Внеурочный (коррекционный) курс "РИТМИКА"
рабочая программа по физкультуре

Елена Александровна Гусаренко

Характерные для детей с трудностями в обучении особенности нервно-психического склада, своеобразие деятельности, поведения и личностных реакций, эмоционально-волевая незрелость хорошо поддаются коррекции на уроках ритмики. Специфические средства воздействия на обучающихся, свойственные ритмике, способствуют общему разностороннему развитию школьников, преодолению отклонений в психическом и физическом развитии.

            Содержание работы на уроках ритмики – музыкально-ритмическая деятельность обучающихся. Основными задачами уроков являются: приобщение детей к музыке, обучение их воспринимать на слух, различать и понимать такие специфические средства музыкального «языка», как звуковысотность, ладовая окрашенность, метроритм, динамика, темп. Дети усваивают несложные музыкальные формы, у них развивается чувство ритма, музыкальный слух и память, совершенствуются музыкально-эстетические чувства. Эти задачи решаются через овладение школьниками разнообразными формами движения: ходьбы, бега, прыжков, поскоков, гимнастических и танцевальных упражнений. Сюда же входят ритмические упражнения с звучащими инструментами – погремушками, дудками, барабанами и т. п.

            Овладевая разнообразными движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. Музыкально-ритмическая деятельность способствует формированию четкости, точности движений.

            Занятия ритмикой способствуют формированию положительных качеств личности. Дети активны на занятиях, проявляют инициативу и находчивость при выборе форм движения, поставлены пред необходимостью совместной коллективной деятельности с ее важнейшими воспитывающими функциями.

            Занятия ритмикой положительно влияют на умственное развитие детей: каждое задание нужно понять, осознать правила игры, осмыслить свое место в ней, свою роль; надо правильно выполнять движения, вовремя включаться в деятельность; наконец, надо осмыслить соответствие выбранных движений характеру музыки. Эти занятия создают благоприятные условия для развития творческого воображения школьника. Бесспорно также их воздействие на формирование произвольного внимания, развитие памяти. Потребность детей в движении превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность.

            Музыкальные произведения оказывают на ребенка организующее и дисциплинирующее влияние благодаря присутствующему в них ритму. Ритм пронизывает весь урок, регулирует движения, которые из вялых и расплывчатых становятся четкими и целесообразными, преодолеваются их хаотичность, суетливость. Известно, что при сильном возбуждении дети особенно восприимчивы к музыке и ритму. Для снятия чрезмерной возбудимости и нервозности полезно использовать лирическую музыку, спокойные и мелодичные музыкальные образы либо, наоборот, яркую бравурную музыку, заражающую детей своим настроением, организующую их деятельность. Ученики, отличающиеся особой робостью и боязливостью, в условиях коллективной деятельности заражаются общим настроением и постепенно включаются в работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ritmika_1-4.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа №5»

Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол №_____

от «__»_________г.

Руководитель ШМО___________

Согласовано

Зам. директора по УР

____________________

«__» ______________г.

Утверждено

приказом директора

№___от  «__» _______г.

Название внеурочно (коррекционного) курса__РИТМИКА__

Класс:    1 - 4

Период функционирования рабочей программы    4 года

Ф.И.О. разработчика программы __Гусаренко Елена Александровна__

г. Николаевск-на-Амуре

Пояснительная записка

      Данная адаптированная  программа составлена на основе АООП НОО  КГКОУ Школа 5,  с учетом следующих программ и  нормативных документов:

  • Программа для специальных (коррекционных) образовательных школ и классов VII вида. « Ритмика» под рук.  Р.Д. Триггер и др.  изд. «Парадигма» 2010 г.
  • Учебный плана КГКОУ Школа 5 ,
  •  Примерная программа  «Ритмика» автора Цыпиной Н.А. 1999 год

        Характерные для детей с трудностями в обучении особенности нервно-психического склада, своеобразие деятельности, поведения и личностных реакций, эмоционально-волевая незрелость хорошо поддаются коррекции на уроках ритмики. Специфические средства воздействия на обучающихся, свойственные ритмике, способствуют общему разностороннему развитию школьников, преодолению отклонений в психическом и физическом развитии.

        Содержание работы на уроках ритмики – музыкально-ритмическая деятельность обучающихся. Основными задачами уроков являются: приобщение детей к музыке, обучение их воспринимать на слух, различать и понимать такие специфические средства музыкального «языка», как звуковысотность, ладовая окрашенность, метроритм, динамика, темп. Дети усваивают несложные музыкальные формы, у них развивается чувство ритма, музыкальный слух и память, совершенствуются музыкально-эстетические чувства. Эти задачи решаются через овладение школьниками разнообразными формами движения: ходьбы, бега, прыжков, поскоков, гимнастических и танцевальных упражнений. Сюда же входят ритмические упражнения с звучащими инструментами – погремушками, дудками, барабанами и т. п.

        Овладевая разнообразными движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. Музыкально-ритмическая деятельность способствует формированию четкости, точности движений.

        Занятия ритмикой способствуют формированию положительных качеств личности. Дети активны на занятиях, проявляют инициативу и находчивость при выборе форм движения, поставлены пред необходимостью совместной коллективной деятельности с ее важнейшими воспитывающими функциями.

        Занятия ритмикой положительно влияют на умственное развитие детей: каждое задание нужно понять, осознать правила игры, осмыслить свое место в ней, свою роль; надо правильно выполнять движения, вовремя включаться в деятельность; наконец, надо осмыслить соответствие выбранных движений характеру музыки. Эти занятия создают благоприятные условия для развития творческого воображения школьника. Бесспорно также их воздействие на формирование произвольного внимания, развитие памяти. Потребность детей в движении превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность.

        Музыкальные произведения оказывают на ребенка организующее и дисциплинирующее влияние благодаря присутствующему в них ритму. Ритм пронизывает весь урок, регулирует движения, которые из вялых и расплывчатых становятся четкими и целесообразными, преодолеваются их хаотичность, суетливость. Известно, что при сильном возбуждении дети особенно восприимчивы к музыке и ритму. Для снятия чрезмерной возбудимости и нервозности полезно использовать лирическую музыку, спокойные и мелодичные музыкальные образы либо, наоборот, яркую бравурную музыку, заражающую детей своим настроением, организующую их деятельность. Ученики, отличающиеся особой робостью и боязливостью, в условиях коллективной деятельности заражаются общим настроением и постепенно включаются в работу.

        Вялость мышечного тонуса или, наоборот, неестественная его напряженность, плохая координация, неловкость движений со временем нормализуются благодаря системе музыкально-ритмических упражнений. На занятиях по ритмике резкие динамические контрасты в музыке помогают ученикам двигаться энергичнее, активнее, преодолевать вялость мышц. Излишняя напряженность снимается упражнениями, сопровождаемыми плавной, протяжной музыкой. При этом дети должны научиться различать напряженное и перенапряженное состояние мышц, ощущать свою позу, направление движения.

        Для совершенствования координации движения с музыкой необходимо добиваться точного совпадения начала движения с началом музыки, а также воспитывать понимание устремленности музыкальной фразы к завершению – к тонике – и  добиваться четкого окончания движения с окончанием музыки. Дети должны уметь изменить характер движения с переменой в динамических оттенках музыки, своевременно отразить в движении смену музыкальных темпов. Все это способствует преодолению характерных для детей недостатков внимания. У них развивается наблюдательность, повышается скорость реакции.

        Учитывая состояние физического развития детей, учитель чередует на уроке нагрузку и отдых, напряжение и расслабление. Постепенно ученики физически и эмоционально привыкают к увеличению напряжения, мобилизуют себя на продолжительную произвольную деятельность, что благотворно сказывается потом на других уроках.

        Особенностью урока ритмики, в свете его коррекционных задач, является положительный эмоциональный фон всей деятельности обучающихся, который должен быть обеспечен тщательным подбором музыкального репертуара, умелым планированием урока, правильным отношением учителя к достижениям каждого ученика. На занятиях необходимо непременное поощрение малейших успехов учеников, максимальная помощь в преодолении индивидуальных затруднений, терпеливое, щадящее отношение детям. Не допускаются отрицательная оценка неудачных и ошибочных движений, резкий или повышенный тон, привлечение внимания коллектива к отдельным школьникам в случае их неуспехов. Дети должны испытывать радость от предоставленной им возможности выразить себя в движении, передать движением свои чувства, переживания, свое понимание музыкального образа.

        На каждом уроке осуществляется работа по всем четырем разделам программы. Однако в зависимости от целей и задач конкретного урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени (по собственному усмотрению), имея в виду, что в начале и конце каждого урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.

Цели учебного курса «РИТМИКА»

Основные задачи реализации содержания курса:

  • укрепление здоровья;
  • коррекция недостатков психомоторной и эмоционально-волевой сфер;
  • развитие общей и речевой моторики;
  • развитие умения слушать музыку, выполнять под музыку различные движения (танцевальные, с речевым сопровождением или пением);
  • развитие координации движений, чувства ритма, темпа, коррекция пространственной ориентировки.

Коррекционно-развивающая работа способствует как успешности усвоения учебных предметов, так и формированию навыков жизнедеятельности.

