ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
статья (4 класс)
Семья играет огромную роль в развитии ребёнка с нарушением интеллекта. Огромное значение для поступательного развития общества имеет семья, статус которой во многом определяется уровнем и состоянием детско-родительских отношений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего взаимодействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья рассматривается как малая социальная группа и имеет две особенности. Во-первых, семья – это саморегулирующая система: микрокультура общения вырабатывается самими членами семьи, что неизбежно сопровождается столкновением разных позиций и возникновением противоречий, которые разрешаются путем взаимного соглашения и уступок, это обеспечивается внутренней культурой моральной и социальной зрелостью членов семьи. Во-вторых, семья существует как санкционированный обществом союз, стабильность которого возможна при взаимодействии с другими социальными институтами: государством, правом, общественным мнением, религией, образованием, культурой. Оказывая внешнее воздействие на семью, они регулируют ее создание и изменение. В рамках этих институтов создаются нормы и санкции, поддерживающие семью [1].
Как малая социальная группа семья представляет собой особого рода
союз между супругами, отличающийся духовной общностью, глубокими доверительными связями. В семье складываются доверительные отношения между родителями и детьми, в силу чего семья называется типичной первичной группой: эти отношения играют фундаментальную роль в формировании природы и идеалов личности; они формируют чувства целостности, стремление членов семьи полностью разделять присущие ей взгляды и ценности. Семья образуется особым образом: на основе взаимных симпатий, духовной близости, любви. Для образования других первичных групп достаточно наличия общих интересов.
Итак, под семьей понимаются межличностные интересы между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, связанными общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Функции семьи − это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах семья выполняла следующие основные функции:
- воспроизводства населения (физическое и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье);
- воспитательная функция – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;
- хозяйственно-бытовая функция − поддержание физического здоровья
членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
- экономическая − получение материальных средств одних членов семьи
для других‚ экономическая поддержка несовершеннолетних нетрудоспособных членов общества;
- сфера первичного социального контроля − моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности‚ а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми представителями старшего и среднего поколений;
- духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
- социально-статусная – предоставление определенного статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
- досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
- эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.
Всестороннее развитие личности, максимальная реализация способностей каждого – главная цель в семейном воспитании. Реализация этой высокой цели предполагается в семье как изначальной ступени становления личности, формирования научного мировоззрения, идейной зрелости, политической культуры. Именно в семье должны закладываться такие качеств, как социальная ответственность, самодисциплина, уважение к закону, развиваться навыки самообслуживания. Перед современной семьей становится задача осуществления комплексного подхода к делу в воспитании [11].
Важность влияния семьи на становление и развитие личности ребенка очевидна. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Каждой семье присущ определенный уровень духовности. Чем выше этот уровень, тем больше оснований для семьи быть сплоченной, развивать способности и интересы, удовлетворять культурные потребности своих членов, успешно воспитывать детей, жить богатой нравственной и эмоционально − эстетической жизнью [2].
Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям». Рассмотрим влияние внутрисемейных отношений на развитие ребенка.
- Семья выступает как основа чувства безопасности. Отношения
привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений − их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Так, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.
- Важными для ребенка становятся модели родительского поведения. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, c которыми они находятся в самом близком контакте.
B этой связи важно отметить, что дети учатся у родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им (готовые рецепты), но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (примера). Наиболее вероятно, что в тех случаях, когда рецепт и пример совпадают, ребенок будет вести себя так же, как и родители.
- Семья имеет большое значение в приобретении ребенком жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме того, с детьми важно много беседовать.
- Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении.
- Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье [4].
Семья для ребенка − это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, − здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий – там он свой.
Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка – это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.
Если в семье нет гармонии чувств, то в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.
Особенность семейного воспитания – органическое слияние со всей жизнедеятельностью растущего человека: включение ребенка во все жизненно важные виды деятельности – интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Причем проходит все этапы: от элементарных попыток до сложнейших социально и личностно-значимых форм поведения.
Главная особенность семейного воспитания в том, что оно эмоционально по своему содержанию и предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Теплота домашнего микроклимата, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулирует ребенка к воспитанию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений [7].
Чтобы семья успешно справилась с воспитанием детей, родители должны знать основные педагогические условия для воспитания ребенка в семье.
Воспитания ребенка с нарушением интеллекта в семье имеет свои особенности, связанные с психофизическими недостатками. Недостаточность интеллектуальной деятельности при олигофрении в той или иной степени сказывается на всех психических процессах, прежде всего познавательных. Замедленно и сужено восприятие, нарушено активное внимание. Запоминание обычно бывает замедленным и непрочным. Словарный запас у детей с нарушением интеллекта беден, речь – с неточным использованием слов, неразвернутыми фразами, обилием штампов, аграмматизмами и дефектами произношения. В эмоциональной сфере отмечается недоразвитие высших эмоций. Поведение таких детей характеризуется отсутствием устойчивых мотиваций, зависимостью от внешней обстановки, случайных воздействий среды, недостаточно подавляемых элементарных инстинктивных потребностей и влечений. Для детей с нарушением интеллекта также весьма характерна сниженная способность прогнозировать последствия поступок.
Для детей с нарушением интеллекта характерны следующие особенности:
- дети испытывают наибольшее затруднения в понимание причинно-следственных отношениях;
- мышление таких детей конкретно, им крайне сложно перенести усвоенный опыт решения задачи в новые условия;
- все виды деятельности и поведения детей с интеллектуальными проблемами обеднены, однообразны, таким детям сложно переключаться с одного вида деятельности на другой;
- наблюдается недоразвитие собственной речи, плохое понимание речи окружающих;
- дети с нарушением интеллекта обучаются медленно, нуждаются в многократном повторении;
- за такими детьми необходим присмотр, так как они зачастую не осмысливают опасность, не могут прогнозировать последствий своих действий;
- дети часто не умеют общаться со сверстниками, их не привлекают к участию в играх, состязаниях. Вся их жизнь сопровождается тяжелым ощущением неполноценности [10].
Для воспитания детей с нарушением интеллекта очень важна семейная атмосфера. Психология семейного воспитания выдвинула представления об оптимальной родительской позиции. Позиция родителей в воспитании оптимальна, если они принимают ребенка таким, каким он есть, тепло относятся к нему, объективно оценивают его и на основе этой оценки строят воспитание; если ни способны изменять методы и формы воздействия в соответствии с изменениями обстоятельств жизни ребенка.
Условия это, прежде всего, та семейная атмосфера, когда каждый из родителей и членов семьи понимают свою ответственность за воспитание детей. Условия правильного семейного воспитания – рационально организованный быт, режим жизни в семье.
Распространенной ошибкой семейного воспитания является внимание родителей только учебному труду детей, недооценка ими бытового труда, участие детей в работах по самообслуживанию. Между тем, как показывает опыт, детей в бытовом, общественно полезном труде необходимо для воспитания многих важных черт характера ребенка [12].
Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребенка в школе. Единые согласованные требования семьи и школы – одно из условий правильного воспитания детей в семье.
Важнейшей основой семьи является супружеская, родительская, сыновняя, дочерняя любовь. Семейные отношения так же должны характеризоваться сердечностью, особой тактичностью, взаимной уступчивостью, стремлением каждого выполнить свои обязанности. Поэтому формы предъявления требований в семье, по выполнению ее членами указанных обязанностей должны быть, как правило, корректными: просьба, намек, предложение о помощи и т.д. По своей сути требования семьи к каждому своему члену в основном сводится к следующему: уважение к семье, ее жизненным планам, почтительное отношение к матери и отцу, наличие потребности выполнять свой долг по отношению к каждому члену семьи, прислушиваться к общему мнению семьи и видеть в семейном коллективе благоприятные условия для развития своей личности.
Таким образом, воспитание ребенка с нарушением интеллекта в семье включает работу родителей по следующим основным направлениям:
- постоянная стимуляция психического развития, соответствующая возрастным и индивидуальным особенностям ребенка;
- создание благоприятных условий для обучения и охранительного режима;
- формирование эмоционально-положительного, предметно-практического и речевого взаимодействия ребенка с родителями.
Все это будет способствовать социальной адаптации ребенка и предупреждению формирования патологического поведенческого стереотипа. Критерием правильного воспитательного подхода может служить состояние психофизиологического комфорта у ребенка и остальных членов семьи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Азаров Ю. П. Семейная педагогика / Ю. П. Азаров. М., 1993.
- Варга А.Я., Смехов В.А. Коррекция взаимоотношений детей и родителей / Вестник МГУ. Психология, 2006, №4.
- Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. 2-е изд., испр. и доп. – М., «Просвещение», 1973.
- Гаврилова Т.П. Семья и формирование личности / Сб. Научн. Тр. АПН СССР, НИИ Педагогики: пор ред. А.А. Бодалева М., НИИ ОП, 2001.
- Гребенников И.В. Основы семейной жизни / И.В. Гребенников. М., 1991.
- Зайцев Д.В. Особенности детско-родительских отношений в современной семье / Психологические основы обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта. Саратов, 2000.
- Литвинова А.В. Родители и дети / А.В. Литвинова. М., 2004.
- Мамайчук И.И., Киреева Л.А. Психолого-педагогическая помощь семье. Л.,2006.
- Обучение и воспитание детей с нарушений интеллекта / под. ред. Б.П. Пузанова. М., 2000.
- Психологические проблемы современной российской семьи: в 2 ч. Ч. 2 / под общ. ред. В.К. Шабельникова, А.Г. Лидерса. М., 2005.
- Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка / Е.Р. Смирнова. Саратов, 2006.
- Соловьева О.В. Теория воспитания в вопросах и ответах [Текст]: учебно-методическое пособие / О. В. Соловьева. Саратов, ИЦ «Наука», 2009.
- Ткачёва В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 2008. №4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития устной речи у детей с нарушением интеллекта
Курсовая работа...
ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Актуальность заключается в том, что особую значимость приобретает изучение особенностей детско-родительских отношений и их влияние на становлении самооценки именно в младшем школьном возрасте, потому ...
Особенности сопровождения детей с нарушением интеллекта и ТМНР
Педагогическое сопровождение детей с ментальными нарушениями...
Статья на тему: Особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта
Особенности речевого развития у детей с нарушением интеллекта.Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когн...
Особенности развития личности у детей с нарушениями интеллекта
В статье рассказывается особенностях, встречающихся в развитии личности детей с нарушением интеллекта....
Курсовая работа по теме: Особенности работы с семьями, воспитывающими детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Курсовая работа по теме:"Особенности работы с семьями, воспитывающими детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"....
ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (из опыта работы)
Аннотация к материалу: развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физи...