Рабочая программа групповых занятий
методическая разработка (2 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
групповых коррекционных занятий
«Чтение с увлечением»
2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_gkz_2_klass.docx | 38.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Сухоложская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
(ГБОУ СО «Сухоложская школа»)
Рассмотрена на заседании МС школы «___»_______2020 протокол №____ | Утверждена приказом директора ГБОУ СО «Сухоложская школа» _______Н. В. Голоушкиной «___»_____2020 №_____
Принята педагогическим советом «___» _____ 2020 № _____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
групповых коррекционных занятий
«Чтение с увлечением»
2 класс
Составитель:
Кожемякина В.С.
учитель начальных классов, ВКК
г. Сухой Лог
2020 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Наблюдается
- изменение характера чтения;
- преобладание «делового» чтения над «свободным»;
- возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.
Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.
Программа групповых коррекционных занятий «Чтение с увлечением» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), адаптированной основной образовательной программы Сухоложской школы, с учётом психофизических особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
На занятиях ведется работа по развитию диалогической и монологической форм речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка.
Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской книге.
На занятиях дети так же знакомятся с литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в данной местности, что не только окажет влияние на формирование личностного самосознания подрастающего человека, но и поможет освоить образную специфику литературы как вида искусства.
Принципы программы
Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:
- художественно-эстетического;
- литературоведческого;
- коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.
Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа
охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни,
драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.
Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, инсценирование, беседа. Наиболее предпочтительные формы работы - фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления, проектная деятельность.
Данная программа рассчитана на 34 ч, 1 занятие в неделю.
Планируемые результаты ГКЗ
Личностными результатами занятий являются следующие умения:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на занятиях;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами является сформированность следующих умений:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
- понимать смысл заглавия произведения;
- выбирать наиболее подходящее заглавие из данных;
- самостоятельно озаглавливать текст;
- делить текст на части, озаглавливать части;
- выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
- подробно и выборочно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
- размышлять о характере и поступках героя;
- относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
- находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
- относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в форме:
- тестирования;
- практических работ;
- творческих работ учащихся
Список литературы
1. Газета «Педсовет».
2. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение. М.: Просвещение, 2005.
3. Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.
4. Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 1990. Т.1-3
5. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2001.
6.. Российская школьная хрестоматия. 1-4 классы. Издательство «Интербук»,1985.
7. Светловская Н.Н., Джежелей О.В. Внеклассное чтение в 1- 4 классах.
М.: Просвещение, 2009.
9. Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения. М.: Просвещение 2001.
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Дата провед. | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Планируемые результаты освоения материала | Форма и виды деятельности | |||
1 | Самые интересные книги, прочитанные летом. | 1 | Умение работать с книгой: различать тип книги, уметь пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавление. Выбор одной из интересных книг, прочитанных летом. Подготовка к рассказу об этой книге. | Знать приемы ориентирования в учебнике. Уметь различать элементы книги обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, называть буквы и звуки, выбирать книгу, презентовать книгу | Беседа по вопросам | ||||
2 | Весёлые стихи Б. Заходера. | 1 | Выбор и чтение стихов автора Определение формы выступления и подготовка к нему | Знать творчество Б.Заходера. Уметь читать выразительно, определять тему и главную мысль, высказывать своё мнение. | Конкурс на лучшего чтеца-затейника | ||||
3 | Короткие рассказы и сказки Е.Пермяка Лепка героев. | 1 | Чтение и анализ рассказов и сказок Е. Пермяка по выбору | Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному | Свободные высказывания | ||||
4 | Сказки датского сказочника Г. Х. Андерсена. Рисуем сказку. | 1 | Чтение и анализ сказок. Живые картины. | Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному. | Рисунки по сказкам | ||||
5 | Книги Е.Чарушина | 1 | Правильное чтение. Чтение рассказов. Составление выставки. | Уметь читать и анализировать прочитанное. | Свободные высказывания | ||||
6 | Рассказы Б. Житкова о животных Лепка героев. | 1 | Чтение нескольких рассказов о животных, изготовление игр-самоделок. | Уметь работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы, высказывать собственное мнение. | Выставка работ | ||||
7 | Стихи и рассказы о родном крае | 1 | Отбор и чтение стихов о Родине. | Уметь комментировать прочитанное, играть в группах, в парах. | Свободные высказывания | ||||
