Дополнительная общеразвивающая программа «Школа мудрецов»
материал
Данная программа «Школа мудрецов» определена тем, что учащиеся должны иметь мотивацию к обучению, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Решение заданий, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_mudretsov.docx | 54.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Артемовская средняя общеобразовательная школа»
«РЕКОМЕНДОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» Методическим советом директор МКОУ «Артемовская СОШ»
от «30» января 2020 г _______А.В. Маркова
протокол № 5 пр. № 15 от «30» января 2020 г.
Дополнительная общеразвивающая программа
«Школа мудрецов»
Направленность: социально-педагогическая
Срок реализации: 1 года
Форма обучения: очная
Возраст учащихся: 10-11 лет
Автор-составитель: Ваулина А.В., ПДО
высшей кв. категории.
п. Артемовский, 2020 г.
Пояснительная записка
Данная программа «Школа мудрецов» определена тем, что учащиеся должны иметь мотивацию к обучению, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Решение заданий, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Направленность программы: социально-педагогическая.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Педагогическая целесообразность программы курса внеурочной деятельности «Школа мудрецов» состоит в том, что дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильное суждения и приводить несложные доказательства, проявлять воображение, фантазию. Все задания носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности и урокам математики.
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей более динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Уровень освоения программы: базовый.
Отличительными особенностями являются: определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
Адресат программы. В реализации образовательной программы принимают участие дети 10-11 лет.
Объем программы – 68 часов.
Формы обучения и виды занятий по программе:
- По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, групповая (работа в парах).
- По особенностям коммуникативного взаимодействия: самостоятельная работа, практикум, интеллектуальная игра, мини-проекты.
- По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Виды деятельности:
Игровая, познавательная.
Срок освоения программы – 1 год.
Режим занятий: программа рассчитана на 68 часов, 1 раз в неделю по 2 академических часа (по 40 минут с 10-минутным перерывом). Число обучающихся в группе не должно превышать 15 человек.
Цель программы:
Создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.
Задачи:
- создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
- развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
- формирование навыков самостоятельной работы, имеющий последовательный характер;
- повышение математической культуры ученика;
- воспитание настойчивости, инициативы;
- развитие навыков учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных задач.
Учебный план
№ п/п | Раздел | Виды неурочной деятельности | Количество часов | |||
Всего | Теория | Практика | Форма аттестации/контроля | |||
1. | Из истории математики | Познавательная. Игровая. | 24 | 14 | 10 | Первичная (входная) аттестация В начале учебного года (с занесением результатов в диагностической карте) Текущий контроль В течение всего учебного года Промежуточная аттестация В середине учебного года (с занесением результатов в диагностической карте) По окончании изучения темы или раздела (без занесения результатов в диагностическую карту). Итоговая аттестация. В конце учебного года или курса обучения (с занесением результатов в диагностической карте) |
2. | Очень важную науку постигаем мы без скуки | Познавательная. Игровая. | 24 | 12 | 12 | |
3. | Геометрическая мозаика | Познавательная. Игровая. | 20 | 6 | 14 | |
Всего: | 68 | 32 | 36 |
Календарный учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Форма организации | Дата проведения | Корректировка |
Раздел 1. Из истории математики (24 часа) | ||||
1 | Вводное занятие. Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась и что явилось причиной ее возникновения? | Рассказ с элементами беседы | ||
2 | Старинные системы записи чисел | Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой | ||
3 | Иероглифическая система древних египтян | Заочное путешествие | ||
4 | Римские цифры | Занимательная беседа | ||
5 | Римские цифры. Как считать римские цифры? | Практическая работа | ||
6 | Другие иероглифические системы. Упражнения, задания, задачи | Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой. | ||
7 | Алфавитные системы | Беседа | ||
8 | Из истории цифр | Исследование | ||
9 | Математика Древнего Востока. Древний Египет. | Заочное путешествие | ||
10 | Первые учебники | Беседа | ||
11 | Методы вычислений. Простейшие уравнения с одним неизвестным | Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой. | ||
12 | Древний Китай. Математические тексты древнего Китая. | Беседа. Практикум. | ||
13 | Арифметика в Китае | Беседа. Практикум. | ||
14 | Античная математика | Беседа. Практикум. | ||
15 | Математика-грек. Фалес Милетский. | Беседа. Практикум. | ||
16 | Пифагор и его школа | Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой | ||
17 | Фалес. Любимый вопрос греков | Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой | ||
18 | Как люди учились считать | Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой | ||
19 | Бесконечный ряд загадок | Конкурс | ||
20 | Архимед | Рассказ с элементами беседы | ||
21 | «Арифметика» Диофанта | Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой | ||
22 | Средневековая Индия | Рассказ с элементами беседы | ||
23 | Индийский счет | Рассказ с элементами беседы | ||
24 | Четыре действия арифметики | Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой | ||
Раздел 2. Очень важную науку постигаем мы без скуки! (24 часа) | ||||
1 | Интересные приемы устного счёта | Занимательная беседа. Теоретические сведения с последующей практической работой | ||
2 | Интересные приемы устного счёта | Соревнование | ||
3 | Взаимное расположение предметов | Практическая работа | ||
4 | Решение занимательных задач в стихах | Турнир | ||
5 | Графические диктанты | Практическая работа | ||
6 | Выбери маршрут | Соревнование | ||
7 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | Размышление | ||
8 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | Соревнование | ||
9 | Задачи с многовариантными решениями | Практическая работа | ||
10 | Задачи с многовариантными решениями | Практическая работа | ||
11 | Математические кроссворды | Игра | ||
12 | Математические кроссворды | Викторина | ||
13 | Математические загадки. | Конкурс | ||
14 | Головоломки | Практическая работа | ||
15 | Головоломки | Конкурс | ||
16 | Математические ребусы, их составление и разгадывание | Занимательная беседа. Теоретические сведения с последующей практической работой | ||
17 | Решение ребусов | Соревнование | ||
18 | Учимся комбинировать элементы знаковых систем. | Презентация | ||
19 | Учимся комбинировать элементы знаковых систем. | Практическая работа | ||
20 | Решение олимпиадных задач | Мозговой штурм | ||
21 | Решение олимпиадных задач | Олимпиада | ||
22 | Математический лабиринт | Соревнование | ||
23 | Математические фокусы | Игра | ||
24 | В царстве смекалки | Творческий отчет | ||
Раздел 3. Геометрическая мозаика (20 часов) | ||||
1 | Геометрические фигуры вокруг нас | Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой | ||
2 | Геометрические фигуры вокруг нас | Практическая работа | ||
3 | Занимательное моделирование | Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой | ||
4 | Занимательное моделирование | Практическая работа | ||
5 | «Спичечный» конструктор | Практическое занятие | ||
6 | «Спичечный» конструктор | Занятие-игра | ||
7 | Кто что увидит? | Практическая работа | ||
8 | Треугольники. Виды треугольников. | Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой | ||
9 | Треугольники. Виды треугольников. | Сказка | ||
10 | Многоугольники | Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой | ||
11 | Многоугольники | Исследование | ||
12 | Многоугольники. Проект. | Проектная деятельность | ||
13 | Простые задачи на построение | Практические задания | ||
14 | Числовой луч | Практические задания | ||
15 | Сетки. Координатная плоскость. | Игра «Морской бой» | ||
16 | Сетки. Координатная плоскость. | Игра «Морской бой». | ||
17 | Осевая симметрия | Игра «Выполни симметрично». Игра «Выложи из спичек». | ||
18 | Симметрия | Практические задания | ||
19 | Геометрические головоломки | Игра - КВН. | ||
20 | Заключительное занятие «В гостях у царицы всех наук – Математики» | Проект |
Содержание программы
Раздел 1. Из истории математики (24 часа)
Что дала людям математика? Зачем ее изучать? Когда родилась, и что явилось причиной ее возникновения. Когда появилась единичная система счисления? Что вы
знаете об иероглифической системе древних египтян. Откуда мы узнали о тайне древнеегипетского счета? Иероглифы, символы чисел. Как записываются римские цифры. Запись чисел в десятичной системе. Алфавитная система. Начертание цифр.
