Статья "Методы и приемы формирования мотивации на интегрированных уроках математики и окружающего мира".
статья

Танкова Нелли Викторовна

В статье представлен материал из опыта работы по формированию мотивации обучения. В современной ситуации наиболее актуальны интегрированные уроки. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приемы формирования мотивации на интегрированных уроках математики и окружающего мира.

                                                         «Ученик, который  учится без желания, -  это птица без крыльев».  

                                                                                                                                                            Саади

         Мотивация - совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.  

         Педагогическая практика использует различные пути активизации, основной среди них - разнообразие методов и приемов обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях повышают уровень учебной мотивации младших школьников.                                                                                                

          Для формирования полноценной мотивации учения младших школьников важно обеспечить следующие условия:

  1. Обогащать содержание личностно - ориентированным интересным материалом;
  2.  Удовлетворять познавательные запросы и потребности учеников;
  3. Организовать интересное общение детей между собой;
  4. Поощрять выполнение заданий повышенной трудности;
  5. Утверждать гуманное отношение ко всем ученикам - способным, отстающим, безразличным;
  6.  Поддерживать ровный стиль отношений между всеми учениками;
  7. Формировать активную самооценку своих возможностей;
  8. Утверждать стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию;
  9. Использовать эффективную поддержку детских инициатив, ободрять учеников при возникновении у них трудностей;
  10. Воспитывать ответственное отношение к учебному труду заботиться о разнообразии методов и приемов обучения.

     Мотивы: познавательные, коммуникативные, эмоциональные, внешние (поощрения).

Методы формирования мотивации:

 -  Ситуация успеха

- Соревнование

- Метод проектов

- Создание проблемной ситуации

- Отметка (оценка знаний)

- Использование игровых технологий

- Нестандартная форма проведения урока (экскурсия, поход, «своя игра»)

- Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества

- Применение поощрения (наказания)

- Эмоциональная речь учителя (юмор)

- Использование коллективных и групповых форм работы (и детьми, как авторами)

Потребность – “Хочу”,

мотив - “Зачем мне это надо?”, 

цель – “Что для этого надо сделать?” – 

вот путь, по которому ведет педагог-профессионал своего ученика, помогая ему освоить знания.

Приемы мотивации:

  1. Для того чтобы мотивировать ребёнка к учебному процессу, нужно изучение новой темы начинать в необычной форме.

Определение темы по пословице: – Не тот богатырь, что гири подымает, а тот, что врага одолевает.

По подчеркнутым буквам прочли слово БИТВА, подберем синонимы, как еще можно назвать? (битва, сражение, война, бой, побоище).

Отсюда тема урока: Невская битва 1240г. и Ледовое побоище 1242г.

    2.  «Отсроченная отгадка» 

1. В начале урока учитель сообщает удивительный факт или загадывает загадку, отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе с новым материалом.
2. Загадка или удивительный факт сообщается учащимся в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

КНЕХТЫ – кто это?

  • 1. Наемный пехотинец незнатного происхождения
  • 2. Швартовые металлические тумбы на причале и на корабле
  • 3. Крепостной в средневековой Германии
  • 4. Прибалтийский батрак, безземельный крестьянин во времена Российской Империи

Дети высказывают свои предположения. В ходе урока выясняется, что это наемный пехотинец незнатного происхождения.

3.Можно использовать прием кроссворда - кейворда:

   https://s9.stc.all.kpcdn.net/share/i/4/592025/wx1080.jpg

4. «Привлекательная цель»

При изучении темы: «Свойства воды» задаем вопрос детям: Почему зимой во время сильных морозов лопаются водопроводные трубы?

5. «Прогнозирование»

  Послушайте название темы: Экологические проблемы зоны лесов.

Попробуйте определить эти проблемы:

1.

2.

3.

4.

и т.д.

Используем интеграцию уроков окружающего мира и математики. Перед вами задача:

Из 250 000 видов растений Земли 1/10 часть находится под угрозой исчезновения. Сколько видов растений находится на грани исчезновения?

6. «Оратор» 

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение данной темы  или посещение данной экскурсии просто необходимо.

7. «Автор» 

Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения данной темы?

8. «Профессионал» 

Исходя из будущей профессии ПЕКАРЬ, зачем нужно изучение  темы: «Меры веса» и «Доли»?

9. «Лови ошибку»

Объясняя материал, намеренно допускаю ошибки: На территории страны  8  природных зон. Самая северная – субтропики, самая большая – зона степей. Холодная пустыня и жаркая тундра.

10.«Посмотри на мир чужими глазами»

Тема: «Круговорот воды в природе»

Представь себя снежинкой и опиши все события, происходящие с тобой.

11.  «Своя опора»

Составить собственную опорную схему, алгоритм, памятку:

12. «Свои примеры»

Сочинение своих идей, задач:

Гренландский кит весит 150 т, а вес индийского слона составляет 1/30 часть его веса. Сколько весит индийский слон?

13. «Карта моей активности» 

«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный

«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный

«| »  - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный

«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный

«0» - не ответил.

Помогает объективно оценить свою активность и качество работы.

14. Конкурс «Ученик года»

 

C:\Users\Алекса\Desktop\105___01\IMG_1253.JPG

15.  «Ситуация успеха»

  - коллекция лучших рисунков в классе

 - участие в различных конкурсах и выступлениях

         Но ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему урока . Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать.

       

  «Посредственный учитель излагает.

Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает.

Великий учитель вдохновляет!!!»
                                           Уильям Уорд

(британский политик и яхтсмен, бронзовый призёр летних Олимпийских игр 1908г.)

                                                                                                                       Танкова Нелли Викторовна   2020г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики и окружающего мира во 2 классе

Тема: «Закрепление приемов устного и письменного сложения и вычитания чисел».Тема «Небесные тела»....

Презентация к интегрированному уроку математики и окружающего мира во 2 классе. " Устное сложение и вычитание в пределах 100". Обобщающий урок"Осенняя прогулка

Презентация к интегрированному уроку математики и окружающего мира во 2 классе. " Устное сложение и вычитание в пределах 100". Обобщающий урок"Осенняя прогулка...

Презентация "Методы и приемы формирования мотивации на интегрированных уроках математики и окружающего мира".

К статье "Методы и приемы формирования мотивации на интегрированных уроках математики и окружающего мира" одноименная презентация....

Интегрированный урок математики с окружающим миров "Морские обитатели в царстве математики"

Предлагаю вашему вниманию открытый урок математики, интегрированный с окружающим миром "Морские обитатели в царстве математики", для второго класса.Цели:- повторить изученные приёмы выч...

Конспект интегрированного урока математики и окружающего мира для 4 класса «Устные и письменные приемы вычисления. Актуализация знаний. 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне посвящается»

Совершенствование работы по формированию у обучающихся вычислительных навыков при повторении темы «Устные и письменные приемы вычислений »Патриотическое воспитание обучающихся, привитие ин...