Система работы воспитателя по формированию межличностных отношений между учащимися в условиях группы продленного дня
методическая разработка (3 класс)
В современной ситуации прогрессивных изменений в образовательном процессе проблема формирования межличностных отношений обучающихся в младшей школе рассматривается в педагогической теории и образовательной практике как одна из самых актуальных. В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска и применения различных форм, средств и методов формирования межличностных отношений в младшем школьном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_vospitatelya_uoso.docx | 26.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы воспитателя
по формированию межличностных отношений
между учащимися в условиях группы продленного дня
«Теперь, когда мы научились летать по воздуху,
как птицы, плавать под водой, как рыбы,
нам не хватает только одного:
научиться жить на земле, как люди».
Бернард Шоу
.
В современной ситуации прогрессивных изменений в образовательном процессе проблема формирования межличностных отношений обучающихся в младшей школе рассматривается в педагогической теории и образовательной практике как одна из самых актуальных. В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска и применения различных форм, средств и методов формирования межличностных отношений в младшем школьном возрасте.
Содержанием межличностных отношений являются чувства, симпатии, антипатии, ценности, т. е. все, что связано с проявлением личности и личных интересов. Но этого мало: межличностные отношения существуют только тогда, когда личные позиции и чувства взаимно интересуют членов коллектива, когда, помимо желания говорить о своих чувствах, есть еще желание выслушать партнера, интерес к его собственным мнениям и чувствам. Межличностные отношения — это именно взаимоотношения.
Иными словами, содержанием общения выступает взаимный интерес к чувствам, личным особенностям, мнениям и желаниям членов коллектива, готовность говорить о своих собственных чувствах.
Межличностные отношения базируются на взаимном интересе, симпатиях или антипатиях. Без этого интереса, в ситуации, когда собеседник глубоко безразличен, ни о каких межличностных отношениях не может быть и речи. В отсутствии фундамента, основы любая конструкция рано или поздно рушится.
ИСТОЧНИКИ НЕУВЕРЕННОСТИ
В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Каждый человек хотя бы раз в жизни чувствовал себя неуверенно, скованно, а дети себя неуверенно чувствуют очень часто. Большинству людей знакомо чувство скованности и застенчивости, некоторых эти чувства преследуют постоянно.
В то же время практически все могут вспомнить и назвать знакомого им человека, который, как кажется, никогда не теряется и не смущается даже в самых трудных житейских ситуациях. Люди совершенно очевидно различаются по уровню уверенности в себе, как и по многим другим психологическим качествам. Это естественно, и никто не станет этого оспаривать. Никто также не будет спорить с тем, что в небольших дозах и в определенных ситуациях неуверенность повредить не может.
Люди, дети всегда чувствуют себя неуверенно, оказавшись в незнакомой ситуации, при необходимости решить очень сложную непривычную задачу, при резкой смене условий жизни, коллектива и т. д. Проблема возникает тогда, когда ситуативная неуверенность перерастает в неуверенность стабильную, личностную, а это мешает человеку жить, становится причиной постоянной тревожности и беспокойства.
В ЧЕМ И КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ
В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Неуверенность в межличностных отношениях мешает людям заводить новые знакомства, постепенно приводит к формализации отношений, к тому, что жизнь становится скучна и бедна эмоциями, а вокруг человека возникает своеобразный «вакуум отношений». В такой вакуум очень часто попадают дети. Ребенок начинает чувствовать себя одиноким, покинутым, конфликтует с коллективом. Он думает, что никому он не интересен, что всем безразличен и т. д. Такие мысли не проходят бесследно.
Вообще, потребность быть любимым, принадлежать к группе относится, по мнению американского психолога Абрахама Мас-лоу, к числу основных потребностей, присущих каждому человеку. То есть у каждого в той или иной мере существует потребность, нужда в межличностных отношениях, они нужны всем людям так же, как нужны каждому в отдельности.
Отчего же люди сами ограничивают себя в межличностных отношениях?
