Программа по внеурочной деятельности "Мир деятельности", 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Зиборова Ирина Анатольевна

Программа по внеурочной деятельности "Мир деятельности", 1 класс составлена на основе авторской программы Л. Петерсон и предназначена для развития УУД у первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_mir_deyatel.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15».

«РАССМОТРЕНО»

руководитель МО

_____        /Зиборова И. А./

ФИО

Протокол №____от

«___» _________ 2020г.

«СОГЛАСОВАНО»

заместитель директора   МБОУ «Школа №15»

_____        /Гриценко О. Н./

ФИО

«___» _________  2020г.

«УТВЕРЖДЕНО»

директор

МБОУ «Школа № 15»

_______        /Стахинюк Е. В./

ФИО

Приказ №______ от

«___» _________2020г.

Рабочая программа педагога

Зиборовой  И.А.( I КК)         

по факультативному курсу «Мир деятельности»

для  1 «Б» класса

на 2020-2021 уч. год

                                                                                                   г. Ачинск

2.Пояснительная записка.

           Рабочая программа по курсу «Мир деятельности» для 1 класса  составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе ООП НОО МБОУ «Школа №15», требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий и  на основе авторской программы Л.Г. Петерсон  «Мир деятельности» – М.: Национальное образование, 2012.

      Курс «Мир деятельности» направлен на устранение отмеченного разрыва в формировании УУД и умения учиться, составляющих главный приоритет ФГОС.

 Основной целью курса «Мир деятельности» для учащихся 1-х  классов  является  теоретическое осмысление  каждым  учеником  общих  законов  организации  своей  учебной  деятельности, освоение ценностей и способов познания.  

Для того чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие (УУД) необходимо:

1)  сформировать первичный опыт  выполнения  этого  действия  при  изучении  различных учебных предметов и мотивацию;  

2)  основываясь на имеющемся опыте,  сформировать  понимание  способа  (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом);

3)  сформировать умение выполнять  изученное  УУД  посредством  включения  его  в  практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовать самоконтроль его выполнения и при необходимости − коррекцию;

4) организовать контроль уровня сформированности данного УУД.  

Курс «Мир деятельности» состоит из 4-х параллельно развивающихся содержательно - методических линий:

I.  Организационно-рефлексивная:  формирование  в  достаточной  полноте  УУД,  предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом (личностное самоопределение в учебной деятельности,  умение  выполнять  пробное  учебное  действие,  фиксировать  затруднение  в учебной  деятельности,  выявлять  его  причину,  ставить  цель,  составлять  план  действий, осуществлять  выбор  способов  и  средств  достижения  цели,  реализовывать  проект,  проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).

II.  Коммуникативная:  формирование  норм  поведения  в  классе,  норм  общения,  норм коммуникативного взаимодействия и т.д.

III. Познавательная:  организация  саморазвития  познавательных  процессов,  знакомство  с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д.

IV.  Ценностная: формирование  нравственно-этических  норм,  ценностных  ориентиров,  норм  самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.

Данные линии полностью включают в себя все виды УУД, определенные ФГОС (регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные УУД соответственно).  Основной, системообразующей линией  курса,  является  организационно-рефлексивная линия:  именно  здесь  закладываются  и  формируются  те  знания  и  умения  детей,  которые определяют их  умение  учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации.

Остальные три линии являются  поддерживающими,  сопровождающими  основную линию,  но  без  них  деятельностные  умения,  освоенные  ребенком,  не  принесут  ожидаемого результата. Действительно, человек живет в обществе, поэтому он должен владеть навыками культурного общения,  согласования  своих  действий  с  сослуживцами,  должен  уметь  четко выразить свою мысль, адекватно понять мысль оппонента, обосновать выбранную позицию. Он должен владеть своими  эмоциями,  уметь  культурными  способами  выйти  из  конфликтной ситуации, знать свои сильные и слабые стороны, уметь использовать во благо свой потенциал и еще  многое  из  того,  что  формируется  у  него  при  изучении  содержания  коммуникативной линии.

Познавательная линия направлена на передачу учащимся инструментов познания, чтобы свои знания механизмов  рефлексивной  самоорганизации  они  могли  перевести  в  конкретный результат.  Действительно, без достаточно  уровня  развития  познавательных  процессов  и мышления, без владения методами познания, умения работать с текстами, осуществлять поиск, организацию  и  представление  информации  и  т.д.  применение знаний  будет,  как  минимум, затруднено, либо эти знания могут остаться не реализованными.

Задача ценностной  линии  −  сформировать  у  ребенка  такие  нравственно-этические  и ценностные ориентиры, которые придадут его деятельности созидательный смысл, а не будут нацелены на разрушение общественной жизни и его самого как личности.

Таким  образом,  данное  содержание  курса  «Мир  деятельности»  представляет  собой целостную систему, обеспечивающую реализацию современных целей образования.

В  курсе  «Мир  деятельности»  новое  надпредметное  знание  не  дается  детям  в  готовом виде,  а  «добывается»  ими  самими  под  руководством  учителя.  Включение  детей  в  учебную деятельность  на  уроках  по  курсу  «Мир  деятельности»,  как  и  на  предметных  уроках, осуществляется на основе дидактической системы деятельностного метода обучения.

В  1  классе  на  этапе  проектирования  учащиеся  приобретают  лишь  первичный  опыт самостоятельной постановки цели своей учебной деятельности. В дальнейшем на уроках курса «Мир деятельности» они осваивают алгоритм целеполагания, и у них вырабатывается умение ставить цель в соответствии со всеми 4 выделенными этапами формирования УУД. Точно так же  учитель  организует  систему  работы  по  формированию  умений  строить  план,  выбирать способ и средства достижения результата, определять сроки и т.д.  

Таким образом, постепенно и поэтапно у учащихся формируются проектные умения в их целостности. Работа по курсу  «Мир деятельности» становится школой саморазвития и для  учителя, помогает ему осознать сущность метапредметных результатов ФГОС и методы их достижения.

Организация  образовательной  среды  в  учебном  процессе  по  ТДМ  обеспечивается следующей  системой  дидактических  принципов,  построенных,  как  и  сама  технология, теоретическим способом:

  1. Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом  виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает  и  принимает  систему  ее  норм,  активно  участвует  в  их  совершенствовании,  что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей и общеучебных умений.

      2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми этапами обучения на  уровне  технологии,  содержания  и  методики  с  учетом  возрастных  психологических особенностей развития детей.

      3)  Принцип  целостности  –  предполагает  формирование  у  учащихся  обобщенного системного  представления  о  мире  (природе,  обществе,  самом  себе,  социокультурном  мире  и мире деятельности).

      4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику  возможность  освоения  содержания  образования  (в  том  числе  и  метапредметного)  на  максимальном  уровне,  определяемом  зоной  ближайшего  развития  возрастной  группы,  и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (ФГОС).

 5)  Принцип  психологической  комфортности  –  предполагает  снятие  всех стрессообразующих  факторов  учебного  процесса,  создание  в  школе  и  на  уроках  доброжелательной  атмосферы,  ориентированной  на  реализацию  идей  педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6)  Принцип  вариативности  –  предполагает  формирование  у  учащихся  способностей  к  систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7)  Принцип  творчества  –  означает  максимальную  ориентацию  на  творческое  начало  в образовательном  процессе,  приобретение  учащимся  собственного  опыта  творческой  деятельности.

При организации учебной деятельности учащихся 1 класса ведущим является принцип психологической  комфортности,  поскольку  мотивация  к  учебной  деятельности  может  быть достигнута  только  при  условии  ее  благоприятного  эмоционального  сопровождения.  

3. Описание места курса в учебном плане

На изучение содержания курса в 1 классе отводится 1 внеурочный час в неделю, всего 33 часа.

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1. «Мир деятельности», 1 класс: Учебное пособие с разрезным материалом и наклейками / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Национальное образование, 2012.

3. Содержание курса «Мир деятельности. 1 класс».

Организационно-рефлексивная линия (9 часов). 

Что значит  учиться?  (Два основных  шага  учебной  деятельности.) Цели  и  результат  учебной деятельности. Функции учителя и ученика на уроке.

Адаптированная структура первого шага учебной деятельности − «Что я не знаю?»: повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; обдумывание; поиск причины затруднения.

Пробное учебное  действие  и  фиксирование  затруднения  как  необходимые  этапы  учения.

Способ действий  «затруднение  −  думаю».  Причина  затруднения.  Выявление  причины затруднения в пробном учебном действии.

Адаптированная  структура  второго  шага  учебной  деятельности  −  «Сам  найду  способ»:  цель; построение  нового  способа  действий;  усвоение  нового  знания;  самопроверка,  исправление ошибок.

Цель учебной деятельности. От “не знаю” к “знаю”. От “знаю” к “умею”.

Выполнение инструкций, точное следование образцу. Самопроверка своей работы по образцу.

