"Роль методик коллективных занятий в погружении во внеурочную деятельность в начальных классах".
статья

Глебец Елена Евгеньевна

У нас возник  вопрос, как формировать функциональную грамотность, а конкретно читательскую? На занятиях по предметам  использовали методики  КУЗ (коллективных учебных занятий), работая  в парах,  парах сменного состава.  При этом у обучающихся формировались коммуникативные умения  и умения продуктивно работать с текстом. Но с уверенностью можем сказать, что даже при использовании данных методик на занятиях, не у всех учеников сохранялся интерес и положительные эмоции к процессу обучения. Можно ли найти такой способ, который поможет заинтересовать ребёнка  в изучении  текста с желанием.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья52.36 КБ

Предварительный просмотр:

 Роль  методик  коллективных занятий в погружении во внеурочную деятельность в начальных классах.

«Емельяновская средняя общеобразовательная школа № 3»

п. Емельяново

У нас возник  вопрос, как формировать функциональную грамотность, а конкретно читательскую? На занятиях по предметам  использовали методики  КУЗ[1] (коллективных учебных занятий), работая  в парах,  парах сменного состава.  При этом у обучающихся формировались коммуникативные умения  и умения продуктивно работать с текстом. Но с уверенностью можем сказать, что даже при использовании данных методик на занятиях, не у всех учеников сохранялся интерес и положительные эмоции к процессу обучения. Можно ли найти такой способ, который поможет заинтересовать ребёнка  в изучении  текста с желанием.

На очередном заседании  кооперации учителей начальных классов  обсудили проблему, и пришли к выводу. Почему бы нам  не использовать  внеурочную деятельность для формирования умений  работать с текстом, через интерес ребёнка и применить в учебном процессе.

Итак, наша задача помочь ученикам освоить умения работать с текстом по методикам КУЗ через погружение во внеурочную деятельность, через занимательный текст и конечный продукт. По принципу: «Научился сам – научи другого».

Подготовка. Участниками программы стали обучающиеся 1-4 классов. Погружение  происходило в течение 2 (3-5) дней, в зависимости от условий и обстоятельств в школе, в конце каждой четверти за неделю до каникул во второй половине дня. Проводилось в стиле «Новогодний переполох». Участники использовали новогодние атрибуты, зоны для фотосессии.

Для организации мероприятия  было скорректировано  расписание (сжатие материала рабочей программы, интеграция предметов). Первые 3 урока- 1 смена, последующие 3 урока- 2 смена.

Далее распределили обязанности участников погружения во внеурочную деятельность. Получилось следующее: начальник штаба - собирает списки участников погружения у учителей и  составляет табло учёта со списками учеников, готовит информационные листы по направлениям. «Мастера» - составляют программы по внеурочной деятельности, индивидуальные маршрутные листы по количеству своих учеников класса и готовят таблички с названием мастерской, например: мастерская «Очумелые ручки».  Помощники (ученики среднего, старшего звена) - ориентируют детей в штабе  на определение маршрута. Консультанты- «сильные» ученики из каждого класса, которых готовят учителя-мастера заранее  для оказания помощи   учителю. Дежурный - готовит список мастерских и номера их кабинетов, вывешивает список в коридоре, где дежурит. Помогает коллективу ориентироваться в трудных ситуациях.

При составлении программы,  учителя  использовали различные виды текстов: художественные, информационные, инструктивные. Каждый текст делится на 4-6 смысловых абзацев.

Составление организационного блока.

Место проведения:

  • Общий сбор - актовый зал.
  • Штаб - кабинет 1-07.
  • Мастерские:

«Акварелька» - кабинет 1-11,

«Оригами» - кабинет 2-07,

«Туристические узлы»- кабинет 2-09,

«Проба пера» - кабинет 1-10,

«Литературные тексты» - кабинет 2-10,

«Необычный способ умножения»- кабинет 1-06.

Основные этапы дня.

14.00- 14.20 ч. – общий сбор, приветствие, задачи. Распределение на группы по цветным жетонам.  Инструктаж по своим кабинетам со своим учителем, выдача  индивидуального образовательного плана  для прохождения программы дня.

14.25-14.45 ч. – определение стартового маршрута в штабе.

15.00-16.40 ч. – работа по направлениям (мастерским).

16.45-17.00 ч. – рефлексия в малых группах с командирами (итоги дня).

17.05-17.30 ч. – рефлексия для педагогов и командиров.