Ранние математические тексты. Как умножали, делили, складывали и вычитали древние. Математические тексты древнего Китая. Культурная революция греков. Математик Фалес Милетский. Пифагор и его деятельность в союзе. Как люди учились считать. Архимед - самый гениальный ученый Древней Греции. Арифметические правила индийцев. Вычислительные приборы. Упражнения, загадки, задачи.
Раздел 2. Очень важную науку постигаем мы без скуки (24 часа)
Логические задачи, занимательные задачи, задачи в стихах, задачи на движение, графические диктанты, математические кроссворды, головоломки, математические фокусы, математические загадки, математические игры, математические ребусы, математические олимпиады.
Раздел 3. Геометрическая мозаика (20 часов)
Геометрические фигуры. Объемные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Задачи на построение. Задачи на разрезание и складывание фигур. Геометрические головоломки. Точи, углы, отрезки, лучи. Ломаная. Задачи со спичками. Координатная плоскость. Симметрия. Проектная работа.
Планируемые результаты:
В результате освоения программы «Школа мудрецов» формируются
следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий проблемного и эвристического характера.
Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого
человека.
Воспитание чувства справедливости, ответственности.
Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Метапредметные результаты:
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения
конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового
кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с
числовыми головоломками.
Анализировать правила игры.
Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение
и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в
пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно). Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Предметные:
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос,
данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на
рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в
исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в
соответствии с заданным контуром конструкции.
Условия реализации курса
Программа будет успешно реализована, если: будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия; будут учитываться возрастные и личностные особенности учащихся; будет использоваться учебно-методические и технические средства обучения. Занятия с детьми могут проводиться в классе, в библиотеке.
Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются итоговые занятия, выставки работ учащихся, участие в конкурсных соревнованиях, защита творческих проектов.
Способы определения результативности.
В образовательном процессе для диагностики успешности освоения учебной программы используются:
- метод наблюдения;
- метод оценки продуктов образовательной деятельности обучающихся.
Виды контроля.
- вводный: анкетирование, опрос, беседа;
- текущий: конкурсы внутри объединения, оформление математических газет, дискуссии, участие в конкурсных мероприятиях разного уровня;
- итоговый: защита творческих проектов.
Учебно-методическое обеспечение.
При реализации программы используется учебная и справочная литература, электронный учебник, дидактический, лекционный, раздаточный материал.
Список использованной литературы
- Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2018.
- Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб, 2016.
- Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 2015
- Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2017.
- Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2017.
- Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2016.
- Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2015.
- Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2016.
- Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 2018.
- Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2018.
- Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2016.
- «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа "Школа развития для первоклашек"
Дополнительная общеразвивающая программа "Школа развития для первоклашек"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа здоровья»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа здоровья"...
Итоговое занятие "Сенсорный День" по дополнительной общеразвивающей программе «Детская научная школа»
В итоговом занятии "Сенсорный День"по дополнительной общеразвивающей программе «Детская научная школа». Запланирован план проведения Сенсорного Дня по 5 ( пяти) локациям: ...
Рразработка ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «ШКОЛА МУДРЕЦОВ»
Программа курса...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Школа практических навыков" КОНКУРС "Педагог года"- 2021
Приобщение детей к занятиям краеведением и туризмом способствует целостному представлению об окружающем мире, развитию интеллектуальной деятельности, воспитанию у них любви ...
Дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Ступеньки к школе» (программа «Преемственность»)
Цель программы - всестороннее развитие ребёнка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих спо...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Школа грамотеев"
Цель данного курса расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания в области грамматики по данному курсу, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоми...