Рабочая программа групповых занятий
методическая разработка (2 класс)

Кожемякина Вероника Саркисовна

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

групповых коррекционных занятий

«Чтение с увлечением»

2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_gkz_2_klass.docx38.63 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение Свердловской области

«Сухоложская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

(ГБОУ СО «Сухоложская школа»)

Рассмотрена                                                    

на заседании МС школы                                                                                

 «___»_______2020                                

протокол №____  

Утверждена приказом директора

ГБОУ СО «Сухоложская школа»

_______Н. В. Голоушкиной

 «___»_____2020    №_____  

               

Принята педагогическим советом «___» _____ 2020

№ _____

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

групповых коррекционных занятий

«Чтение с увлечением»

2 класс

Составитель:

Кожемякина В.С.

учитель начальных классов, ВКК

г. Сухой Лог

2020 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Наблюдается

  • изменение характера чтения;
  • преобладание «делового» чтения над «свободным»;
  • возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.

          Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.

  Программа групповых коррекционных занятий «Чтение с увлечением» разработана  на основе  требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), адаптированной основной образовательной программы  Сухоложской школы, с учётом психофизических особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

  На занятиях ведется работа по развитию диалогической и монологической форм речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка.

    Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой  отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской книге.

    На занятиях дети так же знакомятся с  литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в данной местности, что не только окажет влияние на формирование личностного самосознания подрастающего человека, но и поможет освоить образную специфику литературы как вида искусства.

                                     

Принципы программы


 
Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:

  • художественно-эстетического;
  • литературоведческого;
  • коммуникативно-речевого.

        Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

       Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

     В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.

    Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа

охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни,

драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.

      Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.

   Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание,   инсценирование, беседа. Наиболее предпочтительные формы работы - фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления, проектная деятельность.

      Данная программа рассчитана на 34 ч, 1 занятие в неделю.

                                 

Планируемые результаты ГКЗ

        Личностными результатами занятий являются следующие умения:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  • оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

         Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятиях  с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на занятиях;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  •  подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
         
    Предметными результатами является сформированность следующих умений:
  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
  • понимать смысл заглавия произведения;
  • выбирать наиболее подходящее заглавие из данных;
  • самостоятельно озаглавливать текст;
  • делить текст на части, озаглавливать части;
  • выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
  • размышлять о характере и поступках героя;
  • относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
  • находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
  • относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Формы подведения итогов реализации программы

Итоговый контроль   осуществляется в форме:

- тестирования;

- практических работ;

- творческих работ учащихся

Список литературы

1.  Газета «Педсовет».

2.  Гостимская Е.С. Внеклассное чтение. М.: Просвещение, 2005.

3.  Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.

4.  Что такое? Кто такой?  М.: Педагогика, 1990. Т.1-3

5.  Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2001.

6.. Российская школьная хрестоматия. 1-4 классы. Издательство «Интербук»,1985.

7.  Светловская Н.Н.,  Джежелей О.В. Внеклассное чтение в 1- 4 классах.

    М.: Просвещение, 2009.

9.  Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения. М.: Просвещение 2001.

Учебно-тематический план


п/п

Тема занятия

Дата

провед.

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Планируемые результаты освоения материала

Форма и виды деятельности

1

Самые интересные книги, прочитанные летом.

1

Умение работать с книгой: различать тип книги, уметь пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавление.

Выбор одной из интересных книг, прочитанных летом. Подготовка к рассказу об этой книге.

Знать приемы ориентирования в учебнике.

Уметь различать элементы книги обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, называть буквы и звуки, выбирать книгу, презентовать книгу

Беседа по вопросам

2

Весёлые стихи

Б. Заходера.

1

Выбор и чтение стихов автора Определение формы выступления и подготовка к нему

Знать творчество Б.Заходера.

Уметь читать выразительно, определять тему и главную мысль, высказывать своё мнение.

Конкурс на лучшего чтеца-затейника

3

Короткие рассказы и сказки Е.Пермяка Лепка героев.

1

Чтение и анализ рассказов и сказок Е.  Пермяка по выбору

Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному

Свободные высказывания

4

Сказки датского сказочника Г. Х. Андерсена. Рисуем сказку.

1

Чтение и анализ сказок. Живые картины.

Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному.

Рисунки по сказкам

5

Книги Е.Чарушина

1

Правильное чтение. Чтение рассказов. Составление выставки.

Уметь читать и анализировать прочитанное.

Свободные высказывания

6

Рассказы Б. Житкова о животных Лепка героев.

1

Чтение нескольких рассказов о животных, изготовление игр-самоделок.

Уметь работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы, высказывать собственное мнение.

Выставка работ

7

Стихи и рассказы о родном крае

1

Отбор и чтение стихов о Родине.

Уметь комментировать прочитанное, играть в группах, в парах.

Свободные высказывания

8

Рассказы Н.Носова

1

Выделять при чтении героев и рассказать о них, подготовка инсценировок. Упражнение в технике чтения. Рассказ от лица героя

Уметь инсценировать прочитанное.

Инсценирова

ние

9

«Не насытится око зрением, а человек знанием»

Работа со справочниками, энциклопедиями.

