Диагностические пробы по предмету "Человек"
материал
Диагностические пробы по предмету "Человек", по СИПР 2 вариант
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnosticheskie_prby_k_predmetu_chelovek.docx | 33.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностические пробы к учебному предмету «Человек».
Туалет.
Проба 1. Пользование туалетом
Цель: оценить умение выполнять отдельные действия в туалете, соблюдать последовательность действий в туалете
Диагностический материал: картинки, пиктограммы
Порядок проведения пробы: Проба проводится в туалетной комнате. 1) Ребенок стоит в туалетной комнате. Педагог стоит рядом с ребенком.
2) Педагог привлекает внимание ребенка и предъявляет доступную ребенку инструкцию. Например, речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Хочешь в туалет?» / «Будешь писать (какать)?», указание жестом на унитаз и направляет ребенка к унитазу.
3) Педагог наблюдает за действиями ребенка, обращает внимание на трудности, возникающие при выполнении отдельных действий в туалете, оказывает необходимую помощь.
*Проба проводится 1 раз
Оценка. Оценивается каждое действие в последовательности действий в туалете: поднимает крышку (опускает сидение) унитаза, спускает одежду (брюки, колготки, трусы), сидит на унитазе, оправляет нужду, пользуется туалетной бумагой, надевает одежду, нажимает кнопку слива воды, моет руки после туалета; и умение обслуживать себя в туалете 2 балла – при выполнении пробы ребенок самостоятельно обслуживал себя в туалете 1 балл – при выполнении пробы ребенок выполнял отдельные действия последовательности действий в туалете, с помощью педагога
Выбор из программного материала ожидаемого результата выполнение отдельных действий в туалете, соблюдение последовательности действий в туалете в СИПР актуален при оценке 1 балл.
Гигиена тела.
Проба 1. Мытье и вытирание рук
Цель: оценить умение мыть и вытирать руки
Диагностический материал: мыло кусковое (жидкое), полотенце вафельное (махровое, бумажное)
Порядок проведения пробы: Проба проводится в туалетной комнате.
1) Ребенок находится в туалетной комнате около раковины. Педагог стоит рядом с ребенком.
2) Педагог кладет мыло, полотенце, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, доступную для понимания ребенком (графическое изображение): «Вымой (помой) руки с мылом» или указывает жестом на кран, мыло, предъявляет пиктограммы и т.п.
3) Педагог наблюдает за действиями ребенка, обращает внимание на трудности, возникающие при выполнении отдельных действий в процессе мытья рук, оказывает необходимую помощь.
*Проба проводится 1 раз
Оценка. Оценивается каждое действие в последовательности действий мытья и вытирания рук: открывает кран, регулирует напор струи и температуры воды, намачивает руки, намыливает руки и смывает мыло с рук, закрывает кран, вытирает руки (промакивает ладони и тыльную сторону рук) 2 балла – при выполнении пробы ребенок вымыл и вытер руки, соблюдал алгоритм действий 1 балл – при выполнении пробы ребенок выполнял отдельные действия мытья и/или вытирания рук, с помощью педагога Выбор из программного материала ожидаемого результата выполнение отдельных действий при мытье и вытирании рук, соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук в СИПР актуален при оценке 1 балл.
Проба 2. Мытье и вытирание лица
Цель: оценить умение мыть и вытирать лицо
Диагностический материал: полотенце махровое
Порядок проведения пробы: Проба проводится в туалетной комнате. 1) Ребенок находится в туалетной комнате около раковины. Педагог стоит рядом с ребенком.
2) Педагог кладет полотенце, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Вымой (помой) лицо» или указывает жестом на кран, лицо, предъявляет пиктограммы и т.п.
3) Педагог наблюдает за действиями ребенка, обращает внимание на трудности, возникающие при выполнении отдельных действий в процессе мытья и вытирания лица, оказывает необходимую помощь.
*Проба проводится 1 раз
Оценка. Оценивается каждое действие в последовательности действий мытья и вытирания лица: открывает кран, регулирует напор струи и температуры воды, намачивает руки, протирает лицо влажными руками, закрывает кран, вытирает лицо (промакивает разные части лица) 2 балла – при выполнении пробы ребенок соблюдал мыл и вытирал лицо 1 балл – при выполнении пробы ребенок выполнял отдельные действия мытья и/или вытирания лица, с помощью педагога
Выбор из программного материала ожидаемого результата выполнение отдельных действий при мытье и вытирании лица, соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица в СИПР актуален при оценке 1 балл. При оценке 2 балла также актуален выбор ожидаемого результата, если освоение процесса мытья лица косметическими средствами для умывания находится в ЗБР ребенка.
Проба 3. Чистка зубов
Цель: оценить умение чистить зубы
Диагностический материал: зубная паста, зубная щетка, стакан для зубной пасты и зубной щетки, стакан с водой, полотенце махровое
Порядок проведения пробы: Проба проводится в туалетной комнате. 1) Ребенок находится (стоит, сидит на стуле) в туалетной комнате около раковины. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
2) Педагог ставит на раковину стакан с зубной пастой и зубной щеткой, стакан с водой, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Почисти зубы» или указывает жестом на зубную пасту и зубную щетку на кран, мыло, предъявляет пиктограммы и т.п.
