Рабочая программа кружка "Логика"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
В последнее время российская школа переживает качественно новый этап своего развития, обусловленный изменением социального заказа общества на деятельность системы образования: не простое усвоение учащимися определенного набора знаний, умений и навыков, а «формирование креативности, умения работать в команде, способности к самообучению, проектного мышления и аналитических способностей». Перед учителем начальных классов в первую очередь стоит задача развития ребёнка, его творческих возможностей. От успешности решения этой задачи зависит качество дальнейшего образования школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 216.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ г. КОЗЬМОДЕМЬЯНСКА»
«Принято» на заседании кафедры учителей начальных классов протокол №1 от 29.08.2019 года руководитель кафедры _______________/Глебова Г. А./ | «Утверждаю» Дата 30 августа 2019 года Директор МОУ «Лицей г. Козьмодемьянска» _______________/Толстов В. В./ |
«Согласовано» Дата 30 августа 2019 года Зам.директора по УВР _______________/Бакланова В. Е./ |
Программа
кружка по развитию математических навыков и формированию УУД младших школьников
«Логика»
Возраст воспитанников: 1 класс
Срок обучения: 1 год
Программа разработана
учителем первой
квалификационной категории
Прониной Н. Ф.
Г. Козьмодемьянск
2019 год
Программа кружка «Логика»
Пояснительная записка
В последнее время российская школа переживает качественно новый этап своего развития, обусловленный изменением социального заказа общества на деятельность системы образования: не простое усвоение учащимися определенного набора знаний, умений и навыков, а «формирование креативности, умения работать в команде, способности к самообучению, проектного мышления и аналитических способностей». Перед учителем начальных классов в первую очередь стоит задача развития ребёнка, его творческих возможностей. От успешности решения этой задачи зависит качество дальнейшего образования школьника.
Основой развития творческих способностей является развитие психических механизмов – памяти, внимания, воображения и, что особенно важно, логического мышления.
Работая в течение многих лет с малышами, каждый раз приходилось сталкиваться с одной и той же проблемой – некоторые дети «схватывают на лету» любой учебный материал, требуют дополнительных заданий. Другие же с трудом усваивают материал урока, затрудняются в решении простых задач, не могут выполнить простые логические рассуждения. Передо мной встала проблема: как построить процесс обучения так, чтобы все дети справлялись с поставленными учебными задачами?
Для решения возникшей проблемы была разработана и апробирована программа кружка «Логика».
Гипотеза: Развитие логического мышления младших школьников – это педагогически управляемый процесс, эффективность которого зависит от создания определённых условий в учебном процессе и внеурочной деятельности.
Цель: Изучить особенности логического мышления младших школьников и создать условия в учебном процессе для его развития.
Задачи:
1. Раскрыть пути и средства развития логического мышления младших школьников.
2. Определить образовательные технологии, способствующие развитию логического мышления.
3. Проследить в динамике успешность усвоения программного материала.
4. Развивать познавательные и творческие способности младших школьников.
Сроки реализации: 2019-2023 гг.
Познавательный аспект:
- Формирование и развитие логического мышления.
- Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
- Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект:
- Развитие мышления в ходе усвоения таких мыслительных операций, как умение анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, умение выделять главное, доказывать и опровергать.
- Развитие творческих способностей.
- Развитие социальных навыков поведения и установок на самостоятельное решение социальных проблемных ситуаций.
Воспитывающий аспект:
- Воспитание личностных качеств учащихся, складывающихся отношений в классном коллективе.
- Способствовать воспитанию активной жизненной позиции младших школьников.
- Формировать целостную личность, развивающуюся в гармонии с окружающим миром.
Дидактические принципы:
- Принцип системности
- Принцип нарастания уровня сложности
- Принцип «спиральности», в соответствии с которым на каждом «витке спирали» одни и те же понятия рассматриваются в новых взаимосвязях и взаимодействиях
- Обучение на более высоком уровне трудности
- Работа над развитием всех учащихся: и слабых, и самых сильных
При реализации программы целесообразно:
✴Применять образовательные технологии:
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- исследовательские, проектные методы обучения;
- технология игрового обучения;
- деятельностный метод обучения
- обучение в сотрудничестве (групповая работа);
- здоровьесберегающие технологии.
✴Адаптировать учебный и дополнительный материал соответственно возрасту и уровню подготовки учащихся.
✴Осуществлять содержание занятий во внеурочное время на основе дополнительной литературы и материалов конкурсов и олимпиад.
✴Способствовать выявлению творческих способностей детей и предоставлять максимальную возможность для их реализации.
Условия, необходимые для успешной реализации программы:
- создание психологической комфортности в учебном процессе
- творческая атмосфера поиска в коллективе
- возможность посоветоваться, обсудить результаты
- возможность пробовать и ошибаться без порицаний извне
- наличие достаточного количества времени
- применение ИКТ с целью
Задачи, предъявляемые учащимся, должны отвечать следующим требованиям:
- иметь элемент новизны и в то же время быть близкими жизненному, но не обязательно учебному опыту ребенка
- по возможности стимулировать разные формы умственной активности, самостоятельности умственных усилий детей
- соответствовать возможностям детей по объему элементов и по сложности их отношений, при этом предпочтение оказывается задачам с минимальным количеством шагов
- начинать следует с простых заданий, включающих: наблюдение, анализ, синтез, классификацию, вопросно-ответные формы, установление причинно-следственных связей;
Особенности занятий по развитию логического мышления:
- ребёнку предлагаются задания как учебного, так и неучебного, нестандартного характера;
- серьёзная работа принимает форму игровой деятельности;
- средства ИКТ позволяют повысить интерес к изучению учебного материала;
- возникает интерес к учению, растет познавательная активность детей;
- ребёнок сам оценивает свои успехи, развивает навыки контроля и самоконтроля;
- на занятиях происходит смена различных видов деятельности;
- дети обучаются умению работать в группе, сообща;
- полученные знания и умения учащиеся способны переносить в новые условия;
- методы и приёмы организации деятельности учащихся ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности;
- развивается логическое мышление детей, о чём свидетельствуют результаты психологических методик, повышение качества обученности; увеличивается количество детей, принимающих участие в различных конкурсах и олимпиадах.
Основными формами и методами обучения являются проблемный диалог, обучение в сотрудничестве, практическая деятельность, уроки-экскурсии, проектная и исследовательская деятельность.
Режим занятий
Занятия проводятся в форме кружка «Логика», что позволяет гибко сочетать индивидуальные и групповые занятия и проводить их одновременно со всеми обучающимися класса.
Реализация программы рассчитана на 4 года, в объеме: 1класс – 17 часов в год, 2-4 классы – 34 часа в год.
Каждое занятие включает «Разминку», общую практическую часть (решение задач на развитие логического мышления), индивидуально-групповую часть (обсуждение хода рассуждений в микрогруппах при консультативном участии педагога), самостоятельную работу.
Виды занятий по развитию логического мышления
Вид упражнений | Цель | |
1-4 класс | Разминка | создание у детей эмоционального фона, способствующего эффективному усвоению знаний |
Нестандартные задачи | формирование познавательной активности, мыслительных и исследовательских умений, привычки вдумываться в слово | |
Логические задания | способствовать развитию гибкости мышления и находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций | |
Самостоятельная работа | привить любовь к составлению и разгадыванию ребусов, к работе с уникурсальными фигурами, изографами, палиндромами, мегаграммами | |
Вопросы на смекалку | Стимулировать познавательную активность | |
3-4 класс | Задания с ограниченным временем на выполнение | Развитие умения быстро переключаться с одного вида деятельности на другой |
Репродуктивные задания и упражнения, ориентированные на развитие психических механизмов | развитие различных видов памяти, внимания, воображения, мышления, углубление знаний детей | |
Логически-поисковые задачи | Обеспечить преемственность перехода от формально-логических действий к сложным | |
Частично-поисковые задачи | Развитие способности открывать новые знания и способы их добывания | |
Задачи повышенной трудности | Развитие умения сочетать эвристический и алгоритмический стили мышления. | |
Творческие задачи – развивающий канон «РК» | Развитие умения устанавливать взаимосвязь между отдельными элементами и по аналогии выстраивать другую цепочку | |
Задачи комбинаторно-конструктивного характера | Развитие умения применять знания из разных областей |
Развитие логического мышления и творческих способностей даёт каждому ребенку возможность:
- продемонстрировать свои умения и навыки в урочной и внеурочной деятельности;
- раскрыть многогранность своих интересов;
- обогатить словарный запас;
- развить логическое мышление, зрительную и слуховую память, воображение, быстроту реакции;
- сформировать стремление к размышлению и поиску;
- развить самосознание и самоконтроль;
- снизить чувство тревожности и необоснованного беспокойства;
- достичь состояния психологического комфорта благодаря созданию творческой атмосферы на занятиях;
- достичь состояния физического комфорта благодаря смене динамических поз при выполнении упражнений и выполнению гимнастики для снятия зрительного утомления;
- улучшить качество образования в целом.
Основными видами контроля являются:
в урочной деятельности – текущие и итоговые контрольные работы, тестовые задания;
во внеурочной деятельности – задания творческого характера, задания повышенной сложности, защита исследовательских работ, проведение олимпиад.
Контроль за развитием детей осуществляется учителем, педагогом психологом, медиками, родителями, администрацией школы на основе наблюдения, анкетирования, психологического диагностирования, мониторинга.
В результате освоения предметного содержания курса «Логика» у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
- Познавательные: в предлагаемом курсе изучаемые определения и правила становятся основой формирования умений выделять признаки и свойства объектов. В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации (используя при решении самых разных математических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы и т.п.
- Регулятивные: в процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.
- Коммуникативные: в процессе изучения курса осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи. Дети учатся работать в парах, выполнять задания в малых группах.
1-й класс
Личностными результатами изучения курса «Логика» в 1-м классе является формирование следующих умений:
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения высказываться самому и слушать других;
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами являются:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Предметными результатами изучения курса «Логика» в 1-м классе являются формирование следующих умений:
- выделять такие признаки предметов, как цвет, форма, размер, назначение, материал;
- выделять часть предметов из большей группы на основании общего признака (видовое отличие), объединять группы предметов в большую группу (целое) на основании общего признака (родовое отличие);
- производить классификацию предметов, математических объектов по одному основанию;
- устанавливать закономерность и продолжать ряд по установленной закономерности;
- разгадывать несложные ребусы с цифрами, буквами и картинками;
- решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух действий.
2-й класс
Личностными результатами изучения курса «Логика» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве.
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, как поступить.
Метапредметные результаты:
- определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;
- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- учиться планировать учебную деятельность на уроке;
- работая по предложенному плану, находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
- наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Предметными результатами изучения курса «Логика» во 2-м классе являются формирование следующих умений:
- сравнивать математические объекты по различным основаниям;
- различать истинные и ложные высказывания (верные и неверные равенства);
- записывать в таблицу данные, содержащиеся в тексте;
- читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
- решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
- составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
- заполнять магические квадраты размером 3×3.
- проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
- объяснять решение задач по перекладыванию одной-двух палочек с заданным условием и решением;
- уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.
3-4 классы
Личностными результатами изучения курса «Логика» в 3 и 4-м классах является формирование следующих умений:
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);
- в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Логика» являются формирование следующих универсальных учебных действий:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Предметными результатами изучения курса «Логика» в 3 и 4-м классах являются формирование следующих умений:
- находить закономерности;
- находить принцип группировки и расположения приведенных слов, цифр, явлений;
- находить несколько вариантов ответа на один и тот же вопрос;
- читать информацию, заданную с помощью столбчатых, линейных диаграмм, таблиц, графов;
- строить несложные линейные и столбчатые диаграммы по заданной в таблице информации;
- решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи: на перестановку из трёх элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3–5 элементов;
- решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) логические задачи, содержащие не более трёх высказываний;
- выписывать множество всевозможных результатов (исходов) простейших случайных экспериментов;
- уметь переносить полученные знания в новые условия при решении нестандартных, олимпиадных задач.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс – 26 часов
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
Выделение свойств предметов | 1ч | |
Нахождение общего признака | 1ч | |
Нахождение отличий | 1ч | |
Классификация по цвету, форме, размеру | 1ч | |
Сравнение фигур, нахождение лишней | 1ч | |
Поиск закономерностей. Обобщение | 2ч | |
Продолжение ряда по установленной закономерности | 1ч | |
Ребусы с цифрами | 1ч | |
Ребусы с буквами | 1ч | |
Ребусы-картинки | 1ч | |
Задачи-смекалки | 1ч | |
Противоположные понятия, следствия событий | 1ч | |
Математические загадки | 1ч | |
Математические лабиринты | 1ч | |
Задачи занимательного характера | 1ч | |
Забавная арифметика | 1ч | |
Логические игры | 1ч | |
Тесты | 1ч | |
Задачи на развитие воображения | 1ч | |
Логические задачи | 1ч | |
Решение олимпиадных задач | 2ч | |
Задачи занимательного характера | 1ч | |
Задачи-игры со счетными палочками | 1ч | |
Олимпиада по математике | 1ч |
2 класс – 34 часа
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
Сравнение математических объектов | 1ч | |
Тренировка зрительного восприятия | 1ч | |
Задачи-смекалки | 1ч | |
Математические лабиринты | 1ч | |
Решение нестандартных задач | 2ч | |
Решение логических задач через составление таблиц | 1ч | |
Решение логических задач с помощью луча | 1ч | |
Математические загадки | 1ч | |
Истинные и ложные высказывания | 1ч | |
Некоторые приемы устных вычислений | 1ч | |
Логические игры | 1ч | |
Поиск закономерностей. Обобщение | 1ч | |
Задачи комбинаторно-конструктивного характера | 1ч | |
Логические задачи | 1ч | |
Задачи повышенной сложности | 2ч | |
Задачи занимательного характера | 1ч | |
Решение задач (математические олимпиады) | 2ч | |
Выполнение тестов на развитие творческих способностей | 1ч | |
Веселые вопросы, задачи, викторины и шутки | 1ч | |
Задачи-игры со счетными палочками | 1ч | |
Волшебные квадраты | 1ч | |
Занимательные задачи, ребусы, головоломки | 1ч | |
Смекай, считай, отгадывай | 1ч | |
Упражнения на развитие памяти и внимания | 1ч | |
Задачи на развитие воображения | 1ч | |
Головоломки, кроссворды | 1ч | |
Решение олимпиадных задач | 2ч | |
Шарады, метаграммы, логогрифы | 1ч | |
Тесты | 1ч | |
Задачи-шутки | 1ч |
3 класс – 34 часа
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
Развитие зрительной памяти | 2ч | |
Развитие ассоциативной памяти | 2ч | |
Тренировка внимания и быстроты реакции | 2ч | |
Задания с ограниченным временем на выполнение | 1ч | |
Репродуктивные задания | 1ч | |
Репродуктивные упражнения | 1ч | |
Частично-поисковые задачи | 1ч | |
Задания творческого характера | 2ч | |
Решение нестандартных задач | 2ч | |
Логические игры | 1ч | |
Задачи комбинаторно-конструктивного характера | 2ч | |
Задания на развитие логического мышления | 2ч | |
Решение частично-поисковых задач разного уровня | 3ч | |
Решение творческих задач | 2ч | |
Задачи повышенной сложности | 2ч | |
Решение задач конкурсов «Кенгуру» | 2ч | |
Олимпиада по математике | 1ч | |
Разбор олимпиадных заданий | 1ч | |
Занимательные задачи, ребусы, головоломки | 2ч | |
Логические задачи | 2ч |
4 класс – 34 часа
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
Задания с ограниченным временем на выполнение | 1ч | |
Репродуктивные задания и упражнения, ориентированные на развитие психических механизмов | 1ч | |
Репродуктивные задания с отсроченным вопросом | 1ч | |
Интегративные репродуктивные задания | 1ч | |
Решение задач с помощью линейных и столбчатых диаграмм | 1ч | |
Логически-поисковые задачи | 1ч | |
Частично-поисковые задачи | 1ч | |
Частично-поисковые задачи, имеющие несколько вариантов решения | 1ч | |
Задания творческого характера | 1ч | |
Работа с линейными и столбчатыми диаграммами | 1ч | |
Решение нестандартных задач | 1ч | |
Олимпиада по математике | 1ч | |
Разбор олимпиадных заданий | 2ч | |
Творческие задачи – развивающий канон «РК» | 1ч | |
Задания на развитие логического мышления | 1ч | |
Задания по статистической обработке текстов | 1ч | |
Решение задач Математического чемпионата. Разбор заданий | 2ч | |
Задания по обработке статистической информации путем социологических опросов | 2ч | |
Решение творческих задач | 1ч | |
Задачи повышенной сложности | 1ч | |
Решение задач конкурсов «Кенгуру» | 2ч | |
Занимательные задачи, ребусы, головоломки | 1ч | |
Логические задачи | 1ч | |
Задачи комбинаторно-конструктивного характера | 1ч | |
Проведение методики на определение степени овладения логическими операциями мышления | 3ч | |
Анаграммы, ребусы, чайнворды | 1ч | |
Решение творческих задач | 2ч |
Новизна и оригинальность данной программы заключается в том, что она:
- ориентирована на формирование у учащихся начальных классов приемов логического мышления как основы творческих способностей на основе занятий, проводимых во внеурочное время со всеми учащимися класса;
- в методическом плане активные учебно-творческие задания (нестандартные, логически-поисковые задачи, ребусы и др.) сочетаются с индивидуальной работой и исследовательской деятельностью.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Исходя из поставленной в программе цели образовательной деятельности, ожидаемыми результатами является формирование у обучающихся ряда знаний и умений, являющихся критериями толерантных взаимоотношений.
К ним относятся:
- знание ценностей и норм социальной коммуникации;
- умение понимать другого человека;
- умение участвовать в совместной деятельности;
- адекватность самооценки;
- адекватность восприятия эталонов нравственного поведения;
- позитивность образа мира;
- адекватный возрастным показателям уровень тревожности;
- самоидентификация;
- умение реагировать на агрессивные действия.
Степень сформированности этих знаний и умений в результате обучения проверяется по нескольким основным показателям:
- поступки в ситуации самостоятельного выбора, когда ребёнок принимает решение и действует согласно или вопреки известной ему норме;
- круг распространения толерантного поведения (поведение с близкими и незнакомыми людьми);
- устойчивость поступков в различных ситуациях (при условии внешнего контроля и без него, в знакомой или новой для ребёнка ситуации, содержание взаимоотношений);
- характер переживания (что и как переживается).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
- Мне нравится (1)