В 14.00  начинается общий сбор учащихся. Проводится линейка, где начальник штаба (директор, завуч) приветствует учащихся, желает успехов в данном мероприятии.  Далее распределяются жетоны, чтобы  получились разновозрастные группы - в каждый класс выдаются разные цветом  жетоны  (синие, красные, жёлтые, зелёные). Например: 2 класс с разными жетонами, 3 класс с разными жетонами, 4 класс с разными жетонами. Итак, с синими жетонами формируется команда №1, с красными жетонами-№2 и так далее. В каждую команду назначаются командиры-ученики  4-х классов.

Для чего создаются команды?  По окончании погружения  обучающиеся распределяются по командам для проведения рефлексии пройденного мероприятия. Командиры слушают выступления желающих, выражают своё отношение к погружению (организация). Что понравилось? Что не понравилось? Почему? Предложения.

Затем командиры собираются с мастерами-учителями, организаторами погружения во внеурочную деятельность и  тоже происходит рефлексия по организации, по работе в парах, парах сменного состава, по времени. Представляют своё видение по проведению данного мероприятия. Все проходит по регламенту. Время обязательно отслеживается на данном периоде назначенным участником.

Инструкция.

На инструктаж учащиеся расходятся  по своим классам. Инструкцию даёт учитель для своих учеников по классу. Объясняет последовательность действий обучающихся при погружении во внеурочную деятельность.

1.Раздаёт карточки для заполнения индивидуального образовательного плана (ИОП).

2.Называет номера кабинетов штаба, мастерских.

3.Направляет  в штаб для выбора и записи фамилии в информационных листах по направлениям.

4. Объясняет, что дежурный учитель может помочь ориентироваться в поиске мастерских.

5.Работа в мастерских.

6. Отметка о проделанной работе в табло при штабе.

Рассмотрим информационные листы, которые закреплены на стенде (доске) в штабе.

Информационные листы по направлениям (примерные, на один день).

               Информационный лист.        Дата: 12.04

        Мастерская «Оригами»- «Голубь».        

1.Сидорова Наталья

2.Иванова Вера

3.

4.

5.

6.

                            Информационный лист.                     Дата: 12.04

Мастерская «Акварелька»- Рисование трубочкой.

1.Пахомова Ирина

2.Приходбко Эльвира

3.

4.

5.

6.

Как мы оформляли информационные листы по направлениям. Допустим, участников на погружение - 48. Информационных листов - 8. Делим 48 на 8, получается - 6. Итак, в каждой мастерской записываем шесть порядковых чисел и  в начале листа записываем по два ученика подготовленных консультантов из классов. Остальные ученики выбирают одно направление, записывают свою фамилию, имя.  В дальнейшем в информационных листах внизу подписываются по 2-3 порядковых числа.  Когда рядом с цифрами во всех информационных листах будут заполнены фамилии, тогда опять дописываем по две-три цифры внизу. Так будет регулироваться равномерная нагрузка на мастерские. И сохраняется принцип «выбор» учащегося.

Памятка для начальника штаба (учеников-помощников).

 1.Помогают  учащимся находить  информационные листы, табло.    Оказывают помощь при заполнении ИОП.

 2. Помощники дают инструктаж и контролируют  при заполнении «Табло»  после выполнения задания учениками.

3. Начальник штаба ставит подпись  в ИОП после заполнения «Табло».

4.В случае  потери ИОПа   учащегося, начальник штаба выдаёт новый.

5.В конце мероприятия начальник штаба проводит  рефлексию   с учителями и командирами групп.

Индивидуальный образовательный план   на ________мая 2020 г.  

Ф.И.____________________________________________________

п\п

Мастерская

Тема

Изучил

(подпись мастера)

Принял

(подпись начальника штаба)

1.

Акварелька.

Рисование трубочкой.

2.

3.

4.

5.

          При консультации учителя в кабинете, ученики записывают только свою фамилию и имя. Уже в «Штабе», когда ученики  выбрали в информационных листах мастерскую, записывают в ИОП тему первую. Всё, можно идти теперь в мастерскую и работать. По окончании работы мастер расписывается. Обучающиеся опять идут в  «Штаб», ищут  «Табло».

Табло.                  

п/п

Ф.И.

учащегося

«Познай мир»

 «Акварелька»

Сказки (1 день)

Притчи (2 день)

О жизни животных

(3 день)

Рисование  картины  к произведению.

(4 день)

Монотипия  (способ)  Проба. (1 день)

С малярной лентой (способ) Проба.

(2 день)

Рисование трубочкой (способ) Проба.

(3 день)

Рисование картины

(4 день)

1.

Сидоров  Иван

+

2.

Петров Николай

+

3.

Шестаков Сергей

+

4.

ИвановаМарина

+

5.

Медведев Артём

+

6.

Килёва Оксана

+

7.

Вигель Андрей

+

8.

Коллер Семён

+

 В «Табло» дети находят свою фамилию и название мастерской с темой. Ставят «плюс» (в значении «выполнил»). Подходят к начальнику штаба, получают подпись.

         Теперь опять можно идти к информационным листам, выбрать другую мастерскую, и там, где есть свободные цифры записать свою фамилию.  Заполняют ИОП под цифрой два и опять идут научаться чему-то новому.           При работе с текстами в мастерских  учащиеся используют в некоторых случаях  модифицированные методики. Затем дети переходят к практической работе. Например, ученики изучают текст «Откуда пришла ёлка?», он разделен на 4-6 абзацев. Мастер работает с обучающимися  по модифицированной методике Ривина, после изготавливают «Ёлку-магнитик». Такой способ работы формирует коммуникативные умения, умения работать в парах, парах сменного состава, и всё это происходит через интерес к окончательному продукту.

Примерный план работы   мастерских.

Мастерская «Очумелые ручки»- оригами.

п\п

Раздел, тема

Способ работы

Примерное время (мин.)

Материальные  результаты

первичного освоения

Сбор фигуры по готовому образцу

1

 Голубь.

В паре.

1 этап-

разобрать фигуру-образец

2 этап-

собрать новую фигуру

30΄

2 новые фигуры

2

 Пингвин.

В паре.

1 этап-

разобрать фигуру-образец

2 этап-

собрать новую фигуру

30΄

2 новые фигуры

3

 Лиса.

В паре.

1 этап-

разобрать фигуру-образец

2 этап-

собрать новую фигуру

30΄

2 новые фигуры

4

Скат.

В паре.

1 этап-

разобрать фигуру-образец

2 этап-

собрать новую фигуру

30΄

2 новые фигуры

Мастерская  «Познай мир».

п\п

Раздел, тема        

Способ работы

Примерное время (мин.)

Материальные  результаты

первичного освоения

Литературные произведения разных жанров

1

Сказки

Методика Ривина

30΄+10΄

Ответы на вопросы на понимание содержания текста.

2

Притчи

Методика Ривина

30΄+10΄

 Ответы на вопросы на понимание главной мысли текста.

3

 Интересные факты  о  жизни  животных

Методика Ривина

30΄+10΄

Сформулированные вопросы к тексту.  Соответствие вопросов к содержанию текста.

Выполнение заданий к прочитанным произведениям

4

Рисование  картины  

Индивидуальная самостоятельная работа.

40΄

картина

5

Ответить на вопросы

I этап-работа в парах.

II этап- Мини-конференция.

15+20

Мини-конференция. Защита ответа на вопрос.

6

Придумать  вопросы к   викторине по теме.

I этап-работа в парах.

II этап- Викторина

30΄

Защита вопросов к текстам.

        

В мастерской «Очумелые ручки» ребят ожидает интересная встреча  с  оригинальными поделками. Начинается работа с текстом о технике оригами по методике Ривина.  Изучив текст, дети в парах  сначала разбирают готовую поделку, затем каждый самостоятельно  изготавливает подобную, на следующем этапе демонстрируют и объясняют как они это делали. При затруднении сбора  такой же поделки, обучающиеся обращаются  к карточке- алгоритму. Далее происходит смена пар и работают по принципу «Научился сам - научи другого». В данной мастерской формируются логическое мышление, коммуникативные умения и читательская грамотность.

Содержательные задания мастерской  «Познай мир» позволяют детям расширить свой  кругозор. Участники изучают познавательные тексты разных стилей и жанров: сказки, притчи,  интересные факты о животных. Участники – дети в возрасте от 6 до 10 лет.  Над содержанием текста работали по методике Ривина, используя схему: ученик-ученик; ученик-учитель. Пары формировались по выбору участников, без учета возраста и  уровня развития предметных умений. Результатами  взаимодействия являются: изучение текста, ответы на вопросы, представленные в карточке с текстом, понимание содержания, определение главной мысли абзацев, текста. После такой работы с текстом ребята сами составляли 2-3 вопроса к произведению, используя  «Ромашку Блума». Цель вопросов, составленных самим участником пары, носит уточняющий, практический, оценочный, творческий характер. Вопросы направлены на  интерпретацию, поиск, дополнение информации, часто, опираясь на собственный жизненный опыт детей. Убедившись в том, что  участник освоил  тему, считается, что он ее сдал и  может обучать другого участника по той же схеме, затем принимать результат работы в паре. При необходимости предполагается консультация учителя. Результат работы с текстом в разновозрастных парах – это формирование коммуникации; изучение и работа с информацией текстов разных стилей; формирование языковой и читательской грамотности; раскрытие творческого потенциала.   Итог пятидневной работы мастерской «Познай мир» - это иллюстрации  к произведению (выбранному по желанию); составленные вопросы  к   викторине по изученным темам.

Учитель в мастерской «Акварелька» встречает  обучающихся  и погружает в мир изобразительного искусства. Для этого он использует нестандартные  способы рисования: монотипия (рисование симметричных предметов), использование малярной ленты,  рисование трубочкой. Ребята, работая по принципу: учитель-ученик; ученик-ученик, изучают тексты с описанием техники рисования. Выполнив  картину, передают свой опыт другим. Учитель подсказывает ученику,  как последовательно рисовать картину, в соответствии с выбранной техникой выполнения. Ученик выбирает технику и выполняет работу под контролем учителя, объясняя свои действия. По окончании работы ученик занимает место учителя, таким же образом обучает другого ученика. Рисунки вывешивают на выставке. Итог работы: создание и выставка картин в технике,  выбранной детьми.  

Увлекательные  занятия в игровой форме проходят в мастерской «Проба пера».  Учитель знакомит детей с приёмами  и средствами сочинения  стихов и прозы, игре в рифму. Для составления четверостиший  использует способ «Буриме». Этот этап проходит следующим способом: учитель + коллектив. Обучение сочинению стихов и прозе  идёт по плану: сначала дети работают в парах сменного состава, изучают карточку, учитель контролирует.   На втором этапе – работают индивидуально: составляют слова-рифмы для другого ученика. На третьем - с учителем. Ребята получают индивидуальные рекомендации.  Материальным  результатом освоения является составление  поэтической композиции «Лето» (групповая работа). Создание сборника стихов.

У обучающихся начальной школы часто возникают проблемы в усвоении таблицы умножения. Содержание заданий Мастерской «Необычный способ умножения» (на пальцах рук) поможет ребёнку справиться с этой проблемой. Вместе с учителем с помощью пошаговой инструкции, ребята осваивают способ умножения на 6; на 7; на 8 и 9. Используя методику  ВОЗ (в одну сторону), работают по способу: 1-й этап – учитель + ученик; 2-й этап – ученик + ученик. Тренировка  умножения необычным способом проходит в парах сменного состава.  Материальный результат занятий: составление схемы умножения на пальцах рук. Сначала участники  работают  индивидуально, затем в парах сменного состава обсуждают полученные  схемы, вносят корректировки. Работа мастерской заканчивается    состязанием в умении умножать на пальцах.

Мастерская «Туристические узлы». Очень большой интерес вызывала  у участников работа в этой мастерской. Ребята в течение пяти дней не  только знакомились  с принципом вязания туристических узлов (ткацкий узел, академический узел, простой проводник, восьмёрка, встречный…), но и обучали других. Каким образом проходили занятия? После изучения детьми пошаговой инструкции в парах сменного состава, учитель предлагает  ученику готовый узел. Ученик развязывает, понимает, как он был завязан. Завязывает снова, объясняя свои действия,  и  показывает учителю. Если возникает недопонимание, то учитель опять завязывает узел, ученик развязывает, стараясь понять принцип выполнения задания. Ученик занимает место учителя, таким же образом обучает другого ученика. Работа в паре проходит следующим способом:1этап - по схеме разбираются  в паре с вязанием узла , 2 этап - выполняют самостоятельно , 3 этап - сверяются в паре с результатами работы. Хотим отметить, что лишь в редких случаях нужна была ребятам  консультация учителя. В результате такой деятельности формировались следующие умения:  умение согласованно работать в паре при изучении материала  и рассуждать по схеме,  умение завязывать узлы. Итогом недельных занятий являются парные  и групповые соревнования  «Быстро и правильно». На общем рефлексивном занятии учащиеся отметили, что умение  вязать узлы может пригодиться не только  в походах, но и для плетения различных  декоративных изделий. Так же многие  из ребят передали свой опыт не только участникам  Мастерских, но и своим родственникам: родителям, братьям, сёстрам.

