Диагностические пробы по предмету "Человек"
материал
Диагностические пробы по предмету "Человек", по СИПР 2 вариант
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностические пробы к учебному предмету «Человек».
Туалет.
Проба 1. Пользование туалетом
Цель: оценить умение выполнять отдельные действия в туалете, соблюдать последовательность действий в туалете
Диагностический материал: картинки, пиктограммы
Порядок проведения пробы: Проба проводится в туалетной комнате. 1) Ребенок стоит в туалетной комнате. Педагог стоит рядом с ребенком.
2) Педагог привлекает внимание ребенка и предъявляет доступную ребенку инструкцию. Например, речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Хочешь в туалет?» / «Будешь писать (какать)?», указание жестом на унитаз и направляет ребенка к унитазу.
3) Педагог наблюдает за действиями ребенка, обращает внимание на трудности, возникающие при выполнении отдельных действий в туалете, оказывает необходимую помощь.
*Проба проводится 1 раз
Оценка. Оценивается каждое действие в последовательности действий в туалете: поднимает крышку (опускает сидение) унитаза, спускает одежду (брюки, колготки, трусы), сидит на унитазе, оправляет нужду, пользуется туалетной бумагой, надевает одежду, нажимает кнопку слива воды, моет руки после туалета; и умение обслуживать себя в туалете 2 балла – при выполнении пробы ребенок самостоятельно обслуживал себя в туалете 1 балл – при выполнении пробы ребенок выполнял отдельные действия последовательности действий в туалете, с помощью педагога
Выбор из программного материала ожидаемого результата выполнение отдельных действий в туалете, соблюдение последовательности действий в туалете в СИПР актуален при оценке 1 балл.
Гигиена тела.
Проба 1. Мытье и вытирание рук
Цель: оценить умение мыть и вытирать руки
Диагностический материал: мыло кусковое (жидкое), полотенце вафельное (махровое, бумажное)
Порядок проведения пробы: Проба проводится в туалетной комнате.
1) Ребенок находится в туалетной комнате около раковины. Педагог стоит рядом с ребенком.
2) Педагог кладет мыло, полотенце, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, доступную для понимания ребенком (графическое изображение): «Вымой (помой) руки с мылом» или указывает жестом на кран, мыло, предъявляет пиктограммы и т.п.
3) Педагог наблюдает за действиями ребенка, обращает внимание на трудности, возникающие при выполнении отдельных действий в процессе мытья рук, оказывает необходимую помощь.
*Проба проводится 1 раз
Оценка. Оценивается каждое действие в последовательности действий мытья и вытирания рук: открывает кран, регулирует напор струи и температуры воды, намачивает руки, намыливает руки и смывает мыло с рук, закрывает кран, вытирает руки (промакивает ладони и тыльную сторону рук) 2 балла – при выполнении пробы ребенок вымыл и вытер руки, соблюдал алгоритм действий 1 балл – при выполнении пробы ребенок выполнял отдельные действия мытья и/или вытирания рук, с помощью педагога Выбор из программного материала ожидаемого результата выполнение отдельных действий при мытье и вытирании рук, соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук в СИПР актуален при оценке 1 балл.
Проба 2. Мытье и вытирание лица
Цель: оценить умение мыть и вытирать лицо
Диагностический материал: полотенце махровое
Порядок проведения пробы: Проба проводится в туалетной комнате. 1) Ребенок находится в туалетной комнате около раковины. Педагог стоит рядом с ребенком.
2) Педагог кладет полотенце, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Вымой (помой) лицо» или указывает жестом на кран, лицо, предъявляет пиктограммы и т.п.
3) Педагог наблюдает за действиями ребенка, обращает внимание на трудности, возникающие при выполнении отдельных действий в процессе мытья и вытирания лица, оказывает необходимую помощь.
*Проба проводится 1 раз
Оценка. Оценивается каждое действие в последовательности действий мытья и вытирания лица: открывает кран, регулирует напор струи и температуры воды, намачивает руки, протирает лицо влажными руками, закрывает кран, вытирает лицо (промакивает разные части лица) 2 балла – при выполнении пробы ребенок соблюдал мыл и вытирал лицо 1 балл – при выполнении пробы ребенок выполнял отдельные действия мытья и/или вытирания лица, с помощью педагога
Выбор из программного материала ожидаемого результата выполнение отдельных действий при мытье и вытирании лица, соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица в СИПР актуален при оценке 1 балл. При оценке 2 балла также актуален выбор ожидаемого результата, если освоение процесса мытья лица косметическими средствами для умывания находится в ЗБР ребенка.
Проба 3. Чистка зубов
Цель: оценить умение чистить зубы
Диагностический материал: зубная паста, зубная щетка, стакан для зубной пасты и зубной щетки, стакан с водой, полотенце махровое
Порядок проведения пробы: Проба проводится в туалетной комнате. 1) Ребенок находится (стоит, сидит на стуле) в туалетной комнате около раковины. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
2) Педагог ставит на раковину стакан с зубной пастой и зубной щеткой, стакан с водой, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Почисти зубы» или указывает жестом на зубную пасту и зубную щетку на кран, мыло, предъявляет пиктограммы и т.п.
3) Педагог наблюдает за действиями ребенка, обращает внимание на трудности, возникающие при выполнении отдельных действий в процессе чистки зубов, оказывает необходимую помощь.
*Проба проводится 1 раз
Оценка. Оценивается каждое действие в последовательности действий при чистке зубов: открывает тюбик с зубной пастой, намачивает щетку, выдавливает зубную пасту на зубную щетку, обрабатывает щеткой полость рта, полощет рот, моет щетку, ставит ее в стакан, закрывает тюбик с зубной пастой, ставит в стакан, вытирает рот и руки 2 балла – при выполнении пробы ребенок самостоятельно чистил зубы 1 балл – при выполнении пробы ребенок выполнял отдельные действия чистки зубов, чистил с помощью педагога Выбор из программного материала ожидаемого результата выполнение отдельных действий при чистке зубов, соблюдение последовательности действий при чистке зубов в СИПР актуален при оценке 1 балл. При оценке 2 балла также актуален выбор из программного материала ожидаемого результата выполнение отдельных действий при чистке зубов, соблюдение последовательности действий при чистке зубов с целью улучшение качественных характеристик выполняемых действий.
Проба 4. Мытье и вытирание ног
Цель: оценить умение мыть и вытирать ноги
Диагностический материал: таз с водой, мыло кусковое (жидкое), полотенце вафельное Порядок проведения пробы: Проба проводится в туалетной комнате. 1) Ребенок стоит (сидит на стуле) в туалетной комнате около таза с водой. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
2) Педагог кладет мыло, полотенце привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Вымой (помой) ноги» или указывает жестом на таз с водой, ноги, предъявляет пиктограммы и т.п.
3) Педагог наблюдает за действиями ребенка, обращает внимание на трудности, возникающие при выполнении отдельных действий в процессе мытья и вытирания ног, оказывает необходимую помощь.
*Проба проводится 1 раз
Оценка. Оценивается каждое действие в последовательности действий мытья и вытирания ног: снимает одежду (носки, колготки) / закатывает брюки, намачивает ноги, намыливает ноги, смывает мыло, вытирает ноги (промакивает разные части ног) 2 балла – при выполнении пробы ребенок мыл и вытирал ноги 1 балл – при выполнении пробы ребенок выполнял отдельные действия мытья ног, мыл ноги с помощью педагога Выбор из программного материала ожидаемого результата выполнение отдельных действий при мытье и вытирании ног, соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании ног в СИПР актуален при оценке 1 балл.
Проба 5. Мытье головы
Цель: оценить умение мыть и вытирать голову
Диагностический материал: таз с водой или душ, шампунь, полотенце махровое
Порядок проведения пробы: Проба проводится в туалетной комнате.
1) Ребенок стоит (сидит на стуле) в туалетной комнате около таза с водой (под душем). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
2) Педагог кладет полотенце, шампунь, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Вымой (помой) голову» или указывает жестом на таз с водой, голову; предъявляет пиктограммы и т.п.
3) Педагог наблюдает за действиями ребенка, обращает внимание на трудности, возникающие при выполнении отдельных действий в процессе мытья головы, оказывает необходимую помощь.
*Проба проводится 1 раз
Оценка. Оценивается каждое действие в последовательности действий мытья и вытирания головы: намачивает волосы (в тазу или под душем), намыливает волосы, смывает шампунь с волос, вытирает волосы, уши 2 балла – при выполнении пробы ребенок соблюдал последовательность действий при мытье и вытирании головы (1 балл – при выполнении пробы ребенок выполнял отдельные действия мытья головы, с помощью педагога Выбор из программного материала ожидаемого результата выполнение отдельных действий при мытье головы, соблюдение последовательности действий при мытье головы в СИПР актуален при оценке 1 балл.
Проба 6. Расчесывание волос, сушка волос феном
Цель: оценить умение расчесывать сухие волосы, сушить волосы феном
Диагностический материал: расческа, фен
Порядок проведения пробы: Проба проводится в туалетной комнате. 1) Ребенок стоит (сидит на стуле) в комнате перед зеркалом, волосы влажные после мытья головы. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
2) Педагог дает ребенку расческу и предъявляет речевую инструкцию: «Расчеши волосы» или указывает жестом на расческу, голову (волосы), предъявляет пиктограммы и т.п. Педагог наблюдает за действиями ребенка, обращает внимание на трудности, возникающие при расчесывании сухих волос, оказывает необходимую помощь. 3) Педагог кладет перед ребенком фен и предъявляет речевую инструкцию: «Посуши волосы» или указывает жестом на фен, волосы, предъявляет пиктограммы и т.п.
*Проба проводится 1 раз
Оценка. Оценивается каждое действие в последовательности действий при расчесывании волос: прикасается расческой к голове, перемещает расческу от корней волос (по всей длине волос); при сушке волос феном: включает фен в розетку, включает переключатель, направляет струю воздуха на разные участки головы, выключает фен 2 балла – при выполнении пробы ребенок сушил волосы феном, соблюдал последовательность действий при работе с феном 1 балл – при выполнении пробы ребенок выполнял отдельные действия расчесывания волос и/или сушке волос феном, с помощью педагога Выбор из программного материала ожидаемого результата расчесывание волос, соблюдение последовательности действий при сушке волос феном в СИПР актуален при оценке 1 балл.
