Диагностика готовности ребёнка к обучению в школе
презентация к уроку (1 класс)
Данная работа поможет в проведении диагностики будущих первоклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Диагностика готовности будущих первоклассников к школе | 1.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Инструкции. Организация педагогической диагностики Предлагаемые практические рекомендации для выяснения учителем готовности детей к школе предполагают два взаимосвязанных этапа. Первый этап – групповое обследование , в ходе которого дети работают на предложенных им диагностических бланках. Второй этап – индивидуальное обследование , когда учитель непосредственно наблюдает за деятельностью одного ребенка и сам записывает его устные ответы. Преимущество группового (фронтального) обследования состоит не только в значительной экономии времени, но и в том, что вы имеете возможность понаблюдать за детьми, оказавшимися в непривычной для них обстановке – в новом детском коллективе в отсутствие родителей. В то же время нельзя ограничиться только групповой работой, так как некоторые параметры готовности к обучению выясняются лишь в личной беседе с ребенком. Индивидуальное обследование лучше проводить на следующий день после группового. Заранее предупредите родителей о предстоящем индивидуальном собеседовании, чтобы они не связывали это с неудачей ребенка во время групповой работы. Ни в коем случае не говорите детям о сделанных в работе ошибках, чтобы не испугать их, успокойте их, сказав, что они хорошо справились с работой. До проведения индивидуального обследования вы должны проанализировать результаты группового обследования ребенка, ознакомиться с его медицинской картой.
Инструкции. Если вы работаете без ассистента, число детей в группе не должно превышать 10–12 человек. Заранее разложите на каждой парте необходимые для обследования детей листы с заданиями. Предложите детям сесть за парты по одному. Приготовьте каждому ребенку набор карандашей: красный, синий, зеленый, желтый и простой. Перед каждым заданием делайте необходимые объяснения в точном соответствии с инструкцией. Никаких слов «от себя», кроме текста задания, изложенного в инструкции, добавлять не нужно, так как это может нарушить равенство условий, возможность сопоставления результатов проводимых обследований. Задание читайте громко, в ровном и спокойном темпе. Можно повторять текст задания, если в этом возникает необходимость, но не отклоняйтесь от текста. Работу начните кратким объяснением: «Дети, приготовьте листы, карандаши. Я буду вам читать задания по порядку. Если кто-нибудь не успел выполнить задание, а я приступила к чтению другого, не расстраивайтесь, отложите его и спокойно приступайте к работе над новым заданием. Будьте внимательны. Слушайте первое задание».
Инструкции. Переходите к чтению следующего задания только тогда, когда убедитесь, что большинство детей (более 75%) закончили выполнение предыдущего. На выполнение каждого задания отводится в среднем не более 3 минут. При переходе к чтению следующего задания предупредите об этом словами: «Слушайте следующее задание». Общая продолжительность группового обследования не должна превышать 15–20 минут. Обязательно поддерживайте во время работы доверительную, доброжелательную атмосферу, не высказывайте своего недовольства неправильными действиями детей, не указывайте на ошибки, не выносите оценочных суждений, почаще говорите слова: «Очень хорошо»; «Вы молодцы»; «Я вижу, у вас все замечательно получается». При проведении индивидуального обследования постарайтесь заранее ознакомиться с медицинской картой ребенка. При наличии у ребенка ошибок в выполнении заданий группового обследования обратитесь к этим заданиям еще раз, чтобы выяснить причины происхождения ошибок. На своем столе заранее в определенном порядке расположите необходимые для обследования материалы (карточки-задания, наборы фигур, предметов и др.).
Инструкции. До начала беседы дайте ребенку возможность освоиться в новой обстановке и постарайтесь определить его состояние (тревожность, заторможенность и т.д.). Данные наблюдений и результаты выполнения ребенком заданий сразу же фиксируйте на листе с заданиями и в бланке обследования. Общая продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 10–15 минут.
Диагностические задания для проведения группового исследования. Задание 1 Цель. Выявить умение передавать форму фигуры (нарисовать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме того, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать углы, не округляя их, и прямолинейные отрезки. Текст задания. «Посмотрите сюда ( указывается рисунок к заданию ). Здесь вы будете выполнять задание. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру в большой рамочке» ( учитель обводит указкой большую рамочку ). Оценка выполнения задания: 0 баллов – не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-либо замкнутая линия; 1 балл – существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо; 2 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена; 3 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены. Если фигура изображена нетвердой рукой, в дополнение к баллу ставится знак «минус».
