Особенности развития личности у детей с нарушениями интеллекта
статья
В статье рассказывается особенностях, встречающихся в развитии личности детей с нарушением интеллекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_lichnosti_u_detey_s_narusheniyami_intellekta.docx | 18.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития личности у детей с нарушениями интеллекта
Автор: Евтеев Михаил Александрович
Дети с нарушениями интеллекта в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности (С.Я. Рубинштейн). Их представления о том, что хорошо и что плохо, в младшем школьном возрасте носят довольно поверхностный характер. По мнению автора, они узнают правила нашей морали от учителей, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Из этого следует, что дети с интеллектуальными нарушениями совершают неправильные действия по неразумению либо по неустойчивости нравственных понятий из-за внушаемости дурным влияниям.
Надо знать и учитывать, что не болезнь является причиной антисоциальных, аморальных действий детей с нарушениями интеллекта, а та среда, в которой живёт и развивается ребёнок.
Своеобразие развития личностных качеств ребёнка с особыми образовательными потребностями автор видит также в специфических отношениях с окружающими. При этом чаще эти отношения оказываются неблагоприятными, т.к. для развития личности ребёнка с особыми образовательными потребностями одинаково вредно и его игнорирование, и излишняя опека.
Особенностью детей с нарушениями интеллекта С.Я. Рубинштейн считает первоначальное отсутствие у них опосредствованной мотивации. Их деятельность и поведение в большей степени, чем деятельность и поведение нормального ребёнка, по мнению Н.Л. Коломинского, подвержены влияниям непосредственных, ситуативных побуждений внешних воздействий.
Недоразвитие или неправильное развитие характера, воли и других высших психических функций, как указывал Л.С. Выготский, довольно частое, но не обязательное вторичное осложнение при нарушениях интеллекта. Следовательно, для того чтобы по возможности избежать этого осложнения, нужно осуществлять специальные мероприятия, вести специальную кропотливую работу.
Одной из трудных, но важных задач С.Я. Рубинштейн видит развитие у детей с нарушениями интеллекта высших культурных потребностей. Обратим внимание на то, что эта задача встаёт и при воспитании психически полноценных детей. Для того, чтобы прививаемые взрослыми моральные нормы и нравственные представления стали прочными убеждениями, необходимо, чтобы эти нормы и представления нашли опору в личных духовных потребностях школьника.
При формировании личности нормально развивающихся школьников многое (но далеко не всё) может быть достигнуто за счёт словесных объяснений, ознакомления с эмоционально воздействующими произведениями искусства и т.п. Но, как утверждает С.Я. Рубинштейн, такие пути гораздо менее продуктивны, когда речь идёт о детях с нарушениями интеллектуального развития, т.к. воспитывать, формировать личность умственно отсталого ребёнка значительно труднее. Здесь требуется затрата большего времени и труда. Трудности их воспитания, пишет автор, обусловлены не только недоразвитием мышления, но и дисгармоническим ростом потребностей.
При нормальном развитии личности здорового ребёнка его потребности в условиях правильного воспитания растут и усложняются, образуя сложную, взаимосвязанную иерархию. Не только развиваются и всё более «очеловечиваются» элементарные органические потребности, но формируются и усложняются разнообразные культурные специфически человеческие потребности. Возникают интересы и потребности познавательного характера: ребёнок хочет овладевать знаниями, читать книги, слушать музыку, любоваться природой, произведениями искусства.
С.Я. Рубинштейн показывает, что развитие высших потребностей у детей с нарушениями интеллекта происходит по-другому.
Один из классиков олигофренопедагогики – Э. Сеген – писал, что ребёнок с нарушениями интеллектуального развития, не прошедший школы специального обучения и воспитания, ничего «не знает», «не может» и «не хочет». Как утверждал педагог, он «и знал бы, и мог, если бы только хотел». Т.е. у ребёнка отсутствуют какие-либо стремления, желания, потребности. Характеризуя облик школьников с нарушениями интеллекта, профессор Л.В. Занков также обращает внимание на то, что у многих из них крайне мало развита любознательность, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности.
Как пишет С.Я. Рубинштейн, слабость побуждений детей с нарушениями интеллекта неравномерна. Элементарные органические потребности у большинства детей с интеллектуальными нарушениями совершенно адекватны, и их побудительная сила с годами всё увеличивается.
Больше того, вследствие слабости корковой деятельности либо чрезмерной возбудимости подкорковых образований головного мозга (нередко это встречается в сочетании) у ряда детей, обучающихся во вспомогательных школах, наблюдается повышенная расторможенность влечений. Их аппетит или жажда отличаются неумеренностью и безудержностью; так же безудержны могут быть преждевременно развившиеся (при неблагоприятных условиях) сексуальные устремления. В медицине ещё являются спорными вопросы о том, возникают ли эти последние сами по себе, в результате биологических сдвигов, либо они приобретают неодолимую власть над ребёнком только тогда, когда оказываются кем-то или чем-то преждевременно пробуждены. Но как бы то ни было, формирование личности ребёнка при таком соотношении его познавательных интересов и потребностей, с одной стороны, и элементарных органических побуждений – с другой, представляется делом исключительной трудности.
Даже если не наблюдается расторможенности влечений, а только замедленное и затруднённое развитие духовных потребностей, С.Я. Рубинштейн замечает дисгармоничное развитие потребностей. Именно эта дисгармоничность, иначе говоря, непропорциональное развитие потребностей представляет собой ключ к пониманию особенностей и трудностей развития личности ребёнка с нарушениями интеллекта.
Существенное влияние на развитие личности оказывает формирование её направленности. Понятие «направленность личности» было введено известным советским психологом С.Л. Рубинштейном. Понятие это расшифровывается как характеристика основных интересов, потребностей, склонностей, устремлений человека.
Между названными крайними полюсами направленности существует, считает С.Я. Рубинштейн, множество переходных вариантов. Однако – главным остаётся всё же вопрос о том, чего хочет, к чему стремится юноша или девушка.
Одним из этих факторов является социальная среда, окружающая ребёнка с нарушениями интеллекта. Поэтому одной из важнейших задач, стоящей перед родителями, педагогами и воспитателями, становится ограждение ребёнка от нежелательных примеров общественной жизни (сцен насилия, грабежа, аморального и антисоциального поведения) и, наоборот, демонстрация положительных примеров социального взаимодействия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития устной речи у детей с нарушением интеллекта
Курсовая работа...
Исследование игры как эффективного средства развития познавательных интересов детей с нарушением интеллекта
В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового ...
Особенности сопровождения детей с нарушением интеллекта и ТМНР
Педагогическое сопровождение детей с ментальными нарушениями...
Статья на тему: Особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта
Особенности речевого развития у детей с нарушением интеллекта.Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когн...
ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Семья играет огромную роль в развитии ребёнка с нарушением интеллекта. Огромное значение для поступательного развития общества имеет семья, статус которой во многом определяется уровнем и состоянием д...
Метод арт-терапии в развитии личности у детей с нарушением речи
Статья посвящена актуальному вопросу поиска способов личностного развития детей с ОВЗ, в частности детей с нарушениями речи.В настоящее время значительно возрастает количество детей-логопатов с пробле...
Особенности развития речи у детей с нарушениями слуха
Учитывая важнейшую роль слухового восприятия в формировании речевой деятельности человека, его нарушения ведут к серьезным отклонениям в речевом развитии детей. Воздействия, вызывающие подобные наруше...