3) Педагог наблюдает за действиями ребенка, обращает внимание на трудности, возникающие при выполнении отдельных действий в процессе чистки зубов, оказывает необходимую помощь.
*Проба проводится 1 раз
Оценка. Оценивается каждое действие в последовательности действий при чистке зубов: открывает тюбик с зубной пастой, намачивает щетку, выдавливает зубную пасту на зубную щетку, обрабатывает щеткой полость рта, полощет рот, моет щетку, ставит ее в стакан, закрывает тюбик с зубной пастой, ставит в стакан, вытирает рот и руки 2 балла – при выполнении пробы ребенок самостоятельно чистил зубы 1 балл – при выполнении пробы ребенок выполнял отдельные действия чистки зубов, чистил с помощью педагога Выбор из программного материала ожидаемого результата выполнение отдельных действий при чистке зубов, соблюдение последовательности действий при чистке зубов в СИПР актуален при оценке 1 балл. При оценке 2 балла также актуален выбор из программного материала ожидаемого результата выполнение отдельных действий при чистке зубов, соблюдение последовательности действий при чистке зубов с целью улучшение качественных характеристик выполняемых действий.
Проба 4. Мытье и вытирание ног
Цель: оценить умение мыть и вытирать ноги
Диагностический материал: таз с водой, мыло кусковое (жидкое), полотенце вафельное Порядок проведения пробы: Проба проводится в туалетной комнате. 1) Ребенок стоит (сидит на стуле) в туалетной комнате около таза с водой. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
2) Педагог кладет мыло, полотенце привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Вымой (помой) ноги» или указывает жестом на таз с водой, ноги, предъявляет пиктограммы и т.п.
3) Педагог наблюдает за действиями ребенка, обращает внимание на трудности, возникающие при выполнении отдельных действий в процессе мытья и вытирания ног, оказывает необходимую помощь.
*Проба проводится 1 раз
Оценка. Оценивается каждое действие в последовательности действий мытья и вытирания ног: снимает одежду (носки, колготки) / закатывает брюки, намачивает ноги, намыливает ноги, смывает мыло, вытирает ноги (промакивает разные части ног) 2 балла – при выполнении пробы ребенок мыл и вытирал ноги 1 балл – при выполнении пробы ребенок выполнял отдельные действия мытья ног, мыл ноги с помощью педагога Выбор из программного материала ожидаемого результата выполнение отдельных действий при мытье и вытирании ног, соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании ног в СИПР актуален при оценке 1 балл.
Проба 5. Мытье головы
Цель: оценить умение мыть и вытирать голову
Диагностический материал: таз с водой или душ, шампунь, полотенце махровое
Порядок проведения пробы: Проба проводится в туалетной комнате.
1) Ребенок стоит (сидит на стуле) в туалетной комнате около таза с водой (под душем). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
2) Педагог кладет полотенце, шампунь, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Вымой (помой) голову» или указывает жестом на таз с водой, голову; предъявляет пиктограммы и т.п.
3) Педагог наблюдает за действиями ребенка, обращает внимание на трудности, возникающие при выполнении отдельных действий в процессе мытья головы, оказывает необходимую помощь.
*Проба проводится 1 раз
Оценка. Оценивается каждое действие в последовательности действий мытья и вытирания головы: намачивает волосы (в тазу или под душем), намыливает волосы, смывает шампунь с волос, вытирает волосы, уши 2 балла – при выполнении пробы ребенок соблюдал последовательность действий при мытье и вытирании головы (1 балл – при выполнении пробы ребенок выполнял отдельные действия мытья головы, с помощью педагога Выбор из программного материала ожидаемого результата выполнение отдельных действий при мытье головы, соблюдение последовательности действий при мытье головы в СИПР актуален при оценке 1 балл.
Проба 6. Расчесывание волос, сушка волос феном
Цель: оценить умение расчесывать сухие волосы, сушить волосы феном
Диагностический материал: расческа, фен
Порядок проведения пробы: Проба проводится в туалетной комнате. 1) Ребенок стоит (сидит на стуле) в комнате перед зеркалом, волосы влажные после мытья головы. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
2) Педагог дает ребенку расческу и предъявляет речевую инструкцию: «Расчеши волосы» или указывает жестом на расческу, голову (волосы), предъявляет пиктограммы и т.п. Педагог наблюдает за действиями ребенка, обращает внимание на трудности, возникающие при расчесывании сухих волос, оказывает необходимую помощь. 3) Педагог кладет перед ребенком фен и предъявляет речевую инструкцию: «Посуши волосы» или указывает жестом на фен, волосы, предъявляет пиктограммы и т.п.
*Проба проводится 1 раз
Оценка. Оценивается каждое действие в последовательности действий при расчесывании волос: прикасается расческой к голове, перемещает расческу от корней волос (по всей длине волос); при сушке волос феном: включает фен в розетку, включает переключатель, направляет струю воздуха на разные участки головы, выключает фен 2 балла – при выполнении пробы ребенок сушил волосы феном, соблюдал последовательность действий при работе с феном 1 балл – при выполнении пробы ребенок выполнял отдельные действия расчесывания волос и/или сушке волос феном, с помощью педагога Выбор из программного материала ожидаемого результата расчесывание волос, соблюдение последовательности действий при сушке волос феном в СИПР актуален при оценке 1 балл.
