Работа учителя-дефектолога с младшими школьниками с ЗПР и СДВГ.
статья

Работа учителя-дефектолога с младшими  школьниками с ЗПР и СДВГ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа учителя-дефектолога с младшими  школьниками с ЗПР и СДВГ.

У младших школьников с задержкой психического развития синдром дефицита внимания с гиперактивностью встречается достаточно часто. Это  проявляется в чрезмерной психической и моторной активности, несвойственной для нормальных возрастных показателей. Успешная коррекция и компенсация недостатков в развитии у данной категории детей возможна лишь при правильно организованных условиях, методах обучения, соответствующих индивидуальным особенностям ребенка, т.е. при обучении, стимулирующем развитие и соответствующим реальным возможностям ребенка.

Ребенок с СДВГ постоянно испытывает непреодолимую потребность в движении, что крайне осложняет успешное усвоение учебной программы и может привести к распаду общих учебных навыков. Предъявление дисциплинарных требований по отношению к нему не эффективно, а часто и бессмысленно. Важно организовать занятие так, чтобы ребенок меньше находился в статичной позе, которая способствует нарастанию гиперактивности, чаще давать ему двигательную разрядку. Однако движения не должны стать дезорганизующим фактором. Возможность грамотного  направления избыточной энергии позволяет улучшить концентрацию и устойчивость внимания, повышает интерес к занятиям, делает их более организованными и эффективными.

При работе с детьми с СДВГ следует соблюдать ряд правил:

  • Следует проводить по одной и той же теме два и более занятия ввиду замедленного темпа усвоения нового материала детьми данной категории.
  • Не использовать на занятиях многофункциональные упражнения, позволяющие решать несколько задач одновременно.
  • Планировать занятия так, чтобы во время них у детей была возможность активно двигаться.
  • Составлять планы занятий так, чтобы они были интересными и содержательными, привлекающими внимание детей.
  • Включать в занятия легкие физические упражнения и релаксацию.
  • Избегать монотонной деятельности, использовать на занятиях игры, больше творческих, развивающих заданий.
  • Применять в процессе обучения современные компьютерные и мультимедийные технологии.
  • Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
  • Разрабатывать коррекционные задания таким образом, чтобы максимально снизить уровень разочарований при их выполнении.
  • Больше хвалить ребенка, за каждое выполненное верно задание, даже если оно небольшое.
  • Создавать ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны.
  • Поощрять стабильность и постоянство поведения во время выполнения заданий
  • Структурировать задания.
  • Давать задания индивидуально в соответствии с темпом работы и способностями каждого ребенка.
  • Избегать предъявления завышенных или заниженных требований .
  • Обеспечить частые и регулярные перерывы во время и между занятиями
  • В определенных заданиях с целью контроля времени применять таймеры, часы со звонком или иные звуковые сигналы.
  • Тренировать навыки самоорганизации.

Занятия учителя-дефектолога проводятся индивидуально или с небольшими группами детей, что хорошо подходит учащимся с СДВГ. Длительность одного занятия составляет 20 минут, что позволяет избежать переутомления детей. Занятия строятся по четкому плану и чередуют различные виды деятельности, включающие в себя двигательную активность. Обязательно в середине занятия проводится небольшая физкультминутка, лучше всего в виде подвижной игры.

Чтобы повысить заинтересованность ребенка в занятиях следует:

- использовать больше наглядных материалов;

- проводить занятие в игровой форме, используя, к примеру «игрушек-помощников», пальчиковых кукол;

- использовать системы поощрения (например: система зарабатывания жетонов за верно выполненное задание, или же за все занятие целиком);

- использовать мультимедийные формы работы (выполнение некоторых заданий возможно на компьютере или интерактивной доске, с использованием ЭОР (электронно-образовательных ресурсов))

Использование наглядности.

Понятия и абстрактные положения доходят до сознания учащихся легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами. Наглядность способствует не только лучшему усвоению учащимися теоретических знаний, но и пониманию связи с практикой. Занятия с учащимися с СДВГ необходимо максимально оборудовать наглядностью.

На примере занятий по восполнению пробелов в математических знаниях хорошо показывают себя такие наглядные методы, как:

  • Использование натуральных наглядных пособий, к которым относятся предметы окружающей жизни: тетради, карандаши, палочки, кубики и т д.;
  • Использование предметных картинок, изображений предметов и фигур из бумаги и картона, таблиц с изображениями предметов или фигур.
  • Использование карточек с изображениями математических символов ( цифр, знаков действий, знаков соотношений, схематические рисунки, чертежи.
  • Использование  математических таблиц
  • Использование счетные наборов
  • Использование индивидуальных карточек с заданиями
  • Математические игры

Примерный план коррекционного занятия с ребенком с СДВГ:

  1. Вводная часть. Приветствие и мотивирование на занятие. 1-2 минуты
  2. Небольшая разминка (например пальчиковая гимнастика). 1-2 минуты
  3. Выполнение задания или упражнения по теме занятия. 5-6 минут
  4. Физкультминутка (подвижная игра). 4-5 минут
  5. Выполнение задания или упражнения по теме занятия. 5-6 минут
  6. Завершение занятия. Подведение итогов. 1-2 минуты.

Приложение.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Запомни ритм. Ведущий предлагает участникам повторить за ним ритмическую модель, которую он воспроизвел с помощью хлопков. Для тех, кто не запомнил услышанный образец, дается ориентир в виде цифровой записи его, где цифра изображает число непрерывно, через равные интервалы следующих друг за другом хлопков, а тире между ними – паузы (например, 1–1–3–4–2). Для облегчения задачи предлагается вслух считать число хлопков в соответствии с их цифровым изображением. После освоения всеми ритмической мелодии она воспроизводится по кругу в индивидуальном, а затем нарастающем темпе. Сбившийся выбывает.

Машинка. По той же схеме, что и в предыдущей игре, осваивается пантомимическая модель, состоящая из последовательных групп движений, каждой из которых придумываются условные обозначения (например, два «квадрата», две «гармошки», один «квадрат»).

На основании данных игр, предлагается игра «Повтори за мной». Первый участник демонстрирует сопернику собственный ритм или пантомимическую модель в расчете на то, что их сложность не позволит тому ее повторить. Если так и происходит, то автор должен сам воспроизвести свое задание, в противном случае, он же и выбывает. Если автор повторил свою модель, то выбывает не сумевший этого сделать соперник. Если же последний справился с заданием, то уже он предлагает следующему игроку свой образец для повтора.

Шапка-невидимка. В течение трех секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их.

Тишина

Цель: развитие слухового внимания и усидчивости.

Условия игры. Детям дается инструкция: «Давайте послушаем тишину. Сосчитайте звуки, которые здесь слышите. Сколько их? Какие это звуки? (начинаем с того, кто услышал меньше всех)».

Примечание. Игру можно усложнить, дав задание детям сосчитать звуки вне комнаты, в другом классе, на улице.

Золушка

Цель: развитие распределения внимания.

Условия игры. В игре участвуют 2 человека. На столе стоит ведерко с фасолью (белой, коричневой и цветной). Нужно по команде разобрать и разложить фасоль на 3 кучки по цвету. Выигрывает тот, кто первый справился с задачей.

Фасоль или горох?

Цель: развитие тактильного внимания, распределения внимания.

Условия игры. В игре участвует 2 человека. На столе стоит тарелка с горохом и фасолью. Нужно по команде разобрать и разложить горох и фасоль по двум тарелкам.

Примечание. В дальнейшем игру можно усложнить, завязав игрокам глаза.        

Поиграем с предметами

Цель: развитие внимания, его объема, устойчивости, концентрации, развитие зрительной памяти.

Условия игры. Ведущий выбирает 7-10 небольших предметов.

1. Положить предметы в ряд и прикрыть их чем-нибудь. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все предметы.

2. Снова ненадолго показать ребенку предметы и спросить его, в какой последовательности они лежали.

3. Поменяв местами два предмета, показать снова все предметы на 10 секунд. Предложить ребенку уловить, какие два предмета переложены.

4. Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

5. Положив один на другой несколько предметов, попросить ребенка перечислить их подряд снизу

вверх, а затем сверху вниз.

6. Разбить предметы на группы по 2-4 предмета. Ребенок должен назвать эти группы.

Примечание. Эти задания можно и дальше варьировать. Играть можно как с одним ребенком, так и с группой детей. Начинать можно с небольшого количества предметов (сколько ребенок в состоянии запомнить, будет видно уже по первому заданию), увеличивая в дальнейшем их количество.

ИГРЫ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ РАСТОРМОЖЕННОСТИ

И ТРЕНИРОВКУ УСИДЧИВОСТИ.

Живая картина. Создав сюжетную сценку, ее участники замирают до тех пор, пока водящий не отгадает названия картины.

Аисты – лягушки

Цель: тренировка внимания, контроль двигательной активности.

Условия игры. Все игроки идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении.

Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Когда ведущих хлопнет два раза, игроки принимают позу «лягушки»

(присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Море волнуется и другие игры типа "Замри-отомри".

ИГРЫ НА ТРЕНИРОВКУ ВЫДЕРЖКИ И КОНТРОЛЬ ИМПУЛЬСИВНОСТИ

Съедобное-несъедобное, Черное с белым не носить, Да и Нет не говорить и подобные игры, требующие самоконтроля для избежания импульсивных реакций.

 Скалолазы. Участники должны пройти вдоль свободной стены, фиксируясь на ней постоянно минимум тремя конечностями. Кто оторвал или передвинул одновременно две конечности, считается «сорвавшимся» и возвращается на старт. Побеждает команда, первая всем составом добравшаяся до противоположного угла.

Игры типа Угадай мелодию.

Личный подвиг. Несдержанному, импульсивному ребенку дается индивидуальное задание – подняв для ответа руку самому ее опустить и обдумать то, что хотел сказать, вновь подняв руку опять ее опустить и обсудить предполагаемый ответ с соседом. Только после этого вновь поднять руку, если хочется высказаться.

Сиамские близнецы

Цель: контроль импульсивности, гибкость общения друг с другом, способствовать возникновению

доверия между детьми.

Условия игры. Детям дается инструкция: «Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище и две руки. Попробуйте походить по помещению,

что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т. д.»

Примечания. Чтобы «третья» нога действовала дружно, ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут «срастись» не только ногами, но спинами, головами и т. д.

Мишки и шишки

Цель: тренировка выдержки, контроль импульсивности.

Условия игры. По полу рассыпают шишки. Двум игрокам предлагают собрать их лапами больших игрушечных мишек. Выигрывает тот, кто соберет больше.

Примечания. Вместо игрушек можно использовать руки других игроков, например, повернутые тыльной стороной ладони. Вместо шишек можно использовать другие предметы – мячики, кубики и т. п.

"Молчу - шепчу - кричу"
Эта игра развивает способность осознанно регулировать громкость своих высказываний, стимулируя ребенка говорить то тихо, то громко, то вовсе молчать. Выбирать одно из этих действий ему предстоит, ориентируясь на тот знак, который вы ему показываете. Заранее договоритесь об этих знаках. Например, когда вы прикладываете палец к губам, то ребенок должен говорить шепотом и передвигаться очень медленно. Если вы положили руки под голову, как во время сна, ребенку следует замолчать и замереть на месте. А когда вы поднимете руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать.
Примечание. Эту игру лучше заканчивать на этапе "молчу" или "шепчу", чтобы снизить игровое возбуждение при переходе к другим занятиям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй

Представляю  систему  работы учителя – дефектолога с семьёй    по развитию коммуникативных умений...

Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-дефектолога (воспитателя) с детьми с задержкой психо-речевого развития

Дошкольный возраст – основной период развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сферы, становлением основ самосто...

Работа учителя-дефектолога с учётом требований современного урока

В материале освещён теоретический и практический материал работы учителя-дефектолога с учётом требований современного урока....

Преодоление школьной неуспеваемости как одно из направлений работы учителя-дефектолога

Более подробно мы остановимся на том, какую помощь может получить ребенок с ослабленным здоровьем со стороны учителя-дефектолога....

Рост творческой активности учащихся коррекционных классов, как результат работы учителей-дефектологов и логопедов за 2011-2012 гг.

Дети с нарушениями развития являются особой категорией, поэтому в работе нашего подразделения успешно реализуются формы художественно-эстетической направленности освоения мира, которые используются не...

Аналитический отчёт по итогам коррекционно-развивающей работы за 2017 – 2018 учебный год в работе учителя-дефектолога

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернатгородского округа  Павловский Посад  Московской области         Выступление н...

«Работа с родителями как составляющая работы учителя-дефектолога»

Публикация в сборнике материалов научно-практической конференции «Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС»...