Проба 7. Мытье и чистка ушей
Цель: оценить умение мыть и чистить уши
Диагностический материал: мыло, ватные палочки, полотенце махровое
Порядок проведения пробы: Проба проводится в туалетной комнате. Ребенок стоит (сидит на стуле) в туалетной комнате около раковины. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком. 1) Педагог кладет мыло, полотенце, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Помой уши» или указывает жестом на кран с водой, уши, предъявляет пиктограммы и т.п.
2) Педагог наблюдает за действиями ребенка, обращает внимание на трудности, возникающие при выполнении отдельных действий в процессе мытья и чистки ушей, оказывает необходимую помощь.
3) Педагог кладет на раковину ватные палочки, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Почисти уши» или указывает жестом на ватные палочки, уши, предъявляет пиктограммы и т.п.
*Проба проводится 1 раз
Оценка. Оценивается каждое действие в последовательности действий при мытье ушей: открывание крана, намачивание и намыливание указательных пальцев, протирание ушных раковин, смывание мыла с пальцев, смывание мыла с ушных раковин, закрывание крана, вытирание ушей; при чистке ушей: помещает ватную палочку в ушную раковину, проводит ею по внутренней поверхности ушной раковины, вынимает ватную палочку из ушной раковины, выбрасывает в ведро для мусора 2 балла – при выполнении пробы ребенок соблюдал последовательность действий при мытье и/или чистке ушей 1 балл – при выполнении пробы ребенок выполнял отдельные действия мытья и/или чистки ушей, с помощью педагога Выбор из программного материала ожидаемого результата выполнение отдельных действий при мытье и чистке ушей, соблюдение последовательности действий при мытье и чистке ушей в СИПР актуален при оценке 1 балл.
Проба 8. Чистка носа
Цель: оценить умение чистить нос
Диагностический материал: бумажный платок
Порядок проведения пробы: Проба проводится в туалетной комнате. 1) Ребенок стоит (сидит на стуле) в туалетной комнате перед зеркалом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
2) Педагог дает ребенку бумажный платок и предъявляет речевую инструкцию: «Высморкайся» / «Почисти нос» или указывает жестом на платок, нос, предъявляет пиктограммы и т.п.
3) Педагог наблюдает за действиями ребенка, обращает внимание на трудности, возникающие при высмаркивании, оказывает необходимую помощь.
*Проба проводится 1 раз
Оценка. Оценивается каждое действие в последовательности действий при высмаркивании: разворачивает платок, высмаркивается, сворачивает платок, выбрасывает в урну; при чистке носовых ходов: разворачивает платок, оборачивает палец платком, помещает его в носовой ход, проводит им по внутренней поверхности носового хода, вынимает платок из носа, сворачивает его, выбрасывает в урну 2 балла – при выполнении пробы ребенок соблюдал последовательность действий при чистке носа 1 балл – при выполнении пробы ребенок выполнял отдельные действия чистки носа, с помощью педагога
Выбор из программного материала ожидаемого результата соблюдение последовательности действий при высмаркивании и чистке носа в СИПР актуален при оценке 1 балл.
Проба 9. Мытье и вытирание тела
Цель: оценить умение мыть и вытирать тело
Диагностический материал: гель для душа (мыло), мочалка, полотенце махровое
Порядок проведения пробы: Проба проводится в туалетной комнате. 1) Ребенок стоит (сидит на стуле) в туалетной комнате. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
2) Педагог дает ребенку гель для душа (мыло), мочалку, полотенце и предъявляет речевую инструкцию: «Вымойся (помойся)» или указывает жестом на банные принадлежности, душ, тело, предъявляет пиктограммы и т.п.
3) Педагог наблюдает за действиями ребенка, обращает внимание на трудности, возникающие при мытье и вытирании тела, оказывает необходимую помощь.
*Проба проводится 1 раз Оценка.
Оценивается каждое действие в последовательности действий мытья и вытирания тела: открывает кран, регулирует напор струи и температуры воды, ополаскивает тело водой, намыливает и растирает части тела в определенной последовательности (сверху вниз), смывает мыло, вытирает тело в определенной последовательности (сверху вниз) 2 балла – при выполнении пробы ребенок соблюдал последовательность действий при мытье и вытирании тела 1 балл – при выполнении пробы ребенок выполнял отдельные действия мытья и/или вытирания тела, с помощью педагога
Выбор из программного материала ожидаемого результата соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела в СИПР актуален при оценке 1 балл.
Проба 10. Пользование косметическими средствами
Цель: оценить умение пользоваться косметическими средствами Диагностический материал: лосьон, крем для рук, крем для лица, дезодорант, туалетная вода, ватные диски Порядок проведения пробы: Проба проводится в туалетной комнате.
1) Ребенок стоит (сидит на стуле) в комнате перед зеркалом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
2) Педагог кладет на стол перед ребенком лосьон, крем для рук, крем для лица, дезодорант, туалетная вода, ватные тампоны и предъявляет, речевую инструкцию: «Протри лицо лосьоном» или указывает жестом на косметические средства, ватные тампоны и лицо, предъявляет пиктограммы и т.п.