Проба 7. Мытье и чистка ушей
Цель: оценить умение мыть и чистить уши
Диагностический материал: мыло, ватные палочки, полотенце махровое
Порядок проведения пробы: Проба проводится в туалетной комнате. Ребенок стоит (сидит на стуле) в туалетной комнате около раковины. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком. 1) Педагог кладет мыло, полотенце, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Помой уши» или указывает жестом на кран с водой, уши, предъявляет пиктограммы и т.п.
2) Педагог наблюдает за действиями ребенка, обращает внимание на трудности, возникающие при выполнении отдельных действий в процессе мытья и чистки ушей, оказывает необходимую помощь.
3) Педагог кладет на раковину ватные палочки, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Почисти уши» или указывает жестом на ватные палочки, уши, предъявляет пиктограммы и т.п.
*Проба проводится 1 раз
Оценка. Оценивается каждое действие в последовательности действий при мытье ушей: открывание крана, намачивание и намыливание указательных пальцев, протирание ушных раковин, смывание мыла с пальцев, смывание мыла с ушных раковин, закрывание крана, вытирание ушей; при чистке ушей: помещает ватную палочку в ушную раковину, проводит ею по внутренней поверхности ушной раковины, вынимает ватную палочку из ушной раковины, выбрасывает в ведро для мусора 2 балла – при выполнении пробы ребенок соблюдал последовательность действий при мытье и/или чистке ушей 1 балл – при выполнении пробы ребенок выполнял отдельные действия мытья и/или чистки ушей, с помощью педагога Выбор из программного материала ожидаемого результата выполнение отдельных действий при мытье и чистке ушей, соблюдение последовательности действий при мытье и чистке ушей в СИПР актуален при оценке 1 балл.
Проба 8. Чистка носа
Цель: оценить умение чистить нос
Диагностический материал: бумажный платок
Порядок проведения пробы: Проба проводится в туалетной комнате. 1) Ребенок стоит (сидит на стуле) в туалетной комнате перед зеркалом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
2) Педагог дает ребенку бумажный платок и предъявляет речевую инструкцию: «Высморкайся» / «Почисти нос» или указывает жестом на платок, нос, предъявляет пиктограммы и т.п.
3) Педагог наблюдает за действиями ребенка, обращает внимание на трудности, возникающие при высмаркивании, оказывает необходимую помощь.
*Проба проводится 1 раз
Оценка. Оценивается каждое действие в последовательности действий при высмаркивании: разворачивает платок, высмаркивается, сворачивает платок, выбрасывает в урну; при чистке носовых ходов: разворачивает платок, оборачивает палец платком, помещает его в носовой ход, проводит им по внутренней поверхности носового хода, вынимает платок из носа, сворачивает его, выбрасывает в урну 2 балла – при выполнении пробы ребенок соблюдал последовательность действий при чистке носа 1 балл – при выполнении пробы ребенок выполнял отдельные действия чистки носа, с помощью педагога
Выбор из программного материала ожидаемого результата соблюдение последовательности действий при высмаркивании и чистке носа в СИПР актуален при оценке 1 балл.
Проба 9. Мытье и вытирание тела
Цель: оценить умение мыть и вытирать тело
Диагностический материал: гель для душа (мыло), мочалка, полотенце махровое
Порядок проведения пробы: Проба проводится в туалетной комнате. 1) Ребенок стоит (сидит на стуле) в туалетной комнате. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
2) Педагог дает ребенку гель для душа (мыло), мочалку, полотенце и предъявляет речевую инструкцию: «Вымойся (помойся)» или указывает жестом на банные принадлежности, душ, тело, предъявляет пиктограммы и т.п.
3) Педагог наблюдает за действиями ребенка, обращает внимание на трудности, возникающие при мытье и вытирании тела, оказывает необходимую помощь.
*Проба проводится 1 раз Оценка.
Оценивается каждое действие в последовательности действий мытья и вытирания тела: открывает кран, регулирует напор струи и температуры воды, ополаскивает тело водой, намыливает и растирает части тела в определенной последовательности (сверху вниз), смывает мыло, вытирает тело в определенной последовательности (сверху вниз) 2 балла – при выполнении пробы ребенок соблюдал последовательность действий при мытье и вытирании тела 1 балл – при выполнении пробы ребенок выполнял отдельные действия мытья и/или вытирания тела, с помощью педагога
Выбор из программного материала ожидаемого результата соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела в СИПР актуален при оценке 1 балл.
Проба 10. Пользование косметическими средствами
Цель: оценить умение пользоваться косметическими средствами Диагностический материал: лосьон, крем для рук, крем для лица, дезодорант, туалетная вода, ватные диски Порядок проведения пробы: Проба проводится в туалетной комнате.
1) Ребенок стоит (сидит на стуле) в комнате перед зеркалом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
2) Педагог кладет на стол перед ребенком лосьон, крем для рук, крем для лица, дезодорант, туалетная вода, ватные тампоны и предъявляет, речевую инструкцию: «Протри лицо лосьоном» или указывает жестом на косметические средства, ватные тампоны и лицо, предъявляет пиктограммы и т.п.
