Внеурочное занятие "Коми старинные детские игры"
методическая разработка (2 класс) на тему

Панина Марина Михайловна

Формирование уважения и сохранения традиций коми в области этнокультурного образования  является  одним из ведущих направлений в духовно- нравственном воспитании школьников. Содержание занятия по внеурочной деятельности этнокультурной направленности способствует формированию эмоционально положительного отношения к изучению этнокультурного наследия народа коми, умение отражать этнокультурные традиции в разных видах игр. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

  «Средняя общеобразовательная школа» с. Визинга

«Велöдан шöр школа муниципальнöй велöдан учреждение Визин с.

Республиканский конкурс

Инновационных проектов в области этнокультурного образования

Внеурочное занятие «Коми старинные детские игры» («Коми челядьлöн важъя ворсöмъяс»)

                                                             Составитель: Панина Марина Михайловна

воспитатель ГПД

                                                               

с. Визинга

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Формирование уважения и сохранения традиций коми в области этнокультурного образования  является  одним из ведущих направлений в духовно- нравственном воспитании школьников. Содержание занятия по внеурочной деятельности этнокультурной направленности способствует формированию эмоционально положительного отношения к изучению этнокультурного наследия народа коми, умение отражать этнокультурные традиции в разных видах игр.

Для коренных жителей коми традиционные игры и состязания являлись когда-то неотъемлемой частью повседневной жизни. С помощью этих самобытных средств физической культуры коми воспитывали у подрастающего поколения быстроту реакции, ловкость, силу и выносливость, делая его жизнестойким и малоуязвимым к суровым природным и жизненным условиям. Коми национальные игры и состязания способствовали передаче от старшего поколения младшему накопленного предками в течение веков бесценного положительного опыта.

Подвижная игра – это путь к познанию мира. В процессе игры дети узнают различные свойства предметов, стороны жизни, получают полезную информацию. Игры способствуют развитию кругозора, внимательности, наблюдательности.  В процессе игр  создаются благоприятные условия для развития моторики детей, воспитания нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.

Обучение коми языку во время проведения игр и проговаривания считалок осуществляется с опорой на знания, приобретаемые на уроках коми языка, на занятии используются тексты считалок, слова используемые в  некоторых играх  на коми языке.

Данное занятие проводится во втором классе.

УУД:

Личностные: стремиться к совершенствованию собственной речи, осознание важности знакомства со старинными коми играми, как средства человеческого общения, формирования положительной мотивации к изучению.

Познавательные: Развивать творческие способности детей, способствовать общению и всестороннему развитию учащихся. Приобщить учащихся к традициям коми народа, расширять кругозор детей. Создать условия для формирования интереса к коми народным играм.

Регулятивные: определять и формировать цель деятельности занятии с помощью учителя,  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в  устной форме, проверять друг у друга правильность выполнения правил игры, учитывать разные мнения. 

Технологическая катра занятия по внеурочной деятельности этнокультурной направленности

«Коми старинные детские игры» («Коми челядьлöн важъя ворсöмъяс»)

Тема

«Коми старинные детские игры» («Коми челядьлöн важъя ворсöмъяс»)

Цель темы

Создание условий для развития интереса к играм коми народа через включения детей в совместную деятельность

Задачи

  • Познакомить детей с разнообразием подвижных игр народа коми и возможностью использовать их при организации досуга;
  • Способствовать расширению кругозора учащихся;
  • Формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
  • Воспитывать культуру игрового общения, ценностногоотношения к подвижным играм как наследию коми народа.

Метапредметные связи

Коми, физическая культура

Ресурсы:

Основные

дополнительные

Интернет, книги «Поиграем малыш», «Коми челядьлы важъя ворсöмъяс»

Инвентарь для игр: платочки, ленты, шесты, одеяло или покрывало, тексты считалок

Организация пространства

Работа в группах, игра вспортивном зале

Технология проведения

Деятельность  учителя

Деятельность ученика

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания каждого этапа

1 этап.

Организационный момент

Цель: активация учащихся

Настроить детей на работу

Здороваемся, усаживаемся поудобнее и начинаем занятие.

 Личностные УУД:

Осознание важности выполнения задания, положительный настрой на занятие.

2 этапа

Актуализация знаний.

Цель: способствовать расширению и углублению знаний о культурном наследии народа Коми

Рассказать о значении игры,

включить учащихся в обсуждение вопроса

Участвуют в обсуждении,
формируют собственное мнение

Растущий человек не может без игры. Игра способствует воспитанию реакции, ловкости, выносливости.  В  игре дети лучше усваивают подачу данного материала.

Игра для него первоначальная школа приобретения трудовых навыков.

Познавательные УУД:

Формулировка проблемы.

Коммуникативные УУД:

Совместно с одноклассниками сформулировать задачи.

Умение выражать свои мысли.

3 этап

Изучение материала. Проведение игр.

Цель: познакомить учащихся со старинными играми народа Коми.

Организовать игры в группе. Задаю вопросы.

Разучить считалки на коми языке.

Обеспечить контроль

за проведением игр.

Учат считалки на коми языке и применяют на практике.

Оказывают необходимую взаимопомощь друг другу.

Предполагаемые ответы детей.

Участвуют в играх.

Оценивают правильность проведения игры.

    Дорогие ребята, чтобы вы узнали ещё больше о нашей любимой Коми Республике. Я хочу рассказать вам о том, в какие старинные игры были раньше. Давным – давно, когда ваши прабабушки и прадедушки были совсем маленькими они играли в различные игры дома и на улице. Молодые заводили хороводы, игры. А играли все с удовольствием!

- Кто знает в какие игры играли?

- Скажите, пожалуйста, кто из вас знает коми игры?

Игры были очень интересные и мы сейчас в них поиграем!

Но для того, играть нужно посчитаться. Почти каждая игра начиналась с жеребьёвки, чтобы установить очерёдность игровых действий и распределить игровые роли.  Жеребьёвка производилась различными способами, но чаще всего дети прибегали к помощи  …считалок.

- Кто знает считалки?

- А, может кто-то сосчитает на коми языке?

(примеры считалок)

Игры.

- А теперь пришло время для игр. Поиграем?

Проведение нескольких игр

  1. Ловля оленей
  2. Невод
  3. В медведя.
  4. Жмурки.
  5. Мышь и угол.

Коммуникативные УУД:

Совместно проводить игры с одноклассниками.

Договариваться о совместной деятельности.

Личностные УУД:

Самоопределение учащихся.

Познавательные УУД:

Умение строить высказывания.

4 этап

Закрепление  изученного.

Контролирующее задание.

Цель: умение самостоятельно проводить игры, воспитывать культуру игрового общения.

Включить учащихся  организацию игры.

Вспомнить считалки на коми языке.

Участвовать в проведении игр.

Проведение понравившейся игры самими детьми при контроле со стороны взрослого.

Личностные УУД

5 этап

Итог занятия.

Рефлексия деятельности.

Цель: подвести итоги занятия

Что нового узнали на занятии?

Чему вы научились?

Схема:    

Я

узнал     запомнил      смог

Ваши впечатления от занятия.

Выберите по настроению смайлики (тупöсь нянь).

Вложить выбранные смайлики в домики.

 

Наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним все игры и считалки которые прозвучали на нашем занятии.

Растущий человек не может жить без игры. Запомните слова: «Вай ворсыштам!» («Давайте поиграем»).

Сосчитать сколько в каждом домике смайликов.

На этом наше занятие завершилось. Всем хорошего настроения.

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Используемая литература:

  1. Остапова Зоя Васильевна «Поиграем, малыш!» (Ворсыштам,дзолюк: - Сыктывкар, Коми небöг лэдзанін, 2005 -112л.б
  2. Коми челядьлы важъя ворсöмъяс /[сост. Ю.Г. Рочев]. – сыктывкар: Коми книжнöй издательство, 1988. – 24л.б (ISBN 5- 7555 – 0042 – 8)
  3. Интернет –ресурс: malenkajastrana. my1. ru  > loo…i…igry…igry…rjmi…
  4. Конспект воспитательного мероприятия  «Коми народные игры»  festival.1september.ruarticles/631545/pril1.docx
  5. Рабочая программа кружка «Ворсомьяс»(коми народные игры)  skazkamikun.umi.rufilemanager/download/274/

Приложение 1

Ловля оленей.

Среди играющих выбирают двух пастухов, остальные участники — олени. Они становятся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего «Раз, два, три — лови!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те убегают от мяча. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным. После! четырех-пяти повторений подсчитывает количество пойманных оленей.

Правила игры.

Игру надо начинать только по сигналу. Бросать мяч можно только в ноги играющих. Засчитывается прямое попадание, а не после отскока.

Невод.

Играющие выбирают рыбу. На голову ей надевают яркий платок или венок из цветов и помещают в центр хоровода, изображающего невод. На расстоянии 1,5- 2 м от хоровода устанавливают четыре украшенных лентами шеста. Рыба, пробравшись сквозь невод (под руками играющих), бежит к одному из  шестов. Игроки догоняют ее. Если рыбу не догнали, и она спряталась за шестом, она остается рыбой, если поймают, то она возвращается в хоровод. Рыбой становится тот, кто ее догнал.

Правила игры.

Игроку, выбегающему из-под невода, надо проявлять ловкость, а не силу. Разрывать круг нельзя.

В медведя.

Бросают жребий. Выбирают  медведя, остальные – сборщики ягод. Медведь становится на четвереньках на полу. Его накрывают шубой либо одеялом. Сборщики ягод ходят по кругу вокруг медведя, делают вид, что собирают в посуду ягоды и при этом поют:

«Медведушка-батюшка, медведушка-батюшка,

Твою чернику собираем, твою бруснику выбираем,

Хорошие ягоды себе берём, плохие выбрасываем...»

После этих слов медведь сбрасывает с себя одеяло и ловит кого-нибудь из ягодников. Тот, кого поймали , становится медведем. Если же поймать никого не удалось, то снова становится медведем.

Мышь и угол.

Игроки бросают жребий. На кого падает, тот водит (он будет котом), остальные – мышами. Мышки занимают пустые места в комнате (если углов не достаточно, устраивают дополнительно с помощью стульев и скамеек). Водящий ходит по середине комнаты и говорит:

«Мышка, мышка, дай мне угол,

Мышка, мышка, дай мне угол!»

Мышки в это время меняются местами (своими углами), перебегают из одного угла  другой. А кот занимает пустой угол, и становится мышкой, а мышь оставшаяся без угла становится котом. Игра повторяется заново.

Жмурки.

Это широко распространённая игра имеет множество вариантов и наименований: куру, ловля овец, ложка-ложка, жмурить глаза и т.д.Бросив жребий, один из игроков становится водящим, остальные убегают от него. Водящему закрывают глаза платком или тряпицей и кружат его на одном месте, одновременно приговаривая:

«Шапка-татарка,                                                    «Шапка-тотарка,              

Глаза-то зажмурены,                                               Синъясыд куньса,

Если угодно, лови нас,                                            Колöкö, кутав        

Да только не вздумай поймать!»                            Да эн жö нин аддзы!»

Покружив водящего, отталкивают в сторонку, а остальные тихонько, на цыпочках перебегают с одного места на другое. Водящий на ощупь начинает искать игроков. Кого поймает, тот и будет водящим в следующий раз.        

Считалки:

1.Тiрс- торс,                                                

 Куим стöкан морс,                                        

  Он кö вöдит,                                                    

 Он и ворс!                                                        

2.

Öтчыд мамö ньöбис ботi.                          

Кык лун вiдзи,                                                

Сiйö потi,                                                        

А мöдсö– пачин сотi.  

 3.                                  

Отик – мотик,

Кык – мык,

Куим – уим,

Нёль – моль,

Вит – низь.

Квайт – няйт,

Сизим – мизим,

Кокъямыс – мыкталысь,

Окмыс – промыс,

Дас – пас.

Пес чипас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пятью пять» - интеллектуальная игра, основной целью которой является расширение зоны активного познания младших и средних школьников. Основой игры является детская игра по составлению слов на базе данного ("Балда", "Виселица" и т.д.)

Садись за уроки всегда в одно и то же время.Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо....

Статья «Популярные детские игры из США и Великобритании, как средство развития памяти и внимания у младших школьников» в рамках занятий по внеурочной деятельности.

В статье приведены примеры веселых и полезных игр, которые можно использовать на занятиях английским языком в рамках внеурочной деятельности....

Старинные русские игры

Цель данного методического материала помочь воспитателям  познакомить ребят со старинными русскими играми и забавами....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Старинные подвижные игры"

Данная рабочая программа разработана для внеурочных занятий по спортивно-оздоровительному направлению для 2 класса....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Старинные подвижные игры" для 2 класса

Материал содержит рабочую программу и тематическое планирование по внеурочной деятельности по здоровьесбережению для 2 класса....

Видеоцикл о забытых народных играх «Гуляй-Играй». Подвижные народные детские игры. Фольклор.

Список игр: 1. Заря 2. Кошки-Мышки 3. Столбики-Мигалки 4. Бабка, распутай 5. Челнок 6.Жмурки 7. Золотые ворота 8. Корзинки 9. Плету сито 10. СтёклышкиВсем известно, что любимые подвижные народные игры...