1

Отбор и чтение научно-популярных статей. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на вопросы.

Уметь пользоваться справочниками, энциклопедиями, словарями, читать и комментировать прочитанное, пересказывать.

Выставка

11

Проба пера. Составление загадок и сказок.

1

Сочинение загадок и сказок.

Уметь формулировать и высказывать своё мнение; уметь фантазировать и творчески мыслить.

Проба пера

12

Сказки – несказки В. Бианки. Иллюстрирование сказок

1

Выбор и чтение произведений автора, инсценирование и пересказ прочитанного.

Уметь  анализировать героя, отвечать на вопросы по тексту, презентовать любимую сказку.

Выставка работ

13

По дорогам сказки.

1

Чтение авторских сказок, групповая подготовка выступления-отчёта по плану. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного

Уметь работать в группах, составлять текст, формулировать своё отношение к прочитанному

Викториина

14

Сказки дружной семьи.

1

Проба пера. Составление сказок в семье.

Уметь сочинять сказки, фантазировать.

Малая конференция

15

Здравствуй, гостья-зима!

1

Выбор и чтение стихов о зиме. Отыскивание и отгадывание загадок о зиме.

Уметь выбирать произведения по заданной теме.

Конкурс на лучшего чтеца-затейника

16

Сказки А. Толстого для детей.

1

 Чтение сказки «Золотой ключик». Понимание содержания литературного произведения. Герои произведения

Уметь находить нужную книгу, читать текст, отвечать на вопросы.

Малая конференция

17

Творческая работа «Продолжи рассказ по началу».

1

Составление рассказов.

Уметь  составлять устный рассказ по картинкам.

Проба пера

18

Рассказы о природе.

«Лес не школа, а всему учит»

1

Выбор и чтение книг.

Уметь прогнозировать содержание по иллюстрациям, уметь слушать и отвечать на вопросы.

Выставка

19

Книги о человеке и его делах.

2

Формулировка личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения. Герои произведения

Уметь выразительно читать и вести беседу о прочитанном.

Занятие-отчёт

20

Книги – самоделки.

1

Издание своей книги.

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного.

Уметь анализировать чтение, фантазировать.

Проектирование книги-самодел

ки

21

22

Произведения       М. Пришвина

2

Чтение любимых произведение М. Пришвина.

Уметь выступать перед зрителями.

Защита своего мнения.

23

Стихи А.Л. Барто.

1

Произведения

об игрушках. Восприятие и переживание эмоционально-нравственных переживаний героев.

Уметь выразительно читать стихотворение, читать по ролям, устанавливать соответствие иллюстрации содержанию

Занятие-игра

24

С. Михалков  и его творчество

1

Чтение стихов С. Михалкова. Произведения

о детях. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Уметь анализировать стихотворение, находить его тему; уметь читать по строфам.

Выставка книг.

25

26

Изучаем космос. Аппликация.

2

Чтение книг о космосе, о космонавтах.

Уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

Выставка рисунков и поделок

27

28

«Глаз видит далеко, а ум ещё дальше». Книги о человеке – умельце.

2

Чтение книг и статей из газет, из интернета о человеке-умельце. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного.

Уметь анализировать прочитанное, уметь соотносить текст и иллюстрации к нему.

Лепка по теме

29

С.Я. Маршак. «Что говорят стихи». Иллюстрирование стихов

1

Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста.

Уметь анализировать стихотворение, находить его тему; уметь читать по строфам.

Выставка работ

30

Вести со всей планеты. Интернет и мы.

1

Рассказать интересные истории о детях, семье, школе.

Уметь работать с разнообразной литературой.

Выразительное чтение; творческое задание

31

32

Викторина «Любимые произведения»

2

Ответы на вопросы. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного.

Уметь выразительно читать стихотворный текст, формулировать и высказывать своё отношение к прочитанному.

Тестирование

33

34

Что читать летом?

2

Работать со списком литературы, обсуждение тематики.

Уметь выбрать литературу, высказывать своё отношение.

Обобщение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательная математика Рабочая программа групповых занятий для 4 класса

Занимательная математика Рабочая программа групповых занятий для 4 класса...

Рабочая программа групповых занятий по информатике 2 класс ( УМК "Школа России"

Рабочая программа групповых занятий по информатике 2 класс ( " Школа России)...

Рабочая программа групповых занятий "Практическая грамматика" 3 класс

Курс «Практическая грамматика» был выбран в связи с недостаточным количеством часов для отработки грамматических навыков учащихся на уроках, а также с трудностями в усвоении грамматической...

Рабочая программа групповые занятия с учащимися 3класса по подготовке к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам

Рабочая программа групповых занятий с учащимися 3 класса по подготовке к олимпиадам...

Рабочая программа группового занятия в 1 классе по русскому языку

Данная программа предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении истории развития русского алфавита, воспитывает чувство уважения...

Рабочая программа групповые занятия с учащимися 2 класса по подготовке к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам

Соответствует нормам и требованиям ФГОС. Поможет педагогу в распределении материала в течении всего учебного года....