Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Школа грамотеев»
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Цель данного курса -расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания в области грамматики по данному курсу, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие для познания свода грамматики на разных ступенях обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Школа грамотеев" | 26.27 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение Гимназия № 4 г. Химки
РЕКОМЕНДОВАНО «УТВЕРЖДАЮ»
Педагогическим советом Директор МБОУ
от 31.08.2022 Гимназия № 4 г.Химки
Протокол № 1 ___________/Н.Н. Козельская/
Приказ № ___-о от «31» августа 2022г.
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
«Школа грамотеев»
(стартовый уровень)
Социально-гуманитарная направленность
Возраст детей- 8-10 лет
Срок реализации-1 год
Составила: Афанасьева Г.Ф.
учитель начальных классов
г. Химки
2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс “Школа грамотеев”
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по курсу “Школа грамотеев”.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Школы грамотеев” обращается на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.
Работа по воспитанию правильного речевого поведения проводится на всех занятиях. Кроме того, курс “Школа грамотеев” позволяет работать над развитием правильной речи.
Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Необходимость данного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
В основе изучения курса используется методическая литература, в указанном списке.
Данный курс рассчитан на 36 часов на период с сентября 2022 года – май 2023 года, 1 час в неделю по 45 минут. Занятия проводятся в группах по 12-20 человек.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания в области грамматики по данному курсу, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие для познания свода грамматики на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
- развитие интереса к русской грамоте;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка в школьной программе;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности;
Особенности программы «Школа грамотеев»
«Занимательная лингвистика»
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий учащиеся мало пишут и много говорят.
Формы проведения занятий
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
В результате освоения курса «Школа грамотеев» дети получат возможность:
- расширить знания в области грамматики, её истории, освоить ключевые понятия в рамках пройденного;
- способствует обогащению словарного запаса, развитию своих творческих возможностей и разносторонних интересов;
- побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь;
- способствует развитию мотивации к изучению русского языка, представленного в виде увлекательного путешествия по стране слов;
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Фонетика и орфоэпия (6 часов)
Тема 1. Что такое орфоэпия? (2ч.)
Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
Тема 2. Что такое фонография или звукозапись? (1ч.)
Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.
Тема 3. Звуки не буквы! (2ч.)
Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии «буквы» от «звука». Составление транскрипций.
Тема 4. Звучащая строка. (1ч.)
Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.
Тема 5. Банты и шарфы. «Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.)
Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы. Разыгрывание ситуаций с этими словами. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.
Тема 6. Кис- кис! Мяу! , или Кое-что о звукоподражаниях. (1ч.)
Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».
Лексикология (24 часов)
Тема 7. Имена вещей. (2ч.)
Знакомство с термином «лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. Обогащение словарного запаса учащихся.
Тема 8. О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.)
Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.
Тема 9. В царстве смыслов много дорог. (2ч.)
Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов».
Тема 10. Как и почему появляются новые слова? Многозначность слова (1ч.)
Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с историей появления новых слов в русском языке. Рассказ о свойстве «многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».
Тема 11. «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1ч.)
Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова.
Тема 12. Об одном и том же - разными словами. (1ч.)
Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи.
Тема 13. Как возникают названия. (1ч.)
Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.
Тема 14. Слова – антиподы. (2ч.)
Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».
Тема 15. Фразеологические обороты. (2 ч.)
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».
Тема 16. Словари «чужих» слов. Капитан и капуста. (1ч.)
Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов. Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Сравнение значения слов.
Тема 17. «Он весь свободы торжество». (1ч.)
Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.
Тема 18. Мы говорим его стихами. (1ч.)
Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.
Тема 19. Слова, придуманные писателями. (1ч.)
Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.
Тема 20. Слова уходящие и слова – новички. (1ч.)
Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.
Тема 21. Словарь языка Пушкина. (1ч.)
Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем.
Тема 22. Смуглая Чернавка. (1ч.)
Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.
Тема 23. Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. (2ч.)
Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.
Тема 24. Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». (1ч.)
Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.
Тема 25. Какой словарь поможет избежать ошибок? (1ч.)
Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов», с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.
Тема 26. Словарь- грамотей. Научная этимология. (2ч.)
Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.
Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая». Работа с этимологическим словарем.
Тема 27. Какие бывают имена? Древнерусские имена. Отчество и фамилия.
(1ч.)
Знакомство с наукой «ономастика», с традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.
Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем. Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.
Тема 28. Надо ли останавливаться перед зеброй? (1ч.)
Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая номинация».
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Планируемая дата |
«Школа грамотеев» (28 часов) | ||
1-2 | Что такое орфоэпия? | |
3 | Что такое фонография или звукозапись? | |
4-5 | Звуки не буквы! | |
6 | Звучащая строка | |
7 | Банты и шарфы. «Пигмалион» учит орфоэпии. | |
8 | Кис- кис! Мяу! , или Кое-что о звукоподражаниях. | |
9-10 | Имена вещей. | |
11 | О словарях энциклопедических и лингвистических. | |
12-13 | В царстве смыслов много дорог. | |
14 | Как и почему появляются новые слова? Многозначность слова | |
15 | «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. | |
16 | Об одном и том же - разными словами. | |
17 | Как возникают названия. | |
18-19 | Слова – антиподы | |
20-21 | Фразеологические обороты. | |
22 | Словари «чужих» слов. Капитан и капуста. | |
23 | «Он весь свободы торжество». | |
24 | Мы говорим его стихами | |
25 | Слова, придуманные писателями. | |
26 | Слова уходящие и слова – новички | |
27 | Словарь языка Пушкина. | |
28 | Смуглая Чернавка. | |
29-30 | Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. | |
31 | Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». | |
32 | Какой словарь поможет избежать ошибок? | |
33-34 | Словарь- грамотей. Научная этимология. | |
35 | Какие бывают имена? Древнерусские имена. Отчество и фамилия. | |
36 | Надо ли останавливаться перед зеброй? |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
- Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013. «Занимательный русский язык».
- Г.А. Александрова «Занимательный русский язык». Серия «Нескучный учебник» - Санкт-Петербург, «Тригон» - 1997 г
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Кабинет:
Компьютер.
Ксерокс.
Мультимедийный проектор.
Аудиозаписи.
Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Доски (2). Электронная доска (1)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ступеньки к школе"
Программа разработана для подготовки детей к школе. Работа в студии "Ступеньки к школе строится на основании документов, задающих целевые ориентиры современного дошкольного образования....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа здоровья»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа здоровья"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Эколого-биологической направленности «Основы Школы здоровья»
Можно использовать для проведения классных часов или внеклассных занятий....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
"Школа юного кукловода"-сборник практических материалов к учебным занятиям по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Куклы вокруг нас"
Сборник практических материалов содержит секреты управления театральной куклой – правила и первоначальные навыки кукловождения, технику управлени...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Школа практических навыков" КОНКУРС "Педагог года"- 2021
Приобщение детей к занятиям краеведением и туризмом способствует целостному представлению об окружающем мире, развитию интеллектуальной деятельности, воспитанию у них любви ...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Школа грамотеев"
Цель данного курса расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания в области грамматики по данному курсу, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоми...