Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном языке» для 4 класса
рабочая программа (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_rodnaya_literatura.docx | 35.23 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение на родном языке»
4 КЛАСС
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном языке» представляет собой часть основной образовательной программы начального общего образования МОУ «СОШ №1 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области»
Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке» составляют следующие документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании).
2. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185- ФЗ).
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
Цели и задачи обучения:
Целями предмета на уровне начального общего образования являются:
понимание места и роли литературы на изучаемом языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, среди литератур народов Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей: воспринимать художественную литературу как особый вид искусства (искусство слова);
соотносить произведения словесного творчества с произведениями других видов искусств;
Приоритетной задачей обучения литературному чтению на родном (русском) языке на уровне начального общего образования является формирование читательской компетентности, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В процессе освоения учебного предмета учащиеся к концу 1 класса ученики
к концу 4 класса ученики
НАУЧАТСЯ:
-читать про себя в процессе ознакомительного, просмотрового чтения, выборочного и изучающего чтения;
-определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и ---использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;
-представлять содержание основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия;
-перечислять названия двух-трех детских журналов и пересказывать их основное содержание (на уровне рубрик);
-характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;
-читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них, спокойно воспринимать замечания и критику одноклассников по поводу своей манеры чтения;
-обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;
-ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);
-составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборники произведений;
-делать самостоятельный выбор книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определенную тему);
-высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений и тактично воспринимать мнения одноклассников;
-самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари и справочники разного направления).
УЧАЩИЕСЯ ПОЛУЧАТ ВОЗМОЖНОСТЬ НАУЧИТЬСЯ:
-обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности сказки-цепочки, считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки;
-обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора (рассказ может включать элементы сказки, волшебная сказка – элементы сказки о животных и т. д.);
-понимать, в чем особенность поэтического восприятия мира;
-обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе.
-читать вслух стихотворный и прозаический тексты;
-рассматривать иллюстрации в учебнике, слушать музыкальные произведения, сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
-устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.
-обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
Также в результате изучения предмета ученики приобретут следующие метапредметные результаты:
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
внутренняя позиция на уровне положительного отношения к учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика как ученика, обладающего познавательной активностью, инициативностью;
- понимание ценности нравственных норм, закреплѐнных в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
- внимание к мелодичности народной устной речи (ритмический рисунок, мелодика текста) и изобразительным средствам русского языка (синонимы, антонимы, переносное значение слов);
- чувство сопричастности жизнью своего народа и родины;
- представления об общих нравственных категориях (добре и зле у разных народов),
- ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
- понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
- эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой; - умение оценивать свое отношение к учебе;
Регулятивные:
осознавать цели и задачи раздела курса;
− адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
− объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;
− осуществлять само- и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Познавательные:
выделять существенную информацию из читаемых текстов;
− находить нужную информацию используя словари, помещенные в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
− сравнивать произведения и героев, классифицировать произведения по заданным категориям.
− осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии др.;
− свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
- устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений; устанавливать аналогии.
Коммуникативные:
− адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
− допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
− учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
− формулировать собственное мнение и позицию;
− договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; − строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
− задавать вопросы;
− контролировать действия партнера;
− использовать речь для регуляции своего действия;
− адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 класс
«Россия – наша Родина» (1 часа)
«Фольклор нашего народа» (6 часов)
«Из старинных книг» (3 часов)
«И в шутку и всерьёз» (2 часа)
«О братьях наших меньших» (3 часов)
«Времена года» (2 часа)
2.2.Формы организации учебных занятий
Учебные занятия могут быть организованы в следующих формах:
-урок
- фронтальная работа
- групповая работа
-работа в парах
- индивидуальная работа
- самостоятельная работа
-работа над проектами
- Основные виды учебной деятельности
-чтение литературных произведений
-слушание литературных произведений
-слушание объяснений учителя
- анализ проблемных ситуаций
-слушание и анализ ответов своих одноклассников
- работа с учебником
- просмотр презентаций, учебных фильмов
- составление текстов
- работа со словарями
- работа с Интернет – ресурсам
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ» 4 КЛАСС
( 0, 5 часов в неделю – 17 часов)
№ урока | Тема | Дата проведения | Коррекция | |
План | Факт | |||
Раздел 1. «Россия - наша Родина» (1 час) | ||||
1 | В. Гудимов «Россия, Россия, Россия» К. Бальмонт «Россия». «Стихи о Родине» | |||
Раздел 2. «Фольклор нашего народа» (6 часов) | ||||
2 | Виды устного народного творчества. Былины. | |||
3 | Славянский миф. Особенности мифа | |||
4 | Народные легенды. | |||
5 | Устное народное творчество. «Книги Древней Руси» | |||
6 | Устное народное творчество. Мечты народа в русских народных сказках | |||
7 | Пословицы о Родине, о подвиге, о славе. Творческий проект на тему «Россия-Родина моя» | |||
Раздел 3. «Из старинных книг» (3 часа) | ||||
8 | Л.Н. Толстой. «Два брата» https://www.miloliza.com/sukhomlinskij-rasskazy-i-skazki-dlya-detej/146-sukhomlinskij-chitat/6282-ya-bolshe-ne-budu Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы» | |||
9 | А.И.Куприн «Чудесный доктор» | |||
10 | Д.В.Григорович «Гуттаперчевый мальчик» | |||
Раздел 4. «И в шутку и всерьёз» (2 часа) | ||||
11 | Э. Успенский «Смешные рассказы для детей» М. Дружинина «Бывает и такое!» | |||
12 | М. Зощенко «Великие путешественники» Г. Остер «Истории про детей и взрослых» | |||
Раздел 5. «О братьях наших меньших» (3 часа) | ||||
13 | В.В. Бианки «Сумасшедшая птица» Е.И. Носов. «Хитрюга» | |||
14 | В.П. Астафьев «Зорькина песня» К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Викторина по разделу «О братьях наших меньших» | |||
15 | Г.А. Скребицкий «Кот Иваныч» Ю. Коваль «Недопёсок» | |||
Раздел 6. «Времена года» (2 часа) | ||||
16 | В.В. Бианки «Лесная газета» Рассказы Н.И. Сладкова. «Лес не школа, а всему учит» Литературная гостиная. | |||
17 | И. Анненский. «Снег» М.М. Пришвин. «Рассказы о весне» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» 1-4 класс
При изучении учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» обучающиеся знакомятся с русским фольклором, классическими произведениями, современной детской литературой, читат...
Примерная рабочая программа по предмету Литературному чтению на родном языке 1-4 классы
Владеть родным языком – значит правильное использовать средства языка в разных ситуациях общения, уметь оценивать достоинство и богатство родного языка, понимать его историческую и культур...
Рабочая программа по предмету"Литературное чтение на родном языке", 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету литературное чтение на родном языке 1 класс ТНР вариант 5.1 , 5.2.
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке с общей характеристикой предмета, планируемыми результатами, с содержанием учебного предмета "Литературное чтени...
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном языке» 2 класс
из опыта работы...