КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ-БИЛИНГВАМИ
план-конспект занятия (3 класс)

Зекерьянова Разиля Аксановна

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ-БИЛИНГВАМИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_s_detmi_-_bilingvami.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

Научный форум: Педагогика и психология № 5(39), 2020 г.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ-БИЛИНГВАМИ,

ОВЛАДЕВАЮЩИМИ РУССКИМ ЯЗЫКОМ, КАК ВТОРЫМ

 Павлюк Елена Николаевна учитель-логопед, МБОУ «Федоровская СОШ № 1», РФ, ХМАО-Югра, пгт. Федоровский

Капитонова Ольга Николаевна учитель-логопед, МБОУ «Федоровская СОШ № 2 с углубленным изучением отдельных предметов», РФ, ХМАО-Югра, пгт. Федоровский

Зекерьянова Разиля Аксановна педагог-психолог, МБОУ «Федоровская СОШ № 2 с углубленным изучением отдельных предметов», РФ, ХМАО-Югра, пгт. Федоровский

Аннотация. Проблема обучения детей, овладевающих русским языком как вторым, становится все более актуальной в связи с расширением культурно-экономических контактов между народами, притоком иммигрантов, беженцев, переселенцев и переездами населения. Растёт число смешанных браков, в которых родители говорят на разных языках. Югра - мультикультурный и мультилингвальный регион, где в школе, на улице, в магазине можно услышать многоязычную речь. Но преподавание в образовательных учреждениях ведётся на русском языке и дети должны в полной мере овладеть государственным языком, языком межнационального общения.

Ключевые слова: билингвизм; импрессивная и экспрессивная речь.

 Лексическая тема «Зима. Зимние забавы. Новогодний праздник»

Участники занятия: обучающиеся 3 класса общеобразовательной школы, овладевающие русским языком, как вторым.

Цель: развитие навыков коммуникации у детей с неродным русским языком.

Задачи: 

I.В области формирования звуковой стороны речи:  обращать внимание на формирование четкой правильной артикуляции звуков, отсутствующих в фонематической системе родного языка;  развивать навык различения на слух усвоенных в произношении звуков (в составе слова и изолированно) для подготовки к элементарному звуковому анализу русских слов;  создавать ситуации при обучении интонационным навыкам русской речи в различных типах высказываний (просьба, вопрос и т. п.).

 II. В области лексики:  обеспечить постепенное овладение детьми с неродным русским языком лексическим объемом импрессивной и экспрессивной речи;  активизировать употребление новых слов в различных синтаксических конструкциях, организуя соответствующие игровые ситуации.

 III. В области грамматики:  учить понимать речевые высказывания разной грамматической структуры;  воспитывать у детей чуткость к грамматической правильности своей речи (в пределах грамматических норм, предусмотренных программой НОО);  активизировать навыки правильного грамматического оформления высказываний речи в играх и игровых ситуациях; закреплять грамматические навыки, предоставляя детям возможность использовать их на новом лексическом материале;  проверять устойчивость усвоенных грамматических навыков на новом лексическом материале, а также с опорой на новые ситуации.  учить употреблять предлоги для обозначения местонахождения предметов в сочетании с соответствующими падежными формами существительных;

IV. В области связной речи:  учить детей самостоятельно строить фразы различной конструкции для описания различных ситуаций;  формировать способы построения высказываний, служащих решению коммуникативных задач определенного типа;  развивать диалогическую речь детей;  создавать условия для максимального использования самостоятельной, неподготовленной связной речи детей;  создавать положительную мотивацию речи детей в игровых ситуациях. Оборудование: стол, белая ткань, синтепух, бумага белого цвета, фигурки животных, Деда Мороза, макеты елок с новогодними игрушками, муляжи фруктов, грибов, овощей, пластилин, коробки и ларец с подарками, саночки, маски с изображением животных, макеты спортивного инвентаря, аудиозаписи.

Ход занятия

 Мотивация

Педагог: Здравствуйте, ребята! Кто из вас любит праздники? Какие праздники вы знаете? Какой праздник скоро будет?

Засверкали снег и лед.

В гости к нам зима идет.

Станем дружно в хоровод.

К нам шагает … Дети: Новый год!

Скоро Новый год. Самый любимый праздник всех детей. Хотите попасть на этот праздник? Тогда вы должны отправиться со мной в сказочный зимний лес. Праздник будет там. Кто из вас готов?

 Дети: Я. Мы.

«Игры на столе»

 Педагог: Пришла зима. Выпал снег. На землю выпал снег. Расстилается белая ткань на столе. Снег белый. На землю выпал белый снег. Какого цвета выпал снег?

Дети: Белый снег.

Педагог: А что еще может быть белым?

Дети: Белый мел, белый потолок, белая стена, белый цветок.

Педагог: По цвету снег – белый. А если его потрогать, какой он?

 Дети: Пушистый, легкий, мягкий, холодный.

Педагог: Что может быть еще пушистым?

Дети: Мех, шерсть, плед.

Педагог: Пушистый мех, пушистая шерсть, пушистый плед. Вы сказали, что снег холодный. Что еще может быть холодным?

 Дети: Мороженое, лед, вода, чай, день.

Педагог: Холодное мороженое, холодный лед, холодный чай, холодная вода, холодный день. Из снега можно слепить снежок.

 Детям предлагается «слепить снежок» из бумаги, сминая ее ладонями.

Педагог: Я леплю, леплю снежок. И ты слепи такой, дружок! Давайте поиграем в снежки!

Дети играют в снежки.

Педагог: Какой по форме снежок?

Дети: Круглый.

Педагог: Это шар. Снежок в форме шара. Что еще может быть в форме шара?

 Дети: яблоко, арбуз, мяч, глобус.

Педагог: мяч в форме шара, арбуз в форме шара, яблоко в форме шара, глобус в форме шара. Какой по форме мяч? Какое по форме яблоко? Какой по форме арбуз? Какой по форме глобус?

Дети: Глобус в форме шара....

Педагог: В лесу растут деревья. Какие деревья вы знаете?

 Дети: береза, сосна, тополь, ель.

 Педагог: В нашем лесу растут ели. Лес еловый. В лесу много еловых шишек, они упали с елей. Под елями еловая кора и еловые иголки. Еловый лес. Еловые шишки. Еловая кора. Еловые иголки.

Педагог показывает детям еловые шишки, кору, иголки. Какого цвета ели в лесу?

 Дети: зеленые.

Педагог: Эта ель зеленая, та ель тоже зеленая. Какого цвета эта ель?

Дети: Эта ель зеленая.

 Педагог: Какого цвета та ель?

 Дети: Та ель тоже зеленая.

Педагог: Что еще может быть зеленым?

 Дети: трава, листья, яблоко, лес.

 Педагог: зеленая трава, зеленое яблоко, зеленые листья, зеленый лес. Какая трава? Какое яблоко? Какие листья? Какой лес?

Дети: зеленая трава, зеленое яблоко, зеленые листья, зеленый лес.

 Педагог: Какая ель в этом лесу самая высокая?

 Дети: Эта ель самая высокая.

 Педагог: Какая ель в этом лесу самая низкая?

Дети: Та ель самая низкая.

 Педагог: Самая высокая ель. Самая низкая ель. Высокая – низкая. Что еще может быть высоким?

Дети: дом, дерево, гора, брат.

 Педагог: высокий дом, высокое дерево, высокая гора, высокий брат. Какой дом? Какое дерево? Какая гора? Какой брат?

 Дети: высокий дом, высокое дерево, высокая гора, высокий брат. Мурад тоже высокий. А Мадина низкая. Мурад выше Мадины. Мадина ниже Мурада. Кто выше, Мурад или Мадина? Дети: Мурад выше Мадины.

Педагог: Кто ниже, Мадина или Мурад?

Дети: Мадина ниже Мурада.

Педагог: Ель и елка – это разные деревья или одно и то же дерево?

Дети: Это одно и то же дерево.

Педагог: Елочка имеет отношение к ели и елке?

Дети: Да.

Педагог: Ёлочка – это маленькая, низкая ёлка. Ель – ёлка – ёлочка. В нашем лесу много елей. Посчитайте, сколько высоких ёлок? Сколько елочек – низких деревьев? Сколько всего ёлок в лесу?

Дети: 5 высоких ёлок, 10 ёлочек, всего 15 деревьев, 15 ёлок.

 Педагог: В лесу мы можем увидеть не только деревья. В нем живут звери и птицы. Посмотрите внимательно, кто живет в нашем лесу?

Дети: В лесу живут волк, медведь, лиса и заяц.

Педагог: Где стоит медведь?

 Дети: Медведь стоит за ёлкой.

Педагог: Где спряталась лиса?

Дети: Лиса спряталась под ёлочкой.

Педагог: Где сидит заяц?

 Дети: Заяц сидит за горкой.

 Педагог: Где находится волк?

 Дети: Волк находится перед самой высокой ёлкой.

