Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Думаем вместе»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Думаем вместе» составлена на основе программы «Развитие творческих способностей» автор Гин С.И.
Направление: общеинтеллектуальное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dumaem_vmeste.docx | 35.08 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-гимназия» г. Ярцева Смоленской области
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов Руководитель МО ________/Панкова Т.И./ | Согласовано Зам. директора ___________/Хартова М.А./ | Утверждено |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
для 1-4 классов
«Думаем вместе»
на 2017/21 учебный год
Разработана учителями начальных классов
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Думаем вместе» составлена на основе программы «Развитие творческих способностей» автор Гин С.И.
Направление: общеинтеллектуальное.
Для реализации рабочей программы используется пособие для учителя:
1. Гин С.И. «Мир загадок». - М.: Вита-Пресс,2013.
2. Гин С.И. «Мир человека». - М.: Вита-Пресс,2013.
3. Гин С.И. «Мир фантазии». - М.: Вита-Пресс,2013.
4. Гин С.И. «Мир логики». - М.: Вита-Пресс,2013.
Программа рассчитана на четыре года обучения: 1 класс (33 часа в год), 2 класс (34 часа в год), 3 класс (34 часа в год), 4 класс (34 часа в год).
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты освоения курса
- освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития;
- овладение навыками саморегуляции;
- формирование культуры мышления и поведения;
- установка на здоровый образ жизни;
- установка на творческую жизненную позицию.
Метапредметные результаты освоения курса
регулятивные:
- ставить учебную задачу;
- составлять план и определять последовательность действий;
- прогнозировать результат;
- вносить необходимые дополнения и изменения в план, способ и результат действия;
- оценивать себя на основе критериев успешности собственной деятельности;
- сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом;
познавательные:1. Общеучебные:
- структурировать знания;
- самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
- моделировать преобразование объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая формы);
2. Логические:
- анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- проводить синтез; выбирать основания и критерии для сравнения; самостоятельно классифицировать объекты;
- подводить под понятие, выводить следствие;
- устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать и обосновывать гипотезы, строить логические цепи рассуждений;
- доказывать свое мнение;
3. Постановка и решение проблемы:
- формулировать проблемы;
коммуникативные:
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определять цель, функции участников, способ взаимодействия; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Содержание программы
Основное содержание программы курса «Думаем вместе» представлено четырьмя разделами: «Мир загадок» (1 класс), «Мир человека» (2 класс), «Мир фантазии» (3 класс), Мир логики» (4 класс).
1КЛАСС (33ч)
Мир загадок
Сказочные и реальные страны. Страна Загадок. Город самых простых загадок.
Улица «Цвет». Три основных цвета. Радуга. Сочинение «цветных» загадок. Изменение цвета в природе. Фантазирование: изменение цвета в рукотворном мире. Нетрадиционные способы рисования. Упражнение «Ниткопись».
Улица «Форма». Плоские и объемные геометрические фигуры: сходство и отличие. Изменение формы. Упражнение на разрешение противоречий в форме предметов. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по сходству». Геометрические головоломки.
Улица «Размер». Рекорды природы и человеческой деятельности. Измерительные приборы. Понятие «мерки». Относительность размера. Противоречия в размере. Фантазирование: человек, который умеет изменять свой рост.
Улица «Вещество». Практическая работа: свойства материалов. Различное состояние вещества. Метод маленьких человечков. Моделирование физических явлений: «таяние сосульки», «закипание чайника», «надувание шарика» и т.п.
Сочинение загадок-описаний по признакам: цвет, форма, размер, вещество. Игра «да-нетка».
Город пяти чувств. Какую работу выполняют различные органы чувств?
Улица «Зрение». Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по признакам». Упражнение «Портрет Невидимки».
Улица «Слух». Способы «происхождения» звука. Упражнение «Соноскоп событий».
Улица «Осязание». Упражнение «Узнай на ощупь». Свойства предметов. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «с противоречиями».
Улица «Обоняние». Какие бывают запахи? Фантазирование: изменение запаха.
Улица «Вкус». Разрешение противоречия «съедобное – несъедобное»: во времени, в пространстве, в отношениях.
Решение изобретательских задач «на обнаружение». Рассказ по сюжетной картинке с «включением» различных органов чувств.
Город загадочных частей. Назначение различных частей объекта, возможные варианты изменения частей. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «про части» объекта.
Игры и упражнения со словами. Прием «Кит и Кот». Упражнение «Конструктор из букв».
Морфологический анализ. Практическая работа: фантастическое животное, необычный портрет.
Город загадочных мест. Упражнение «Необыкновенное путешествие». Игра «Зонтик в Африке». Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «про местоположение» объекта. Придумывание метафор.
Настоящее, прошлое и будущее предмета. История возникновения предмета. Технология изготовления предмета. Фантазирование: какими будут объекты в будущем. Системный оператор («многоэкранка»). Описание объектов при помощи системного оператора.
«Загадочная» школа. Использование алгоритмов сочинения загадок на уроках.
2 КЛАСС (34 ч.)
Мир человека
Школа: разнообразие целей. Проблемная ситуация «Зачем учиться в школе?» Целесообразность школьных правил.
Систематизация понятия «адрес». Что делать, если ты потерялся? Игра «Кто вы?», «Где вы?».
Как «устроен» организм? Беседа «Одна голова – хорошо…» Правила отношения к инвалидам. Рисование «Что внутри?» Отгадывание загадок про различные части тела.
Какие бывают болезни? Что делать, чтобы не заболеть? Что значит: «лечиться надо уметь»?
Игра «Путешествие в прошлое». Мальчики и девочки: сходство и отличие. Правила поведения по отношению к девочкам.
Понятие о профессиях. Игра «Путешествие в будущее». Бабушки и дедушки. Проблемная ситуация «Сказка о потерянном времени». Правила поведения по отношению к старшим.
Что такое Я? Зачем нужно «знать» самого себя? Анкетирование «Какой я?» Дискуссия: «Что лучше спешить или медлить?»
Что значить «быть внимательным»? Игра на внимание «Запрещенное движение». Анкетирование «Внимательны ли вы?» Невнимательность: смешная и опасная.
Что такое «хорошая память»? Упражнение «Проверка памяти». Как тренировать память? Игра «Что изменилось?»
Что значит «быть умным»? Описание объекта при помощи системного оператора. Упражнение «Назови одним словом».
Зачем нужно придумывать? Упражнение «Кляксы». Как «устроена» сказка?
Что можно «прочитать по лицу». Игра «Невпопад». Смешное и грустное вокруг нас. Инсценирование стихотворений.
Какое бывает настроение? От чего зависит настроение? Как поднять настроение?
Я и другие. Зачем люди общаются? Анкетирование «Общительны ли вы?». Как нужно разговаривать по телефону? Упражнение «Жесты». Игра «Пойми меня».
Слова и интонация. Обсуждение пословиц: «Как аукнется, так и откликнется». Упражнение «Комплименты».
Почему возникают ссоры? Анкетирование «Конфликты ли вы?» Способы, как можно помириться. Упражнение «Мы похожи друг на друга». Кто такие «посредники»?
Игра «Хорошо-плохо» (на примере явлений природы). Беседа «Какой? Для кого?»
Каким быть? Дискуссия: «аккуратный и «чистюля», «общительный и болтун», «верный и прилипчивый», «врать и фантазировать» - одно и то же? Что такое «честное слово»?
Всегда ли нужно делиться? Кто такие «жадины»? Сказка Т. Александровой «Светофорчик».
Другая точка зрения. Обсуждение «День рождения: что хорошего и что плохого?»
Игра «Сказочный герой». Сказка О. Пройслера «Маленькая Баба-Яга». Сказка про Красную Шапочку в «пересказе» волка. Кто такой преступник? Зачем в обществе нужны законы? Законы нашего класса.
«Запутанные» ситуации: «соврать, чтобы выручить»; «украсть, чтобы подарить» и т.п. Почему не надо торопиться с выводами?
Экскурсия «Все имеет след». » Кто такой «хороший» и кто такой «плохой»? Как стать «хорошим»?
Какие секреты не надо хранить? Как себя вести с незнакомыми? Упражнение «Сказочные злодеи». Обсуждение «Маскировка».
Кого мы любим? Что значит «любить себя»?
3 КЛАСС (34 ч.)
Мир фантазии
Легко ли выдумывать? Чем отличаются фантазия и ложь? Отличие сказки от реальности.
Что «мешает» придумывать? Решение задач «да-неток».
Критерии оценки творческих работ. Упражнение «Кляксы». Прием «Думай о другом!». Игра «Теремок».
Сочинение загадок по схеме «На что похоже? Чем отличается?» Игра «Отгадай-ка».
Придумывание метафор – необычных, оригинальных сравнений. Игра «Море волнуется…» Упражнение «Превращения»
Цепочка ассоциаций. Упражнение «Проверка памяти». Как можно запоминать словарные слова?
Сказочные животные. Прием фантазирования «Объединение». Игра «Кто больше знает животных?»
Рисование «Домики». Как нарисовать множество различных домиков? Морфологическая таблица. Упражнение «Фоторобот»
Игры со словами. Упражнение «Почему не говорят?» Шарады.
Как придумать новую игру? Упражнение «Игра для слонов». Как придумать новую игру. Упражнение «Кто, с кем, где, когда…»
Из чего «состоит» сказка? Придумывание сюжета сказки при помощи приема «Морфологический анализ» (без введения термина).
Сочинение загадок по схеме: «Какой? Что такое же?» Упражнение «Если бы…» (обмен признаками).
Сочинение загадок по схеме: «Что делает? Что делает такое же действие?» Упражнение «Перевертыши». Упражнение: «Где были - не скажем, что делали – покажем».
Упражнение «Необычные предметы». Объяснение метода фокальных объектов (МФО) (без введения термина). Усовершенствование объектов при помощи МФО,
Приемы фантазирования Джанни Родари: «круги по воде», «бином фантазии», «произвольный префикс», « что потом», «творческая ошибка».
Загадки-шутки. Сказки с тремя концами. Сочинение сюжетов сказок с использованием приемов фантазирования Джанни Родари.
Прием фантазирования «Оживление». Упражнение «Что «думает» предмет?» Сочинение сюжета сказки с разных точек зрения.
Прием фантазирования «Увеличение – уменьшение». Упражнение по изменению свойств и признаков объектов.
Прием фантазирования «Ускорение - замедление». Упражнение «Времена года». Фантазирование «Если бы время могло…»
Понятие о ресурсах (без введения термина). Метод Робинзона. Упражнение «Зонтик в Африке».
Прием фантазирования «Наоборот». Изменение свойств предметов. Рисунок с противоречиями. Загадки – ловушки.
Прием фантазирования «Бином антонимов». Сочинение сюжета сказки с использованием пар антонимов. Отгадывание загадок с антонимами.
Ознакомление с приемами фантазирования «дробление-объединение», «динамика-статика», «универсализация – специализация» и др. (без введения терминов).
Особенности сказок про животных. Рисование «Сказочные места». Сказки от слова «Почему?»
Как придумывают новое? Фантазирование: школа будущего.
4 КЛАСС (34 ч.)
Мир логики
Что значит «правильно думать»? Игра на внимание «Путаница». Упражнение «Что и зачем?».
Что значит «сравнивать»? Игра «Передай предмет». Выделение признаков объекта при помощи разных органов чувств. Игра на внимание «Запрещенное движение».
Что значит «различать»? Обучающий альбом. Игра-дискуссия «Чем страус отличается от человека?» Игра на внимание «Повтори – отличись».
Признаки сходства у понятий, далеких по смыслу. Игра на внимание «Руки-ноги». Упражнение «Найди общее».
Что такое существенные и несущественные признаки? Выделение существенных признаков объекта. Игра на внимание «Птица, рыба».
Что такое характерные признаки? Все ли признаки можно измерить? Игра-театрализация «Изобрази дерево».
Как можно упорядочить группу людей? Упражнение «Кто больше?»
Правила сравнения. Зачем нужно уметь сравнивать? Как нужно выбирать?
Что такое «класс объектов»? Упражнение «Четыре лишних». Игра «Выбывание слов».
Правила классификации. Что такое «основание классификации»? (без введения термина). Анализ ошибок классификации.
Какие бывают вопросы? Упражнение «Вопрошайка». Игра «да-нетка».
Что такое алгоритм? Работа по инструкции: графический диктант. Составление инструкции «Как открыть дверь?»
Упражнения на поиск закономерности числового ряда и серии фигур. Задания на смекалку.
Буквенные закономерности. Почему так говорят? (о детском «словотворчестве)
Решение логических задач на упорядочивание признаков. Составление таблицы для нахождении соответствия признаков.
Причина и следствие: «почему» и «что потом?». Анализ причины ситуаций из детской литературы.
Причинно-следственные цепочки. Упражнение «Из мухи – слона». Игра «Обмен причинами».
Упражнение на выделение противоположных признаков: подбери антоним. Решение «детективных» задач.
Что такое «род», «вид», «элемент»? Упражнение «Найди ошибку». Игра на внимание «Род, вид». Упражнение «Разложи по порядку».
Какие бывают виды отношений между понятиями? Упражнение «Группировка».
Игра-дискуссия «Что такое книга»? Как объяснить значение слова? Что такое определение? Анализ ошибок в построении определений.
Что такое «умозаключение»? (без введения термина) Упражнение «Следовательно». Упражнение «Двойной смысл». Редактирование текста.
Что такое «аналогия»? (без введения термина). Упражнение «Сказка-калька». Как «устроены» загадки?
Анализ рассуждений героев из детской литературы. Решение логических задач. Упражнение «Проверь себя». Игра на внимание «Повтори – не ошибись».
Что такое «чувство юмора»? Упражнение «Придумай окончание».
Тренинг по решению логических задач.
Формы организации и виды деятельности школьников
При организации занятий по программе «Думаем вместе» приоритетными видами деятельности являются: общение и взаимодействие со сверстниками в парах и группах при выполнении творческих задач, дидактических игр, упражнений.
С целью стимулирования творческого подхода обеспечивается создание установки на оригинальное выполнение задания, осуществляется целенаправленный поиск многовариантности как в формулировке, так и способах выполнения различных заданий; поощряются нестандартные решения, замечаются проявления самостоятельного творчества учащихся в различных областях; используются приемы и методы активизации мышления и воображения, разработанные в ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
Тематическое планирование
Название раздела | Количество часов | |
1 класс (33часа в год) | ||
1. | Путешествие в Страну загадок | 1 |
2. | Город самых простых загадок | 3 |
3. | Город самых простых загадок. Улица «Форма» | 4 |
4. | Город самых простых загадок. Улица «Размер» | 3 |
5. | Город самых простых загадок. Улица «Вещество» | 4 |
6. | Город пяти чувств | 5 |
7. | Город загадочных частей | 4 |
8. | Город загадочных мест | 2 |
9. | Путешествие на машине времени | 3 |
10. | Подведение итогов обучения | 4 |
2 класс (34 часа в год) | ||
1. | Школа: разнообразие целей | 1 |
2. | Надсистемы и подсистемы человека | 5 |
3. | «Линия жизни человека» | 3 |
4. | Знакомимся с психологией | 5 |
5. | Эмоции и настроение | 2 |
6. | Общение | 5 |
7. | Противоречия | 7 |
8. | Мы и окружающие | 4 |
9. | Подведение итогов обучения | 2 |
3 класс(34 часа в год) | ||
1. | Знакомство с фантазированием | 3 |
2. | Различие ассоциативности | 4 |
3. | Приёмы фантазирования «Морфологический анализ» | 6 |
4. | Приёмы фантазирования «Метод фокальных объектов» | 3 |
5. | Приёмы фантазирования Джанни Родари | 5 |
6. | Типовые приёмы фантазирования | 7 |
7. | Изобретательские ресурсы | 2 |
8. | Фантазирование и прогнозирование | 3 |
9. | Подведение итогов обучения | 1 |
4 класс (34 часа в год) | ||
1. | Учимся выделять признаки | 7 |
2. | Учимся сравнивать | 2 |
3. | Учимся классифицировать | 3 |
4. | Учимся находить закономерности | 4 |
5. | Учимся выделять вид отношения между понятиями | 6 |
6. | Учимся давать определения | 2 |
7. | Учимся делать умозаключения | 3 |
8. | Учимся использовать аналогии | 3 |
9. | Учимся рассуждать | 3 |
10. | Подведение итогов обучения | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ДУМАЕМ, РЕШАЕМ, УЧИМСЯ»
Программа курса «Думаем, решаем, учимся» предназначена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, имеющих затруднения в учебной деятельности. Основанием для посе...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Думай, размышляй, фантазируй", 1-4 классы
В рабочей программе представлены содержание, планируемые результаты и календарно-тематическое планирование....
рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Думаем вместе"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана на основе программа "Развитие творческих способностей". Автор Гин С.И....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Думай! Двигайся! Играй!» для начальных классов
Курс «Размышляем, играем, творим» обеспечивает реализацию одного из направлений досугово - познавательной и спортивно-оздоровительной деятельности.Цель программы: удовлетво...
рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Думаем вместе"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Думаем вместе» составлена на основе программы «Развитие творческих способностей» автор Гин С.И....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1-4 классов «Думаем вместе»
Рабочая программа...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов «Мы разные, но мы вместе»
Программа внеурочной деятельности «Мы разные, но мы вместе» составлена на основе авторской программы духовно-нравственного воспитания и развития учащихся (автор-составитель Ситникова Г. А....