3) Педагог наблюдает за действиями ребенка, обращает внимание на трудности, возникающие при протирании лица, оказывает необходимую помощь.
4) Педагог привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Намажь лицо кремом» или указывает жестом на косметические средства и лицо, предъявляет пиктограммы и т.п.
5) Педагог наблюдает за действиями ребенка, обращает внимание на трудности, возникающие при намазывании лица кремом, оказывает необходимую помощь.
6) Педагог привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Намажь руки кремом» или указывает жестом на косметические средства и руки, предъявляет пиктограммы и т.п.
7) Педагог наблюдает за действиями ребенка, обращает внимание на трудности, возникающие при намазывании рук кремом, оказывает необходимую помощь.
8) Педагог привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Воспользуйся дезодорантом» или указывает жестом на косметические средства и подмышку, предъявляет пиктограммы и т.п.
9) Педагог наблюдает за действиями ребенка, обращает внимание на трудности, возникающие при пользовании дезодорантом, оказывает необходимую помощь.
10) Педагог привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Воспользуйся туалетной водой» или указывает жестом на косметические средства и область головы за ушами, предъявляет пиктограммы и т.п.
11) Педагог наблюдает за действиями ребенка, обращает внимание на трудности, возникающие при пользовании туалетной водой, оказывает необходимую помощь.
*Проба проводится 1 раз
Оценка. Оценивается каждое действие в последовательности действий при пользовании косметическим средством: пользовании кремом (открывание тюбика с кремом, выдавливание небольшого количества крема, нанесение крема на лицо (руки), размазывание крема; пользовании дезодорантом (туалетной водой) (снятие колпачка, направление отверстия распылителя на область подмышек (за ушами), нажимание на распылитель, надевание колпачка); пользование лосьоном (снятие колпачка , смачивание ватного диска, протирание лица влажным ватным диском, выбрасывание тампона в урну, надевание колпачка) 2 балла – при выполнении пробы ребенок пользовался разными косметическими средствами, соблюдая последовательности действий 1 балл – при выполнении пробы при пользовании разными косметическими средствами ребенок выполнял отдельные действия, с помощью педагога
Выбор из программного материала ожидаемого результата пользование косметическими средствами в СИПР актуален при оценке 1 балл. При оценке 2 балла также актуален выбор ожидаемого результата, если в ЗБР ребенка находится расширение спектра используемых косметических средств.
Проба 11. Бритье
Цель: оценить умение бриться электробритвой (безопасным станком)
Диагностический материал: электробритва, безопасный станок, средство для бритья Порядок проведения пробы: Проба проводится в туалетной комнате. 1) Подросток стоит (сидит на стуле) в туалетной комнате перед зеркалом. Педагог сидит (стоит) рядом с подростком.
2) Педагог кладет на стол электробритву / безопасный станок, средство для бритья и предъявляет речевую инструкцию: «Побрейся» или указывает жестом на электробритву / безопасный станок, средство для бритья и подбородок, предъявляет пиктограммы и т.п.
3) Педагог наблюдает за действиями подростка, обращает внимание на трудности, возникающие при бритье, оказывает необходимую помощь.
*Проба проводится 1 раз
Оценка. Оценивается каждое действие в последовательности действий при бритье электробритвой: вставление вилки в розетку, включение бритвы и проведение бреющей поверхностью бритвы по щекам, над верхней губой, по подбородку и шее, выключение бритвы, вынимание вилки из розетки / при бритье безопасным станком: нанесение средства для бритья на определенные участки лица, проведение по ним станком, выполнение движения сверху вниз и снизу в верх, мытье станка, мытье и вытирание лица 2 балла – при выполнении пробы подросток соблюдал последовательность действий при бритье электробритвой и/или безопасным станком,
1 балл – при выполнении пробы подросток выполнял отдельные действия бритья электробритвой и/или безопасным станком, с помощью педагога Выбор из программного материала ожидаемого результата соблюдение последовательности действий при бритье электробритвой (безопасным станком) в СИПР актуален при оценке 1 балл. При оценке 2 балла также актуален выбор ожидаемого результата, если в ЗБР подростка находится освоение двух способов бритья.
Представления о себе и семье
Проба 1. Идентификация себя как мальчика (девочки)
Цель: оценить умение идентифицировать себя как мальчика (девочку)
Диагностический материал: картинки с изображением мальчика, девочки
Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
2) Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением мальчика и девочки, привлекает внимание ребенка к диагностическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди мальчика (девочку)» / «Покажи мальчика (девочку)» / «Где мальчик (девочка)?» / «Посмотри на мальчика (девочку)»
3) Потом педагог предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Ты мальчик (девочка)?» / Педагог обращает внимание ребенка на картинки и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Покажи, кто ты (мальчик или девочка)» / «Посмотри, кто ты (мальчик/девочка)»
*Проба проводится 1 раз
Оценка. 2 балла – при выполнении пробы ребенок различал по внешнему виду мальчика и девочку, идентифицировал себя как мальчик (девочка)
1 балл – при выполнении пробы ребенок допустил одну или несколько ошибок при различении по внешнему виду мальчика и девочки и/или идентификации себя как мальчика (девочки)
Выбор из программного материала ожидаемого результата различение мальчика и девочки, идентификация себя как мальчика (девочки) в СИПР актуален при оценке 1 балл. При оценке 2 балла также актуален выбор в СИПР ожидаемого результата, если в ЗБР ребенка находится формирование умения соотносить себя и других с определенной возрастной категорией.
