Диагностика.Готовность ребёнка к обучению.
учебно-методический материал (1 класс)

Стартовая диагностика. 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika.gotovnost_rebyonka_k_obucheniyu.doc459 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 2

Описание мониторинга

«Диагностика стартовых возможностей первоклассников»

Пояснительная записка

Цель: диагностика готовности первоклассников к овладению грамотой и математикой.

          Начальная школа ставит перед ребенком очень сложную задачу – овладение письменной речью, возникающей на базе устной речи и представляющей собой более высокий этап речевого развития. Письменная речь в отличие от устной формируется только в условиях целенаправленного обучения, т. е. механизмы письменной речи начинают складываться в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе дальнейшего обучения. Письмо и чтение служат базовыми навыками, т. е. навыками, на которых практически строится все дальнейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший эти навыки вовремя и качественно, непременно будет отставать в учебе, и не только по предмету «Русский язык». От того, насколько ученик овладеет чтением и письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения чтения и письма обычно становятся главными причинами неуспеваемости младших школьников.

         Успешное овладение чтением и письмом невозможно без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухоречевой памяти, сформированности предпосылок к овладению звуковым анализом, развития ряда неречевых функций (зрительного и пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, общей и мелкой моторики), наглядно-образного мышления, начал логического мышления, а также определенного уровня общего (деятельностного, личностного) развития ребенка.

        Для успешного овладения программой по математике необходим достаточно высокий уровень развития зрительного и пространственного восприятия, наглядно-образного мышления, основ логического мышления (в том числе операции классификации, нахождения признака, по которому произведена классификация), зрительно-моторных координаций, определенный уровень дочисловых представлений.

Можно выделить четыре основные группы показателей готовности к успешному овладению языковой и математической грамотой:

а) соответствующий возрастной норме уровень общего развития;

б) достаточная степень развития ряда неречевых функций;

в) соответствующий возрасту уровень развития устной речи;

г) наличие у ребенка интуитивных дочисловых представлений.

  Предлагаемый комплект методик  разработан авторским коллективом под руководством Л. Е. Журовой специально для учителей (см. «Беседы с учителем: Методика обучения: 1 класс общеобразовательных учреждений»/Под ред. Л.Е. Журовой. — 2_е изд., перераб. и доп. — М.: Вентана_Граф, 2004. —с. 39- 59: ил.). Методики просты по процедуре проведения и оценке результатов выполнения и не требуют значительных временных затрат.

Инструкция по проведению мониторинга

1. Организация педагогической диагностики

         Предлагаемые практические рекомендации для выяснения учителем готовности детей к школе предполагают два взаимосвязанных этапа.

       Первый этап – групповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных им диагностических бланках.

         По результатам первого этапа учитель заполняет файл Район_школа_1кл_2019 по своему классу и сдает его школьному организатору мониторинга в установленные сроки.

        Второй этап – индивидуальное обследование детей, которые показали средние и низкие результаты. Результаты второго этапа учитель не предъявляет организаторам мониторинга. На их основе педагог совместно со специалистами службы сопровождения разрабатывает программу индивидуальной работы с обучающимися.

Первый этап

Правила проведения группового обследования

1. Если Вы работаете без ассистента, число детей в группе не должно превышать 10–12 человек.

2. Заранее разложите на каждой парте необходимые для обследования детей анкетные листы.

3. Предложите детям сесть за парты по одному, обратите особое внимание на тех, кто плохо видит или слышит.

4. Приготовьте каждому ребенку набор карандашей: красный, синий, зеленый, желтый и простой.

5. Перед каждым заданием делайте необходимые объяснения в точном соответствии с инструкцией. Никаких слов «от себя», кроме текста задания, изложенного в инструкции, добавлять не нужно, так как это может нарушить равенство условий, возможность сопоставления результатов проводимых обследований.

6. Задание читайте громко, в ровном и спокойном темпе.

Можно повторять текст задания, если в этом возникает необходимость, но не отклоняйтесь от текста.

7. Работу начните кратким объяснением: «Дети, приготовьте листы, карандаши. Я буду вам читать задания по порядку. Если кто-нибудь не успел выполнить задание, а я приступила к чтению другого, не расстраивайтесь, спокойно приступайте к работе над

новым заданием. Будьте внимательны. Слушайте 1-е задание».

8. Переходите к чтению следующего задания только тогда, когда убедитесь, что большинство детей (более 75 %) закончили выполнение предыдущего.

9. На выполнение каждого задания отводится в среднем не более 3 минут. При переходе к чтению следующего задания предупредите об этом словами: «Слушайте следующее задание».

10. Общая продолжительность группового обследования не должна превышать 15–20 минут.

11. Поддерживайте во время работы доверительную, доброжелательную атмосферу, не высказывайте своего недовольства неправильными действиями детей, не указывайте на ошибки, не выносите оценочных суждений, чаще говорите слова «очень хорошо», «вы молодцы», «я вижу, у вас все замечательно получается».

Предлагаемое Вам экспресс-обследование включает следующие разделы:

— обследование состояния пространственного восприятия (задание 2);

— выявление уровня зрительного восприятия (умения передавать форму предмета) (задание 1);

— проверка уровня овладения представлениями, лежащими в основе счета, самим счетом (в пределах 6), представлениями об операциях сложения и вычитания (задание 3);

— выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов (задание 4);

— выявление умения классифицировать и выделять признаки, по которым произведена классификация (задание 5);

— обследование фонематического слуха и восприятия (задание 6);

— обследование сформированности предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом (задания 6,7);

— обследование состояния моторики и зрительно-моторных координаций (задания 1,2).

