внеурочный модуль
рабочая программа (3 класс)
Программа внеурочного модуля "Математика и конструирование" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_i_konstruir.docx | 31.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шалинская средняя школа №1»
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО: Зам.директора по УВР: Директор школы:
______/_________/ _______/___________/ ______/____________/
ФИО ФИО ФИО
Протокол №_____от «____»__________20___г. Приказ № 01-11-89от
«____»______20__г. 01.09.2020г.
Рабочая программа
внеурочного образовательного модуля
«Математика и конструирование»
3 класс
Программу составил:
Подкопаева Алена Александровна,
первая квалификационная категория
с. Шалинское
2020год
Пояснительная записка
Рабочая программа к учебному курсу «Математика и конструирование» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы школы, авторской программы «Математика и конструирование» (авторы С.И.Волкова, О.Л.Пчёлкина).
Факультативный курс «Математика и конструирование» разработан как дополнение к курсу «Математика» в начальной школе. Курс призван решать следующие задачи:
- расширение математических, в частности геометрических, знаний и представлений младших школьников и развитие на их основе пространственного воображения;
- формирование у детей графической грамотности и совершенствование практических действий с чертёжными инструментами;
- овладение учащимися различными способами моделирования, развитие элементов логического и конструкторского мышления, обеспечение более разнообразной практической деятельности младших школьников.
В целом факультативный курс «Математика и конструирование» будет способствовать математическому развитию младших школьников: развитию умений использовать математические знания для описания и моделирования пространственных отношений, формированию способности к продолжительной умственной деятельности и интереса к умственному труду, развитию элементов логического и конструкторского мышления, стремлению использовать математические знания в повседневной жизни.
Факультативный курс «Математика и конструирование» для начальной школы рассчитан на 33 ч (1 ч в неделю) в 1 классе и на 34 ч (1 ч в неделю) для каждого следующего года обучения.
Основное содержание факультативного курса представлено двумя крупными разделами: «Геометрическая составляющая курса» и «Конструирование».
Содержание внеурочного образовательного модуля
«Математика и конструирование»
Геометрическая составляющая
Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.
Многоугольник — замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т. д. Периметр многоугольника. Виды треугольников: по соотношению сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний); по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и неоцифрованной линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с использованием свойств его диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами.
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника (квадрата) и окружности. Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.
Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Свойства граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Куб. Грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера.
Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии.
Конструирование
Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», «Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники.
Чертёж. Линии на чертеже: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная), штрих-пунктирная (обозначение линий сгиба). Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу.
Технологический рисунок. Изготовление аппликаций по технологическому рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической карте.
Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жёсткое, внахлёстку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей
«Конструктора» различных моделей геометрических фигур и изделий.
Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников. Изготовление игр геометрического содержания «Танграм», «Пентамино».
Изготовление фигур, имеющих заданное количество осей симметрии
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеурочного модуля «Математика и конструирование»
Личностные:
У ученика будут сформированы:
- Положительное отношение и интерес к изучению математики.
- Целостное восприятие окружающего мира.
- Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
- Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
- Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
- Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные
Ученик научится:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
- овладевать способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
- овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
Ученик научится:
- Использовать приобретённые математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
- овладевать основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
- применять математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Календарно- тематическое планирование внеурочного модуля «Математика и конструирование» 3 класс 2020-2021 уч.год
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
Построение отрезка (равного заданному, с использованием циркуля(без измерения его длины) Многоугольники | 1ч | ||
Построение отрезка (равного заданному, с использованием циркуля(без измерения его длины) Многоугольники | 1ч | ||
Треугольник. Виды треугольников по сторонам: разносторонний и равнобедренный. | 1ч | ||
Построение треугольника по трем сторонам, заданным отрезками(без измерения их длины) | 1ч | ||
Построение треугольника по трем сторонам, заданным их длинами. Соотношение между сторонами треугольника. | 1ч | ||
Конструирование фигур из треугольников. | 1ч | ||
Виды треугольников по углам: прямоугольный,, остроугольный, тупоугольный. | 1ч | ||
Представление о развертке правильной треугольной пирамиды( на базе вырезанного равностороннего треугольника, разделенного его средними линиями на 4 равных равносторонних треугольника) | 1ч | ||
Практическая работа №1 «Изготовление модели правильной треугольной пирамиды сплетением из двух полос, разделенных на 4 равных равносторонних треугольника( способ обёртывания) ». | 1ч | ||
Практическая работа 2 «Изготовление из бумажных полосок игрушки( флексагон-«гнущийся многоугольник) | 1ч | ||
Периметр многоугольника. Периметр прямоугольника(квадрата) | 1ч | ||
Свойства диагоналей прямоугольника. Составление прямоугольника ( квадратов) из данных частей ( выбор трех нужных частей из пяти предложенных) | 1ч | ||
Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей. | 1ч | ||
Практическая работа № 3 «Изготовление по чертежу аппликации «Домик» | 1ч | ||
Закрепление пройденного. | 1ч | ||
Практическая работа № 4 «Изготовление по чертежу аппликации «Бульдозер» | 1ч | ||
Практическая работа № 5 «Изготовление по технологической карте композиции «Яхты в море» | 1ч | ||
Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника. Сравнение площадей. | 1ч | ||
Вычисление площадей фигур, составленных из прямоугольников( квадратов) Площадь прямоугольного треугольника | 1ч | ||
Вычерчивание круга. Деление окружности (круга) на 2, 4, 8 равных частей. | 1ч | ||
Практическая работа № 6 «Изготовление многолепесткового цветка из цветной бумаги с использованием деления круга на 8 равных частей» | 1ч | ||
Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. | 1ч | ||
Практическая работа №7 «Изготовление модели часов с круглым циферблатом с использованием умений учащихся делить круг на 12 равных частей. | 1ч | ||
Взаимное расположение окружностей на плоскости. | 1ч | ||
Деление отрезка пополам с использованием циркуля и линейки( без измерения длины отрезка) | 1ч | ||
Взаимное расположение фигур на плоскости. | 1ч | ||
Практическая работа № 8 «Изготовление аппликации «Паровоз» с предварительным изготовлением чертежа по рисунку | 1ч | ||
Изготовление игры «Танграм». | 1ч | ||
Изготовление из бумаги изделия способом оригами. | 1ч | ||
Техническое моделирование. Знакомство с транспортирующими машинами: их назначение, особенности. Устройство, использование. | 1ч | ||
Практическая работа №9 Техническое конструирование. Изготовление модели подъемного крана. | 1ч | ||
Практическая работа №9 Техническое конструирование. Изготовление модели подъемного крана ( окончание работы) | |||
Практическая работа №10 Техническое конструирование. Изготовление модели транспортера. Анализ изготовленной модели. | |||
Практическая работа №10 Техническое конструирование. Изготовление модели транспортера.( окончание работы) |
Учебно-методический комплект
1.С.И.Волкова. Методическое пособие к курсу « Математика и конструирование», 1 -4 классы. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2014.
2. В.Т.Голубь. Графические диктанты. М., «ВАКО» 2014.
3.С.И.Волкова. Рабочая тетрадь «Математика и конструирование»,М.: Просвещение, 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Введение в балльную систему оценивания (система модулей по внеурочной деятельности)
Уже второй год я работаю по апробации ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) нового поколения. Наша школа является городской базовой площадкой "Введение в ФГОС в условия...
Внеурочное занятие модуля «Тропинки здоровья» по теме "Море чувств"
Цель: формировать представление о значении положительных и отрицательных эмоций. Создавать условия для формирования УУД:ЛИЧНОСТНЫЕ: учиться определять чувства человекаПРЕДМЕТНЫЕ: выявлять законом...
План – конспект занятия по внеурочной деятельности Объединение « Умелые руки» Модуль "Кулинария"
План-конспект занятия будет полезен учителям и педагогам дополнительного обазования для проведения занятия по внеурочной деятельности....
Рабочая программа по внеурочной деятельности;модуль: воспитательная работа. 2 класс.
Здесь я поместила рабочую программу по воспитательной работе.Главная задача классного руководителя - так организовать жизнь детского коллектива, чтобы уч-ся добровольно, с большим желанием участвовали...
Фрагмент программы по внеурочной деятельности в поддержку модуля ОПК " Православные монастыри и храмы"
В этом материале предстывлена технологическая карта мероприятий на темы :"Устройство православного храма";"Символы Христианской культуры";"Колокольный звон";"Икона";"Христианская любовь"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности модуль «Гимнастика для ума» 1 класса
Программа по курсу «Гимнастика для ума» составлена для обучения младших школьников навыкам основных мыслительных операций: сравнивать, классифицировать, давать определения, строить умозаключения, выде...
Программа модуля формирования экологических компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе для учащихся начальных классов во внеурочной деятельности через работу объединения «В мире книг»
Формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников...