Проектная мастерская «Твори, выдумывай, пробуй» 3 – 4
рабочая программа

Проектная мастерская «Твори, выдумывай, пробуй» 3 – 4

 

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности начального общего образования Проектная мастерская. 3 – 4 классы разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Примерной программы начального общего образования по проектной мастерской  3 – 4 классы.

На изучение курса внеурочной деятельности  «Проектная мастерская. Твори, выдумывай, пробуй» в каждом классе начальной школы отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 68 ч: 3 и 4 классы – по 34 часа (34 учебные недели).

Изучение  курса внеурочной деятельности «Проектная мастерская» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;

-интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в проектно -исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_tvori_vydumyvay_probuy_na_proverku.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Проектная мастерская Твори, выдумывай, пробуй»

(Социальное направление)

для 1-4 класса

Составитель:  учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 32» ТГО Олейник Е.Л.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Проектная мастерская Твори, выдумывай, пробуй»

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1)овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2)освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3)формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4)формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5)освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6)использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7)активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8)использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,  готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9)овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12)определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13)готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14)овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15)овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16)умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

3 класс ( 34 часа)

Введение (1ч)        

Кто такие исследователи. Кто такие проектировщики.  Известные русские и  зарубежные  проектировщики  и  исследователи. Зачем  надо  заниматься  исследованием  и  проектированием. Чем школьное проектирование и исследование  отличается  от  научного  и  что  у  них  общего.

Формы организации деятельности: познавательная беседа.

Виды деятельности: познавательная.

Общее  понятие  об  ученическом   проекте и  исследовательской  работе (4ч)

Что  значит  слово  проект. Проект  научный  и  проект  школьника. Объект  и  предмет  проектирования  и  исследования  школьника. Типы  проектов  школьника  по  разным  основаниям.  По  времени:  долгосрочные,  среднесрочные,  краткосрочные. По  включению  в  работу  проекта  различного  количества  учащихся:  индивидуальные,  групповые,  коллективные.  По  характеру  и  содержанию:  творческие,  научно-познавательные,  прикладные,  фантастические,  практико-ориентированные.

Формы организации деятельности: познавательная беседа, практическое занятие.

Виды деятельности: познавательная.

Практическая  работа  над   исследовательским   проектом (9ч)

 Простейшие  методы  исследования: экскурсия,  наблюдение, опыт, поиск, беседа,  интервью, анкетирование, чтение  книг  и  выбор  нужного  материала  из  них, извлечение  нужной  информации  из  Интернета, обобщение,  классификация,  сравнение, анализ.  

Формы организации деятельности: познавательная беседа, практика.

Виды деятельности: познавательная.

Представление проекта, его защита, анализ и корректировка (17ч)

Защитная  речь  и  требования  к  ее  составлению. Презентация  устная  и  письменная. Требования  к  презентации.  Компьютерная  поддержка  презентации и  требования  к  ее  исполнению.  Рефлексия  эмоциональная  и  содержательная.  Анализ  работы  по  заданным  учителем  вопросам. Выход  на  дальнейшие  планы,  исходя  из  итогов  проделанной  работы.

Формы организации деятельности: познавательная беседа, презентация, практическое занятие.

Виды деятельности: познавательная, проектная

Заключение (2ч)

Подведение итогов за год совместно с учителем и родителями. Диагностика определения уровня обученности проектной деятельности.  Анализ   результатов этой диагностики.  Планы на следующий учебный год.

Формы организации деятельности: познавательная беседа, презентация.

Виды деятельности: познавательная.

4 класс (34часа)

Что такое исследование (1ч)

Исследование, исследователь, исследовательская задача (проблема). Знакомство с понятиями. Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом “исследование”. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:

Формы организации деятельности: познавательная беседа.

Виды деятельности: познавательная.

Тема исследования, цели, задачи, гипотеза (5ч)

Выбор интересной идеи. Темы исследования - фантастические, экспериментальные, теоретические. Выбор темы исследовательской работы.  Обоснование выбранной темы.

Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения. Слова – помощники – предположим, допустим, возможно, что, если… Проблема, выдвижение гипотез.

Формы организации деятельности: исследовательский проект.

Виды деятельности: проектная.

Организация исследования, поиск информации (6ч)

Формы и методы организации исследовательской деятельности. Вклад каждого участника группы в работу. Составление рабочего плана исследования. Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Работа с литературой, Интернет. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы.

Формы организации деятельности: практическое занятие, творческий проект.

Виды деятельности: проектная.

Наблюдение – доступный способ добычи информации (3ч)

Наблюдение, Приспособления для наблюдений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения, приборы и аппараты для наблюдения.

Формы организации деятельности: практическое занятие.

Виды деятельности: познавательная.

Эксперимент (12ч)

Эксперимент, проба, опыт. Главный метод познания. Действия с предметом исследования. План эксперимента. Результат эксперимента.Выбор темы. Распределение работы в паре. Коллективная работа. Вклад каждого участника группы в работу. Распределение работы в группе. Выбор лидера группы.

Формы организации деятельности: исследовательский проект, практическое занятие.

Виды деятельности: проектная

Презентация (7ч)        

Продукт проектной деятельности. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности. Особенности записи исследования. Понятия. Классификация. Парадоксы. Ранжирование. Сравнения и метафоры. Выводы и умозаключения. Текст доклада. Тезисы. Схемы, чертежи, рисунки, макеты. Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция.

Формы организации деятельности: познавательная беседа, презентация, практическое занятие.

Виды деятельности: проектная, проектная.

Тематическое планирование

3 класс

№ урока

Название разделы,

темы занятия

Кол-во часов

Введение(1ч)

1

Кто  такие  исследователи и  проектировщики, что  и  зачем  надо  исследовать  и  проектировать

1

Общее  понятие  об  ученическом   проекте и  исследовательской  работе (4ч)

2

Какой  разнообразный  окружающий  мир

1

3

Что  мне  интересно  в  окружающем мире    

1

4

Учимся наблюдать    за явлениями природы

(погода, облака,  небо,  тучи, ветер, осадки  и  т.д.)

1

5

Опыты,  опыты,  опыты

1

Практическая  работа  над   исследовательским   проектом (9ч)

6

Проект  и  его  обдумывание: мотивация – тема – цель – задачи – конечный  продукт

1

7

Выбираем  и  обдумываем  наш  общий  проект

1

8

Намечаем план-схему  выполнения  проекта («Звездочка  обдумывания»)

1

9

Какой  разнообразный  мир  книг!

1

10

Я  в  мире  книг

Книги –   помощники  исследователей

1

11

Возможности компьютера  в  добывании  материалов  по  теме  проекта

1

12

Обращаемся  к  опыту  знающих  людей

1

13

Составление  технологической  карты  работы  над  проектом

1

14

От замысла к конечному продукту

(Работаем  над  реализацией  замысла  проекта по технологической  карте)

1

Представление проекта, его защита, анализ и корректировка (17ч)

15

Важно  уметь  защитить  свой  проект

1

16-17

Готовим защитную речь по  теме проекта  

2

18-19

Без  презентации защитная   речь  бедна  и  бледна

2

20

Защита   коллективного  проекта

1

21

Анализ  и  корректировка  проделанной  работы  над  проектом

1

22-32

Мой  личный  проект  и  работа  над  ним  совместно  с  учителем

2

Заключение (2ч)

33

Корректировка дополнений,  внесенных  учащимися  и  их  родителями  в   проект  учителя «Рабочая  тетрадь  юного  исследователя – проектировщика»  

1

34

Мы – проектировщики

1

4 класс

№ урока

Название разделы,

темы занятия

Кол-во часов

Что такое исследование (1ч)

1

Результаты летних исследований учащихся за объектами природы

1

Тема исследования, цели, задачи, гипотеза (5ч)

2-5

Правила выбора темы исследования. Цели и задачи исследования

4

6

Учимся вырабатывать гипотезы

1

Организация исследования, поиск информации (6ч)

7-8

Выбор методов исследования

2

9

Методика работы с текстом. Посмотреть книги о том, что исследуешь

1

10-11

Как делать графические схемы

2

12

Как сделать сообщение о результатах исследования

1

Наблюдение – доступный способ добычи информации (3ч)

13-15

Наблюдение и наблюдательность

3

Эксперимент (12ч)

16-18

Эксперимент – познание в действии. Совершенствование техники экспериментирования

3

19-20

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

2

21-22

Групповой исследовательский проект

2

23

Творческий проект

1

24-25

Практическая работа

2

26

Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований»

1

27

Экспресс-исследование

1

Презентация (7ч)

28

Вид презентации проекта, в рамках научной конференции

1

29-30

Правильная подготовка презентации к проекту

2

31-32

Подготовка собственных работ к защите

2

33

Защита исследовательских работ

1

34

Анализ защиты исследовательских работ

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по проектной деятельности в начальной школе. Кружок "Твори, выдумывай, пробуй!"

Обучение путём развития творческих способностей в современной образовательной практике рассматривается как  один из эффективных способов познания окружающеко мира ребёнком....

Рабочая программа по внеурочке проектная мастерская "Я и природа"

Цель курса:  ознакомление обучающихся с объектами и  явлениями окружающего мира путём наблюдения и экспериментирования...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Проектная мастерская"

        Актуальность предлагаемой программы состоит в том, что она позволяет раскрыть таланты учащихся, развить их физические и духовные возможности, научить молод...

Рабочая программа метапредметного образовательного модуля «Проектная мастерская» для 2 класса

Рабочая программа метапредметного образовательного модуля «Проектная мастерская» для 2 класса составлена в соответствии с ФГОС НОО, на основе основной образовательной программы начального общего образ...

Рабочая программа внеурочной деятельности проектной мастерской экологической направленности «Росток» для обучающихся 3 – 4-х классов

  Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной об...

презентация на тему: "Проектные мастерские"

Презентация по теме: "Проектные мастерские" содержит информацию о новом педагогическом направлении деятельности обучающихся начальной школы, организованной в МБОУ "СОШ № 101"...