Внеурочное занятие "Коми старинные детские игры"
методическая разработка (2 класс) на тему
Формирование уважения и сохранения традиций коми в области этнокультурного образования является одним из ведущих направлений в духовно- нравственном воспитании школьников. Содержание занятия по внеурочной деятельности этнокультурной направленности способствует формированию эмоционально положительного отношения к изучению этнокультурного наследия народа коми, умение отражать этнокультурные традиции в разных видах игр.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с. Визинга
«Велöдан шöр школа муниципальнöй велöдан учреждение Визин с.
Республиканский конкурс
Инновационных проектов в области этнокультурного образования
Внеурочное занятие «Коми старинные детские игры» («Коми челядьлöн важъя ворсöмъяс»)
Составитель: Панина Марина Михайловна
воспитатель ГПД
с. Визинга
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Формирование уважения и сохранения традиций коми в области этнокультурного образования является одним из ведущих направлений в духовно- нравственном воспитании школьников. Содержание занятия по внеурочной деятельности этнокультурной направленности способствует формированию эмоционально положительного отношения к изучению этнокультурного наследия народа коми, умение отражать этнокультурные традиции в разных видах игр.
Для коренных жителей коми традиционные игры и состязания являлись когда-то неотъемлемой частью повседневной жизни. С помощью этих самобытных средств физической культуры коми воспитывали у подрастающего поколения быстроту реакции, ловкость, силу и выносливость, делая его жизнестойким и малоуязвимым к суровым природным и жизненным условиям. Коми национальные игры и состязания способствовали передаче от старшего поколения младшему накопленного предками в течение веков бесценного положительного опыта.
Подвижная игра – это путь к познанию мира. В процессе игры дети узнают различные свойства предметов, стороны жизни, получают полезную информацию. Игры способствуют развитию кругозора, внимательности, наблюдательности. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития моторики детей, воспитания нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.
Обучение коми языку во время проведения игр и проговаривания считалок осуществляется с опорой на знания, приобретаемые на уроках коми языка, на занятии используются тексты считалок, слова используемые в некоторых играх на коми языке.
Данное занятие проводится во втором классе.
УУД:
Личностные: стремиться к совершенствованию собственной речи, осознание важности знакомства со старинными коми играми, как средства человеческого общения, формирования положительной мотивации к изучению.
Познавательные: Развивать творческие способности детей, способствовать общению и всестороннему развитию учащихся. Приобщить учащихся к традициям коми народа, расширять кругозор детей. Создать условия для формирования интереса к коми народным играм.
Регулятивные: определять и формировать цель деятельности занятии с помощью учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме, проверять друг у друга правильность выполнения правил игры, учитывать разные мнения.
Технологическая катра занятия по внеурочной деятельности этнокультурной направленности
«Коми старинные детские игры» («Коми челядьлöн важъя ворсöмъяс»)
Тема | «Коми старинные детские игры» («Коми челядьлöн важъя ворсöмъяс») |
Цель темы | Создание условий для развития интереса к играм коми народа через включения детей в совместную деятельность |
Задачи |
|
Метапредметные связи | Коми, физическая культура |
Ресурсы: Основные дополнительные | Интернет, книги «Поиграем малыш», «Коми челядьлы важъя ворсöмъяс» Инвентарь для игр: платочки, ленты, шесты, одеяло или покрывало, тексты считалок |
Организация пространства | Работа в группах, игра вспортивном зале |
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Диагностирующие задания каждого этапа | ||
1 этап. Организационный момент Цель: активация учащихся | Настроить детей на работу | Здороваемся, усаживаемся поудобнее и начинаем занятие. | Личностные УУД: Осознание важности выполнения задания, положительный настрой на занятие. | |||
2 этапа Актуализация знаний. Цель: способствовать расширению и углублению знаний о культурном наследии народа Коми | Рассказать о значении игры, включить учащихся в обсуждение вопроса | Участвуют в обсуждении, | Растущий человек не может без игры. Игра способствует воспитанию реакции, ловкости, выносливости. В игре дети лучше усваивают подачу данного материала. Игра для него первоначальная школа приобретения трудовых навыков. | Познавательные УУД: Формулировка проблемы. Коммуникативные УУД: Совместно с одноклассниками сформулировать задачи. Умение выражать свои мысли. | ||
3 этап Изучение материала. Проведение игр. Цель: познакомить учащихся со старинными играми народа Коми. | Организовать игры в группе. Задаю вопросы. Разучить считалки на коми языке. Обеспечить контроль за проведением игр. | Учат считалки на коми языке и применяют на практике. Оказывают необходимую взаимопомощь друг другу. Предполагаемые ответы детей. Участвуют в играх. Оценивают правильность проведения игры. | Дорогие ребята, чтобы вы узнали ещё больше о нашей любимой Коми Республике. Я хочу рассказать вам о том, в какие старинные игры были раньше. Давным – давно, когда ваши прабабушки и прадедушки были совсем маленькими они играли в различные игры дома и на улице. Молодые заводили хороводы, игры. А играли все с удовольствием! - Кто знает в какие игры играли? - Скажите, пожалуйста, кто из вас знает коми игры? Игры были очень интересные и мы сейчас в них поиграем! Но для того, играть нужно посчитаться. Почти каждая игра начиналась с жеребьёвки, чтобы установить очерёдность игровых действий и распределить игровые роли. Жеребьёвка производилась различными способами, но чаще всего дети прибегали к помощи …считалок. - Кто знает считалки? - А, может кто-то сосчитает на коми языке? (примеры считалок) Игры. - А теперь пришло время для игр. Поиграем? Проведение нескольких игр
| Коммуникативные УУД: Совместно проводить игры с одноклассниками. Договариваться о совместной деятельности. Личностные УУД: Самоопределение учащихся. Познавательные УУД: Умение строить высказывания. | ||
4 этап Закрепление изученного. Контролирующее задание. Цель: умение самостоятельно проводить игры, воспитывать культуру игрового общения. | Включить учащихся организацию игры. | Вспомнить считалки на коми языке. Участвовать в проведении игр. | Проведение понравившейся игры самими детьми при контроле со стороны взрослого. | Личностные УУД | ||
5 этап Итог занятия. Рефлексия деятельности. Цель: подвести итоги занятия | Что нового узнали на занятии? Чему вы научились? Схема: Я узнал запомнил смог Ваши впечатления от занятия. Выберите по настроению смайлики (тупöсь нянь). Вложить выбранные смайлики в домики.
| Наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним все игры и считалки которые прозвучали на нашем занятии. Растущий человек не может жить без игры. Запомните слова: «Вай ворсыштам!» («Давайте поиграем»). Сосчитать сколько в каждом домике смайликов. На этом наше занятие завершилось. Всем хорошего настроения. | Регулятивные УУД Познавательные УУД |
Используемая литература:
- Остапова Зоя Васильевна «Поиграем, малыш!» (Ворсыштам,дзолюк: - Сыктывкар, Коми небöг лэдзанін, 2005 -112л.б
- Коми челядьлы важъя ворсöмъяс /[сост. Ю.Г. Рочев]. – сыктывкар: Коми книжнöй издательство, 1988. – 24л.б (ISBN 5- 7555 – 0042 – 8)
- Интернет –ресурс: malenkajastrana. my1. ru > loo…i…igry…igry…rjmi…
- Конспект воспитательного мероприятия «Коми народные игры» festival.1september.ru›articles/631545/pril1.docx
- Рабочая программа кружка «Ворсомьяс»(коми народные игры) skazkamikun.umi.ru›filemanager/download/274/
Приложение 1
Ловля оленей.
Среди играющих выбирают двух пастухов, остальные участники — олени. Они становятся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего «Раз, два, три — лови!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те убегают от мяча. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным. После! четырех-пяти повторений подсчитывает количество пойманных оленей.
Правила игры.
Игру надо начинать только по сигналу. Бросать мяч можно только в ноги играющих. Засчитывается прямое попадание, а не после отскока.
Невод.
Играющие выбирают рыбу. На голову ей надевают яркий платок или венок из цветов и помещают в центр хоровода, изображающего невод. На расстоянии 1,5- 2 м от хоровода устанавливают четыре украшенных лентами шеста. Рыба, пробравшись сквозь невод (под руками играющих), бежит к одному из шестов. Игроки догоняют ее. Если рыбу не догнали, и она спряталась за шестом, она остается рыбой, если поймают, то она возвращается в хоровод. Рыбой становится тот, кто ее догнал.
Правила игры.
Игроку, выбегающему из-под невода, надо проявлять ловкость, а не силу. Разрывать круг нельзя.
В медведя.
Бросают жребий. Выбирают медведя, остальные – сборщики ягод. Медведь становится на четвереньках на полу. Его накрывают шубой либо одеялом. Сборщики ягод ходят по кругу вокруг медведя, делают вид, что собирают в посуду ягоды и при этом поют:
«Медведушка-батюшка, медведушка-батюшка,
Твою чернику собираем, твою бруснику выбираем,
Хорошие ягоды себе берём, плохие выбрасываем...»
После этих слов медведь сбрасывает с себя одеяло и ловит кого-нибудь из ягодников. Тот, кого поймали , становится медведем. Если же поймать никого не удалось, то снова становится медведем.
Мышь и угол.
Игроки бросают жребий. На кого падает, тот водит (он будет котом), остальные – мышами. Мышки занимают пустые места в комнате (если углов не достаточно, устраивают дополнительно с помощью стульев и скамеек). Водящий ходит по середине комнаты и говорит:
«Мышка, мышка, дай мне угол,
Мышка, мышка, дай мне угол!»
Мышки в это время меняются местами (своими углами), перебегают из одного угла другой. А кот занимает пустой угол, и становится мышкой, а мышь оставшаяся без угла становится котом. Игра повторяется заново.
Жмурки.
Это широко распространённая игра имеет множество вариантов и наименований: куру, ловля овец, ложка-ложка, жмурить глаза и т.д.Бросив жребий, один из игроков становится водящим, остальные убегают от него. Водящему закрывают глаза платком или тряпицей и кружат его на одном месте, одновременно приговаривая:
«Шапка-татарка, «Шапка-тотарка,
Глаза-то зажмурены, Синъясыд куньса,
Если угодно, лови нас, Колöкö, кутав
Да только не вздумай поймать!» Да эн жö нин аддзы!»
Покружив водящего, отталкивают в сторонку, а остальные тихонько, на цыпочках перебегают с одного места на другое. Водящий на ощупь начинает искать игроков. Кого поймает, тот и будет водящим в следующий раз.
Считалки:
1.Тiрс- торс,
Куим стöкан морс,
Он кö вöдит,
Он и ворс!
2.
Öтчыд мамö ньöбис ботi.
Кык лун вiдзи,
Сiйö потi,
А мöдсö– пачин сотi.
3.
Отик – мотик,
Кык – мык,
Куим – уим,
Нёль – моль,
Вит – низь.
Квайт – няйт,
Сизим – мизим,
Кокъямыс – мыкталысь,
Окмыс – промыс,
Дас – пас.
Пес чипас!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Пятью пять» - интеллектуальная игра, основной целью которой является расширение зоны активного познания младших и средних школьников. Основой игры является детская игра по составлению слов на базе данного ("Балда", "Виселица" и т.д.)
Садись за уроки всегда в одно и то же время.Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо....
Статья «Популярные детские игры из США и Великобритании, как средство развития памяти и внимания у младших школьников» в рамках занятий по внеурочной деятельности.
В статье приведены примеры веселых и полезных игр, которые можно использовать на занятиях английским языком в рамках внеурочной деятельности....
Старинные русские игры
Цель данного методического материала помочь воспитателям познакомить ребят со старинными русскими играми и забавами....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Старинные подвижные игры"
Данная рабочая программа разработана для внеурочных занятий по спортивно-оздоровительному направлению для 2 класса....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Старинные подвижные игры" для 2 класса
Материал содержит рабочую программу и тематическое планирование по внеурочной деятельности по здоровьесбережению для 2 класса....
Видеоцикл о забытых народных играх «Гуляй-Играй». Подвижные народные детские игры. Фольклор.
Список игр: 1. Заря 2. Кошки-Мышки 3. Столбики-Мигалки 4. Бабка, распутай 5. Челнок 6.Жмурки 7. Золотые ворота 8. Корзинки 9. Плету сито 10. СтёклышкиВсем известно, что любимые подвижные народные игры...