Урок окружающего мира "ТАЙНЫ ЗИМНЕГО ЛЕСА"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Конспект урока окружающего мира в 1 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_okruzhayushchemu_miru.odt | 24.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 1 классе.
«Тайны зимнего леса».
/Звучит отрывок из муз. произведение П.И.Чайковского «Времена года»./
1.Организационный момент.
Учитель: Пожалуйста встаньте, улыбнитесь друг другу, протяните руки.
Представьте, что сейчас пошёл снег, ощутите на ладонях пушинки-снежинки, покружитесь.
Это подарок, который делает нам природа.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом -
Все покрылось серебром.
Это ...( Зима.).
2.Актуализация знаний и постановка проблемы.
Учитель: Сейчас прозвучит музыка Петра Ильича Чайковского .
Вы послушаете и скажите:
-Знакома ли она вам?
-Какое настроение она у вас вызывает?
/Звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс снежных хлопьев»./
Учитель: Какие картины возникли в вашем воображении? Что вам представилось?
Действительно, это «Вальс снежных хлопьев» композитора ...(П.И.Чайковского)
Учитель:
Зимний лес стоит печальный.
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входи,
Тайны леса разбуди.
Учитель: А вы хотите узнать, какие тайны скрывает зимний лес?
Тогда давайте превратимся в учёных исследователей и попробуем разгадать эти тайны.
А теперь попробуйте назвать тему нашего урока. (Зимний лес)
Тема нашего урока «Тайны зимнего леса».
3.Повторение изученного.
Учитель:
На каждом шагу лес загадывает загадки, а ты идёшь и стараешься их разгадать.
Послушайте загадку.
Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Это...(сорока).
Сорока:
Тра-та-та-та-та.
Я, сророка-белобока, везде летаю, много знаю
И хочу вам о погоде рассказать.
(Например:сегодня ясно, морозно, ветра нет, падает снежок.)
О погоде я вам рассказала, теперь дальше полетела.
Тра-та-та-та-та.
Учитель: Спасибо.
Дети, какие изменения происходят в неживой природе зимой? (Становится холоднее, осадки выпадают в виде снега, дни становятся короче, а ночи-длиннее...)
Назовите самое главное отличие зимы от других времён года...(наступление холода , морозы).
Учитель:Боитесь ли вы мороза?
Давайте представим себе, что мы надеваем шапки, шубки, валенки, рукавички, с собой возьмём санки, лыжи, коньки, а снежки мы слепим в лесу.
/Звучит музыка. Дети становятся в круг.)
Физкультминутка «Зимние забавы».
4.Совместное открытие новых знаний.
Учитель:
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.
Учитель: Пушистое белое одеяло укрыло от стужи и лес, и его обитателей. Как будто тайна какая-то скрывается. Приподнимем его незаметно, чтобы не спугнуть, не нарушить покой лесных жителей., чтобы захотел зимний лес раскрыть нам свои тайны.
Учитель: Послушайте музыкальное произведение
/Звучит музыка Н.Рябикова «Медведь» ./
Учитель: О какой-то тайне поведала нам музыка. Наверное, она рассказала нам о каком-то лесном жителе?
Это...(медведь).
(Музыка медленная, в низком регистре, неторопливая, тяжёлая, громкая...).
Учитель: Почему медведь зимой спит? Об этом нам расскажет песня.
/Инсценированная песня «Почему медведь зимой спит?»/
Учитель: Дети, это песня-шутка. А как бывает на самом деле, вы сейчас узнаете.
Учитель: Дети, медведь к зиме совсем не готовился? Лежит он в своей берлоге и сосёт лапу? Чем же он питается зимой? (Медведь к зиме готовился.)
Он наедается ещё задолго до наступления зимы : медведь любит ягоды...
Залегает он в берлогу на полгода. Всю зиму он живёт за счёт своего накопленного жира.
Зимой у медведицы появляются медвежата. Они слепые и очень маленькие, как два наших кулачка.
Т-сс, не будем будить мишку, пусть спит до весны.
Учитель: Ребята, многих лесных жителей, кого не сморил долгий зимний сон, можно увидеть около рябинки.
Хотите увидеть ягоды в зимнем лесу, ищите рябину. Её красные гроздья видны издалека.
Сейчас вы узнаете, кто из лесных жителей может полакомиться ягодами рябины зимой.