Что значит учиться (адаптированная структура учебной деятельности: 10 шагов).  

Коммуникативная линия (6 часов.)

Структура  и  способы  общения.  Основные  правила  общения,  основанные  на

доброжелательности  (вежливые  слова,  сочувствие,  комплименты,  вред  кличек).  Правила поведения на уроке.

Правила работы в паре. Правила работы в группе.

Правила выражения и распознавания эмоций в совместной работе.

Основные роли в структуре коммуникации: автор и понимающий.  

 Познавательная линия (4 часа).

Как исправить свою ошибку.

Правила выполнения домашней работы.  

Ценностная линия (6 часов).

Ценности нашей жизни. Истинные и ложные ценности. Духовные и материальные ценности.

Жизнь и здоровье. Семья. Родина. Природа и Земля. Знание.

Обобщение и систематизация знаний(4ч)

Диагностика (4 ч)                                                                                                                                                                                                                    

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Мир деятельности. 1 класс».

Курс  «Мир  деятельности» -  актуальный,  современный  учебный  курс,  который  способствует повышению мотивации детей к самостоятельному и осознанному учению, создает условия для открытия ребенком секретов своей успешной учебы.  

Личностные результаты:

1) освоение основных правил общения и формирование умения их применять;

2) освоение правил поведения на уроке и формирование умения их применять;

3) освоение правил поведения «автора» и «понимающего» в совместной работе, приобретение опыта их применения;

4)  освоение  правил  культурного  выражения  своих  эмоций  в  совместной  работе,  приобретение опыта их применения;

5) освоение основных приёмов развития внимания, приобретение опыта их применения;

6) освоение простейших правил и приемов сохранения и поддержки своего здоровья в учебной деятельности, приобретение опыта их применения;

7)  формирование  представлений  о  качествах  личности,  которые  помогают  ученику  успешно учиться:  активность,  честность,  терпение,  доброжелательность,  приобрести  позитивный  опыт их проявления в учебной деятельности.  

Метапредметные и предметные результаты:

1) освоение основных функций ученика и учителя на уроке;  

2) освоение последовательности из 10 шагов учебной деятельности;

3) формирование умения определять основную цель и результат учебной деятельности, ее два основных шага;

4) формирование умения осознанно осуществлять пробное учебное действие;

5)  формирование умения грамотно фиксировать свои  индивидуальные  затруднения  по результатам выполнения «пробного» действия;

6) формирование умения формулировать причины затруднений как свои конкретные проблемы;

7)  формирование умения формулировать цели предстоящих учебных  действий,  исходя  из содержания выявленных проблем;

8) формирование умения на этапе построения нового способа действий использовать изученные ранее знания для выдвижения собственных гипотез;

9) формирование умения самостоятельно проверять свою работу по образцу;

10)  формирование умения применять алгоритм  исправления  ошибок  при  проверке выполненного задания;

11) формирование умения работать в парах.

Основные требования к знаниям, умениям и системе ценностей учащихся к концу первого года обучения:

  • Знать основную цель и результат учебной деятельности, ее два основных этапа.
  • Знать основные функции ученика и учителя на уроке.
  • Знать правила поведения на уроке, уметь их применять.
  • Знать цель выполнения домашней работы и роль семьи как помощника в учебе, уметь грамотно обратиться к семье за помощью в самостоятельном выполнении домашнего задания.
  • Уметь осознанно осуществлять пробное учебное действие.
  • Уметь грамотно фиксировать свое индивидуальное затруднение по результатам выполнения пробного действия.
  • Уметь формулировать причину затруднения как свою конкретную проблему (отсутствие у меня определенных знаний, умений).
  • Уметь самостоятельно проверять свою работу по образцу.
  • Знать структуру первого этапа учебной деятельности (6 шагов: повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; переход к обдумыванию; выявление причины затруднения), приобрести опыт их осознанного прохождения.
  • Знать простейшие правила работы в паре и в группе, уметь их применять.
  • Знать основные приемы развития внимания, приобрести опыт их применения.
  • Иметь представления о здоровье и семье как главных ценностях жизни, знать простейшие правила и приемы сохранения и поддержки своего здоровья в учебной деятельности, приобрести опыт их применения.
  • Иметь представления о качествах личности, которые помогают ученику успешно учиться: активность, честность, терпение, доброжелательность; приобрести позитивный опыт их проявления в учебной деятельности.

5. Учебно-тематический план.

п/п

Вид программного материала

Количество часов (уроков)

Характеристика деятельности учащихся

1  класс 2020-2021 уч. год

1.

Организационно-рефлексивная линия .

У учащихся формируются первичные представления об учебной деятельности, ее цели и результате, двух основных этапах, которые структурно разделены на учебные шаги, а также опыт пребывания в учебной деятельности при изучении различных предметов. Дети учатся точно следовать образцу и осуществлять самопроверку своей работы по образцу. Формируется представление о роли учителя в учебной деятельности, цели выполнения домашнего задания и его значимости для ученика, доказательстве правильности выполнения заданий с помощью ссылки на образец или согласованный способ действий (эталон).

2.

Коммуникативная линия.

Учащиеся знакомятся со способами общения на уроке, самостоятельно строят основные правила общения, основанные на доброжелательности, приобретают положительный опыт их применения для получения высокого учебного результата. Учащиеся открывают для себя правила поведения на уроке, правила работы в паре, в группе и применяют их в ходе предметных уроков.

Правила поведения на уроке. Правила работы в паре, в группе.

3.

Познавательная линия.

У учащихся формируется представление о внимании в учебной деятельности и его значении для получения хорошего результата. Они знакомятся с простейшими приемами концентрации внимания, которые помогут им эффективнее учиться.

Как научиться быть внимательным.

4.

Ценностная линия

У учащихся формируются первичные представления о ценностях жизни и качествах личности. Обсуждаются такие фундаментальные ценности, как Жизнь, Здоровье, Семья. Организуется работа над качествами личности, помогающими успешно учиться. Эти обсуждения строятся на имеющихся у детей опыте, организуются самостоятельные выводы детей об этих ценностях, создаются условия для их принятия на личностно значимом уровне.

Ценности нашей жизни: жизнь и здоровье

Семья – мой помощник в учении.

Ценностные качества личности: активность, честность, терпение, доброжелательность.

5.

Обобщение и систематизация знаний.

Обобщение и систематизация знаний. Проведение занятий по обобщению учебного материала в игровой форме.

6.

Диагностика.

Выполнение тестов.

Итого часов в год:

33

6. Формы и средства контроля/мониторинга.

     Курс «Мир деятельности» не входит в число обязательных учебных дисциплин, поэтому учитель может применять собственные критерии и способы оценивания. Однако важно помнить, что основной целью оценки в рамках данного курса является формирование положительной познавательной мотивации учащихся. Поэтому обязательными является выполнение перечисленных ниже требований.

  1. Оцениваются только достижения, отрицательные оценки исключены.
  2. Основным критерием оценки является учебный труд ученика, вложенные им усилия и положительная динамика результатов относительно себя.
  3. Качества личности детей не оцениваются, по результатам соответствующих тестов и анкет никакие оценки не выставляются.  
  4. Основной акцент в системе оценивания должен быть сделан на самооценке детьми своих достижений: ежедневно по изучаемой теме с помощью «Копилки достижений» и один раз в неделю на основании полученных результатов – на «Лесенке успеха».

Учитель может использовать не количественные, а качественные оценки. Например, аналогом отметок могут быть оценки: «Молодец!», «Будь внимательнее!», «Подумай еще».

Текущий контроль осуществляется в течение всего учебного года как в ходе проведения обычных уроков, так и в рамках курса «Мир деятельности», а итоговый − на уроках по курсу «Мир деятельности». Результатом контроля (текущего и итогового) должно быть создание ситуации успеха для каждого ученика в самосовершенствовании личности.

Например, ученик в индивидуальной беседе со взрослым может сам зафиксировать свои достижения и проблемы (то, над чем ему еще надо поработать), предложить свой вариант итоговой оценки, сравнить свой вариант с вариантом, обоснованным учителем, и, если потребуется, сам скорректировать свой выбор. Вера ребенка в себя и способность к адекватной самооценке своих достижений – ключевые метапредметные умения, определенные ФГОС. Фиксация итоговой оценки может быть различной, однако важно, чтобы отметки были позитивными (то есть не было аналогов двоек). Например, можно использовать отметки «зачет», «хорошо», «отлично» или +, +!, +!! и т.д.

7. Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

7.1. Учебно –методическое обеспечение.

Комплект для учителя включает в себя:

1. «Мир деятельности», 1 класс: Методические рекомендации / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Национальное образование, 2012.

2. Демонстрационные материалы к надпредметному курсу «Мир деятельности», 1 класс. – М.: Национальное образование, 2012.

3. CD-диск с презентациями и печатным материалом к каждому уроку надпредметного курса «Мир деятельности», 1 класс.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.1 КЛАСС».

