внеурочный модуль
рабочая программа (3 класс)

Программа внеурочного модуля "Математика и конструирование" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_i_konstruir.docx31.56 КБ

Предварительный просмотр:

      Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                               «Шалинская средняя школа №1»

«Согласовано»                        «Согласовано»                           «Утверждено»

Руководитель МО:                Зам.директора по УВР:                Директор школы:

______/_________/                _______/___________/                ______/____________/

ФИО                                                ФИО                                ФИО

Протокол №_____от         «____»__________20___г.                Приказ № 01-11-89от

«____»______20__г.                                                                01.09.2020г.

Рабочая  программа

внеурочного образовательного модуля

 «Математика и конструирование»

3 класс

                                                            Программу составил:

                                                                         Подкопаева Алена Александровна,

первая квалификационная категория

                   

с. Шалинское

2020год

    Пояснительная записка

         Рабочая программа к учебному курсу  «Математика и конструирование» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы школы, авторской программы «Математика и конструирование»  (авторы С.И.Волкова, О.Л.Пчёлкина).

Факультативный курс «Математика и конструирование» разработан как дополнение к курсу «Математика» в начальной школе. Курс призван решать следующие задачи:

  • расширение математических, в частности геометрических, знаний и представлений младших школьников и развитие на их основе пространственного воображения;
  •  формирование у детей графической грамотности и совершенствование практических действий с чертёжными инструментами;
  •  овладение учащимися различными способами моделирования, развитие элементов логического и конструкторского мышления, обеспечение более разнообразной практической деятельности младших школьников.

В целом факультативный курс «Математика и конструирование» будет способствовать математическому развитию младших школьников: развитию умений использовать математические знания для описания и моделирования пространственных отношений, формированию способности к продолжительной умственной деятельности и интереса к умственному труду, развитию элементов логического и конструкторского мышления, стремлению использовать математические знания в повседневной жизни.

Факультативный курс «Математика и конструирование» для начальной школы рассчитан на 33 ч (1 ч в неделю) в 1 классе и на 34 ч (1 ч в неделю) для каждого следующего года обучения.

Основное содержание факультативного курса представлено двумя крупными разделами: «Геометрическая составляющая курса» и «Конструирование».

Содержание внеурочного образовательного модуля

«Математика и конструирование»

Геометрическая составляющая

Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.

Многоугольник — замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т. д. Периметр многоугольника. Виды треугольников: по соотношению сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний); по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и неоцифрованной линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с использованием свойств его диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами.

Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника (квадрата) и окружности. Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.

Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Свойства граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Куб. Грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера.

Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии.

Конструирование

Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», «Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники.

Чертёж. Линии на чертеже: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная), штрих-пунктирная (обозначение линий сгиба). Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу.

Технологический рисунок. Изготовление аппликаций по технологическому рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической карте.

Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жёсткое, внахлёстку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей

«Конструктора» различных моделей геометрических фигур и изделий.

Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников. Изготовление игр геометрического содержания «Танграм», «Пентамино».

Изготовление фигур, имеющих заданное количество осей симметрии

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеурочного модуля «Математика и конструирование»

Личностные:

У ученика будут сформированы:

  • Положительное отношение и интерес к изучению математики.
  • Целостное восприятие окружающего мира.
  • Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
  • Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
  • Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
  •  Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные

Ученик научится:

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
  • овладевать способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
  • овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

Ученик научится:

  • Использовать приобретённые математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
  • овладевать основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
  • применять математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
  • выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Календарно- тематическое планирование внеурочного модуля «Математика и конструирование» 3 класс 2020-2021 уч.год

№п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Построение отрезка (равного заданному, с использованием циркуля(без измерения его длины) Многоугольники

Построение отрезка (равного заданному, с использованием циркуля(без измерения его длины) Многоугольники

Треугольник. Виды треугольников по сторонам: разносторонний и равнобедренный.

Построение треугольника по трем сторонам, заданным отрезками(без измерения их длины)

Построение треугольника по трем сторонам, заданным их длинами. Соотношение между сторонами треугольника.

Конструирование фигур из треугольников.

Виды треугольников по углам: прямоугольный,, остроугольный, тупоугольный.