Педагог: Звери в лесу очень дружны. Никто никого не обижает. Они любят играть вместе, также как и вы, ребята. Предлагаю вам на время превратиться в лесных жителей: лису, медведя, волка и зайца. Выберете, кто кем будет. Дети выбирают маски зверей и надевают их на голову, берут в руки игрушки из настольного деревянного театра. 

Педагог: Ребята-зверята, давайте поздороваемся друг с другом.

Дети: Здравствуй, заяц. Здравствуй, волк. Здравствуй, медведь. Здравствуй, лиса. Звери здороваются друг с другом.

 Педагог: Захотелось друзьям-зверятам покататься с горы. На чем можно кататься с горы?

 Дети: С горы можно кататься на санках, на лыжах, на сноуборде, на ледянке.

Педагог демонстрирует уменьшенные копии спортивного инвентаря.

Педагог: Заяц, на чем будешь ты кататься с горы?

 Заяц: Я буду кататься с горы на лыжах.

Педагог: Волк, на чем будешь ты кататься с горы?

 Волк: Я буду кататься с горы на санках.

 Педагог: Лиса, на чем будешь ты кататься с горы?

 Лиса: Я буду кататься с горы на сноуборде.

Педагог: Медведь, на чем будешь ты кататься с горы?

 Медведь: Я буду кататься с горы на ледянке.

Педагог: В лесу есть две снежных горы, с которых можно кататься – высокая и низкая. Показывает на горы.

Педагог: Заяц, с какой горы ты будешь кататься?  

Заяц: Я буду кататься с высокой горы.

Педагог: Волк, с какой горы ты будешь кататься?

 Волк: Я тоже буду кататься с высокой горы.

Педагог: Лиса, с какой горы ты будешь кататься?

 Лиса: Я буду кататься с низкой горы.

Педагог: Медведь, с какой горы ты будешь кататься?

Медведь: Я тоже буду кататься с низкой горы.

 Дети примеряют спортивный инвентарь зверям и демонстрируют, как те катаются с горы.

Динамическая пауза

Мы катаемся на лыжах.

Кто быстрее, кто потише.

Пусть высокая гора

– Не боится детвора!

Дети имитируют движения лыжников, двигаясь вокруг стола с елкой.

Педагог: Все звери собрались у самой высокой ели. Найдите в лесу самую высокую ель. Тут звери увидели под елью сундучок. Открыли его, в нем увидели игрушки. Что с ними делать?

 Дети: Эти игрушки нужно повесить на эту елку.

Педагог: Так звери и сделали. Они стали развешивать игрушки на самую высокую в лесу елку. Куда, на какие ветки развесили игрушки звери?

 Дети берут игрушки, рассматривают, описывают и развешивают их на ветви елки.

 Дети: Белого снеговика с розовыми щечками, черными глазками в красной шапочке и красных рукавичках, в зеленом шарфике с белыми полосками, я повешу на самую нижнюю ветку ели.

        Дети подробно описывают каждую елочную игрушку.

 Педагог: Что за дерево такое?

Вся макушка в серебре.

Расцвело у нас зимою

В день морозный в декабре.

Созревают фрукты летом,

Летом ягод полон сад.

А на дереве на этом

В зимний день они висят.

И орехи, и конфеты,

И шары на нём висят.

Есть на дереве на этом

Всё для радости ребят.

Подходи, лесной народ.

Становись-ка в хоровод!

        Ребята, порадуем нашу лесную красавицу-елку! Напустим на неё снега да инея, подуем на её пушистые веточки северным ветром. Подарим ей свои улыбки и блеск наших глаз.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения для щек и губ

Снеговики радуются снегу и морозу. Надуть щеки. Веселое выражение глаз.

Грустные снеговики весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд. 

Упражнения для языка

 Сосулька.

Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести-восьми»).

Санки-ледянки.

Сделать язык «чашечкой». Горка для спуска. Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».

Саночки.

   Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.

Ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка .

Педагог: Огоньки сверкают ярко, и пришло время подарков! А кто подарки подарит лесным жителям?

 Дети: Дед Мороз!

 Педагог: Давайте все дружно его позовем к нам на праздник.

Дети: Дед Мороз! Дед Мороз!

Педагог: Видно, не слышит вас Дед Мороз, далеко он. Может он услышит бой часов?

Логоритмическое упражнение

Бум, бум, бум – стучат часы.

Подкрутил Мороз усы,

Причесал он бороду

И пошёл по городу.

Сто игрушек за спиной,

Всем ребятам по одной, по одной!

Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Приходит Дед Мороз (игрушка).

Педагог: Здравствуй, дед Мороз! Мы рады тебя видеть и хотим с тобой поиграть.