1) Социальный страх
Точнее говоря — страх быть отвергнутым или высмеянным. Многие даже не предпринимают попыток сближения с другими людьми, поскольку убеждены, что ничего хорошего эти попытки не принесут — что безусловно будет получен отказ, что «надо мной только посмеются», что «меня никто всерьез никогда не примет».
2) Заниженная самооценка
Очень часто причиной, препятствующей развитию межличностных отношений, становятся ошибочные представления о себе самом.
4) Излишнее стремление «соблюдать приличия»
«А что обо мне подумают люди?» — вопрос, который многим мешает проявлять себя хоть в каких-нибудь формах.
5) Отсутствие навыков выражения чувств
Ну и наконец: некоторые люди оказываются в изоляции из-за элементарного отсутствия навыков личностно окрашенного взаимодействия. Человек не может быть обучен тому, чего он никогда не видел, чему его никто не учил, чему он не учился сам. Даже элементарному умению говорить о своих чувствах, проявлять свой интерес, свою злость или любовь нужно научиться. Это не так уж и сложно, но в случае отсутствия соответствующих навыков требует некоторого времени для тренировки.
Итак, существование межличностных отношений обеспечивает вполне определенные навыки. Помимо навыков общения, которые нужны в абсолютно любой ситуации, например, навыков установления контакта или умения вызвать симпатию, здесь нужны и специфические способности. В первую очередь нужно уметь говорить об очень тонкой материи — о своих желаниях и чувствах, уметь слушать и понимать другого человека, видеть, какие чувства он сам испытывает и как к вам относится. Это и есть базовый, самый существенный навык, необходимый в сфере межличностных отношений.
Для развития способности у учащихся адекватно и полно познавать себя и других людей необходимо познакомить детей с понятием «толерантность», тем более, что эта черта характера принадлежит нашей нации, постоянно на слуху. Есть много объяснений слову «толерантность», вот одно из основных – термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми (сострадание, уважение достоинства, сотрудничество, уважение прав других, милосердие, прощение, принятие другого таким, какой он есть).
Можно предложить для слушания и обсуждения детям стихотворение «Сказочка о счастье», игру «Волшебная рука» - дети обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальчиках хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе.
Хотелось бы напомнить, что 16 ноября – Международный день толерантности. Откуда же пошел термин «толерантность»? На рубеже 18-19 веков жил во Франции некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике 17) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
Также следует большое внимание уделять навыкам предупреждения конфликтных ситуаций, методам разрешения конфликта. Детей можно познакомить со специальными правилами предупреждения конфликтов:
- не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком;
- прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметить заслуги человека, его хорошие дела;
- постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь «встать на его место»;
- не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу;
- умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок.
Для того, чтобы меньше было конфликтов, необходимо детям ввести понятие характера, учить распознавать в своем характере отрицательные и положительные черты.
-Как вы будете вводить это понятие? (Зеркало; смотрите в зеркало. Что видите? Что еще можно увидеть? Можно ли увидеть настроение, привычки? Привычка крутить головой – невнимательный, испачканный рот – не очень аккуратный и т.д.)
Ну, и, конечно же, необходимым условием межличностных отношений является умение общаться. Детей нужно учить взаимодействовать – обмениваться информацией, чувствами, опытом, деятельностью, умениями и навыками.
Интерактивные методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации.
Упражнение «Контакт с группой»
Материалы Не требуется.
Время Упражнение — 7 мин., обсуждение — 5-7 мин. на каждого участника.
Инструкция
Ваша задача состоит в том, чтобы обратиться ко всем здесь присутствующим с коротким сообщением о себе. В этом сообщении вы расскажете о том, что вы любите, охотно делаете, о своем хобби, актуальных интересах и занятиях.
Для начала поздоровайтесь, сделайте группе один общий комплимент, а затем начинайте говорить.
Если будете чувствовать, что слов не хватает, то снова делайте комплимент группе. Постарайтесь вести себя так, как ведет себя человек с близкими знакомыми. Улыбайтесь и иногда смотрите в глаза кому-нибудь из членов группы.
Обсуждение «Что в прозвучавшем сообщении было интересно? В какой момент сообщение привлекло ваше внимание?»
Комментарии
Если при выполнении упражнения возникают трудности, то участнику можно предложить повернуться спиной к аудитории, можно предложить ему стать на стул, а всем присутствующим сесть на пол.
Метод «Подари цветок»
Назначение метода – создание благоприятной атмосферы, развитие коммуникативных навыков, оперативное включение в деятельность.
Требования к реализации метода:
- Оптимальное количество участников – до 30 человек.
- Необходимое оборудование: один живой или искусственный цветок.
- Время реализации метода – до 10 минут.
Порядок реализации метода:
- Педагог называет метод и поясняет порядок его реализации: кому-то из участников я сейчас подарю цветок, объяснив, почему я это делаю; в свою очередь этому участнику необходимо подарить цветок кому-либо из присутствующих в аудитории, пояснив мотивацию дарения цветка.
- Педагог дарит цветок одному из участников и объясняет, почему он это делает. Затем участники дарят цветок дальше, объясняя свою мотивацию преподнесения цветка.
Примечания: цветок могут дарить одним и тем же участникам несколько раз. Реализация метода завершается тогда, когда цветок побывал у многих участников.
Игра «Отрицательный герой».
Цель: развитие социального интеллекта, ассертивности, воображения.
Ход игры: участники делятся на четыре группы. Каждой группе предлагаются на выбор по одному отрицательному герою: Шапокляк, Кощей-Бессмертный, Волк из Красной Шапочки, Снежная королева (Баба Яга, Змей Горыныч). Каждой группе необходимо назвать как минимум три черты характера, за которые этого героя можно уважать, ценить, хотеть с ним общаться.
Обсуждение.
Упражнение «Найди лучшее»
Материалы Время Инструкция Обсуждение | Не требуется. Упражнение — 20-25 мин., обсуждение — 5—7 мин. на каждого участника. «Посмотрите на других участников группы, найдите что-либо, что вам нравится в поведении одного из них. Скажите ему следующую фразу: У тебя лучше, чем у меня получается... У тебя так же хорошо, как и у меня, получается... «Что вы чувствовали, когда слышали, что некоторые вещи вам удаются лучше, чем другим людям? Насколько трудно было вам определить, что конкретно вам нравится в других людях?» |
Комментарии
В группах с высоким уровнем неуверенности в себе это упражнение можно провести на карточках. Участники просто пишут свои фразы на карточках и передают их адресату либо сами, либо при посредничестве воспитателя.
Можно заметить, что комплименты «ходят парами». Тот, кто получил комплимент, тут же пытается сделать комплимент его «автору». Из этого можно сделать вывод (если группа его сама не сделает), что симпатия, если она проявляется открыто, обычно взаимна.
- Упражнение «Ассоциации».
Участники группы ходят по комнате. По команде ведущего, встречаясь с партнером, нужно сказать, с каким предметом мебели, животным, растением, сказочным героем, посудой и т.д. (в зависимости от задания) данный человек ассоциируется, и выслушать его ассоциации.
- Упражнение «Ёлка».
Один человек из группы становится новогодней елкой. Остальные за одну минуту должны украсить его при помощи подручных средств.
- Упражнение «Угадай человека».
Цель: развитие представления человека о том, что о нем думают другие, на развитие рефлексии и понимания в группе.
Участники разделяются на две команды, каждая из которых получает лист с набором эпитетов, недостающие команда может добавить.
По секрету команде сообщается имя человека из другой команды, которого они должны охарактеризовать, использовав всего три слова из предложенного списка, а другая команда должна угадать имя по этой более чем краткой характеристике. Если не получается, можно запросить еще одно-два слова. Обычно угадывают по трем-четырем.
