Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа безопасности"
рабочая программа
Программа рассчитана для работы с учащимися 1-4 классов в возрасте от 7 до 11 лет. Программа включает разделы: правила поведения на проезжей части, пожарная безопасность, поведение во время природных катостроф, повеление в лесу и на воде...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 165.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ»
Пояснительная записка
Техногенная деятельность современного общества, обострение социальных противоречий, проявление разрушительных сил природы, явившихся следствием непродуманных отношений общества с окружающей средой, создают предпосылки для возникновения множества опасностей, угрожающих жизни и здоровью человека. Преодолеть эти опасности или, в крайнем случае, уменьшить, смягчить их воздействие возможно при условии систематического обучения каждого человека стратегии поведения в различных ситуациях, создающих угрозу для его нормальной жизни, труда и отдыха.
В связи с этим особую роль приобретает начальное звено школьного обучения, где закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром и где, в силу возрастных психофизиологических особенностей – чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также отсутствие самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными обитателями и явлениями, техникой. Подтверждением этому служат печальные факты гибели и получения травм детей в быту, в природном окружении, на транспортных магистралях, при общении с социально-опасными личностями. Эти обстоятельства говорят о необходимости усиления систематического и планомерного, а не эпизодически, от случая к случаю, обучения ребёнка умению безопасно жить, учиться, отдыхать, играть, трудиться. Важную роль в этом процессе может сыграть предлагаемая для внеурочной деятельности в начальной школе программа «Школа безопасности».
Цель программы: Формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Задачи программы:
- развитие у детей чувства ответственности за своё поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
- стимулирование у ребёнка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
Основные принципы содержания программы:
принцип единства сознания и деятельности нацеливает на формирование у школьников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к безопасности;
принцип наглядности предполагает максимальное использование мультимедиа продуктов при проведении занятий;
принцип личностной ориентации. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог планирует и прогнозирует развитие каждого ребёнка;
принцип системности заключается в концентрической последовательности занятий по классам от простого к сложному;
принцип практической направленности проявляется во взаимосвязи знаний, умений и навыков.
Аудитория: программа рассчитана для работы с учащимися 1-4 классов в возрасте от 7 до 11 лет.
Срок реализации программы: программа рассчитана на 1 год.
Формы и режим занятий: форма проведения – мини-занятие, предполагающее взаимопроникновение различных видов деятельности: беседа, игра, слушание, чтение и обсуждение литературных произведений, анализ жизненных ситуаций, использование элементов изодеятельности, просмотр и анализ тематических мультфильмов и презентаций.
Программа включает разделы:
Правила поведения на проезжей части | 25 ч. |
Пожарная безопасность | 8ч. |
Поведение во время природных катастроф | 7ч. |
Поведение в лесу | 10ч. |
Поведение на воде | 8ч. |
Поведение с незнакомыми людьми | 5ч. |
Опасные ситуации в быту | 5ч. |
Ожидаемые результаты и способы определения их достижения: в ходе реализации программы «Школа безопасности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты:
1 уровень: приобретение школьниками социальных знаний о формах безопасного поведения, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
2 уровень: получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к своей безопасности и безопасности окружающих.
3 уровень: получение школьниками опыта самостоятельности в принятии решений и выработке навыков безопасного поведения в реальной жизни.
В результате прохождения программного материала обучающие будут знать:
- правила перехода дороги, перекрёстка;
- обязанности пассажира;
- особенности жизнеобеспечения дома и основные причины, которые могут привести к возникновению опасной ситуации;
- характеристики водоёмов в местах своего проживания, их состояние в различное время года;
- способы и средства спасения утопающих, основные спасательные средства;
- правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоёмов;
- меры пожарной безопасности;
- правила личной безопасности в различных криминогенных ситуациях;
- наиболее характерные для региона проживания чрезвычайные ситуации, причины их возникновения и последствия;
- опасные погодные явления, наиболее характерные для региона проживания;
помнить:
- основные правила безопасности при использовании электроприборов и других бытовых приборов, бытового газа, а также препаратов бытовой химии;
- рекомендации по соблюдению мер безопасности при купании, отдыхе у водоёмов;
- порядок и правила вызова полиции, скорой помощи, пожарной охраны;
- обладать навыками:
- организации безопасной переправы через небольшую водную преграду;
- разведение и гашение костра;
- ориентирование на местности;
- действие в неблагоприятных погодных условиях, в том числе в поле, в лесу, у водоёма;
- оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечении из носа, попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при отравлении пищевыми продуктами.
Обучающиеся получат возможность для формирования универсальных учебных действий:
личностных:
- выраженной устойчивой познавательной мотивации;
- положительной, адекватной, дифференцированной самооценки;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиции партнёров в общении, устойчивое следование в поведении моральным нормам;
- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь;
регулятивных:
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять инициативу в сотрудничестве;
- самостоятельно, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы;
познавательных:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
коммуникативных:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов и позиций всех его участников;
- последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Основными способами достижения планируемых результатов является проведение по окончании изучения раздела обобщающих игр, викторин, конкурсов, практических занятий.
№ п\п | Тема занятия | Практические действия |
Правила поведения на проезжей части | ||
1 | Что такое опасные и чрезвычайные ситуации | Рисунок самой опасной ситуации, на взгляд ребенка. Определение безопасного маршрута из школы домой. Моделирование и анализ ситуаций дорожного движения с позиций пешехода, пассажира, водителя. Викторина «Да,Нет» по теме «Велосипедист». Изготовление светофора из подручных материалов.
Игра – лото «Дорожные знаки»
Конкурс рисунков «Я знаю дорожные знаки»
Изготовление знаков из бумаги, пластилина, бросового материала |
2 | Правила перехода улиц и дорог. Дорожные ловушки. | |
3 | Обязанности пешеходов. | |
4 | Обязанности пассажиров. | |
5 | Ребенок и велосипед | |
6 | Виды светофоров. Когда появился светофор. | |
7-8 | Посещение автогородка в ЦДОД г . Прокопьевска | |
9 | Дорожная разметка. | |
10 | Предупреждающие знаки. | |
11 | Знаки приоритета | |
12 | Чтение поучительной сказки Н.А. Извековой «Как Буратино ходить учился» | |
13 | Запрещающие знаки | |
14 | Предписывающие знаки | |
15 | Знаки особых предписаний. | |
16-17 | Изготовление моделей машин из катрона | |
18 | Знаки сервиса | |
19 | Информационные знаки | |
20 | Знаки дополнительной информации. | |
21-23 | Проект. Дорожные знаки. Изготовление книжки- малышки | |
24 | Правила поведения на железнодорожном транспорте. | |
25 | Правила поведения на воздушном транспорте. | |
Пожарная безопасность | ||
26 | Причины пожаров в быту. |
Тренировочная эвакуация. Изготовление плаката |
27 | Оповещение и эвакуация при пожаре в школе | |
28 | Средства борьбы с огнем | |
29 | Изготовлении памятки «Как вести себя во время пожара» | |
30 | Чтение и обсуждение стихотворении С.Я Маршака « Пожар» | Практическое занятие по эвакуации из здания школы. Разыгрывание ситуаций (работа в группах). |
31 | Пожар в общественном месте (автобусе, магазине) | |
32-33 | Проект. Огонь наш друг и враг. | |
Поведение во время природных катастроф | ||
34 | Причины возникновения наводнения. | Сигналы бедствия. Изготовление моделей литосферных плит из бумаги и картонной тарелки. Изготовление памятки |
35 | Как вести себя во время наводнения | |
36 | Причины землетрясений. | |
37 | Как вести себя во время землетрясений. | |
38-40 | Проект. Изготовление мозаики | |
Правила поведения в лесу | ||
41 | Причины пожара в лесу | Изготовление листовок. Изготовление памятки Ролевая игра.
Работа со справочной литературой.
|
42 | Как правильно развести костер | |
43 | Как собирать ягоды и грибы | |
44 | Как отдыхать в лесу не навредив окружающей среде. | |
45 | Посадка деревьев в школьном саду. | |
46 | Опасные животные и растения. | |
47 | Как не заблудиться в лесу | |
48-50 | Проект. Съедобное и несъедобное. | |
Поведение на воде | ||
51 | Как вести себя на берегу реки зимой | Правила оказания первой помощи. Изготовление спасательных средств из бросового материала. Изготовление памятки. Правила эвакуации. |
52 | Правила поведения на реке летом. | |
53 | Прогулки на лодке, катере. | |
54 | Советы опытных спасателей. | |
55 | Пожары на судах. | |
56-58 | Проект. Составление настольной игры «Опасности на воде» | |
Поведение с незнакомыми людьми | ||
59 | Как уберечься от преступлений |
Тренировочные рисунки, составление словесного описания человека
|
60 | Нападение на улице, в подъезде | |
61 | Как запомнить незнакомца | |
62 | Составление памятки для детей «Осторожно! Незнакомец!» | |
63 | Веселые тесты для детей | |
Опасные ситуации в быту | ||
64 | Термические ожоги. Первая помощь при ожогах. |
Изготовление памятки Викторина «Да», «Нет»по теме «Опасные ситуации в быту» |
65 | Что может стать опасным в нашем доме? | |
66 | Электроприборы в доме. | |
67 | Когда дом остается пустой. | |
68 | КВН «Школа безопасности» |
№ п\п | Тема занятия | Практические действия |
Правила поведения на проезжей части | ||
1 | Что такое опасные и чрезвычайные ситуации | Рисунок самой опасной ситуации, на взгляд ребенка |
2 | Правила перехода улиц и дорог. Дорожные ловушки. | Определение безопасного маршрута из школы домой |
3 | Обязанности пешеходов. | Моделирование и анализ ситуаций дорожного движения с позиций пешехода, пассажира, водителя |
4 | Обязанности пассажиров. | |
5 | Ребенок и велосипед | Викторина «Да,Нет» по теме «Велосипедист» |
6 | Виды светофоров. Когда появился светофор. | Изготовление светофора из подручных материалов |
7-8 | Посещение автогородка в ЦДОД г . Прокопьевска | |
9 | Дорожная разметка. | Альбом –задачник стр. 40-41 |
10 | Предупреждающие знаки. | Изготовление знаков из бумаги, пластилина, бросового материала |
11 | Знаки приоритета | |
12 | Чтение поучительной сказки Н.А. Извековой «Как Буратино ходить учился» | Игра –лото «Дорожные знаки» |
13 | Запрещающие знаки | Альбом- задачник стр 36-39 |
14 | Предписывающие знаки | Конкурс рисунков «Я знаю дорожные знаки» |
15 | Знаки особых предписаний. | Альбом – задачник стр 42-43 |
16-17 | Изготовление моделей машин из катрона | |
18 | Знаки сервиса | Изготовление знаков из бумаги, пластилина, бросового материала |
19 | Информационные знаки | |
20 | Знаки дополнительной информации. | |
21-23 | Проект. Дорожные знаки. Изготовление книжки- малышки | |
24 | Правила поведения на железнодорожном транспорте. | А-з стр 52-53 |
25 | Правила поведения на воздушном транспорте. | А-з стр.54-55 |
Пожарная безопасность | ||
26 | Причины пожаров в быту. | А-з стр. 18-19 |
27 | Оповещение и эвакуация при пожаре в школе | Тренировочная эвакуация |
28 | Средства борьбы с огнем | Изготовление плаката |
29 | Изготовлении памятки «Как вести себя во время пожара» | |
30 | Чтение и обсуждение стихотворении С.Я Маршака « Пожар» | Практическое занятие по эвакуации из здания школы |
31 | Пожар в общественном месте (автобусе, магазине) | Разыгрывание ситуаций (работа в группах) |
32-33 | Проект. Огонь наш друг и враг. | |
Поведение во время природных катастроф | ||
34 | Причины возникновения наводнения. | А-з , 2 часть стр 56-57 |
35 | Как вести себя во время наводнения | Сигналы бедствия |
36 | Причины землетрясений. | Изготовление моделей литосферных плит из бумаги и картонной тарелки |
37 | Как вести себя во время землетрясений. | Изготовление памятки А-з, 2 часть, стр 58-59 |
38-40 | Проект. Изготовление мозаики | |
Правила поведения в лесу | ||
41 | Причины пожара в лесу | Изготовление листовок |
42 | Как правильно развести костер | |
43 | Как собирать ягоды и грибы | Изготовление памятки |
44 | Как отдыхать в лесу не навредив окружающей среде. | Ролевая игра |
45 | Посадка деревьев в школьном саду. | |
46 | Опасные животные и растения. | А-з , 2 часть, стр 42-47 |
47 | Как не заблудиться в лесу | Работа со справочной литературой. А-з 2 часть, стр 40-41 |
48-50 | Проект. Съедобное и несъедобное. | |
Поведение на воде | ||
51 | Как вести себя на берегу реки зимой | А_з, 2 часть стр.48-49 Правила оказания первой помощи |
52 | Правила поведения на реке летом. | Изготовление спасательных средств из бросового материала |
53 | Прогулки на лодке, катере. | |
54 | Советы опытных спасателей. | Изготовление памятки |
55 | Пожары на судах. | Правила эвакуации |
56-58 | Проект. Составление настольной игры «Опасности на воде» | |
Поведение с незнакомыми людьми | ||
59 | Как уберечься от преступлений | |
60 | Нападение на улице, в подъезде | А-з стр 32-35 |
61 | Как запомнить незнакомца | Тренировочные рисунки, составление словесного описания человека А-З, 2 часть стр. 12-13 |
62 | Составление памятки для детей «Осторожно! Незнакомец!» | |
63 | Веселые тесты для детей | |
Опасные ситуации в быту | ||
64 | Термические ожоги. Первая помощь при ожогах. | А-з стр.12-13, 16-17 |
65 | Что может стать опасным в нашем доме? | А-З стр. 20-21 |
66 | Электроприборы в доме. | Изготовление памятки |
67 | Когда дом остается пустой. | Викторина «Да», «Нет» по теме «Опасные ситуации в быту» |
68 | КВН «Школа безопасности» |
На занятиях применялись наглядные пособия – дорожные знаки, рисунки дорожных ловушек, плакаты с дорожной разметкой, игра-лото «Дорожные знаки», модели машин, альбомы - задачники «Жизнь без опасностей» Л.П. Анастасовой (А-З).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Азбука безопасности пояснительная записка к рабочей программе по внеурочной деятельности
Рабочая прогроамма внеурочной деятельности "Азбука безопасности" для 1 класса...

Азбука безопасности рабочая программа по внеурочной деятельности
Рабочая прогроамма внеурочной деятельности "Азбука безопасности" для 1 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука безопасности"
Программа "Азбука безопасности" ориентирована на формирование и развитие основ безопасности; на практическую деятельность в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Безопасность дорожного движения" 3 класс
Программа по внеурочной деятельности акцентирует внимание на знание ПДД, поведение учащихся в различных ситуациях с опорой на знания и жизненный опыт....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Безопасное детство» социального направления Начальное общее образование 2, 3-4 класс
Современные дети растут в мире высоких технологий развивающиеся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Безопасное детство"
Образовательная программа внеурочной деятельности «Безопасное детство» социального направления для детей младшего школьного возраста разработана на основе положений ко...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Безопасное детство" 1,4 кл
Рабочая программа внеурочной деятельности "Безопасное детство"1,4 класс...