Диагностические задания для проведения группового исследования. Задание 1
Диагностические задания для проведения группового исследования. Задание 2 Цель. Выявить умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Проверяется также умение пересчитывать клеточки. Текст задания. «Задание вы будете выполнять на клетчатой части своего листа ( указывается место для выполнения задания ). Найдите на клетчатом поле черную клеточку. 1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо три клеточки и четвёртую закрасьте красным карандашом. 2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз на четыре клеточки и пятую закрасьте синим карандашом. 3. Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей, через две клеточки, закрасьте зеленым карандашом. 4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх четыре клеток и пятую закрасьте желтым карандашом». Оценка выполнения задания: 0 баллов – ученик не приступил к выполнению задания; несколько клеток закрашены, но их расположение не соответствует инструкции; 1 балл – выполнен верно только один пункт задания, допущены ошибки в направлении, пересчете клеток, начале отсчета; 2 балла – выполнено верно 2–3 пункта задания; 3 балла – все пункты задания выполнены верно. Если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится знак «минус».
Диагностические задания для проведения группового исследования. Задание 2
Диагностические задания для проведения группового исследования. Задание 3 Цель. Выявить умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания, правильно понять текст задачи и перейти от заданного числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов). Текст задания. «Здесь вы будете выполнять третье задание ( указывается место для выполнения задания 3 ). Посмотрите на свои листы. Послушайте задание. 1. В классе сегодня дежурят 2 девочки и 3 мальчика. Сколько детей дежурит сегодня в классе? Нарисуйте столько кружков, сколько детей дежурит сегодня в классе. ( Текст задачи можно повторить .) 2. В легковой машине ехало 4 человека. Двое вышли из машины. Нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине. ( Текст задачи можно повторить )». Оценка выполнения задания: 0 баллов – есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное; 1 балл – выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет; 2 балла – одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное; 3 балла – обе задачи выполнены верно.
Диагностические задания для проведения группового исследования. Задание 3
Диагностические задания для проведения группового исследования. Задание 4 Цель. Выявить уровень понимания терминов «внутри», «вне». Текст задания. -Посмотрите на доску (учитель чертит на доске треугольник). -Я начертила треугольник. (Отмечается точка внутри треугольника) -Я отметила точку внутри треугольника. (Отмечается точка вне треугольника) -Я отметила точку вне треугольника -Теперь на своих рабочих листах найдите квадрат и круг. Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга. Возьмите зелёный карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга и внутри квадрата. Оценка выполнения задания: 0 баллов - задание не выполнено 1 балл - выполнен верно 1 пункт 2 балла - выполнено верно 2 пункта 3 балла - всё выполнено верно.
Диагностические задания для проведения группового исследования. Задание 4
Диагностические задания для проведения группового исследования. Задание 5 Цель. Выявить умение сравнивать множества по числу элементов (вне зависимости от навыка счета). Текст задания. «Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники ( указывается рисунок к заданию 4 ). Чего больше: кругов или треугольников? Если больше кругов, то нарисуйте еще один треугольник. Если больше треугольников, то нарисуйте еще один круг». Оценка выполнения задания: 0 баллов – сравнение проведено неверно (нарисован один круг); 3 балла – сравнение проведено верно (нарисован один треугольник).
Диагностические задания для проведения группового исследования. Задание 5
Диагностические задания для проведения группового исследования. Задание 6 Цель. Выявить умение классифицировать, находить признаки, по которым произведена классификация. Текст задания. «Рассмотрите эти два рисунка ( указываются рисунки к заданию 5 ). На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы ее нарисовали. От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию». Оценка выполнения задания: 0 баллов – задание не принято, линия не проведена; 1 балл – линия проведена неверно; 2 балла - линия проведена к птицам, но признак связан с количеством предметов. 3 балла - линия проведена правильно: от белочки к рамке, в которой изображены звери.
Диагностические задания для проведения группового исследования. Задание 6
Диагностические задания для проведения группового исследования. Задание 7. Цель. Обследовать состояние моторики, умения копировать заданный образец. Текст задания. Вы видите, что на ваших рабочих листах что-то написано на английском языке. Конечно, вы ещё не умеете читать и писать по-английски, но вы сможете срисовать эту надпись. Внимательно посмотрите, как написаны буквы, и перерисуйте их ниже. Оценка выполнения: 0 баллов - ничего нельзя разобрать. 1 балл - с образцом совпадают 2-3 буквы 2 балла - достаточно разборчиво скопирован образец, но имеются пропуски букв или неверно написаны 2-3. 3 балла - хорошо и разборчиво скопирован образец. Правильно передано количество букв в каждом из трёх слов.