Проба 2. Представление о частях тела
Цель: оценить сформированность представлений о частях тела
Диагностический материал: кукла, картинка с изображением человека (частей тела), картинки (сюжетные картинки) с изображением назначения частей тела (например, девочка рисует, лепит, мальчик бьет ногой по мячу и т.п.)
Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
2) Педагог кладет на стол перед ребенком куклу, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди на кукле руки (ноги, голову, туловище, живот, спину» / «Покажи на кукле руки (ноги, голову, туловище, живот, спину)» / «Где у куклы руки (ноги, голова, туловище, живот, спина)?» / «Посмотри на руки (ноги, голову, туловище, живот, спину) куклы». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог указывает на разные части тела куклы и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
3) Педагог привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди на себе руки (ноги, голову, туловище, живот, спину» / «Покажи на себе руки (ноги, голову, туловище, живот, спину)» / «Где у тебя руки (ноги, голова, туловище, живот, спина)?» / «Посмотри на свои руки (ноги, голову, туловище, живот, спину)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог указывает на разные части тела ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
4) Педагог кладет на стол перед ребенком картинку с изображением человека, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди руки (ноги, голову, туловище, живот, спину» / «Покажи руки (ноги, голову, туловище, живот, спину)» / «Где руки (ноги, голова, туловище, живот, спина)?» / «Посмотри на руки (ноги, голову, туловище, живот, спину)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог указывает на разные части тела и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
5) Педагог кладет на стол куклу, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди на кукле волосы (уши, лицо, нос, глаза, рот, лоб, брови, шею)» / «Покажи на кукле волосы (уши, лицо, нос, глаза, рот, лоб, брови, шею)» / «Где у куклы волосы (уши, лицо, нос, глаза, рот, лоб, брови, шея)?». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог указывает на разные части головы и лица куклы и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
6) Педагог привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди на своей голове волосы (уши, лицо, нос, глаза, рот, зубы, язык, лоб, брови, шею)» / «Покажи своей голове волосы (уши, лицо, нос, глаза, рот, зубы, язык, лоб, брови, шею)» / «Где у тебя волосы (уши, лицо, нос, глаза, рот, зубы, язык, лоб, брови, шея)?». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог указывает на разные части головы и лица ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
7) Педагог обращает внимание ребенка на картинку с изображением человека, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди волосы (уши, лицо, нос, глаза, рот, зубы, брови, лоб, язык, шею)» / «Покажи волосы (уши, лицо, нос, лоб, глаза, рот, язык, зубы, брови, шею)» / «Где волосы (уши, лицо, нос, глаза, лоб, рот, зубы, язык, брови, шея)?». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог указывает на изображении человека на разные части головы и лица и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
8) Педагог привлекает внимание ребенка к его руке и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди локоть (ладонь, пальцы)» / «Покажи локоть (ладонь, пальцы)» / «Где у тебя локоть (ладонь, пальцы)?». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог указывает на разные части руки ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
9) Педагог привлекает внимание ребенка к его ноге и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди колено (ступню, пальцы, пятку)» / «Покажи колено (ступню, пальцы, пятку)» / «Где у тебя колено (ступня, пальцы, пятка)?». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог указывает на разные части ноги ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
10) Педагог обращает внимание ребенка на картинку с изображением человека, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди колено (ступню, пальцы, пятку), найди локоть (ладонь, пальцы)» / «Покажи колено (ступню, пальцы, пятку), покажи локоть (ладонь, пальцы)» / «Где у тебя колено (ступня, пальцы, пятка), где у тебя локоть (ладонь, пальцы)?». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог указывает на изображении человека на разные части руки и головы и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
11) Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением назначения частей тела, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди (покажи, скажи), что мы делаем руками (ногами, ртом, глазами, ушами)» / «Покажи, что мы делаем руками (ногами, ртом, глазами, ушами)» / «Посмотри, что мы делаем руками (ногами, ртом, глазами, ушами)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Покажи и скажи, что мы делаем руками (ногами, ртом, глазами, ушами)», «Что нужно, чтобы видеть (слышать, хлопать, топать и др.)
*Проба проводится 1 раз
Оценка. 2 балла – при выполнении пробы ребенок различал части тела, части головы, части лица, части рук и ног, показывал их на себе, кукле, изображении; определял назначение частей тела
1 балл – при выполнении пробы ребенок допустил одну или несколько ошибок при различении частей тела и/или головы и/или лица, рук и ног, показе их на себе, кукле, изображении и/или определении назначения частей тела
Выбор из программного материала ожидаемого результата представления о частях тела в СИПР актуален при оценке 1 балл. При оценке 2 балла также актуален выбор в СИПР ожидаемого результата, если в ЗБР ребенка находится расширение представлений о частях тела.