 Дед Мороз: Предлагаю игру «Когда это бывает?» Дед Мороз произносит ряд слов, а дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат зимнее слово.

Дед Мороз: снегопад, дождь, снегурочка, цветы, санки, травка, лед, солнышко, снежинка, самокат, снегокат.

 Дед Мороз: Хорошо у вас получается! Давайте еще поиграем! Хотите?

Дети: Да!

Дед Мороз: Каждому из вас по очереди я буду бросать снежок и говорить слово, а вы вернете мне снежок и назовете это слово ласково. Например, снег - снежок

 Игра «Скажи ласково»

 лед - ледок                         подарок - подарочек

сосулька - сосулечка        снеговик - снеговичок

санки - саночки                       шар - шарик

горка - горочка                шишка - шишечка

лопата - лопатка                ветка - веточка

елка - елочка                         иголка - иголочка

Дед Мороз: Огоньки на елочке сверкают ярко, значит, пришло время подарков!

Педагог: Дед Мороз, а где подарки?

Дед Мороз: А подарки в санках, а санки застряли в сугробе. Поможете мне их достать из сугроба? Дети помогают Деду Морозу достать санки с подарками из сугроба.

Дед Мороз: Кому этот подарок? Достает морковку.

Дети: Зайчику.

Дед Мороз: Морковку – зайчику.

Дед Мороз: Кому этот подарок? Достает клубнику.

 Дети: Лисе.

Дед Мороз: Клубнику – лисе.

Дед Мороз: Кому этот подарок? Достает грибы.

Дети: Волку.

Дед Мороз: Волку – грибы.

Дед Мороз: Кому этот подарок? Достает вишенки.

Дети: Медведю.

Дед Мороз: Медведю – вишню.

Педагог: Зайчик, что тебе подарил Дед Мороз?

Ребенок-зайчик: Дед Мороз мне подарил морковку.

Педагог: Лиса, что тебе подарил Дед Мороз?

Ребенок-лиса: Дед Мороз мне подарил клубнику.

Педагог: Волк, что тебе подарил Дед Мороз?

Ребенок-волк: Дед Мороз мне подарил грибы.

 Педагог: Медведь, что тебе подарил Дед Мороз?

 Ребенок-медведь: Дед Мороз мне подарил вишню.

 Педагог: Поблагодарим Деда Мороза за его подарки.

Дети: Спасибо, Дед Мороз!

Педагог: Ребята, Деду Морозу пора идти на другой праздник, да и нам надо из лесной зимней сказки возвращаться в класс. Дети снимают маски. 

Рефлексия

 Педагог: А скажите мне, ребята, наш урок-путешествие в зимнюю сказку вам был интересен? А новое что-нибудь узнали? А какие зимние, лесные или новогодние слова вы узнали?

 Дети: Ёлка.

Педагог: Ёлка, она какая? Елка пушистая, нарядная, маленькая, высокая.

Дети: Снежок.

Педагог: Снежок, он какой?

Снежок холодный, белый, пушистый, легкий. Вам было скучно или весело?

   Педагог предлагает детям выбрать «грустную» или «веселую» новогоднюю игрушку и украсить ею елку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

"Особенности работы с детьми-билингвами в образовательном учреждении"

Особенностей детей-билингов Рекомендации учителя-логопеда по развитию речи у детей-билингвов, как средства по профилактике нарушений письма и чтения...

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЬМИ БИЛИНГВАМИ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ОБОРОТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО РОДНОГО ЯЗЫКА

В данной статье представлены теоретические и практические аспекты проблемы успешного обучения русскому языку детей-билингвов и пути её решения. Перед педагогами, работающими с учащимися начальных клас...

Конспект занятия по коррекционно-развивающему курсу ( формирование речевого слуха и произносительной стороны речи)Конспект занятия

Конспект занятия по рассказу В.Катаева "Грибы". Составление пересказа с опорой на сюжетные картинки....

Основные трудности и принципы овладения русским языком детьми-билингвами младшего школьного возраста тюркской языковой группы

В связи с интенсивно протекающими миграционными процессами получило распространение совместное обучение русскоговорящих детей и детей, у которых родной язык не русский. Эти дети, как правило, плохо вл...

Работа с детьми билингвами

Представлено описание работы....

Статья на тему: "Особенности коррекционной работы учителя-логопеда с детьми-билингвами"

В статье рассматривается проблема обучения детей-билингвов, имеющих трудности в усвоении чтения и письма. Уделяется внимание логопедической помощи относительно данного вопроса....