В конце игры ведущий спрашивает человека, имя которого отгадывали, какие характеристики, данные ему товарищами, оказались для него неожиданными, с чем он согласен, с чем не согласен.
сильный | трусливый | неряха |
смелый | активный | эгоист |
весёлый | печальный | ласковый |
ленивый | пассивный | талантливый |
хитрый | преданный | вежливый |
прожорливый | грубый | общительный |
обаятельный | милый | замкнутый |
нежный | красивый | любознательный |
остроумный | рассудительный | безрассудный |
ехидный | осторожный | непосредственный |
жадный | мудрый | чистюля |
бесчувственный | льстивый | «себе на уме» |
безжалостный | наглый | расчётливый |
интеллектуальный | надёжный | эстет |
фантазёр | подлиза | справедливый |
шустрый | щедрый | прикольный |
Сочинение на тему «Я – подарок для человечества». Время – 5 минут. Затем сочинения зачитываются по желанию участников.
Обсуждение.
Рефлексия. По кругу необходимо закончить предложение: «Откровенно говоря, сегодня…». В конце круга – аплодисменты. Упражнения проводятся с мячом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Блонский П. П. Психология младшего школьника. – М.: Просвещение, 1997. – 185 с.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1969. – 296 с.
- Возрастная и педагогическая психология: Уч. пособ. для студ. пед. ин-тов по спец. №2121 «Педагогика и методика начального обучения» / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; под общ. ред. М. В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
- Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология. В 2-х частях: От младшего школьного возраста до юношества: Уч. пособ. для студентов вузов, обуч. по пед. спец. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 343 с.
- Коломинский Я. Л. Социальная психология школьного класса: Науч.-метод. пособ. для педагогов и психологов. – Минск: ФУА информ, 2003. – 312 с.
- Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ. вузов: 4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 1999. – 456 с.
- Немов Р. С. Психология: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. / Кн. 1. Общие основы психологии. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 688 с.
- Психическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1990. – 264 с.
- Психология развития: Учеб. для студ. высш. пед. и психол. уч. заведений / Г. М. Марютина, Т. Г. Стефаненко, К. Н. Поливанова и др.; под ред. Т. Д. Марцинковской. – М.: Академия, 2001. – 352 с.
- Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А. А. Реана. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с.
- Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социально-педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2000. – 212 с.
- Сапагова Е. Е. Психология развития человека: Учеб. пособ. – М.: Аспект-пресс, 2001. – 460 с.
- Сироткин Л. Ю., Хузиахметов А. И. Младший школьник, его развитие и воспитание. – Казань: Казань, 1998. – 312 с.
- Столяренко Л. Д. Основы психологии: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. заведений. – Ростов-н/Д: Феникс, 1997. – 736 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие креативного мышления ребенка в условиях группы продленного дня.
Организация жизни и деятельности в группе продленного дня, создание воспитывающей среды, способствующей л...
Воспитательная работа по коррекции поведения мальчиков в условиях группы продленного дня
Наверное, в каждом классе встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться правилам поведения. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, ...
Воспитательная работа по коррекции поведения мальчиков в условиях группы продленного дня
Наверное, в каждом классе встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться правилам поведения. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, ...
Система работы по разрешению межличностных конфликтов как условие формирования опыта взаимоотношений младших школьников
В данном опыте представлено описание работы по разрешению межличностных конфликтов между одноклассниками и отдельными группами детей....
Формирование детского коллектива в условиях группы продленного дня
Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности, направленн...
Использование современных форм, методов и приемов работы, как средство формирования читательской грамотности учащихся в условиях группы продленного дня
Воспитание интереса к книге, является одним из направлений моей воспитательной работы в ГПД. Т.К. одной из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Основы ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ РАБОТЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ учащихся В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
В статье говорится от использовании современных форм, методов и приемов работы направленных на формирование читательской грамотности учащихся, посещающих ГПД....