Музыкальная загадка /Звучит отрывок. Римский-Корсаков «Сказка о царе салтане...»/
Учитель: О каком лесном жителе нам рассказала музыка? ( Это белочка.)
Учитель: Давайте узнаем, где белочка живёт и как зимует.
Белочка (ученица) :
На сучки, как на гвоздочки,
Белка вешает грибочки,
Сушит ягоды рябины,
Ежевики и малины.
Носит жёлуди, орешки.
Разбирает всё без спешки.
Вот закончила запас
И в дупло скосила глаз.
Чтобы было в нём тепло,
Пухом выстлала его.
Зиму жить ей поживать,
Никаких забот не знать!
Учитель: Белка прячется от врагов и от холода в своём дупле (гнезде). Иногда ей приходится не выходить из гнезда несколько дней.
Некоторые животные линяют — меняют летнюю шубку на зимнюю тёплую и цвет шубки меняется. Зимой у белочки шерсть стала серой. Учитель: Среди стволов деревьев она не так заметна.
Чем белки питаются зимой? (Орехами, грибами, ягодами...)
Белка припасла орешки, жёлуди, ягоды, вот и достаёт их зимой из кладовых, а ещё рябинкой лакомится.
Послушайте загадку и вы узнаете, кого ещё рябинка кормит зимой.
Учитель:
Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык. (Заяц.)
Зайчик (ученик):
До чего хорош денёк
И мягка полянка,
Что со всех зайчиных ног
Расплясался зайка.
Учитель: В лесу живут весёлые зайчики и зовут их Весёлые музыканты.
Физкультминутка «Весёлый музыкант».
Учитель: Вот какие весёлые зайчики. Им и мороз не страшен, шубка к зиме тёплой стала.
А окраска шерсти изменилась? (Стала белой.) Это помогает ему от врагов прятаться.
Чем питается зимой заяц? (Веточками, корой, ягодами...)
А ягод зимой много? (Ягод зимой мало...)
Трудно или легко зайчику зимой? (Ему трудно...)
Ягоды рябины его тоже выручают. Интересно, как он их достаёт? Ему помогает птичка, которая ест семена рябины(серцевинку), а остатки ягод падают на снег.
Послушайте загадку об этой птичке.
Учитель:
Не боится он простуды, северянин красногрудый.
Выпал снег, а он опять прилетел к нам зимовать. (Снегирь.)
Снегирь (ученик) :
Пусть, я, птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода-
Прямо с Севера сюда.
Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой.
/Звучит пение снегиря./
Учитель:
Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей.
Прилетели, прилетели,
Стайку встретили метели!
А Мороз Красный нос
Им рябинки принёс.
Хорошо подсластил
Зимним вечером поздним
Ярко-алые грозди.
4. Итог урока.
Учитель: В народе говорят: большой урожай рябины — будет морозная зима. А в этом году рябины много?
Как вы думаете, лесным жителям трудно зимой? Как мы им можем помочь?
Учитель: Много тайн скрывает зимний лес, даже есть музыкальные тайны, но многие из них мы уже разгадали, значит, вы все хорошие, внимательные, настоящие исследователи.
Наша природа открывает свои тайны только тем, кто любит её, заботится о ней.
Учитель:Так давайте же возьмёмся за руки — человек и природа, будем дружить, бережно относиться друг к другу.
/Звучит отрывок из муз. произведение П.И.Чайковского «Времена года»./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Животные леса"
Цель:создать условия на уроке по восприятию, усвоению и закреплению знаний о животных леса, систематизировать знания детей о жизни леса и его обитателях, уточнить знания учащихся об основных качествах...
Конспект урока окружающего мира "Экосистема леса" 3 класс
Урок разработан по учебнику А.А.Вахрушева и содержит технологическую карту , иллюстрации слайдов, прописаны УУД....
Урок окружающего мира "Жизнь леса. Природное сообщество-лес"
Методическая разработка открытого урока по окружающему миру (4 класс)...
Презентация к уроку окружающего мира "Этажи леса".
Материал презентации разработан на произведении Ю.Дмитриева "Что такое лес"....
Урок окружающего мира "Животные леса"
Урок окружающего мира "Животные леса"...
Урок окружающего мира "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"
Материал открытого урока окружающего мира (4 класс. УМК "Школа России")...
Презентация к уроку окружающий мир Виды леса
Презентация содержит 17 слайдов к уроку окружающий мир 3 класс система Л.В.Занкова, в том числе и тест....