Таким образом, в большей или меньшей степени представлены все 4 выделенные в начале беседы группы показателей готовности к обучению: уровень общего развития — задание 5; степень развития ряда неречевых функций, лежащих в основе овладения грамотой (и математической, и лингвистической), — задания 1, 2; наличие интуитивных дочисловых представлений — задания 3, 4; уровень развития речи — задания 6, 7.

Содержание инструкций, заданий, предлагаемых для групповой работы, и их оценка[1]

Задание 1

Цель: выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме того, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать углы, не округляя их, и прямолинейные отрезки.

Текст задания 1: «Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь вы будете выполнять задание. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте  похожую фигуру в большой рамочке» (учитель обводит указкой большую рамочку).

Оценка выполнения задания:

0 баллов — не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-либо замкнутая линия.

1 балл — существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо.

2 балла — изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится,

если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена.

3 балла — изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены.

В случае, если фигура изображена «нетвердой» рукой, в дополнение к баллу ставится знак «минус».

Задание 2

Цель: выявить умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Проверяется также умение пересчитывать клеточки.

Текст задания: «Задание будете выполнять на клетчатой бумаге (указывается место для выполнения задания). Найдите на своих листах клеточку, закрашенную в черный цвет.

1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.

2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз на две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.

3. Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей, через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.

4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом».

Оценка выполнения задания:

0 баллов — не приступил к выполнению задания; несколько клеток закрашены, но их расположение не соответствует инструкции.

1 балл — выполнен верно только один пункт задания, допущены ошибки в направлении, пересчете клеток, начале отсчета.

2 балла — выполнены верно два или три пункта задания.

3 балла — все пункты задания выполнены верно.

В случае, если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится знак «минус».

Задание 3

Цель: выявить умение выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; при правильном понимании текста задачи перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).

Текст задания: «Здесь вы будете выполнять третье задание (указывается место для выполнения задания 3). Посмотрите на свои листки. Послушайте задание.

1. В классе (группе) сегодня дежурят 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей дежурят сегодня в классе? Нарисуйте столько кружков, сколько детей дежурят сегодня в классе. (Текст задачи можно повторить.)

2. В легковой машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине. (Текст задачи можно повторить.)

Оценка выполнения задания:

0 баллов — есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное.

1 балл — выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет.

2 балла — одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное.

3 балла — обе задачи выполнены верно.

Задание 4

Цель: выявить умение сравнивать множества по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).

Текст задания: «Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники (указывается рисунок к заданию 4). Чего больше: кругов или треугольников? Если больше кругов, то нарисуйте рядом еще один круг. Если больше треугольников, то нарисуйте еще один треугольник».

Оценка выполнения задания:

0 баллов — сравнение проведено неверно (нарисован один треугольник).

3 балла—сравнение проведено верно (нарисован один круг).

Задание 5

Цель: выявить умение классифицировать, находить признаки, по которым произведена классификация.

Текст задания: «Рассмотрите эти два рисунка (указываются рисунки к заданию 5). На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы ее нарисовали.

От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию».

Оценка выполнения задания:

0 баллов — задание не принято, линия не проведена.

1 балл — линия проведена неверно.

3 балла — линия проведена правильно.

Задание 6

Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в их названиях.

Текст задания: «Посмотрите на эти картинки, видите, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно самостоятельно назвать каждую картинку и, если в названии картинки есть звук [с], заштриховать  кружок под ней.

Первая картинка «солнце», в слове «солнце» есть звук [с], значит, нужно заштриховать  кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания».

Оценка выполнения:

0 баллов — отсутствие дифференциации звуков [с]–[з], [с]–[ц], [с]–[ш] или полное непринятие задания.

1 балл — наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с]–[з]).

2 балла — выделен звук только из позиции начала слова, ошибочного выделения других звуков нет.

3 балла — правильное выполнение задания.

Задание 7

Цель: выявить степень овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.

Текст задания: «Вы видите  три клеточки («домик») и рядом с ним картинки. Каждая клеточка – звук в слове. Назовите тихонько все картинки и подумайте, в каком слове три звука.

Эту картинку соедините стрелкой с «домиком».

Оценка выполнения:

0 баллов — непринятие задачи, полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества «окошек».

2 балла — наличие ошибок в один звук.

3 балла — правильное выполнение задания.

В ходе обследования после выполнения каждого задания выставляется количественный балл в соответствии с предложенной системой оценок и переносится в бланк[2] Район_школа_1кл_2019 и передается школьному координатору.

Бланк для учащегося

Класс ___________

Фамилия, имя   ученика ______________________________________

Дата заполнения ____ ____ _____(день, месяц, год)


[1] Образцы заданий и бланк обследования даны в виде отдельных файлов.

[2] Образец бланка обследования дан в виде отдельного файла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы

Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...

Диагностика готовности ребёнка к школе.

Диагностика готовности ребёнка к школе проводится в форме теста, который позволяет определить на какой ступени "По дороге к школе " находится ваш ребёнок....

Диагностика готовности ребёнка к школе.

Тесты для проверки  уровня  готовности ребёнка, поступающего в 1 класс....

Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы

Формирование познавательной деятельности – не самоцель. Цель учителя – воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело.    Провести диагност...

Диагностика готовности ребёнка к школе

Учителям начальных классов, родителям будущих первоклассников...

Стартовая диагностика готовности ребенка к школьному обучению по программе "Начальная школа 21век"

Приемственность детского сада и школы. Обследование первоклассников на готовность к школьному обучению по программе "Начальная школа 21век"....

Диагностика готовности ребёнка к обучению в школе

Данная работа поможет в проведении диагностики будущих первоклассников....