Статья на тему: Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Статья о использовании здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе может быть полезна не только учителям начальной школы, но и учителям-логопедам, учителям, реализующим ФГОС ООН ОВЗ, так как описаны особенности применения данных технологий с обучающимися с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_sovremennoy_nachalnoy_shkole_.docx | 27.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Автор-Составитель:
учитель начальной школы ГБОУ №5 Адмиралтейского района
Старкова Мария Андреевна
Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".
Здоровьесберегающие технологии в современной начальной школе определяются как система мер по укреплению и сохранению здоровья детей, в которой учтены главнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, влияющие на состояние здоровья.
По ФГОС НОО с ОВЗ сформированность у младших школьников навыков здорового и безопасного образа жизни является одним из важнейших требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы.
Существует несколько условий, которые позволяют применять здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе:
Соответствие учебного материала возрастным особенностям познавательной деятельности.
Осуществление обучения на наиболее оптимальном уровне сложности.
Использование разнообразных методов и форм обучения.
Рациональное чередование двигательных и статических нагрузок.
Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода, возможность для детей работать самостоятельно и в малых группах.
Разумное использование наглядности.
Использование разнообразных форм подачи информации, включая современные информационно-коммуникативные технологии.
Создание комфортной благоприятной атмосферы в классе для каждого обучающегося.
Стимулирование положительной мотивации к обучению.
Развитие у детей навыков, умений и основ знаний по вопросам сохранения здоровья.
Классификация здоровьесберегающих технологий
Специалисты, разрабатывающие данное направление в методологии, предлагают несколько классификаций здоровьесберегающих технологий, учитывающих разные аспекты. Наиболее общая классификация выглядит так:
Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения.
Технологии обучения здоровому образу жизни.
Психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности. Имеется в виду влияние учителя на учеников на каждом этапе урока и во время внешкольных занятий.
Коррекционные технологии.
Виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе и методика их использования по ФГОС
Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает школа, от условий обучения и возможностей школы, от профессионализма педагогов. ЗОТ эффективнее использовать комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий.
Разнообразные виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе можно объединить в три блока:
направленные на соблюдение гигиенических требований;
организующие рациональную физическую активность;
другие психолого-педагогические технологии.
Первый блок: обеспечиваем гигиенически оптимальные условия.
В первую очередь в классе должна быть комфортная температура, воздух должен быть свежим. Учебный кабинет необходимо оснастить достаточным уровнем освещения. Все эти требования содержатся в нормах СанПиН.
Во-вторых, дети должны удобно сидеть, сохраняя правильную осанку, и периодически менять позу, снимая статическое напряжение. Для этого педагоги обычно используют физминутки, пальчиковую, дыхательную, суставную и глазную гимнастику, а также элементы самомассажа.
-третьих, на уроке нужно использовать несколько видов деятельности. Например, стоит чередовать опрос, решение примеров, работу с раздаточным материалом и так далее.
Учитель должен чётко замечать тот миг, в который наступает утомление детей и снижается учебная активность, и сразу же принять меры для смены вида деятельности.
В-четвёртых, дети на уроке могут получать знания с помощью различных способов. Например, это может быть не только словесный рассказ учителя или рассматривание наглядных материалов (в том числе использование аудио- и видеопросмотра), но и самостоятельная работа.
-пятых, очень важен для сохранения работоспособности психологический климат. Урок со здоровьесберегающими технологиями в начальной школе характеризуется комфортной атмосферой, доброжелательностью во взаимоотношениях учителя и учеников, направленностью на сотрудничество. А также активностью и заинтересованностью в общении и совместной деятельности с одноклассниками. В этом учителю хорошо помогают улыбка и юмор.
Включение в урок небольшой шутки, поговорки, весёлой иллюстрации или музыкальной минутки позволяет быстро и легко снять напряжение от утомительной монотонной деятельности, выполняя роль эмоциональной разрядки.
Второй блок: организуем обучение и физическую активность
Современные исследования в области педагогики и психологии отмечают четыре важных момента в построении урока, включающего здоровьесберегающие технологии в начальной школе.
Момент первый: интересно - значит неутомительно!
Формируя у школьников коммуникативные навыки, заинтересованность в новых знаниях, познавательную мотивацию и умение не только отвечать на вопросы, но и задавать их, педагог предотвращает у детей усталость от образовательного процесса.
Момент второй: вижу, слышу, пробую!
У каждого человека имеются индивидуальные особенности восприятия. Зависит это от функциональной асимметрии мозга, при которой происходит распределение всех психических функций между двумя полушариями.
Учитель должен знать особенности обучающихся и использовать в работе разные варианты подачи материала, чтобы облегчить обучение для всех детей.
Момент третий: учет зоны работоспособности.
В активности человека наблюдаются регулярные пики и спады, образующие особый ритм. Такое чередование имеет свои особенности и в течение одного дня, и в разные дни учебной недели. Учитывая эти особенности, составляется расписание, при котором трудные уроки не ставятся в конце.
Момент четвёртый: распределение интенсивности умственной нагрузки.
Педагог в процессе обучения старается снизить утомление, поддерживает оптимальную работоспособность учащихся, следит за её изменением в ходе урока и тем самым способствует здоровьесбережению.
Третий блок: психолого-педагогические технологии здоровьесбережения
Рассмотрим, что помогает учителю сохранять работоспособность.
Использование на уроке элементов, снимающих эмоциональное напряжение:
игровые технологии;
обучающие интерактивные программы;
оригинальные задания и задачи;
введение в урок отступлений.
Создание благоприятного психологического климата на уроке:
доброжелательный стиль общения;
увлекательная беседа;
интерес к каждому мнению;
тактичное замечание и спокойная реакция на ошибки;
стимулирование к самостоятельной деятельности;
тонкий юмор.
Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
Если ребёнок со школьных лет усвоит как норму ответственное отношение к состоянию своего организма, в последующей жизни он будет вести здоровый образ жизни.
Пятнадцать здоровьесберегающих технологий, используемые на уроках в начальной школе.
Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.
Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.
Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.
Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.
Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.
Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка.
Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.
Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.
Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.
Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.
Беседы о здоровье. Помимо обязательных курсов ОБЖ и физкультуры, нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.
Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.
Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях— это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.
Задача школы – сохранить и укрепить здоровье
Обобщая всё вышеизложенное, ещё раз отметим, что школа способна заботиться о здоровье детей. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе - мощная система, которая поможет сохранить детское здоровье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к статье "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения".
Презентация к статье "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения". В презентации рассматриваются основные здоровьесберегающие технологии,...
Педагогический проект по теме «Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе»
Педагогический проект....
Доклад на педагогическом совете по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО"
Доклад на педагогическом совете по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО"...
Статья на тему «Использование информационных технологий в начальной школе психолого-педагогической поддержки»
Использование информационных технологий в школе психолого-педогагической поддержки.Данный материал предназначен для учителей начальных классов....
Статья на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе"
Учитель может внести существенный вклад в укрепление здоровья своих учеников в период, когда они находятся в школе....
Статья на тему: Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Статья о использовании здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе может быть полезна не только учителям начальной школы, но и учителям-логопедам, учителям, реализующим ФГОС ООН ОВЗ, та...
Отчет по самообразованию по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе".
В данном файле представлен отчет по самообразованию учителя начальных классов по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе". Данный отчет подойдет для ознакомления...