Диагностические задания для проведения группового исследования. Задание 7 lamp bird table
Диагностические задания для проведения группового исследования. Задание 8 Цель. Проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в их названиях. Текст задания. «Посмотрите на эти картинки. Видите, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно самостоятельно назвать каждую картинку и, если в названии картинки есть звук [с], зачеркнуть кружок под ней. На первой картинке – солнце. В слове солнце есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания». Оценка выполнения: 0 баллов – отсутствие дифференциации звуков [с] – [ з ], [ с ] – [ ц ], [ с ] – [ ш ] или полное непринятие задания; 1 балл – наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с] – [ з ]); 2 балла – выделен звук только из позиции начала слова, ошибочного выделения других звуков нет; 3 балла – правильное выполнение задания.
Диагностические задания для проведения группового исследования. Задание 8
Диагностические задания для проведения группового исследования. Задание 9 Цель. Выявить степень овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове . Текст задания. Вы видите домики с разным количеством окошек и рядом с ними картинки (рак, стул, торт, лук, петух). Поселите каждую картинку в домик так, чтобы каждому звуку было отдельное окошко. Посмотрите на картинку «рак». В слове рак - три звука. Значит, эта картинка для домика с тремя окошками. Попробуйте сделать работу дальше самостоятельно. Оценка выполнения: 0 баллов - полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества «окошечек» 1 балл - наличие нескольких ошибок 2- балла - наличие единичных ошибок 3 балла - правильно выполнены все задания
Диагностические задания для проведения группового исследования. Задание 9
Диагностические задания для проведения индивидуального исследования. ЗАДАНИЕ 1. ЦЕЛЬ: выявить уровень слухоречевой памяти. ТЕКСТ ЗАДАНИЯ: -Послушай и повтори то, что я тебе скажу: «В огороде на грядках растут огурцы, капуста, лук». Если ребёнок повторил меньше 7 слов, ему предлагается послушать предложение ещё раз. Если необходимо, даётся и третья попытка. ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ: 3 балла - если после второго раза повторено 7-8 слов. 2 балла - если после второго раза повторено 6-8 слов. 1 балл - если после третьего раза повторено 6-8 слов. 0 баллов - после третьего раза меньше 6 слов.
Диагностические задания для проведения индивидуального исследования. ЗАДАНИЕ 2. ЦЕЛЬ: выявить уровень развития связной речи. СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ: Ребёнку предлагают 3 картинки, связанные одним сюжетом. Ребёнок должен сам установить их последовательность и составить по ним рассказ. Если необходимо, можно предложить в качестве помощи следующие вопросы: «Где та картинка, на которой нарисовано то, с чего всё началось?», «Где продолжение?» Если ребёнок не может выполнить задание при помощи наводящих вопросов, следует разложить картинки в правильном порядке и предложить ребёнку составить рассказ. ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ: 3 балла - за верно выстроенный рассказ с правильным речевым оформлением. 2 балла - за логически правильный рассказ, но выполненный с небольшими затруднениями в речевом оформлении, проявившимися в повторах одних и тех же слов, в ошибках согласования слов в предложении. 1 балл - за рассказ, составленный при помощи учителя, состоящей в раскладывании картинок в необходимой последовательности. 0 баллов - за невыполненное задание даже после оказания помощи.
Диагностические задания для проведения индивидуального исследования. Задание 2
Диагностические задания для проведения индивидуального исследования. ЗАДАНИЕ 3. ЦЕЛЬ: обследование состояния фонематического слуха и восприятия. Проводится только с теми детьми, которые допустили ошибки в задании № 8 в групповом обследовании . В набор картинок необходимо включить не только картинки, в названия которых входит заданный звук, но и картинки, названия которых содержат звуки, близкие к заданному по артикулярно - акустическим признакам. Примерный набор картинок: Шапка, шарф, шалаш, душ, карандаш, матрёшка, шишка, кошка, груша, жук, журнал, пожарник, щётка, собака, слон, весы. ЗАДАНИЕ. -Называй каждую картинку. Если в её названии есть звук ( ш ), положи картинку вправо. Если ребёнок отобрал только картинки, в которых звук ( ш ) находится в начальной позиции, учитель говорит: «Ты верно выбрал картинки, но некоторые пропустил. Послушай, я назову картинки ещё раз, а ты будешь говорить- есть звук ( ш ) или нет. (Учитель слегка интонационно выделяет звук ( ш )- ш-шапка ). ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ: 3 балла - за правильное выполнение 2 балла - за самостоятельное выделение звука из начальной позиции, умение выделить звук в середине и в конце слова при помощи учителя. 1 балл - за выделение звука только из позиции начала слова. 0 баллов - за невыполнение задания даже с помощью учителя.
