"Тайны зимнего леса". Развивающее занятие.
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Халиуллина Алсу Юнусовна

Развивающее занятие для начальных классов (для детей ОВЗ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тайны зимнего леса.22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Тайны зимнего леса

Цель: наблюдение за сезонными изменениями в жизни животных и птиц. 

Оборудование к занятию: лист А3, вырезки с изображениями диких зверей и птиц, гуашь,  кисти, баночка с водой, пластилин.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! 

-Ребята, мы сегодня с вами на уроке отправимся в зимний лес.

Вы успели еще побывать в зимнем лесу? ответы

-Кого вы там увидели? Кого можно встретить в зимнем лесу?

- А если эти звери нам на встречу попадутся вы не испугаетесь?

- Посмотрите, какой красивый лес! Всё засыпано снегом. Лес как будто спит под пуховым одеялом. Может быть, в лесу никого нет? Исчезли все звери и птицы. 

Ответы

- На самом деле они не исчезли. Звери очень пугливы, и поэтому в лесу надо вести себя осторожно и тихо, чтобы не потревожить его жителей.

-Наша сегодняшняя задача встретить этих животных, которые спрятались.

-Как мы их можем найти? По следам.

Нам остается отгадать чьи же там следы.

Ребята, давайте мы сначала с вами изобразим зимний лес.

Для этого нам понадобится лист, гуашь, кисть.

2. Виртуальное путешествие по следам животных.

- Смотрите! Вот и чьи-то следы!

Чьи же это следы.

Отгадайте загадку и мы с вами узнаем чьи это следы.

Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой, 
Хвост пушистый и большой.

 Говорят, она хитра,

Кур уносит со двора.

Но зато красавица –

Всем ребятам нравится! 

Лиса

(Это следы лисицы).

Рисуем следы лисицы

- У лисички шубка золотистая, густая и пушистая, а лапки как бы в валенках. Поэтому плутовка не боится даже самых трескучих морозов. Зима - самое тяжелое время для лисы. Добывать пищу зимой очень трудно. Долго приходится рыскать по полю, чтобы поймать мышей. Но слух у лисы отличный. За много метров слышит она, как под снегом пищат мыши. Вот и мышкует пока не насытится.

- А вот еще кто-то наследил. Чьи же это следы, отгадайте загадку.

Прыгун-трусишка:

Хвост-коротышка,

Глазки с косинкой,

Ушки вдоль спинки,

Одежка в два цвета –

На зиму, на лето.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

(Заяц )

Это заяц-беляк. Он приспособился к жизни в зимнем лесу по своему. Заяц к зиме меняет серый мех на белый . Белая шкурка помогает спасаться от врагов. Бежит заяц, петляет, запутывает свои следы. Но если уж настигает его враг, то он будет защищаться, отбиваться лапами, кусаться.

Рисуем следы зайца

- А здесь лежат пустые шишки, шелуха.

С ветки на ветку,

Быстрый, как мяч,

Скачет по лесу

Рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол

И в дупло убежал.

(Белка)

Такой след оставляет после себя белка! Она искала в шишках семена, которыми питается.  Помимо семян еще питается ягодами, грибами, плодами деревьев и кустарников, которых очень много заготавливает с осени. К зиме белка утепляет своё гнездо, которое служит ей надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. А строит она его в развилках веток или в дуплах деревьев. В дупле у белки сухо, тепло. Забирается белка в дупло, сворачивается клубочком и закрывает хвостом носик.  Когда очень холодно, белка не выходит из дупла. От врагов защищается: быстро лазит по деревьям, прыгает с дерева на дерева, питается на стволе дерева.

-Очень сильный и высокий

По колено снег глубокий.

Не олень, но он рогатый,

Все зовут его сохатый.

(Лось)

- Лось использует снег как защиту от холода. Их лежка – яма в снегу, по форме напоминает корыто. Зимой лоси собираются в группы, и если на лося нападают, то лось одним ударом может убить врага.

Рисуем следы Лося

Не поет она - стрекочет,

Обратить вниманье хочет.

Меньше, чем вороны рост,

Очень длинный черный хвост,

В черном вся, но белобока,

Это модница - ...

(Сорока)

Рисуем следы сороки.

- Зимний лес. Кажется, что он уснул. Но это только кажется. Жизнь леса продолжается. И это благодаря птицам – их голосам, деятельности. Королёк, тетерев, снегирь, дятел, синица,– вот те пернатые жители леса, которых можно встретить зимой.  Кора дерева, мох – именно тут добывают корм птички. Не страшен  им и холод. Нахохлившись, сидят птицы на безлистных ветвях деревьев, переговариваются друг с другом. Особенно интересна зимовка тетерева. В сильные морозы он прячется в сугробы. Интересно это наблюдать. С дерева птица падает в сугроб, пробивая его верхний слой. Помогая себе крыльями, тетерев добирается до рыхлого снега. Это его убежище. Не страшна тетеревам и метель – несколько дней могут находиться под снежными заносами птицы.

3. Практическая часть. Лепка.

- Ребята, а теперь давайте деревья мы с вами сделаем из пластилина.

Какой цвет нам понадобится?

Ответы детей

Начали!

Молодцы, ребята. А сейчас мы с вами приклеим вырезки с изображениями диких зверей и птиц к их следам.

 4. Итог занятия.

- Итак, теперь мы знаем, что тишину зимнего леса нельзя назвать «мертвой». Хоть лес и кажется заколдованным и спящим, в нем всё же кипит жизнь. Только прислушайтесь… Присмотритесь к следам…

Доп. Материал.

 - Некоторые животные не запасают корм на зиму – это еж, медведь, барсук. Они проводят время в глубоком снегу. Жир зверей – запас пищи, он лежит под кожей, и когда зверь не ест, проникает в кровь, а та разносит пищу по всем органам.

-До свидания!

Источники:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие «СТАРОЕ И МОЛОДОЕ ДЕРЕВО В ЗИМНЕМ ЛЕСУ

Интегрированное занятие по изобразительной деятельности и ритмопластике "СТАРОЕ И МОЛОДОЕ ДЕРЕВО В ЗИМНЕМ ЛЕСУ", по экспериментальной программе Н.А.Горяевой "Первые шаги в мире искусства"....

Коррекционно-развивающее занятие "Тайны памяти"

Коррекционно-развивающее занятие для младших школьников по развитию памяти....

Урок окружающего мира "ТАЙНЫ ЗИМНЕГО ЛЕСА"

Конспект урока окружающего мира в 1 классе....

Логопедическое занятие на лексическую тему "Путешествие в зимнем лесу".

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия комбинированного типа с учащимися 4 класса (VI и VII вид)....

Презентация к открытому логопедическому занятию на тему "Путешествие в зимнем лесу"

Презентация к открытому логопедическому занятию на тему "Путешествие в зимнем лесу"....

Конспект интегрированного занятия «Обитатели зимнего леса» с использованием метода игрового моделирования

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя ГПД. Занятие проводилось в 1 классе (VIII вид 1 вариант)На занятии использовалась мультимедийная презентация, что позволило сделать зан...

Занятие по РСВ и ФП по теме:" В зимнем лесу"

Занятие может использоваться учителями индивидуальной работы, воспитателями коррекционных учреждений 1 и 2 вида. Конспект занятия направлен на активизацию словаря по теме "Зима", на обогащение знаний ...