Рразработка ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «ШКОЛА МУДРЕЦОВ»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №15»
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ШКОЛА МУДРЕЦОВ»
Автор программы: Ситникова Н.В.
Возраст обучающихся: 9 лет
Срок реализации программы: 1 год (1 раз в неделю)
г.Губаха
2018 год
Пояснительная записка
Вряд ли среди учеников, окончивших начальную школу, найдется хотя бы один, кто не занимался бы переправой через реку волка, козы и капусты, кто не разгадывал бы числовые ребусы и не решал бы другие логические задачи, не составлял логические цепочки и проводил аналогии. Все это требует смекалки, умения рассуждать и проявлять в определенной степени мудрость.
Цель программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области математики, геометрии, а также в повышении уровня знаний учащихся.
Задачи:
создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету;
углубление и расширение знаний учащихся по математике;
развитие математического кругозора;
развитие логического мышления и математической речи;
развитие числовой грамотности;
расширение геометрических представлений;
развитие логического мышления и пространственных представлений;
формирование элементов конструкторского мышления;
развитие деятельностных способностей;
воспитание настойчивости, инициативы.
Содержание курса обеспечивает преемственность с традиционной программой обучения, но включает множество новых элементов, материалы повышенной трудности, требующих творческого подхода.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического курса должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время без основных мыслительных операций, которые позволяют включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, не будет оказывать положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка.
Особенности программы «Школа мудрецов» в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы. Введение заданий такого характера способствует подготовке учащихся к участию ребят в математических конкурсах, является подготовительной базой для участия в интеллектуальных играх, основой для участия в различных муниципальных, Всероссийских, дистанционных интернет – конкурсах.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - 9 лет.
Сроки реализации образовательной программы - 1 год
Программой предусмотрены методы исследовательской и проблемно-поисковой деятельности, а также словесные, наглядно-демонстрационные, что способствует достижению высоких результатов.
Формы организации – коллективная, групповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия. По особенностям коммуникативного взаимодействия - викторины, олимпиады, игры, конкурсы.
Занятия проходят 1 раз в неделю, продолжительность занятия – 40 – 45 минут.
Основные требования к программе кружка:
- связь содержания программы курса с изучением программного материала;
- использование занимательности;
- решение нестандартных, олимпиадных задач;
- учет желаний учащихся;
- наличие необходимой литературы у учителя
Прогнозируемые результаты
учащиеся будут знать:
- свойства арифметических действий;
- названия геометрических фигур;
- способы решения головоломок, шарад, ребусов.
учащиеся будут уметь:
- устно выполнять вычислительные приемы;
- использовать знания для решения заданий;
- узнавать и изображать геометрические фигуры;
- ориентироваться в пространстве;
- проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объекта, его существенные и несущественные признаки.
- анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;
- самостоятельно составлять и решать нестандартные задачи;
- осуществлять самостоятельный поиск решений;
- рассуждать, доказывать.
Универсальные учебные действия:
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема |
| Математика – это интересно. Вводное занятие |
| Из истории математики. Старинные системы записи чисел. Из истории чисел цифр. Как люди учились считать. |
| Возникновение письменной нумерации. Римская нумерация. Зарождение календаря и пути его совершенствования. Пифагор и его школа. |
| Игры с числами и предметами. |
| Интересные приемы устного счёта. Веселый счет. |
| Математические лабиринты. Магические квадраты. |
| Упражнения, игры, задачи. Игры « Весёлый счёт» Математические сказки |
| Стихи, занимательные задания |
| Задачи – смекалки |
| Математические задачи в стихах |
| Логические загадки. Логические цепочки |
| Математические головоломки. |
| Математические ребусы. Шарады |
| Учимся отгадывать и составлять ребусы. |
| Задачи – шутки, задачи – игры |
| Шарады |
| Математические кроссворды |
| Задачи со спичками |
| По стране геометрии. Занимательная геометрия |
| Волшебная линейка. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. |
| Веселый циркуль. Конкурс на лучший узор из окружностей. |
| Учимся чертить и конструировать |
| Игры и геометрические задачи. |
24 | Игровые логические задачи |
25 |
|
26 |
|
27 | Задачи на упорядочивание множеств |
28 | Задачи на сравнения. Задания «Найди сходства и различия» Учимся сравнивать |
29 | Работа с величинами. Длина. Старинные меры длины. |
30 | Работа с величинами. Вес. Старинные меры веса. |
31 | Узнаем новое. В мире интересного. |
32 | Возникновение математических знаков. Игры с таблицей умножения. |
33 | Происхождение дробей. Получение и сравнение дробей. |
34 | Математическая викторина «В царстве смекалки» |
Используемая литература
- В. Волина. «Праздник числа», Издательство Москва 1993.
- Т.К. Жикалкина. «Игровые и занимательные задания по математике 1 класс», Москва «Просвещение»1985.
- Г.А. Лавриненко. Задания развивающего характера по математике» Саратов, Издательство «Лицей» 2002.
- Т.А.Комзалова. Развлечения на досуге. - Русич, 1996.
- Вадченко Н.Л., Хаткина Н.В. 600 задач на сообразительность. - Сталкер, 1997
- Мартин Гарднер. Математические головоломки и развлечения. - Мир, 1999.
- Мочалов Л.П. Головоломки и занимательные задачи. - ФИЗМАТЛИТ, 2006.
- Лихтарников Л. М. «Задачи мудрецов», Москва «Просвещение» - АО «Учебная литература», 1996
А также:
http://yandex.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа "Школа развития для первоклашек"
Дополнительная общеразвивающая программа "Школа развития для первоклашек"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа здоровья»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа здоровья"...
Программа кружка по математике "ШКОЛА МУДРЕЦОВ" для учащихся 1 класса
Программа кружка для занятий с одарёнными детьми во второй половине дня...
Дополнительная общеразвивающая программа «Школа мудрецов»
Данная программа «Школа мудрецов» определена тем, что учащиеся должны иметь мотивацию к обучению, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. ...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Школа практических навыков" КОНКУРС "Педагог года"- 2021
Приобщение детей к занятиям краеведением и туризмом способствует целостному представлению об окружающем мире, развитию интеллектуальной деятельности, воспитанию у них любви ...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Школа грамотеев"
Цель данного курса расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания в области грамматики по данному курсу, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоми...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Школа грамотеев»
Цель данного курса -расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания в области грамматики по данному курсу, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминани...