовил:
воспитатель Бравичева Е. И.
г/о Шаховская
Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Этим и обусловлен выбор моей темы.
Цель: повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
- развитие свободного общения с взрослыми;
- совершенствовать диалогическую форму речи.
- развивать монологическую форму речи;
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- учить рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Актуальность:
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей с ОВЗ.
Формирование и развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта происходит в процессе коррекционно-педагогического воздействия путем комплексной и систематической работы.
Работа по развитию связной речи должна проводится не только на специальных логопедических занятиях, но и на уроках русского языка, математики и т.д. Именно комплексный системный подход к развитию связной речи у детей с ОВЗ может обеспечить эффективность работы.
У школьников с нарушением интеллекта наблюдается искажение, как внутреннего смыслового уровня, так и языкового уровня связной речи, в связи с чем у них возникают трудности при составлении рассказа по сюжетной картинке, где закономерность развития событий не задана, и при пересказе текста с сохранением последовательности событий.
Рассказы детей отличаются краткостью, логической непоследовательностью и сжатостью изложения, очень часто они состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, а вместо активного развертывания сюжета в них наблюдается обычное перечисление отдельных элементов ситуации.
Целенаправленная коррекционная работа по формированию связной речи школьников, с учётом структуры дефекта и психического состояния ребёнка, влияет на развитие речевой и познавательной деятельности, а также повышает уровень общего развития.
Мною была изучена следующая литература:
1. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. – СПб. : речь; М. : Сфера, 2011.
2. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М. : ТЦ Сфера. 2007.
3. Глухов В. П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. - М., Издательский дом «Грааль», 2001
4 . Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С.С.Ляпидевского и В.И.Селиверстова. -М.,2010.
В течении года мною были подготовлены и проведены:
- •Ряд занятий с элементами сюжетно – ролевой игры («Моя семья», «Больница», «Магазин»).
- Беседы («Беседа о профессиях», «Беседа о труде учителя», «Профессия – повар») .
- Занятия по рисованию («Кем я буду», «Мама (папа) на работе»; рисование иллюстраций к любимым рассказам) .
- Составление творческих рассказов, рассказов из личного опыта («Что я видел на стройке», «Учитель», «Защитник Отечества», «Стать космонавтами хотим», «Кем я хочу стать? ",Как я провел лето", "Праздник Новый год!");
- Настольно-печатные игры («Кому что нужно для работы», «ОБЖ: экстренные ситуации"», пазлы);
- Просмотр видеофильмов по теме «Профессии взрослых людей»;
- Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам ( "Времена года", "Репка", "Колобок"), цель - учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; Пополнять и активизировать словарный запас детей.
- Работа с загадками.
- Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями.
- Обучение детей последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем;
- Пересказ рассказов;
- Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Вершки и корешки», «Красная шапочка». Здесь происходит развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности, раскрытие творческих способностей детей.;
- Работа с обучающими карточками ("Дикие животные","Мамы и детки", "Деревья","Животные России", "Профессии", и др.);
- Занятия на развитие логики (рабочие тетради, журналы).
Я считаю, что использование данных видов работы, поможет значительно повысить уровень сформированности связной речи у детей с ОВЗ, что положительно будет влиять на развитие их познавательной деятельности.
Поскольку вышеуказанные методы принесли положительный результат в развитии связной речи детей, то планирую и в следующем учебном году продолжать работу в этой области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по развитию речи. Тема "Обучающее изложение. Пыжик".
Данный конспект урока по развитию речи создан для учащихся 3 класса обучающихся в школе V вила и имеющих тяжёлые нарушения речи....
Рабочая тетрадь по развитию речи для обучающихся 6т класса
Пособие содержит задания по формированию речевой деятельности у детей с нарушениями интеллектуальной сферы. Представленный материал поможет обучающимся 6т класса легче усвоить материал по развит...
Урок письма и развитие речи для обучающихся коррекционной школы 8 вида 3 класс Тема: Согласование действий с названием предметов.
Цель: учащиеся углубят свои знания в согласовании слов-предметов и слов - действийЗадачи: образовательные: Уточнить знания учащихся о словах, обозначающих названия предметов и названи...
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи для обучающихся 1 класса ( V вида ) для детей с ОВЗ
Это занятие было разработано для обучающихся 1 речевого класса в рамках коррекционно-развивающего занятия по курсу "развитие речи". На данное занятие были приглашены студенты и доцент кафедры олигофре...
Специфика работы учителя начальных классов по развитию речи у обучающихся младшего школьного возраста со слуховой депривацией после кохлеарной имплантации.
Показана особенности организации работы по развитию речи у обучающихся младших классов нарушениями слуха после кохлеарной имплантации....
Мастер-класс по теме: "Развитие речи у обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) с помощью пальчиковой гимнастики"
Задача мастер-класса рассказать об актуальности использования пальчиковой гимнастики на уроках в коррекционной школе и показать некоторые примеры использования пальчиковой гимнастики на уроках....
Методическая разработка урока развития речи для обучающихся с ЗПР. 3 класс
Обучающее изложение для детей с ЗПР....