8 | Рассказы Н.Носова | 1 | Выделять при чтении героев и рассказать о них, подготовка инсценировок. Упражнение в технике чтения. Рассказ от лица героя | Уметь инсценировать прочитанное. | Инсценирова ние | ||||
9 | «Не насытится око зрением, а человек знанием» Работа со справочниками, энциклопедиями. | 1 | Отбор и чтение научно-популярных статей. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на вопросы. | Уметь пользоваться справочниками, энциклопедиями, словарями, читать и комментировать прочитанное, пересказывать. | Выставка | ||||
11 | Проба пера. Составление загадок и сказок. | 1 | Сочинение загадок и сказок. | Уметь формулировать и высказывать своё мнение; уметь фантазировать и творчески мыслить. | Проба пера | ||||
12 | Сказки – несказки В. Бианки. Иллюстрирование сказок | 1 | Выбор и чтение произведений автора, инсценирование и пересказ прочитанного. | Уметь анализировать героя, отвечать на вопросы по тексту, презентовать любимую сказку. | Выставка работ | ||||
13 | По дорогам сказки. | 1 | Чтение авторских сказок, групповая подготовка выступления-отчёта по плану. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного | Уметь работать в группах, составлять текст, формулировать своё отношение к прочитанному | Викториина | ||||
14 | Сказки дружной семьи. | 1 | Проба пера. Составление сказок в семье. | Уметь сочинять сказки, фантазировать. | Малая конференция | ||||
15 | Здравствуй, гостья-зима! | 1 | Выбор и чтение стихов о зиме. Отыскивание и отгадывание загадок о зиме. | Уметь выбирать произведения по заданной теме. | Конкурс на лучшего чтеца-затейника | ||||
16 | Сказки А. Толстого для детей. | 1 | Чтение сказки «Золотой ключик». Понимание содержания литературного произведения. Герои произведения | Уметь находить нужную книгу, читать текст, отвечать на вопросы. | Малая конференция | ||||
17 | Творческая работа «Продолжи рассказ по началу». | 1 | Составление рассказов. | Уметь составлять устный рассказ по картинкам. | Проба пера | ||||
18 | Рассказы о природе. «Лес не школа, а всему учит» | 1 | Выбор и чтение книг. | Уметь прогнозировать содержание по иллюстрациям, уметь слушать и отвечать на вопросы. | Выставка | ||||
19 | Книги о человеке и его делах. | 2 | Формулировка личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения. Герои произведения | Уметь выразительно читать и вести беседу о прочитанном. | Занятие-отчёт | ||||
20 | Книги – самоделки. | 1 | Издание своей книги. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. | Уметь анализировать чтение, фантазировать. | Проектирование книги-самодел ки | ||||
21 22 | Произведения М. Пришвина | 2 | Чтение любимых произведение М. Пришвина. | Уметь выступать перед зрителями. | Защита своего мнения. | ||||
23 | Стихи А.Л. Барто. | 1 | Произведения об игрушках. Восприятие и переживание эмоционально-нравственных переживаний героев. | Уметь выразительно читать стихотворение, читать по ролям, устанавливать соответствие иллюстрации содержанию | Занятие-игра | ||||
24 | С. Михалков и его творчество | 1 | Чтение стихов С. Михалкова. Произведения о детях. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | Уметь анализировать стихотворение, находить его тему; уметь читать по строфам. | Выставка книг. | ||||
25 26 | Изучаем космос. Аппликация. | 2 | Чтение книг о космосе, о космонавтах. | Уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. | Выставка рисунков и поделок | ||||
27 28 | «Глаз видит далеко, а ум ещё дальше». Книги о человеке – умельце. | 2 | Чтение книг и статей из газет, из интернета о человеке-умельце. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. | Уметь анализировать прочитанное, уметь соотносить текст и иллюстрации к нему. | Лепка по теме | ||||
29 | С.Я. Маршак. «Что говорят стихи». Иллюстрирование стихов | 1 | Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. | Уметь анализировать стихотворение, находить его тему; уметь читать по строфам. | Выставка работ | ||||
30 | Вести со всей планеты. Интернет и мы. | 1 | Рассказать интересные истории о детях, семье, школе. | Уметь работать с разнообразной литературой. | Выразительное чтение; творческое задание | ||||
31 32 | Викторина «Любимые произведения» | 2 | Ответы на вопросы. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. | Уметь выразительно читать стихотворный текст, формулировать и высказывать своё отношение к прочитанному. | Тестирование | ||||
33 34 | Что читать летом? | 2 | Работать со списком литературы, обсуждение тематики. | Уметь выбрать литературу, высказывать своё отношение. | Обобщение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занимательная математика Рабочая программа групповых занятий для 4 класса
Занимательная математика Рабочая программа групповых занятий для 4 класса...
Рабочая программа групповых занятий по информатике 2 класс ( УМК "Школа России"
Рабочая программа групповых занятий по информатике 2 класс ( " Школа России)...
Рабочая программа групповых занятий "Практическая грамматика" 3 класс
Курс «Практическая грамматика» был выбран в связи с недостаточным количеством часов для отработки грамматических навыков учащихся на уроках, а также с трудностями в усвоении грамматической...
Рабочая программа групповые занятия с учащимися 2 класса по подготовке к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам
Рабочая программа 2 класс групповых занятий по подготовке к олимпиадам...
Рабочая программа групповые занятия с учащимися 3класса по подготовке к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам
Рабочая программа групповых занятий с учащимися 3 класса по подготовке к олимпиадам...
Рабочая программа группового занятия в 1 классе по русскому языку
Данная программа предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении истории развития русского алфавита, воспитывает чувство уважения...
Рабочая программа групповые занятия с учащимися 2 класса по подготовке к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам
Соответствует нормам и требованиям ФГОС. Поможет педагогу в распределении материала в течении всего учебного года....