Представление о развертке правильной треугольной пирамиды( на базе вырезанного равностороннего треугольника, разделенного его средними линиями на 4 равных равносторонних треугольника)

Практическая работа №1 «Изготовление модели правильной треугольной пирамиды сплетением из двух полос, разделенных на 4 равных равносторонних треугольника( способ обёртывания) ».

Практическая работа 2 «Изготовление из бумажных полосок игрушки( флексагон-«гнущийся многоугольник)

Периметр многоугольника. Периметр прямоугольника(квадрата)

Свойства диагоналей прямоугольника. Составление прямоугольника ( квадратов) из данных частей ( выбор трех нужных частей из пяти предложенных)

Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей.

Практическая работа № 3 «Изготовление по чертежу аппликации «Домик»

Закрепление пройденного.

Практическая работа № 4 «Изготовление по чертежу аппликации «Бульдозер»

Практическая работа № 5 «Изготовление по технологической карте композиции «Яхты в море»

Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника. Сравнение площадей.

Вычисление площадей фигур, составленных из прямоугольников( квадратов) Площадь прямоугольного треугольника

Вычерчивание круга. Деление окружности (круга) на 2, 4, 8 равных частей.

Практическая работа № 6 «Изготовление многолепесткового цветка из цветной бумаги с использованием деления круга на 8 равных частей»

Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей.

Практическая работа №7 «Изготовление модели часов с круглым циферблатом с использованием умений учащихся делить круг на 12 равных частей.

Взаимное расположение окружностей на плоскости.

Деление отрезка пополам с использованием циркуля и линейки( без измерения длины отрезка)

Взаимное расположение фигур на плоскости.

Практическая работа № 8 «Изготовление аппликации «Паровоз» с предварительным изготовлением чертежа по рисунку

Изготовление игры «Танграм».

Изготовление из бумаги изделия способом оригами.

Техническое моделирование. Знакомство с транспортирующими машинами: их назначение, особенности. Устройство, использование.

Практическая работа №9 Техническое конструирование. Изготовление модели подъемного крана.

Практическая работа №9 Техническое конструирование. Изготовление модели подъемного крана ( окончание работы)

Практическая работа №10 Техническое конструирование. Изготовление модели транспортера. Анализ изготовленной модели.

Практическая работа №10 Техническое конструирование. Изготовление модели транспортера.( окончание работы)


Учебно-методический комплект

1.С.И.Волкова. Методическое пособие к курсу « Математика   и   конструирование»,  1 -4  классы. Пособие для учителя. М.:  Просвещение, 2014.

2. В.Т.Голубь. Графические диктанты. М., «ВАКО»  2014.

3.С.И.Волкова. Рабочая тетрадь «Математика и конструирование»,М.: Просвещение, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение в балльную систему оценивания (система модулей по внеурочной деятельности)

Уже второй год я работаю по апробации ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) нового поколения. Наша школа является городской базовой площадкой "Введение в ФГОС в условия...

Внеурочное занятие модуля «Тропинки здоровья» по теме "Море чувств"

Цель: формировать представление о значении положительных и отрицательных эмоций. Создавать условия для формирования УУД:ЛИЧНОСТНЫЕ: учиться определять чувства человекаПРЕДМЕТНЫЕ: выявлять законом...

План – конспект занятия по внеурочной деятельности Объединение « Умелые руки» Модуль "Кулинария"

План-конспект занятия будет полезен учителям и педагогам дополнительного обазования для проведения занятия по внеурочной деятельности....

Рабочая программа по внеурочной деятельности;модуль: воспитательная работа. 2 класс.

Здесь я поместила рабочую программу по воспитательной работе.Главная задача классного руководителя - так организовать жизнь детского коллектива, чтобы уч-ся добровольно, с большим желанием участвовали...

Фрагмент программы по внеурочной деятельности в поддержку модуля ОПК " Православные монастыри и храмы"

В этом материале предстывлена технологическая карта мероприятий на темы :"Устройство православного храма";"Символы Христианской культуры";"Колокольный звон";"Икона";"Христианская любовь"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности модуль «Гимнастика для ума» 1 класса

Программа по курсу «Гимнастика для ума» составлена для обучения младших школьников навыкам основных мыслительных операций: сравнивать, классифицировать, давать определения, строить умозаключения, выде...