3) Педагог наблюдает за действиями ребенка, обращает внимание на трудности, возникающие при протирании лица, оказывает необходимую помощь.
4) Педагог привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Намажь лицо кремом» или указывает жестом на косметические средства и лицо, предъявляет пиктограммы и т.п.
5) Педагог наблюдает за действиями ребенка, обращает внимание на трудности, возникающие при намазывании лица кремом, оказывает необходимую помощь.
6) Педагог привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Намажь руки кремом» или указывает жестом на косметические средства и руки, предъявляет пиктограммы и т.п.
7) Педагог наблюдает за действиями ребенка, обращает внимание на трудности, возникающие при намазывании рук кремом, оказывает необходимую помощь.
8) Педагог привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Воспользуйся дезодорантом» или указывает жестом на косметические средства и подмышку, предъявляет пиктограммы и т.п.
9) Педагог наблюдает за действиями ребенка, обращает внимание на трудности, возникающие при пользовании дезодорантом, оказывает необходимую помощь.
10) Педагог привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Воспользуйся туалетной водой» или указывает жестом на косметические средства и область головы за ушами, предъявляет пиктограммы и т.п.
11) Педагог наблюдает за действиями ребенка, обращает внимание на трудности, возникающие при пользовании туалетной водой, оказывает необходимую помощь.
*Проба проводится 1 раз
Оценка. Оценивается каждое действие в последовательности действий при пользовании косметическим средством: пользовании кремом (открывание тюбика с кремом, выдавливание небольшого количества крема, нанесение крема на лицо (руки), размазывание крема; пользовании дезодорантом (туалетной водой) (снятие колпачка, направление отверстия распылителя на область подмышек (за ушами), нажимание на распылитель, надевание колпачка); пользование лосьоном (снятие колпачка , смачивание ватного диска, протирание лица влажным ватным диском, выбрасывание тампона в урну, надевание колпачка) 2 балла – при выполнении пробы ребенок пользовался разными косметическими средствами, соблюдая последовательности действий 1 балл – при выполнении пробы при пользовании разными косметическими средствами ребенок выполнял отдельные действия, с помощью педагога
Выбор из программного материала ожидаемого результата пользование косметическими средствами в СИПР актуален при оценке 1 балл. При оценке 2 балла также актуален выбор ожидаемого результата, если в ЗБР ребенка находится расширение спектра используемых косметических средств.
Проба 11. Бритье
Цель: оценить умение бриться электробритвой (безопасным станком)
Диагностический материал: электробритва, безопасный станок, средство для бритья Порядок проведения пробы: Проба проводится в туалетной комнате. 1) Подросток стоит (сидит на стуле) в туалетной комнате перед зеркалом. Педагог сидит (стоит) рядом с подростком.
2) Педагог кладет на стол электробритву / безопасный станок, средство для бритья и предъявляет речевую инструкцию: «Побрейся» или указывает жестом на электробритву / безопасный станок, средство для бритья и подбородок, предъявляет пиктограммы и т.п.
3) Педагог наблюдает за действиями подростка, обращает внимание на трудности, возникающие при бритье, оказывает необходимую помощь.
*Проба проводится 1 раз
Оценка. Оценивается каждое действие в последовательности действий при бритье электробритвой: вставление вилки в розетку, включение бритвы и проведение бреющей поверхностью бритвы по щекам, над верхней губой, по подбородку и шее, выключение бритвы, вынимание вилки из розетки / при бритье безопасным станком: нанесение средства для бритья на определенные участки лица, проведение по ним станком, выполнение движения сверху вниз и снизу в верх, мытье станка, мытье и вытирание лица 2 балла – при выполнении пробы подросток соблюдал последовательность действий при бритье электробритвой и/или безопасным станком,
1 балл – при выполнении пробы подросток выполнял отдельные действия бритья электробритвой и/или безопасным станком, с помощью педагога Выбор из программного материала ожидаемого результата соблюдение последовательности действий при бритье электробритвой (безопасным станком) в СИПР актуален при оценке 1 балл. При оценке 2 балла также актуален выбор ожидаемого результата, если в ЗБР подростка находится освоение двух способов бритья.
Представления о себе и семье
Проба 1. Идентификация себя как мальчика (девочки)
Цель: оценить умение идентифицировать себя как мальчика (девочку)
Диагностический материал: картинки с изображением мальчика, девочки
Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
2) Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением мальчика и девочки, привлекает внимание ребенка к диагностическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди мальчика (девочку)» / «Покажи мальчика (девочку)» / «Где мальчик (девочка)?» / «Посмотри на мальчика (девочку)»
3) Потом педагог предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Ты мальчик (девочка)?» / Педагог обращает внимание ребенка на картинки и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Покажи, кто ты (мальчик или девочка)» / «Посмотри, кто ты (мальчик/девочка)»
*Проба проводится 1 раз
Оценка. 2 балла – при выполнении пробы ребенок различал по внешнему виду мальчика и девочку, идентифицировал себя как мальчик (девочка)
1 балл – при выполнении пробы ребенок допустил одну или несколько ошибок при различении по внешнему виду мальчика и девочки и/или идентификации себя как мальчика (девочки)
Выбор из программного материала ожидаемого результата различение мальчика и девочки, идентификация себя как мальчика (девочки) в СИПР актуален при оценке 1 балл. При оценке 2 балла также актуален выбор в СИПР ожидаемого результата, если в ЗБР ребенка находится формирование умения соотносить себя и других с определенной возрастной категорией.
Проба 2. Представление о частях тела
Цель: оценить сформированность представлений о частях тела
Диагностический материал: кукла, картинка с изображением человека (частей тела), картинки (сюжетные картинки) с изображением назначения частей тела (например, девочка рисует, лепит, мальчик бьет ногой по мячу и т.п.)
Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
2) Педагог кладет на стол перед ребенком куклу, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди на кукле руки (ноги, голову, туловище, живот, спину» / «Покажи на кукле руки (ноги, голову, туловище, живот, спину)» / «Где у куклы руки (ноги, голова, туловище, живот, спина)?» / «Посмотри на руки (ноги, голову, туловище, живот, спину) куклы». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог указывает на разные части тела куклы и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
3) Педагог привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди на себе руки (ноги, голову, туловище, живот, спину» / «Покажи на себе руки (ноги, голову, туловище, живот, спину)» / «Где у тебя руки (ноги, голова, туловище, живот, спина)?» / «Посмотри на свои руки (ноги, голову, туловище, живот, спину)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог указывает на разные части тела ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
4) Педагог кладет на стол перед ребенком картинку с изображением человека, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди руки (ноги, голову, туловище, живот, спину» / «Покажи руки (ноги, голову, туловище, живот, спину)» / «Где руки (ноги, голова, туловище, живот, спина)?» / «Посмотри на руки (ноги, голову, туловище, живот, спину)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог указывает на разные части тела и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
5) Педагог кладет на стол куклу, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди на кукле волосы (уши, лицо, нос, глаза, рот, лоб, брови, шею)» / «Покажи на кукле волосы (уши, лицо, нос, глаза, рот, лоб, брови, шею)» / «Где у куклы волосы (уши, лицо, нос, глаза, рот, лоб, брови, шея)?». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог указывает на разные части головы и лица куклы и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
6) Педагог привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди на своей голове волосы (уши, лицо, нос, глаза, рот, зубы, язык, лоб, брови, шею)» / «Покажи своей голове волосы (уши, лицо, нос, глаза, рот, зубы, язык, лоб, брови, шею)» / «Где у тебя волосы (уши, лицо, нос, глаза, рот, зубы, язык, лоб, брови, шея)?». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог указывает на разные части головы и лица ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
7) Педагог обращает внимание ребенка на картинку с изображением человека, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди волосы (уши, лицо, нос, глаза, рот, зубы, брови, лоб, язык, шею)» / «Покажи волосы (уши, лицо, нос, лоб, глаза, рот, язык, зубы, брови, шею)» / «Где волосы (уши, лицо, нос, глаза, лоб, рот, зубы, язык, брови, шея)?». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог указывает на изображении человека на разные части головы и лица и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
8) Педагог привлекает внимание ребенка к его руке и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди локоть (ладонь, пальцы)» / «Покажи локоть (ладонь, пальцы)» / «Где у тебя локоть (ладонь, пальцы)?». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог указывает на разные части руки ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
9) Педагог привлекает внимание ребенка к его ноге и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди колено (ступню, пальцы, пятку)» / «Покажи колено (ступню, пальцы, пятку)» / «Где у тебя колено (ступня, пальцы, пятка)?». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог указывает на разные части ноги ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
10) Педагог обращает внимание ребенка на картинку с изображением человека, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди колено (ступню, пальцы, пятку), найди локоть (ладонь, пальцы)» / «Покажи колено (ступню, пальцы, пятку), покажи локоть (ладонь, пальцы)» / «Где у тебя колено (ступня, пальцы, пятка), где у тебя локоть (ладонь, пальцы)?». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог указывает на изображении человека на разные части руки и головы и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
11) Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением назначения частей тела, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди (покажи, скажи), что мы делаем руками (ногами, ртом, глазами, ушами)» / «Покажи, что мы делаем руками (ногами, ртом, глазами, ушами)» / «Посмотри, что мы делаем руками (ногами, ртом, глазами, ушами)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Покажи и скажи, что мы делаем руками (ногами, ртом, глазами, ушами)», «Что нужно, чтобы видеть (слышать, хлопать, топать и др.)
*Проба проводится 1 раз
Оценка. 2 балла – при выполнении пробы ребенок различал части тела, части головы, части лица, части рук и ног, показывал их на себе, кукле, изображении; определял назначение частей тела
1 балл – при выполнении пробы ребенок допустил одну или несколько ошибок при различении частей тела и/или головы и/или лица, рук и ног, показе их на себе, кукле, изображении и/или определении назначения частей тела
Выбор из программного материала ожидаемого результата представления о частях тела в СИПР актуален при оценке 1 балл. При оценке 2 балла также актуален выбор в СИПР ожидаемого результата, если в ЗБР ребенка находится расширение представлений о частях тела.
Проба 3. Представление о строении человека
Цель: оценить сформированность представлений о строении человека
Диагностический материал: картинки с изображением строения человека (скелет, мышцы, кожа), картинкас изображением схемы тела (расположения внутренних органов человека: сердце, легкие, печень, почки, желудок), картинки с изображением вредных и полезных привычек человека
Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
2) Педагог кладет на стол перед ребенком картинку с изображением строения человека (скелет, мышцы, кожа), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди скелет (мышцы, кожу)» / «Покажи скелет (мышцы, кожу)» / «Где скелет (мышцы, кожа)?». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог указывает поочередно на скелет, мышцы, кожу и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
3) Педагог кладет на стол перед ребенком картинку с изображением схемы тела (расположения внутренних органов), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди сердце (легкие, печень, почки, желудок)» / «Покажи сердце (легкие, печень, почки, желудок)» /
«Где сердце (легкие, печень, почки, желудок)?». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог указывает на разные внутренние органы и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
4) Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением назначения внутренних органов (дыхательная, пищеварительная, выделительная системы), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Покажи (посмотри, найди), какой орган нужен для того, чтобы дышать (переваривать пищу, ходить в туалет)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог указывает на внутренние органы и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, какой орган нужен для того, чтобы дышать (переваривать пищу, ходить в туалет)».
5) Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением вредных и полезных привычек человека, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Назови вредные привычки» / «Покажи вредные привычки». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Назови вредные привычки».
*Проба проводится 1 раз
Оценка. 2 балла – при выполнении пробы ребенок показывал строение человека (скелет, мышцы, кожа), различал внутренние органы человека (сердце, легкие, печень, почки, желудок), имел представление о назначении внутренних органов, вредных привычках
1 балл – при выполнении пробы ребенок допустил одну или несколько ошибок при показе строения человека (скелета мышц, кожи) и/или различении внутренних органов человека (сердца, легких, печени, почек, желудка) и/или определении назначения внутренних органов и/или вредных привычек
Выбор из программного материала ожидаемого результата представления о строении человека в СИПР актуален при оценке 1 балл. При оценке 2 балла также актуален выбор в СИПР ожидаемого результата, если в ЗБР ребенка находится расширение представлений о строении человека.
Проба 4. Представление о себе
Цель: оценить умение сообщать сведения о себе
Диагностический материал: карточки с именами, фамилиями, карточки с цифрами (числовой ряд), карточки с годами рождения, карточки с названием месяцев, карточки с названиями городов, улиц; карточки со словами «город», «улица», «дом», «квартира» Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
2) Педагог предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку: «Как тебя зовут?». Если ребенок не владеет вербальной речью, педагог спрашивает: «Тебя зовут Вася (Саша и т.п.)?». Педагог может предъявить ребенку карточки с именами, и предложить найти свое имя.
3) Педагог предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку: «Какая у фамилия?» / «Назови свою фамилию». Если ребенок не владеет вербальной речью, педагог спрашивает: «Твоя фамилия Иванова (Кузнецова и т.п.)?». Педагог может предъявить ребенку карточки с фамилиями и предложить найти свою фамилию.
4) Педагог предъявляет речевую инструкцию: «Сколько тебе лет?» Если ребенок не владеет вербальной речью, педагог спрашивает: «Тебе 10 (11 и т.п.) лет?». Педагог может предъявить ребенку карточки с цифрами и предложить показать цифру, соответствующую возрасту ребенка.
5) Педагог кладет на стол перед ребенком карточки с цифрами, годами, названиями месяцев, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): (графическое изображение): «Составь свою дату рождения (год, месяц, число) / «Покажи свою дату рождения (год, месяц, число)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Когда ты родился?» / «Назови свою дату рождения (год, месяц, число)».
6) Педагог кладет на стол перед ребенком карточки с названиями городов, улиц, карточки с числовым рядом, карточки со словами «город», «улица», «дом», «квартира», привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Составь свой домашний адрес» / «Покажи свой домашний адрес». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Какой у тебя домашний адрес?» / «Назови свой домашний адрес».
*Проба проводится 1 раз
Оценка. 2 балла – при выполнении пробы ребенок показывал (называл) свое имя, фамилию, возраста (дату рождения), домашний адрес 1 балл – при выполнении пробы ребенок допустил одну или несколько ошибок при показе (назывании) своего имени и/или фамилии и/или возраста (даты рождения) и/или домашнего адреса
Выбор из программного материала ожидаемого результата сообщение сведений о себе в СИПР актуален при оценке 1 балл. При оценке 2 балла также актуален выбор в СИПР ожидаемого результата, если важно научить ребенка рассказывать о себе более развернуто.
Проба 5. Представление о возрастных изменениях человека
Цель: оценить сформированность представлений о возрастных изменениях человека Диагностический материал: картинки с изображением мальчика (юноши, мужчины), девочки (девушки, женщины)
Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
2) Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением мальчика (юноши, мужчины), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди мальчика (юношу, мужчину)» / «Покажи мальчика (юношу, мужчину)» / «Где мальчик (юноша, мужчина)?». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог поочередно показывает картинки и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, кто это».
3) Педагог предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Найди, к какой возрастной категории относишься ты?» / «Покажи, ты кто, мальчик, юноша или мужчина?». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Назови, ты кто, мальчик, юноша или мужчина?» / «Назови, к какой возрастной категории относишься ты».
4) Педагог привлекает внимание ребенка к разложенным картинкам и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Положи картинки по порядку (по возрасту)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Назови по порядку (возрасту)».
5) Педагог обращает внимание ребенка на картинки с изображением мальчика и мужчины и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Найди отличия между мальчиком и мужчиной» / «Покажи, чем отличаются мальчик и мужчина». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Назови отличия между мальчиком и мужчиной» / «Скажи, чем отличается мужчина от мальчика». 6) Аналогичная работа проводится с картинками с изображениями девочки, женщины. *Проба проводится 1 раз
Оценка. 2 балла – при выполнении пробы ребенок различал людей по возрасту, находил отличия, относил себя к определенной возрастной категории
1 балл – при выполнении пробы ребенок допустил одну или несколько ошибок при различении людей по возрасту и/или нахождении отличий и/или отнесении себя к определенной возрастной категории
Выбор из программного материала ожидаемого результата представления о возрастных изменениях человека в СИПР актуален при оценке 1 балл. При оценке 2 балла также актуален выбор в СИПР ожидаемого результата, если в ЗБР ребенка находится расширение представлений о возрастных изменениях человека.
Проба 6. Представление о семье
Цель: оценить сформированность представлений о семье, социальной роли членов семьи Диагностический материал: фотографии членов семьи ребенка, картинки с изображением членов семьи (мальчик, девочка, женщина, мужчина, пожилая женщина, пожилой мужчина), карточки со словами «мама», «папа», «бабушка», «дедушка», «брат», «сестра», «сын», «дочь», «внук», «внучка»
Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
2) Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с фотографиями членов семьи, карточки со словами «мама», «папа», «бабушка», «дедушка», привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди маму (папу, бабушку, дедушку)» / «Покажи маму (папу, бабушку, дедушку)» / «Где мама (папа, бабушка, дедушка)?». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог поочередно показывает картинки и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, кто это». Если ребенок не владеет вербальной речью, педагог кладет перед ребенком карточки со словами, поочередно показывает картинки с изображением членов семьи и предъявляет речевую инструкцию: «Покажи, кто это».
3) Педагог обращает внимание ребенка на картинки с фотографиями брата, сестры и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Покажи, где сестра/брат этого мальчика (девочки)» и т.д. Если ребенок не владеет вербальной речью, педагог кладет перед ребенком карточки со словами «брат», «сестра», поочередно показывает фотографии брата, сестры и предъявляет речевую инструкцию: «Покажи, кто это».
4) Аналогичную работу проводят, оценивая сформированность представлений о родственных отношениях в семье.
5) Педагог кладет на стол перед ребенком карточки со словами «брат», «сестра» и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Покажи, кем приходится мальчик (девочка) девочке (мальчику)?» / «Найди, кем приходится мальчик (девочка) девочке (мальчику)?». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Скажи, кем приходится мальчик (девочка) девочке (мальчику)?» / «Покажи, где дедушка. Где его внук?»
6) Педагог кладет на стол перед ребенком карточки со словами «сын», «дочь», «внук», «внучка» и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): (графическое изображение): «Покажи, кем приходится мальчик (девочка) папе (маме, бабушке, дедушке)?» / «Найди, кем приходится мальчик (девочка) папе (маме, бабушке, дедушке)?». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Скажи, кем приходится мальчик (девочка) папе (маме, бабушке, дедушке)?»
7) Педагог предъявляет речевую инструкцию: «Расскажи о своей семье» /
*Проба проводится 1 раз
Оценка. 2 балла – при выполнении пробы ребенок различал членов своей семьи, определял социальные роли членов семьи, рассказывал о своей семье
1 балл – при выполнении пробы ребенок допустил одну или несколько ошибок при различении членов семьи и/или определении социальных ролей членов семьи, рассказывал о своей семье с помощью педагога
Выбор из программного материала ожидаемого результата представления о семье в СИПР актуален при оценке 1 балл. При оценке 2 балла также актуален выбор в СИПР ожидаемого результата, если в ЗБР ребенка находится расширение представлений о семье, родственных отношениях в семье.
Прием пищи.
Проба 1. Питье
Цель: оценить умение пить из кружки, стакана, коробочки
Диагностический материал: кружка (стакан) с напитком, который любит ребенок (например, сок), коробочка с соком (с соломинкой), картинки, пиктограммы
Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
2) Педагог ставит на стол перед ребенком кружку (стакан) с водой (соком) и/или коробочку с соком и предъявляет доступную ребенку инструкцию. Например, речевую
инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Хочешь пить (сок)?» / «Будешь пить сок?», указание жестом на кружку (стакан, коробочку).
3) Педагог наблюдает за действиями ребенка, обращает внимание на трудности, возникающие в процессе питья, оказывает необходимую помощь.
4) Педагог ставит на стол перед ребенком графин с водой и стакан (кружку), привлекает внимание ребенка и предъявляет доступную ребенку инструкцию. Например, речевую инструкцию (графическое изображение): «Налей воды в стакан (кружку)», указание жестом на стакан (кружку) и графин.
5) Педагог наблюдает за действиями ребенка, обращает внимание на трудности, возникающие в процессе наливания воды в кружку (стакан), оказывает необходимую помощь.
*Проба проводится 1 раз
Оценка. Оценивается каждое действие в последовательности действий при питье из кружки (стакана, коробочки): захват, удержание, поднесение ко рту, наклон кружки, втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание на стол кружки (стакана, коробочки); при наливании воды в стакан (кружку): поднесение графина с водой к кружке, удержание графина над кружкой, наклон графина и наливание небольшого количества воды в кружку (стакан), опускание графина на стол 2 балла – при выполнении пробы ребенок попил из кружки, соблюдая последовательность действий питья из кружки, налил воду из графина в кружку 1 балл – при выполнении пробы ребенок выполнял отдельные действия последовательности питья из кружки, наливания воды из графина в кружку с помощью педагога
Выбор из программного материала ожидаемого результата питье из кружки (стакана), через соломинку, наливание жидкости в кружку в СИПР актуален при оценке 1 балл. При оценке 2 балла также актуален выбор ожидаемого результата, если совершенствование процесса питья находится в ЗБР ребенка.
Проба 2. Еда
Цель: оценить умение есть руками, ложкой, вилкой, пользоваться ножом и вилкой, салфеткой в процессе приема пищи, накладывать пищу в тарелку
Диагностический материал: вазочка с кусочками яблока, тарелка с едой, столовые приборы (ложка, вилка, нож), салатник с едой, ложка для накладывания еды, картинки, пиктограммы
Порядок проведения пробы: 1) Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
2) Педагог ставит на стол перед ребенком вазочку с кусочками яблока и предъявляет доступную ребенку инструкцию. Например, речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Хочешь?» / «Будешь есть яблоко?», указание жестом на вазочку с яблоком, направление руки ребенка к вазочке.
3) Педагог ставит на стол салатник с едой, тарелку, кладет ложку для накладывания еды, привлекает внимание ребенка и предъявляет доступную ребенку инструкцию. Например, речевую инструкцию: «Положи еду в тарелку», указание жестом на тарелку и салатник с едой, предъявление пиктограммы и т.п.
4) Педагог ставит на стол перед ребенком тарелку с едой, кладет ложку (вилку, вилку и нож), салфетку и предъявляет доступную ребенку инструкцию. Например, речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Хочешь есть?» / «Будешь есть?», указание жестом на тарелку с едой и/или направление руки ребенка к ложке (вилке, вилке и ножу).
5) Педагог наблюдает за действиями ребенка, обращает внимание на трудности, возникающие в процессе еды, оказывает необходимую помощь.
*Проба проводится 1 раз
Оценка. Оценивается каждое действие в последовательности действий при пользовании столовыми приборами в процессе еды: захват, удержание, поднесение ко рту, снятие пищи губами, опускание в тарелку (удержание в руке); при накладывании небольшого количества еды на тарелку: опускание ложки в салатник, зачерпывание еды, перенос ложки с едой к тарелке, перекладывание еды с ложки на тарелку; при пользовании салфеткой (вытирание частей лица салфеткой) 2 балла – при выполнении пробы ребенок ел ложкой, вилкой, пользовался вилкой и ножом в процессе приема пищи 1 балл – при выполнении пробы ребенок выполнил отдельные действия последовательности действий (еда ложкой и/или вилкой и/или вилкой и ножом), с помощью педагога
Выбор из программного материала ожидаемого результата еда ложкой, вилкой, пользование ножом и вилкой, салфеткой в процессе приема пищи, накладывание пищи в тарелку в СИПР актуален при оценке 1 балл. При оценке 2 балла также актуален выбор ожидаемого результата, если совершенствование процесса приема пищи находится в ЗБР ребенка.
Литература: «Диагностический материал и методические рекомендации для проведения психологопедагогического обследования детей с выраженным нарушением интеллекта, ТМНР при разработке СИПР»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжѐлыми множественными нарушениями развития,
Псков 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/19/picture-642869-1597852920.jpg)
Диагностические пробы по коррекционному курсу "Предметно-практические действия"
Диагностические пробы по коррекционному курсу "Предметно-практические действия" для обучающихся по СИПР 2 вариант....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/19/picture-642869-1597852920.jpg)
Диагностическая карта к пробам по коррекционному курсу «Предметно-практические действия»
Диагностическая карта к пробам по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для обучающихся по СИПР 2 вариант....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/19/picture-642869-1597852920.jpg)
Диагностические пробы по предмету "Математические представления"
Диагностические пробы по предмету "Математические представления" для обучающихся по СИПР 2 вариант....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/19/picture-642869-1597852920.jpg)
Диагностические пробы по предмету "Окружающий природный мир"
Диагностические пробы по предмету "Окружающий природный мир", по СИПР 2 вариант...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/19/picture-642869-1597852920.jpg)
Диагностические пробы по предмету "Изобразительная деятельность"
Диагностические пробы по предмету "Изобразительная деятельность", по СИПР 2вариант....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/19/picture-642869-1597852920.jpg)
Диагностические пробы по предмету "Окружающий социальный мир"
Диагностические пробы по предмету "Окружающий социальный мир", по СИПР 2 вариант...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/19/picture-642869-1597852920.jpg)
Диагностические пробы по предмету "Домоводство"
Диагностические пробы по предмету "Домоводство", по СИПР 2 вариант...