Организуя внеурочную деятельность, мы ориентировались  на следующие условия: свободная атмосфера, возможность выбора вида деятельности, внимание учителя к мотивации и индивидуальности каждого ученика, помощь при необходимости. Ориентировались на формирование коммуникативных умений и читательской грамотности через  интерес к тексту и конечному продукту.

 В игровой форме через метапредметные задания формируются предметные умения. Это способствует росту успешности ребёнка в учебном процессе. Подтверждением являются четвертные и годовые отметки, положительные отзывы учителей. Оценивание результатов происходит через обсуждения реализации программ  на   общих заседаниях, наблюдения мастера-педагога, через отзывы родителей. Из выше сказанного можно сделать вывод: главную роль в формировании знаний и умений учащихся  играют методики  коллективных учебных занятий.

В дальнейшем наша творческая группа реализовала  данную программу в лагере «Олимп», под названием «Малая школа». Программа «Малая школа»  (6-10) предназначена для включения в детско-взрослое образовательное сообщество Школы при лагере.

В перспективе  реализация программы на уровне района в рамках работы летней  детской оздоровительной  площадки в Емельяновской средней общеобразовательной школе № 3.

Плешкова Л.Н.,  Коллер Н.В., Глебец Е.Е., Лукьянова Т.М.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Алгоритм работы по методике Ривина (адаптированная к возрасту учащихся).

• Получите текст. Запишите название текста в таблице.

• Напишите фамилию и имя напарника, с которым будете работать.

• Договоритесь об очерёдности работы.

• В паре вы должны проработать один твой абзац и абзац напарника.

1. Прочитай напарнику свой абзац. Вместе с напарником попытайтесь ответить на вопрос: «О чём говорится в абзаце?»

2. Перечитайте абзац, объясните значение незнакомых слов. (Используйте толковый словарь)

3. Озаглавьте абзац (вначале выделите главную мысль абзаца, подтвердите её словами из текста).

4. Запиши заголовок в свою таблицу.

5. Поменяйтесь ролями. Проработайте также абзац напарника.

6. Далее работаете по следующим абзацам, используя пункты 1-5.

• Смените напарника.

• Новому напарнику расскажите содержание предыдущих абзацев.

• Работайте над следующим абзацем с напарником по пунктам 1-5.

Карточка ученика  Осина Степана

Название текста

Абзац

Заголовок

ФИ напарника

Притча о мудрости.

1.

2.

3.

4.

5.

6.


[1]  Мрктчян М.А., Запятая О.В., Клепец Г.В., Лебединцев В.Б., Литвинская И.Г.  Теория и технология коллективных учебных занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие внеурочной деятельности в начальных классах "Аппликация божья коровка"

Ребята сделают своими руками симпатичную аппликацию «Божья коровка» так, что результат принесёт радость и удовлетворение. Каждый обучающийся проявит свою творческую способность....

"Организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов.через проведение интегрированных занятий логопеда и психолога" (из опыта работы)

Опыт работы учителя-логопеда и педагога - психолога при организации сопровождения обучающихся начальной школы, через интегрированные занятия....

Формирование мотивационной сферы гигиенического поведения и физического воспитания на занятиях «Уроки здоровья» по внеурочной деятельности в начальной школе

Перед педагогом стоит задача сформировать  мотивационную  сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания на занятиях по внеурочной деятельности «Уроки здоровь...

Игровое занятие по внеурочной деятельности для начальных классов "У Солнышка в гостях"

Занятие по внеурочной деятельности в 1 классеНазвание:  «У Солнышка в гостях ».Технология занятия: игровая.Методические приёмы:  С/игры; практические действия.Предварительна...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятия по внеурочной деятельности в начальных классах Сказка «Жадный глухарь»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАзанятия по внеурочной деятельностив начальных классахСказка   «Жадный глухарь»...

«Игровая форма и методы изучения и сохранения родного (чувашского языка) на занятиях внеурочной деятельности в начальных классах.

laquo;Игровая форма и методы изучения и сохранения родного (чувашского языка) на занятиях внеурочной деятельности в начальных классах....

Статья «Коллективное обучение на основе индивидуальных программ погружение во внеурочную деятельность в начальной школе»

В статье описаны общие принципы организации, основные этапы проведения, устройство и содержание программ мастерских, технологии взаимодействия педагогов и учеников. Отдельно уделено внимание формам ин...