Диагностические задания для проведения индивидуального исследования. Задание 3
Диагностические задания для проведения индивидуального исследования. ЗАДАНИЕ 4. Если ребёнок ошибся в выполнении задания № 5 группового обследования и получил 0 баллов , то ему предъявляется лист с его работой и задаётся вопрос: «Почему ты думаешь, что треугольников больше?» Если в этот момент ребёнок заметил свою ошибку и дал правильный ответ, учитель уточняет: «Почему ты теперь считаешь, что кругов больше?» ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ: 3 балла - в случае правильного ответа 2 балла - в случае неправильного ответа, но при выполнении более простого аналогичного задания (например, даны 6 кругов, в каждом, кроме одного, нарисован треугольник, чего больше: кругов или треугольников) и верного объяснения. 1 балл - задание выполнено, но не объяснено. 0 баллов - не выполнено.
Диагностические задания для проведения индивидуального исследования. ЗАДАНИЕ 5. Если ребёнок ошибся при выполнении задания № 6 группового обследования, необходимо выяснить причину ошибки. ЗАДАНИЕ 6. Выявление степени овладения навыком чтения Это задание нужно провести со всеми детьми, так как обычно детей в семье учат чтению, и необходимо проверить уровень, на котором находится ребенок. Выясняются знание букв, способ чтения (побуквенный, слоговой и т.д.), понимание прочитанного. Для чтения предложите детям несложные тексты из любого «Букваря».
Диагностические задания для проведения индивидуального исследования. Задание 6
Диагностические задания для проведения индивидуального исследования. Задание 6
Таблица результатов обследования будущих первоклассников Тип обследования Групповое обследование Индивидуальное обследование Общее количество баллов Уровень готовности к школе Общее количество баллов и уровень готовности к школе (июнь) Проверяемое умение Умение передавать форму фигуры Умение ориентироваться на плоскости Умение выбирать и выполнять операцию сложения и вычитания Понимание терминов «внутри», «вне» Умение сравнивать множества по количеству элементов Умение классифицировать Умение копировать заданный образец (состояние моторики) Умение выделять указанный звук в слове Умение определять количество звуков в слове Общее количество баллов за групповое обследование Уровень слухоречевой памяти Уровень развития связной речи Состояние фонематического слуха и восприятия Умение сравнивать множества по количеству элементов (коррекция) Умение классифицировать (коррекция) Знание букв Способ чтения Понимание прочитанного Общее количество баллов за индивидуальное обследование № задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6.1 6.2 6.3 № фамилия, имя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Анализ результатов Групповое обследование: Высокий уровень подготовки к школе 24-27 баллов Средний уровень подготовки к школе 16- 23 балла Низкий уровень подготовки к школе 9-15 баллов Ребёнок к школе не готов менее 9 баллов Индивидуальное обследование: Высокий уровень подготовки к школе 15-18 баллов Средний уровень подготовки к школе 10-14 баллов Низкий уровень подготовки к школе 5-9 баллов Ребёнок к школе не готов менее 5 баллов По двум протоколам: Высокий уровень 36-45 балла Средний уровень 24-35 балла Низкий уровень 14-23 балла Ребёнок к школе не готов менее 14 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая диагностика готовности первоклассников к обучению в школе
Диагностическая работа составлена на основе использования материалов для проведения стартовой диагностики первоклассников Московского центра оценки качества образования, материалов г...
Педагогическая диагностика готовности ребенка к обучению в школе
Предлагаемые практические рекомендации для выяснения учителем готовности детей к школе предполагают два взаимосвязанных этапа. Первый этап - групповое обследование, в ходе которого дети работают на пр...
Подготовка к школе "Формирование готовности ребёнка к обучению в школе"
Подготовка к школе "Формирование готовности ребёнка к обучению в школе". Материал для педагогов и родителей будущих первоклассников....
Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе
Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе...
Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе
Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе...
Диагностика.Готовность ребёнка к обучению.
Стартовая диагностика. 1 класс...
Определение готовности ребёнка к обучению в школе и диагностика уровня развития познавательных процессов учащихся 1 классов МБОУ «Кижингинская СОШ им.Х.Намсараева»
Школа России» — надёжный инструмент реализации нового стандарта начального общего образованияФедеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет новые требования к резу...