Проба 3. Представление о строении человека
Цель: оценить сформированность представлений о строении человека
Диагностический материал: картинки с изображением строения человека (скелет, мышцы, кожа), картинкас изображением схемы тела (расположения внутренних органов человека: сердце, легкие, печень, почки, желудок), картинки с изображением вредных и полезных привычек человека
Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
2) Педагог кладет на стол перед ребенком картинку с изображением строения человека (скелет, мышцы, кожа), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди скелет (мышцы, кожу)» / «Покажи скелет (мышцы, кожу)» / «Где скелет (мышцы, кожа)?». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог указывает поочередно на скелет, мышцы, кожу и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
3) Педагог кладет на стол перед ребенком картинку с изображением схемы тела (расположения внутренних органов), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди сердце (легкие, печень, почки, желудок)» / «Покажи сердце (легкие, печень, почки, желудок)» /
«Где сердце (легкие, печень, почки, желудок)?». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог указывает на разные внутренние органы и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
4) Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением назначения внутренних органов (дыхательная, пищеварительная, выделительная системы), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Покажи (посмотри, найди), какой орган нужен для того, чтобы дышать (переваривать пищу, ходить в туалет)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог указывает на внутренние органы и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, какой орган нужен для того, чтобы дышать (переваривать пищу, ходить в туалет)».
5) Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением вредных и полезных привычек человека, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Назови вредные привычки» / «Покажи вредные привычки». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Назови вредные привычки».
*Проба проводится 1 раз
Оценка. 2 балла – при выполнении пробы ребенок показывал строение человека (скелет, мышцы, кожа), различал внутренние органы человека (сердце, легкие, печень, почки, желудок), имел представление о назначении внутренних органов, вредных привычках
1 балл – при выполнении пробы ребенок допустил одну или несколько ошибок при показе строения человека (скелета мышц, кожи) и/или различении внутренних органов человека (сердца, легких, печени, почек, желудка) и/или определении назначения внутренних органов и/или вредных привычек
Выбор из программного материала ожидаемого результата представления о строении человека в СИПР актуален при оценке 1 балл. При оценке 2 балла также актуален выбор в СИПР ожидаемого результата, если в ЗБР ребенка находится расширение представлений о строении человека.
Проба 4. Представление о себе
Цель: оценить умение сообщать сведения о себе
Диагностический материал: карточки с именами, фамилиями, карточки с цифрами (числовой ряд), карточки с годами рождения, карточки с названием месяцев, карточки с названиями городов, улиц; карточки со словами «город», «улица», «дом», «квартира» Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
2) Педагог предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку: «Как тебя зовут?». Если ребенок не владеет вербальной речью, педагог спрашивает: «Тебя зовут Вася (Саша и т.п.)?». Педагог может предъявить ребенку карточки с именами, и предложить найти свое имя.
3) Педагог предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку: «Какая у фамилия?» / «Назови свою фамилию». Если ребенок не владеет вербальной речью, педагог спрашивает: «Твоя фамилия Иванова (Кузнецова и т.п.)?». Педагог может предъявить ребенку карточки с фамилиями и предложить найти свою фамилию.
4) Педагог предъявляет речевую инструкцию: «Сколько тебе лет?» Если ребенок не владеет вербальной речью, педагог спрашивает: «Тебе 10 (11 и т.п.) лет?». Педагог может предъявить ребенку карточки с цифрами и предложить показать цифру, соответствующую возрасту ребенка.
5) Педагог кладет на стол перед ребенком карточки с цифрами, годами, названиями месяцев, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): (графическое изображение): «Составь свою дату рождения (год, месяц, число) / «Покажи свою дату рождения (год, месяц, число)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Когда ты родился?» / «Назови свою дату рождения (год, месяц, число)».
6) Педагог кладет на стол перед ребенком карточки с названиями городов, улиц, карточки с числовым рядом, карточки со словами «город», «улица», «дом», «квартира», привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Составь свой домашний адрес» / «Покажи свой домашний адрес». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Какой у тебя домашний адрес?» / «Назови свой домашний адрес».
*Проба проводится 1 раз
Оценка. 2 балла – при выполнении пробы ребенок показывал (называл) свое имя, фамилию, возраста (дату рождения), домашний адрес 1 балл – при выполнении пробы ребенок допустил одну или несколько ошибок при показе (назывании) своего имени и/или фамилии и/или возраста (даты рождения) и/или домашнего адреса
Выбор из программного материала ожидаемого результата сообщение сведений о себе в СИПР актуален при оценке 1 балл. При оценке 2 балла также актуален выбор в СИПР ожидаемого результата, если важно научить ребенка рассказывать о себе более развернуто.
Проба 5. Представление о возрастных изменениях человека
Цель: оценить сформированность представлений о возрастных изменениях человека Диагностический материал: картинки с изображением мальчика (юноши, мужчины), девочки (девушки, женщины)
Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
2) Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением мальчика (юноши, мужчины), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди мальчика (юношу, мужчину)» / «Покажи мальчика (юношу, мужчину)» / «Где мальчик (юноша, мужчина)?». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог поочередно показывает картинки и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, кто это».