     Рабочая программа основного начального образования по «Ритмике» составлена в соответствии с количеством часов, указанных в учебном плане КГКОУ Школа 5.

Место предмета в учебном плане

1 класс -33ч

2 класс –  35 ч.

3 класс – 34 ч.

4 класс – 34 ч.

В неделю проводится 1 час  во всех классах.

Таблица тематического распределения часов по годам обучения:

Разделы,

темы

1

2 кл.

3 кл.

4 кл.

I

Ритмико-гимнастические упражнения

8

8

8

11

II

Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами

8

8

8

5

III

Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку

8

10

10

11

IV

Народные пляски и современные танцевальные движения

8

8

8

7

ИТОГО

33

34

34

34

Требования к уровню подготовки обучающихся

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 1 класса

Знать/понимать:

-термины, определяющие характер музыки (до 4 определений),

-термины, связанные с различными перестроениями,

-названия различных танцевальных шагов (до 4 названий),

Уметь:

-начать и закончить движения одновременно с началом и окончанием музыкальной фразы,

-выполнять игры с рифмованными упражнениями, знать правила 2-3 рифмованных игр,

-свободно двигаться под музыку различного характера.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 2 класса

Знать/понимать:

-термины, определяющие характер музыки (5-6 определений),

-термины, связанные с различными перестроениями,

-названия различных танцевальных шагов (5-6 названий),

Уметь:

-начать и закончить движения одновременно с началом и окончанием музыкальной фразы,

-обращаться с 4-5 звучащими инструментами в отдельности.

-передавать движением или на инструменте сильную и слабые доли такта,

-свободно двигаться под музыку различного характера.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 3 класса

Знать/понимать:

- все термины и названия,

-правую и левую стороны тела, пространства,

- названия  танцевальных коллективов. Выдающихся деятелей балета,

Уметь:

-начать и закончить движения или исполнение на звучащем инструменте вместе с началом и окончанием звучания музыки,

-узнавать звучание народных плясок, вальсов, балетов,

-бережно относится к звучащим муз. инструментам и аппаратуре, к реквизиту.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 4 класса

Знать/понимать:

- все изученные  термины и названия,

Уметь:

- выполнять любые гимнастические упражнения с предметами и без них под музыку различного характера. Темпа,

-отражать изменением движения любые изменения в характере, темпе, метроритме, регистре звучания музыки,

-передавать на различных звучащих инструментах ритмический рисунок любых знакомых мелодий,

-Участвовать в инсценировке песен, в сценических изображениях музыкальных сказок,

-участвовать в различных композициях

 Техника владения двигательными умениями и навыками

        Для оценивания техники владения двигательными умениями и навыками используются следующие методы: наблюдение, вызов из строя для показа, выполнение упражнений, комбинированный метод.

        При оценке физической подготовленности приоритетным показателем является темп прироста результатов. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий даёт основание учителю для выставления высокой оценки.

Перечень учебно-методического обеспечения:

  • Гимнастические палки, скамейки, стенка, маты, обручи, скакалки;
  • Мячи, гимнастические коврики.
  • Магнитофон, аудиозаписи мелодий
  • Компьютерные презентации  и видео по темам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИГРА КАК КОРРЕКЦИОННЫЙ МЕТОД ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

Презентация, слайд № 1 «ИГРА КАК КОРРЕКЦИОННЫЙ МЕТОД ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ» Презентация, слайд № 2. Игра помогает дел...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебные нитки» для детей младшего школьного возраста специальных (коррекционных) классов VIII вида

Дополнительная образовательная программа «Волшебные нитки» создана с целью развития мелкой моторики и реализации творческих способностей у детей с ОВЗ. Работа занятия планируется так, чтобы она не дуб...

Статья на тему: "Система организации внеурочной деятельности с использованием ИКТ в коррекционной школе"

Одна из задач современного педагога – постоянный поиск новых путей решения проблем воспитания, использование в своей педагогической практике инновационных форм обучения и воспитания, т.к. именно от эф...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область) 1-4 класс

Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия:психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область)1...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуальных внеурочных (коррекционно-развивающих) занятий «Развитие познавательных процессов» для обучающейся 3 «В» класса по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обу

Рабочая программа по курсу «Развитие познавательных процессов» составлена на основе:- Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности (коррекционно-развивающей области) для обучающихся с ЗПР по АООП (вариант 7.1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности(коррекционно-развивающей области)для обучающихся с ЗПРпо АООП (вариант 7.1)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности (коррекционно-развивающей области) для обучающихся с ТНР по АООП (вариант 5.1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности(коррекционно-развивающей области)для обучающихся с ТНРпо АООП (вариант 5.1)...