Программа межпредметного образовательного модуля "Проектная мастерская"
рабочая программа (4 класс)
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного учебного процесса в подростковом возрасте.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения модуля «Проектная мастерская» являются частью личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курсов русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии в начальной школе (См. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа).
Организация деятельности в форме школьного образовательного модуля «Проектная мастерская» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt._masterskaya.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 31 г. Калининграда
Программа
межпредметного
образовательного модуля
"Проектная мастерская",
4 класс
Составитель: Лучкова Т.А.
учитель начальных классов
Калининград, 2019 г.
Раздел 1. Планируемые результаты изучения модуля "Проектная мастерская"
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного учебного процесса в подростковом возрасте.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения модуля «Проектная мастерская» являются частью личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курсов русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии в начальной школе (См. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа).
Организация деятельности в форме школьного образовательного модуля «Проектная мастерская» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.
Раздел 2. Содержание модуля в 4 классе
В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ № 31 на уровне начального общего образования на изучение модуля в третьем классе отводится 9 часов.
Занятия проводятся 1 раз в 2 недели в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.) клубная проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний научных клубов младших школьников (в рамках программы «Перспективная начальная школа» интерактивные клубы «Ключ и Заря» и «Мы и окружающий мир»), олимпиад, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различны Работа над проектом предваряется необходимым этапом - работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Классические источники информации - энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.
Возможные экскурсии - это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.
После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы. Итог работы над темой - собранная и систематизированная картотека по теме.
Проект. Этапы работы над проектом. Проектный продукт.
Проекты в рамках предмета «Русский язык».
«Говорите правильно!». «Имена прилагательные в „Сказке о рыбаке и рыбке“ А.С. Пушкина».
Проекты в рамках предмета «Литературное чтение».
«Календарь исторических событий». «Они защищали Родину».
Проекты в рамках предмета «Окружающий мир».
«Международная Красная книга». «Великая Отечественная война в воспоминаниях ветеранов».
Проекты в рамках предмета «Математика».
«Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город (село)». «Математика вокруг нас». Составление сборника математических задач и заданий.
В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ № 31 на уровне начального общего образования на изучение модуля в четвёртом классе отводится 9 часов.
Раздел 3. Учебно-тематический план модуля
Предмет | Кол-во часов | Тема |
Проект | 1 час | Этапы работы над проектом. Проектный продукт. |
«Русский язык» | 1 часа | Проект «Говорите правильно!». |
«Литературное чтение» | 1 часа | Проект «Имена прилагательные в „Сказке о рыбаке и рыбке“ А.С. Пушкина». |
«Окружающий мир» | 4 часов | Проект «Календарь исторических событий». |
Проект «Международная Красная книга». | ||
Проект «Калининградская область в годы Великой Отечественной войны». | ||
«Математика» | 1 часа | Проект «Математика вокруг нас». |
Проект | 1 час | "Ярмарка достижений" |
Всего: | 9 часов |
Количество часов | Контрольные работы | |
I четверть | 0 | Не предусмотрены |
II четверть | 0 | |
III четверть | 5 | |
IV четверть | 4 | |
Итого: | 9 | 0 |
Раздел 4. Поурочное планирование образовательного модуля «Проектная мастерская»
№ | Учебный проект | Планируемые результаты | Кол-во часов | Дата |
1 | Проект. | Этапы работы над проектом. Проектный продукт. | 1 | |
2 | Проект «Говорите правильно!». | Исследование речи взрослых (сверстников) относительно употребления некоторых форм имён существительных множественного числа в родительном падеже. | 1 | |
3 | Проект «Календарь исторических событий». | Составление летописи современных важных событий. | 1 | |
4 | Проект «Международная Красная книга». | Составление Красной книги исчезнувших или исчезающих живых организмов через реализацию различных видов деятельности и работы с информацией (интервьюрирование, экскурсия, иллюстрирование и пр.) | 1 | |
5 | Проект «Математика вокруг нас». | Составление математического справочника «Наш город (село)» через создание условий для общеучебных видов деятельности при работе с информацией. | 1 | |
6 | Проект «Имена прилагательные в „Сказке о рыбаке и рыбке“ А.С. Пушкина». | Лексико-грамматический анализ имён прилагательных как части речи в литературном произведении. | 1 | |
7 | Проект «Калининградская область в годы Великой Отечественной войны». | Написание заметки (статьи) для школьного сайта через создание условий для общеучебных видов деятельности при работе с информацией. | 1 | |
8 | Проект «Калининградская область в годы Великой Отечественной войны». | Написание заметки (статьи) для школьного сайта через создание условий для общеучебных видов деятельности при работе с информацией. | 1 | |
9 | Ярмарка достижений. | Коллективный ученический проект по индивидуальному плану | 1 | |
Всего: 9 часов |
Поурочное планирование по проектной мастерской
№ п/п | Тема урока | Домашнее задание |
1 | Проект. Этапы работы над проектом. Проектный продукт. | Познакомиться с дневником проектной деятельности. На защиту каждой проектной работы представлять дневник п/д (собирать в одну папку) и проектный продукт (к 26.01) |
2 | Проект «Говорите правильно!». Исследование речи взрослых (сверстников) относительно употребления некоторых форм имён существительных множественного числа в родительном падеже. | Учебник по русскому языку, Ч. 1 с. 144 (к 09.02) |
3 | Проект «Календарь исторических событий». Составление летописи современных важных событий. | Учебник по литературному чтению, Ч. 1 с. 32 (к 09.03) |
4 | Проект «Международная Красная книга». Составление Красной книги исчезнувших или исчезающих живых организмов через реализацию различных видов деятельности и работы с информацией (интервьюрирование, экскурсия, иллюстрирование и пр.) | Учебник по окружающему миру, Ч. 1 с. 204 (к 23.03) |
5 | Проект «Математика вокруг нас». Составление математического справочника «Наш город (село)» через создание условий для общеучебных видов деятельности при работе с информацией. | Учебник по математике, Ч. 1 с. 32 (к 24.03) |
6 | Проект «Имена прилагательные в „Сказке о рыбаке и рыбке“ А.С. Пушкина». Лексико-грамматический анализ имён прилагательных как части речи в литературном произведении. | Учебник по русскому языку, Ч. 2 с. 28 (к 13.04) |
7 | Проект «Калининградская область в годы Великой Отечественной войны». Написание заметки (статьи) для школьного сайта через создание условий для общеучебных видов деятельности при работе с информацией. | Учебник по окружающему миру. Ч. 2 с. 205 (к 27.04) |
8 | Проект «Калининградская область в годы Великой Отечественной войны». Написание заметки (статьи) для школьного сайта через создание условий для общеучебных видов деятельности при работе с информацией. | Учебник по окружающему миру. Ч. 2 с. 205 (к 11.05) |
9 | Ярмарка достижений. Коллективный ученический проект по индивидуальному плану | Не задано (на кан.) |
Система оценки планируемых результатов проектной деятельности
Критерии оценки | Показатели |
1. Актуальность | Современность тематики проекта, востребованность проектируемого результата |
2. Проблемность | Наличие и характер проблемы в замысле |
3. Технологичность | Выбор оптимального варианта исполнения и его технологическая разработанность |
4. Соответствие объемам учебного времени | Качественное выполнение проекта в определенные сроки |
5. Безопасность | Соблюдение правил ТБ |
6. Соответствие современному уровню научно-технического прогресса | Учет последних достижений в той области, к которой относится проектируемый продукт |
7. Содержательность | Информативность, смысловая емкость проекта |
8. Разработанность | Глубина проработки темы |
9. Завершенность | Законченность работы, доведение до логического окончания |
10. Наличие творческого компонента в процессе проектирования | Вариативность первоначальных идей, их оригинальность; нестандартные исполнительские решения и т.д. |
11. Коммуникативность (в групповом проекте) | Высокая степень организованности группы, распределение ролей, отношения ответственной зависимости и т. д. |
12. Самостоятельность | Степень самостоятельности учащихся определяется с помощью устных вопросов к докладчику, вопросов к учителю - руководителю ПДУ, на основании анкеты самооценки учителя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочке проектная мастерская "Я и природа"
Цель курса: ознакомление обучающихся с объектами и явлениями окружающего мира путём наблюдения и экспериментирования...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Проектная мастерская"
Актуальность предлагаемой программы состоит в том, что она позволяет раскрыть таланты учащихся, развить их физические и духовные возможности, научить молод...
Рабочая программа метапредметного образовательного модуля «Проектная мастерская» для 2 класса
Рабочая программа метапредметного образовательного модуля «Проектная мастерская» для 2 класса составлена в соответствии с ФГОС НОО, на основе основной образовательной программы начального общего образ...
Проектная мастерская «Твори, выдумывай, пробуй» 3 – 4
Проектная мастерская «Твори, выдумывай, пробуй» 3 – 4 Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности начального общего образования Проектная мастерская. 3 – 4 классы р...
Рабочая программа внеурочной деятельности проектной мастерской экологической направленности «Росток» для обучающихся 3 – 4-х классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной об...
презентация на тему: "Проектные мастерские"
Презентация по теме: "Проектные мастерские" содержит информацию о новом педагогическом направлении деятельности обучающихся начальной школы, организованной в МБОУ "СОШ № 101"...
Программы кружков "Проектная мастерская", "Студия юного дизайнера", "Юный краевед", "Проектная мастерская для детей с ОВЗ"
Программы по дополнительному образованию...