КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ-БИЛИНГВАМИ
план-конспект занятия (3 класс)
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ-БИЛИНГВАМИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_s_detmi_-_bilingvami.docx | 24.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Научный форум: Педагогика и психология № 5(39), 2020 г.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ-БИЛИНГВАМИ,
ОВЛАДЕВАЮЩИМИ РУССКИМ ЯЗЫКОМ, КАК ВТОРЫМ
Павлюк Елена Николаевна учитель-логопед, МБОУ «Федоровская СОШ № 1», РФ, ХМАО-Югра, пгт. Федоровский
Капитонова Ольга Николаевна учитель-логопед, МБОУ «Федоровская СОШ № 2 с углубленным изучением отдельных предметов», РФ, ХМАО-Югра, пгт. Федоровский
Зекерьянова Разиля Аксановна педагог-психолог, МБОУ «Федоровская СОШ № 2 с углубленным изучением отдельных предметов», РФ, ХМАО-Югра, пгт. Федоровский
Аннотация. Проблема обучения детей, овладевающих русским языком как вторым, становится все более актуальной в связи с расширением культурно-экономических контактов между народами, притоком иммигрантов, беженцев, переселенцев и переездами населения. Растёт число смешанных браков, в которых родители говорят на разных языках. Югра - мультикультурный и мультилингвальный регион, где в школе, на улице, в магазине можно услышать многоязычную речь. Но преподавание в образовательных учреждениях ведётся на русском языке и дети должны в полной мере овладеть государственным языком, языком межнационального общения.
Ключевые слова: билингвизм; импрессивная и экспрессивная речь.
Лексическая тема «Зима. Зимние забавы. Новогодний праздник»
Участники занятия: обучающиеся 3 класса общеобразовательной школы, овладевающие русским языком, как вторым.
Цель: развитие навыков коммуникации у детей с неродным русским языком.
Задачи:
I.В области формирования звуковой стороны речи: обращать внимание на формирование четкой правильной артикуляции звуков, отсутствующих в фонематической системе родного языка; развивать навык различения на слух усвоенных в произношении звуков (в составе слова и изолированно) для подготовки к элементарному звуковому анализу русских слов; создавать ситуации при обучении интонационным навыкам русской речи в различных типах высказываний (просьба, вопрос и т. п.).
II. В области лексики: обеспечить постепенное овладение детьми с неродным русским языком лексическим объемом импрессивной и экспрессивной речи; активизировать употребление новых слов в различных синтаксических конструкциях, организуя соответствующие игровые ситуации.
III. В области грамматики: учить понимать речевые высказывания разной грамматической структуры; воспитывать у детей чуткость к грамматической правильности своей речи (в пределах грамматических норм, предусмотренных программой НОО); активизировать навыки правильного грамматического оформления высказываний речи в играх и игровых ситуациях; закреплять грамматические навыки, предоставляя детям возможность использовать их на новом лексическом материале; проверять устойчивость усвоенных грамматических навыков на новом лексическом материале, а также с опорой на новые ситуации. учить употреблять предлоги для обозначения местонахождения предметов в сочетании с соответствующими падежными формами существительных;
IV. В области связной речи: учить детей самостоятельно строить фразы различной конструкции для описания различных ситуаций; формировать способы построения высказываний, служащих решению коммуникативных задач определенного типа; развивать диалогическую речь детей; создавать условия для максимального использования самостоятельной, неподготовленной связной речи детей; создавать положительную мотивацию речи детей в игровых ситуациях. Оборудование: стол, белая ткань, синтепух, бумага белого цвета, фигурки животных, Деда Мороза, макеты елок с новогодними игрушками, муляжи фруктов, грибов, овощей, пластилин, коробки и ларец с подарками, саночки, маски с изображением животных, макеты спортивного инвентаря, аудиозаписи.
Ход занятия
Мотивация
Педагог: Здравствуйте, ребята! Кто из вас любит праздники? Какие праздники вы знаете? Какой праздник скоро будет?
Засверкали снег и лед.
В гости к нам зима идет.
Станем дружно в хоровод.
К нам шагает … Дети: Новый год!
Скоро Новый год. Самый любимый праздник всех детей. Хотите попасть на этот праздник? Тогда вы должны отправиться со мной в сказочный зимний лес. Праздник будет там. Кто из вас готов?
Дети: Я. Мы.
«Игры на столе»
Педагог: Пришла зима. Выпал снег. На землю выпал снег. Расстилается белая ткань на столе. Снег белый. На землю выпал белый снег. Какого цвета выпал снег?
Дети: Белый снег.
Педагог: А что еще может быть белым?
Дети: Белый мел, белый потолок, белая стена, белый цветок.
Педагог: По цвету снег – белый. А если его потрогать, какой он?
Дети: Пушистый, легкий, мягкий, холодный.
Педагог: Что может быть еще пушистым?
Дети: Мех, шерсть, плед.
Педагог: Пушистый мех, пушистая шерсть, пушистый плед. Вы сказали, что снег холодный. Что еще может быть холодным?
Дети: Мороженое, лед, вода, чай, день.
Педагог: Холодное мороженое, холодный лед, холодный чай, холодная вода, холодный день. Из снега можно слепить снежок.
Детям предлагается «слепить снежок» из бумаги, сминая ее ладонями.
Педагог: Я леплю, леплю снежок. И ты слепи такой, дружок! Давайте поиграем в снежки!
Дети играют в снежки.
Педагог: Какой по форме снежок?
Дети: Круглый.
Педагог: Это шар. Снежок в форме шара. Что еще может быть в форме шара?
Дети: яблоко, арбуз, мяч, глобус.
Педагог: мяч в форме шара, арбуз в форме шара, яблоко в форме шара, глобус в форме шара. Какой по форме мяч? Какое по форме яблоко? Какой по форме арбуз? Какой по форме глобус?
Дети: Глобус в форме шара....
Педагог: В лесу растут деревья. Какие деревья вы знаете?
Дети: береза, сосна, тополь, ель.
Педагог: В нашем лесу растут ели. Лес еловый. В лесу много еловых шишек, они упали с елей. Под елями еловая кора и еловые иголки. Еловый лес. Еловые шишки. Еловая кора. Еловые иголки.
Педагог показывает детям еловые шишки, кору, иголки. Какого цвета ели в лесу?
Дети: зеленые.
Педагог: Эта ель зеленая, та ель тоже зеленая. Какого цвета эта ель?
Дети: Эта ель зеленая.
Педагог: Какого цвета та ель?
Дети: Та ель тоже зеленая.
Педагог: Что еще может быть зеленым?
Дети: трава, листья, яблоко, лес.
Педагог: зеленая трава, зеленое яблоко, зеленые листья, зеленый лес. Какая трава? Какое яблоко? Какие листья? Какой лес?
Дети: зеленая трава, зеленое яблоко, зеленые листья, зеленый лес.
Педагог: Какая ель в этом лесу самая высокая?
Дети: Эта ель самая высокая.
Педагог: Какая ель в этом лесу самая низкая?
Дети: Та ель самая низкая.
Педагог: Самая высокая ель. Самая низкая ель. Высокая – низкая. Что еще может быть высоким?
Дети: дом, дерево, гора, брат.
Педагог: высокий дом, высокое дерево, высокая гора, высокий брат. Какой дом? Какое дерево? Какая гора? Какой брат?
Дети: высокий дом, высокое дерево, высокая гора, высокий брат. Мурад тоже высокий. А Мадина низкая. Мурад выше Мадины. Мадина ниже Мурада. Кто выше, Мурад или Мадина? Дети: Мурад выше Мадины.
Педагог: Кто ниже, Мадина или Мурад?
Дети: Мадина ниже Мурада.
Педагог: Ель и елка – это разные деревья или одно и то же дерево?
Дети: Это одно и то же дерево.
Педагог: Елочка имеет отношение к ели и елке?
Дети: Да.
Педагог: Ёлочка – это маленькая, низкая ёлка. Ель – ёлка – ёлочка. В нашем лесу много елей. Посчитайте, сколько высоких ёлок? Сколько елочек – низких деревьев? Сколько всего ёлок в лесу?
Дети: 5 высоких ёлок, 10 ёлочек, всего 15 деревьев, 15 ёлок.
Педагог: В лесу мы можем увидеть не только деревья. В нем живут звери и птицы. Посмотрите внимательно, кто живет в нашем лесу?
Дети: В лесу живут волк, медведь, лиса и заяц.
Педагог: Где стоит медведь?
Дети: Медведь стоит за ёлкой.
Педагог: Где спряталась лиса?
Дети: Лиса спряталась под ёлочкой.
Педагог: Где сидит заяц?
Дети: Заяц сидит за горкой.
Педагог: Где находится волк?
Дети: Волк находится перед самой высокой ёлкой.
Педагог: Звери в лесу очень дружны. Никто никого не обижает. Они любят играть вместе, также как и вы, ребята. Предлагаю вам на время превратиться в лесных жителей: лису, медведя, волка и зайца. Выберете, кто кем будет. Дети выбирают маски зверей и надевают их на голову, берут в руки игрушки из настольного деревянного театра.
Педагог: Ребята-зверята, давайте поздороваемся друг с другом.
Дети: Здравствуй, заяц. Здравствуй, волк. Здравствуй, медведь. Здравствуй, лиса. Звери здороваются друг с другом.
Педагог: Захотелось друзьям-зверятам покататься с горы. На чем можно кататься с горы?
Дети: С горы можно кататься на санках, на лыжах, на сноуборде, на ледянке.
Педагог демонстрирует уменьшенные копии спортивного инвентаря.
Педагог: Заяц, на чем будешь ты кататься с горы?
Заяц: Я буду кататься с горы на лыжах.
Педагог: Волк, на чем будешь ты кататься с горы?
Волк: Я буду кататься с горы на санках.
Педагог: Лиса, на чем будешь ты кататься с горы?
Лиса: Я буду кататься с горы на сноуборде.
Педагог: Медведь, на чем будешь ты кататься с горы?
Медведь: Я буду кататься с горы на ледянке.
Педагог: В лесу есть две снежных горы, с которых можно кататься – высокая и низкая. Показывает на горы.
Педагог: Заяц, с какой горы ты будешь кататься?
Заяц: Я буду кататься с высокой горы.
Педагог: Волк, с какой горы ты будешь кататься?
Волк: Я тоже буду кататься с высокой горы.
Педагог: Лиса, с какой горы ты будешь кататься?
Лиса: Я буду кататься с низкой горы.
Педагог: Медведь, с какой горы ты будешь кататься?
Медведь: Я тоже буду кататься с низкой горы.
Дети примеряют спортивный инвентарь зверям и демонстрируют, как те катаются с горы.
Динамическая пауза
Мы катаемся на лыжах.
Кто быстрее, кто потише.
Пусть высокая гора
– Не боится детвора!
Дети имитируют движения лыжников, двигаясь вокруг стола с елкой.
Педагог: Все звери собрались у самой высокой ели. Найдите в лесу самую высокую ель. Тут звери увидели под елью сундучок. Открыли его, в нем увидели игрушки. Что с ними делать?
Дети: Эти игрушки нужно повесить на эту елку.
Педагог: Так звери и сделали. Они стали развешивать игрушки на самую высокую в лесу елку. Куда, на какие ветки развесили игрушки звери?
Дети берут игрушки, рассматривают, описывают и развешивают их на ветви елки.
Дети: Белого снеговика с розовыми щечками, черными глазками в красной шапочке и красных рукавичках, в зеленом шарфике с белыми полосками, я повешу на самую нижнюю ветку ели.
Дети подробно описывают каждую елочную игрушку.
Педагог: Что за дерево такое?
Вся макушка в серебре.
Расцвело у нас зимою
В день морозный в декабре.
Созревают фрукты летом,
Летом ягод полон сад.
А на дереве на этом
В зимний день они висят.
И орехи, и конфеты,
И шары на нём висят.
Есть на дереве на этом
Всё для радости ребят.
Подходи, лесной народ.
Становись-ка в хоровод!
Ребята, порадуем нашу лесную красавицу-елку! Напустим на неё снега да инея, подуем на её пушистые веточки северным ветром. Подарим ей свои улыбки и блеск наших глаз.
Артикуляционная гимнастика
Упражнения для щек и губ
Снеговики радуются снегу и морозу. Надуть щеки. Веселое выражение глаз.
Грустные снеговики весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.
Упражнения для языка
Сосулька.
Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести-восьми»).
Санки-ледянки.
Сделать язык «чашечкой». Горка для спуска. Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».
Саночки.
Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.
Ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка .
Педагог: Огоньки сверкают ярко, и пришло время подарков! А кто подарки подарит лесным жителям?
Дети: Дед Мороз!
Педагог: Давайте все дружно его позовем к нам на праздник.
Дети: Дед Мороз! Дед Мороз!
Педагог: Видно, не слышит вас Дед Мороз, далеко он. Может он услышит бой часов?
Логоритмическое упражнение
Бум, бум, бум – стучат часы.
Подкрутил Мороз усы,
Причесал он бороду
И пошёл по городу.
Сто игрушек за спиной,
Всем ребятам по одной, по одной!
Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Приходит Дед Мороз (игрушка).
Педагог: Здравствуй, дед Мороз! Мы рады тебя видеть и хотим с тобой поиграть.
Дед Мороз: Предлагаю игру «Когда это бывает?» Дед Мороз произносит ряд слов, а дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат зимнее слово.
Дед Мороз: снегопад, дождь, снегурочка, цветы, санки, травка, лед, солнышко, снежинка, самокат, снегокат.
Дед Мороз: Хорошо у вас получается! Давайте еще поиграем! Хотите?
Дети: Да!
Дед Мороз: Каждому из вас по очереди я буду бросать снежок и говорить слово, а вы вернете мне снежок и назовете это слово ласково. Например, снег - снежок
Игра «Скажи ласково»
лед - ледок подарок - подарочек
сосулька - сосулечка снеговик - снеговичок
санки - саночки шар - шарик
горка - горочка шишка - шишечка
лопата - лопатка ветка - веточка
елка - елочка иголка - иголочка
Дед Мороз: Огоньки на елочке сверкают ярко, значит, пришло время подарков!
Педагог: Дед Мороз, а где подарки?
Дед Мороз: А подарки в санках, а санки застряли в сугробе. Поможете мне их достать из сугроба? Дети помогают Деду Морозу достать санки с подарками из сугроба.
Дед Мороз: Кому этот подарок? Достает морковку.
Дети: Зайчику.
Дед Мороз: Морковку – зайчику.
Дед Мороз: Кому этот подарок? Достает клубнику.
Дети: Лисе.
Дед Мороз: Клубнику – лисе.
Дед Мороз: Кому этот подарок? Достает грибы.
Дети: Волку.
Дед Мороз: Волку – грибы.
Дед Мороз: Кому этот подарок? Достает вишенки.
Дети: Медведю.
Дед Мороз: Медведю – вишню.
Педагог: Зайчик, что тебе подарил Дед Мороз?
Ребенок-зайчик: Дед Мороз мне подарил морковку.
Педагог: Лиса, что тебе подарил Дед Мороз?
Ребенок-лиса: Дед Мороз мне подарил клубнику.
Педагог: Волк, что тебе подарил Дед Мороз?
Ребенок-волк: Дед Мороз мне подарил грибы.
Педагог: Медведь, что тебе подарил Дед Мороз?
Ребенок-медведь: Дед Мороз мне подарил вишню.
Педагог: Поблагодарим Деда Мороза за его подарки.
Дети: Спасибо, Дед Мороз!
Педагог: Ребята, Деду Морозу пора идти на другой праздник, да и нам надо из лесной зимней сказки возвращаться в класс. Дети снимают маски.
Рефлексия
Педагог: А скажите мне, ребята, наш урок-путешествие в зимнюю сказку вам был интересен? А новое что-нибудь узнали? А какие зимние, лесные или новогодние слова вы узнали?
Дети: Ёлка.
Педагог: Ёлка, она какая? Елка пушистая, нарядная, маленькая, высокая.
Дети: Снежок.
Педагог: Снежок, он какой?
Снежок холодный, белый, пушистый, легкий. Вам было скучно или весело?
Педагог предлагает детям выбрать «грустную» или «веселую» новогоднюю игрушку и украсить ею елку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"
Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...
"Особенности работы с детьми-билингвами в образовательном учреждении"
Особенностей детей-билингов Рекомендации учителя-логопеда по развитию речи у детей-билингвов, как средства по профилактике нарушений письма и чтения...
ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЬМИ БИЛИНГВАМИ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ОБОРОТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО РОДНОГО ЯЗЫКА
В данной статье представлены теоретические и практические аспекты проблемы успешного обучения русскому языку детей-билингвов и пути её решения. Перед педагогами, работающими с учащимися начальных клас...
Конспект занятия по коррекционно-развивающему курсу ( формирование речевого слуха и произносительной стороны речи)Конспект занятия
Конспект занятия по рассказу В.Катаева "Грибы". Составление пересказа с опорой на сюжетные картинки....
Основные трудности и принципы овладения русским языком детьми-билингвами младшего школьного возраста тюркской языковой группы
В связи с интенсивно протекающими миграционными процессами получило распространение совместное обучение русскоговорящих детей и детей, у которых родной язык не русский. Эти дети, как правило, плохо вл...
Работа с детьми билингвами
Представлено описание работы....
Статья на тему: "Особенности коррекционной работы учителя-логопеда с детьми-билингвами"
В статье рассматривается проблема обучения детей-билингвов, имеющих трудности в усвоении чтения и письма. Уделяется внимание логопедической помощи относительно данного вопроса....