Дата

проведения

Наименование разделов,

тем уроков

Количество

 часов

Основные виды деятельности учащихся

Примечание

план.

факт.

1

 Учиться… А что это значит?

1

Урок  «открытия  нового знания».

Беседа, игра, диалог.

2

Учитель и ученик.

1

Урок  «построения системы знаний».

Беседа, игра, диалог.

3

Урок диагностики № 1 (входное тестирование).

1

Выполнение тестов.

4

Я ученик. Правила поведения на уроке.

1

 Урок  «открытия  нового знания».

Беседа, игра, диалог, просмотр презентации.

5

Личностные качества ученика. Активность в учебной деятельности.        

1

Урок  «построения системы знаний».

Беседа, игра, диалог.

6

Учимся дружно. Работа в парах.

1

Урок  «открытия  нового знания».

Учимся работать в парах

7

«Я ученик. Что я уже знаю и умею».

1

Урок «развивающего контроля».

Учимся работать в парах

8

Обобщение: «Что я знаю и умею».

1

Урок «рефлексии».

Беседа, игра, диалог

9

Как научиться быть внимательным.

1

Урок  «открытия  нового знания».

Беседа, игра, диалог.

10

Затруднение – мой помощник в учении.

1

Урок  «построения системы знаний».

Беседа, игра, диалог

11

Ценности нашей жизни. Здоровье.

1

Урок  «открытия  нового знания».

Просмотр презентации, беседа.

12

Учимся дружно. Работа в группах.

1

Урок  «открытия  нового знания».

Учимся работать в парах

13

Личностные качества ученика. Терпение в учебной деятельности.

1

Урок «построения системы знаний».

Учимся работать в парах

14

«Я ученик. Что я уже знаю и умею».

1

Урок «развивающего контроля».

Учимся работать в парах

15

Обобщение: «Что я знаю и умею».

1

Урок «рефлексии».

Проверка знаний.

16

Урок диагностики № 2 (тестирование по итогам полугодия).

1

Урок «развивающего контроля».

Проверка знаний.

17

Как выяснить, что я не знаю.

1

Урок  «построения системы знаний».

Просмотр презентации, беседа.

18

Зачем ученику домашнее задание.

1

Урок  «открытия  нового знания».

Беседа, игра, диалог

19

Семья – мой помощник в учении.

1

Урок  «открытия  нового знания».

Беседа, игра, диалог

20

Пробное учебное действие.

1

Урок «построения системы знаний».

Беседа, игра, диалог

21

«Не могу?  Остановлюсь, чтобы подумать».

1

Урок «построения системы знаний».

Учимся работать в парах

22

Причина затруднения в учении.

1

Урок «построения системы знаний».

Беседа, игра, диалог

23

Обобщение: «Что я знаю и умею».

1

урок обобщения

Просмотр презентации, беседа.

24

«Я ученик. Что я уже знаю и умею».

1

Урок «развивающего контроля».

Учимся работать в парах

25

Урок диагностики № 3.

1

Урок «рефлексии».

Проверка знаний.

26

Как проверить свою работу.

1

Урок «построения системы знаний».

Учимся работать в парах

27

Личностные качества ученика. Честность в учебной деятельности.

1

Урок  «открытия  нового знания».

Беседа, игра, диалог

28

Личностные качества ученика. Доброжелательность в учебной деятельности.

1

Урок «развивающего контроля».

Проверка знаний.

29

Личностные качества ученика. Доброжелательность в учебной деятельности.

1

Урок «построения системы знаний».

Беседа, игра, диалог

30

«Я ученик. Что я уже знаю и умею».

1

Урок «развивающего контроля».

Беседа, игра, диалог

31

Обобщение: «Что я знаю и умею».

1

Урок «рефлексии».

Проверка знаний.

32

Урок диагностики №4 (итоговое тестирование).

1

Урок «рефлексии».

Проверка знаний.

33

Итоговый урок-праздник: «Чему я научился в 1 классе».

1

урок-праздник

Утренник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной проектной деятельности «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ»

Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Современный учитель все чаще стремится предлаг...

Рабочая программа по внеурочному виду деятельности на 1 класс

Рабочая программа по внеурочному виду деятельности на 1 класс по ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной проектной деятельности

Пояснительная записка к рабочей программе...

Программа по внеурочному занятию 1 класса "Дорогою добра"

Программа по внеурочному занятию  1 класса "Дорогою добра"...

Программа по внеурочному занятию 2 класса "Дорогою добра"

Программа по внеурочному занятию  2 класса "Дорогою добра"...