3) Педагог предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Найди, к какой возрастной категории относишься ты?» / «Покажи, ты кто, мальчик, юноша или мужчина?». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Назови, ты кто, мальчик, юноша или мужчина?» / «Назови, к какой возрастной категории относишься ты».
4) Педагог привлекает внимание ребенка к разложенным картинкам и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Положи картинки по порядку (по возрасту)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Назови по порядку (возрасту)».
5) Педагог обращает внимание ребенка на картинки с изображением мальчика и мужчины и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Найди отличия между мальчиком и мужчиной» / «Покажи, чем отличаются мальчик и мужчина». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Назови отличия между мальчиком и мужчиной» / «Скажи, чем отличается мужчина от мальчика». 6) Аналогичная работа проводится с картинками с изображениями девочки, женщины. *Проба проводится 1 раз
Оценка. 2 балла – при выполнении пробы ребенок различал людей по возрасту, находил отличия, относил себя к определенной возрастной категории
1 балл – при выполнении пробы ребенок допустил одну или несколько ошибок при различении людей по возрасту и/или нахождении отличий и/или отнесении себя к определенной возрастной категории
Выбор из программного материала ожидаемого результата представления о возрастных изменениях человека в СИПР актуален при оценке 1 балл. При оценке 2 балла также актуален выбор в СИПР ожидаемого результата, если в ЗБР ребенка находится расширение представлений о возрастных изменениях человека.
Проба 6. Представление о семье
Цель: оценить сформированность представлений о семье, социальной роли членов семьи Диагностический материал: фотографии членов семьи ребенка, картинки с изображением членов семьи (мальчик, девочка, женщина, мужчина, пожилая женщина, пожилой мужчина), карточки со словами «мама», «папа», «бабушка», «дедушка», «брат», «сестра», «сын», «дочь», «внук», «внучка»
Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
2) Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с фотографиями членов семьи, карточки со словами «мама», «папа», «бабушка», «дедушка», привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди маму (папу, бабушку, дедушку)» / «Покажи маму (папу, бабушку, дедушку)» / «Где мама (папа, бабушка, дедушка)?». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог поочередно показывает картинки и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, кто это». Если ребенок не владеет вербальной речью, педагог кладет перед ребенком карточки со словами, поочередно показывает картинки с изображением членов семьи и предъявляет речевую инструкцию: «Покажи, кто это».
3) Педагог обращает внимание ребенка на картинки с фотографиями брата, сестры и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Покажи, где сестра/брат этого мальчика (девочки)» и т.д. Если ребенок не владеет вербальной речью, педагог кладет перед ребенком карточки со словами «брат», «сестра», поочередно показывает фотографии брата, сестры и предъявляет речевую инструкцию: «Покажи, кто это».
4) Аналогичную работу проводят, оценивая сформированность представлений о родственных отношениях в семье.
5) Педагог кладет на стол перед ребенком карточки со словами «брат», «сестра» и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Покажи, кем приходится мальчик (девочка) девочке (мальчику)?» / «Найди, кем приходится мальчик (девочка) девочке (мальчику)?». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Скажи, кем приходится мальчик (девочка) девочке (мальчику)?» / «Покажи, где дедушка. Где его внук?»
6) Педагог кладет на стол перед ребенком карточки со словами «сын», «дочь», «внук», «внучка» и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): (графическое изображение): «Покажи, кем приходится мальчик (девочка) папе (маме, бабушке, дедушке)?» / «Найди, кем приходится мальчик (девочка) папе (маме, бабушке, дедушке)?». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Скажи, кем приходится мальчик (девочка) папе (маме, бабушке, дедушке)?»
7) Педагог предъявляет речевую инструкцию: «Расскажи о своей семье» /
*Проба проводится 1 раз
Оценка. 2 балла – при выполнении пробы ребенок различал членов своей семьи, определял социальные роли членов семьи, рассказывал о своей семье
1 балл – при выполнении пробы ребенок допустил одну или несколько ошибок при различении членов семьи и/или определении социальных ролей членов семьи, рассказывал о своей семье с помощью педагога
Выбор из программного материала ожидаемого результата представления о семье в СИПР актуален при оценке 1 балл. При оценке 2 балла также актуален выбор в СИПР ожидаемого результата, если в ЗБР ребенка находится расширение представлений о семье, родственных отношениях в семье.
Прием пищи.
Проба 1. Питье
Цель: оценить умение пить из кружки, стакана, коробочки
Диагностический материал: кружка (стакан) с напитком, который любит ребенок (например, сок), коробочка с соком (с соломинкой), картинки, пиктограммы
Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
2) Педагог ставит на стол перед ребенком кружку (стакан) с водой (соком) и/или коробочку с соком и предъявляет доступную ребенку инструкцию. Например, речевую
инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Хочешь пить (сок)?» / «Будешь пить сок?», указание жестом на кружку (стакан, коробочку).
3) Педагог наблюдает за действиями ребенка, обращает внимание на трудности, возникающие в процессе питья, оказывает необходимую помощь.
4) Педагог ставит на стол перед ребенком графин с водой и стакан (кружку), привлекает внимание ребенка и предъявляет доступную ребенку инструкцию. Например, речевую инструкцию (графическое изображение): «Налей воды в стакан (кружку)», указание жестом на стакан (кружку) и графин.
5) Педагог наблюдает за действиями ребенка, обращает внимание на трудности, возникающие в процессе наливания воды в кружку (стакан), оказывает необходимую помощь.
*Проба проводится 1 раз
Оценка. Оценивается каждое действие в последовательности действий при питье из кружки (стакана, коробочки): захват, удержание, поднесение ко рту, наклон кружки, втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание на стол кружки (стакана, коробочки); при наливании воды в стакан (кружку): поднесение графина с водой к кружке, удержание графина над кружкой, наклон графина и наливание небольшого количества воды в кружку (стакан), опускание графина на стол 2 балла – при выполнении пробы ребенок попил из кружки, соблюдая последовательность действий питья из кружки, налил воду из графина в кружку 1 балл – при выполнении пробы ребенок выполнял отдельные действия последовательности питья из кружки, наливания воды из графина в кружку с помощью педагога
Выбор из программного материала ожидаемого результата питье из кружки (стакана), через соломинку, наливание жидкости в кружку в СИПР актуален при оценке 1 балл. При оценке 2 балла также актуален выбор ожидаемого результата, если совершенствование процесса питья находится в ЗБР ребенка.
Проба 2. Еда
Цель: оценить умение есть руками, ложкой, вилкой, пользоваться ножом и вилкой, салфеткой в процессе приема пищи, накладывать пищу в тарелку
Диагностический материал: вазочка с кусочками яблока, тарелка с едой, столовые приборы (ложка, вилка, нож), салатник с едой, ложка для накладывания еды, картинки, пиктограммы
Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
2) Педагог ставит на стол перед ребенком вазочку с кусочками яблока и предъявляет доступную ребенку инструкцию. Например, речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Хочешь?» / «Будешь есть яблоко?», указание жестом на вазочку с яблоком, направление руки ребенка к вазочке.
3) Педагог ставит на стол салатник с едой, тарелку, кладет ложку для накладывания еды, привлекает внимание ребенка и предъявляет доступную ребенку инструкцию. Например, речевую инструкцию: «Положи еду в тарелку», указание жестом на тарелку и салатник с едой, предъявление пиктограммы и т.п.
4) Педагог ставит на стол перед ребенком тарелку с едой, кладет ложку (вилку, вилку и нож), салфетку и предъявляет доступную ребенку инструкцию. Например, речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Хочешь есть?» / «Будешь есть?», указание жестом на тарелку с едой и/или направление руки ребенка к ложке (вилке, вилке и ножу).
5) Педагог наблюдает за действиями ребенка, обращает внимание на трудности, возникающие в процессе еды, оказывает необходимую помощь.
*Проба проводится 1 раз
Оценка. Оценивается каждое действие в последовательности действий при пользовании столовыми приборами в процессе еды: захват, удержание, поднесение ко рту, снятие пищи губами, опускание в тарелку (удержание в руке); при накладывании небольшого количества еды на тарелку: опускание ложки в салатник, зачерпывание еды, перенос ложки с едой к тарелке, перекладывание еды с ложки на тарелку; при пользовании салфеткой (вытирание частей лица салфеткой) 2 балла – при выполнении пробы ребенок ел ложкой, вилкой, пользовался вилкой и ножом в процессе приема пищи 1 балл – при выполнении пробы ребенок выполнил отдельные действия последовательности действий (еда ложкой и/или вилкой и/или вилкой и ножом), с помощью педагога
Выбор из программного материала ожидаемого результата еда ложкой, вилкой, пользование ножом и вилкой, салфеткой в процессе приема пищи, накладывание пищи в тарелку в СИПР актуален при оценке 1 балл. При оценке 2 балла также актуален выбор ожидаемого результата, если совершенствование процесса приема пищи находится в ЗБР ребенка.
Литература: «Диагностический материал и методические рекомендации для проведения психологопедагогического обследования детей с выраженным нарушением интеллекта, ТМНР при разработке СИПР»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжѐлыми множественными нарушениями развития,
Псков 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностические пробы по коррекционному курсу "Предметно-практические действия"
Диагностические пробы по коррекционному курсу "Предметно-практические действия" для обучающихся по СИПР 2 вариант....
Диагностическая карта к пробам по коррекционному курсу «Предметно-практические действия»
Диагностическая карта к пробам по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для обучающихся по СИПР 2 вариант....
Диагностические пробы по предмету "Математические представления"
Диагностические пробы по предмету "Математические представления" для обучающихся по СИПР 2 вариант....
Диагностические пробы по предмету "Окружающий природный мир"
Диагностические пробы по предмету "Окружающий природный мир", по СИПР 2 вариант...
Диагностические пробы по предмету "Изобразительная деятельность"
Диагностические пробы по предмету "Изобразительная деятельность", по СИПР 2вариант....
Диагностические пробы по предмету "Окружающий социальный мир"
Диагностические пробы по предмету "Окружающий социальный мир", по СИПР 2 вариант...
Диагностические пробы по предмету "Домоводство"
Диагностические пробы по предмету "Домоводство", по СИПР 2 вариант...