Проектная мастерская «Твори, выдумывай, пробуй» 3 – 4
рабочая программа
Проектная мастерская «Твори, выдумывай, пробуй» 3 – 4
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности начального общего образования Проектная мастерская. 3 – 4 классы разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Примерной программы начального общего образования по проектной мастерской 3 – 4 классы.
На изучение курса внеурочной деятельности «Проектная мастерская. Твори, выдумывай, пробуй» в каждом классе начальной школы отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 68 ч: 3 и 4 классы – по 34 часа (34 учебные недели).
Изучение курса внеурочной деятельности «Проектная мастерская» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно -исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_tvori_vydumyvay_probuy_na_proverku.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Проектная мастерская Твори, выдумывай, пробуй»
(Социальное направление)
для 1-4 класса
Составитель: учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 32» ТГО Олейник Е.Л.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Проектная мастерская Твори, выдумывай, пробуй»
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1)овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2)освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3)формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4)формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5)освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6)использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7)активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8)использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9)овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12)определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13)готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14)овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15)овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16)умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
3 класс ( 34 часа)
Введение (1ч)
Кто такие исследователи. Кто такие проектировщики. Известные русские и зарубежные проектировщики и исследователи. Зачем надо заниматься исследованием и проектированием. Чем школьное проектирование и исследование отличается от научного и что у них общего.
Формы организации деятельности: познавательная беседа.
Виды деятельности: познавательная.
Общее понятие об ученическом проекте и исследовательской работе (4ч)
Что значит слово проект. Проект научный и проект школьника. Объект и предмет проектирования и исследования школьника. Типы проектов школьника по разным основаниям. По времени: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные. По включению в работу проекта различного количества учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные. По характеру и содержанию: творческие, научно-познавательные, прикладные, фантастические, практико-ориентированные.
Формы организации деятельности: познавательная беседа, практическое занятие.
Виды деятельности: познавательная.
Практическая работа над исследовательским проектом (9ч)
Простейшие методы исследования: экскурсия, наблюдение, опыт, поиск, беседа, интервью, анкетирование, чтение книг и выбор нужного материала из них, извлечение нужной информации из Интернета, обобщение, классификация, сравнение, анализ.
Формы организации деятельности: познавательная беседа, практика.
Виды деятельности: познавательная.
Представление проекта, его защита, анализ и корректировка (17ч)
Защитная речь и требования к ее составлению. Презентация устная и письменная. Требования к презентации. Компьютерная поддержка презентации и требования к ее исполнению. Рефлексия эмоциональная и содержательная. Анализ работы по заданным учителем вопросам. Выход на дальнейшие планы, исходя из итогов проделанной работы.
Формы организации деятельности: познавательная беседа, презентация, практическое занятие.
Виды деятельности: познавательная, проектная
Заключение (2ч)
Подведение итогов за год совместно с учителем и родителями. Диагностика определения уровня обученности проектной деятельности. Анализ результатов этой диагностики. Планы на следующий учебный год.
Формы организации деятельности: познавательная беседа, презентация.
Виды деятельности: познавательная.
4 класс (34часа)
Что такое исследование (1ч)
Исследование, исследователь, исследовательская задача (проблема). Знакомство с понятиями. Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом “исследование”. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:
Формы организации деятельности: познавательная беседа.
Виды деятельности: познавательная.
Тема исследования, цели, задачи, гипотеза (5ч)
Выбор интересной идеи. Темы исследования - фантастические, экспериментальные, теоретические. Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы.
Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения. Слова – помощники – предположим, допустим, возможно, что, если… Проблема, выдвижение гипотез.
Формы организации деятельности: исследовательский проект.
Виды деятельности: проектная.
Организация исследования, поиск информации (6ч)
Формы и методы организации исследовательской деятельности. Вклад каждого участника группы в работу. Составление рабочего плана исследования. Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Работа с литературой, Интернет. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы.
Формы организации деятельности: практическое занятие, творческий проект.
Виды деятельности: проектная.
Наблюдение – доступный способ добычи информации (3ч)
Наблюдение, Приспособления для наблюдений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения, приборы и аппараты для наблюдения.
Формы организации деятельности: практическое занятие.
Виды деятельности: познавательная.
Эксперимент (12ч)
Эксперимент, проба, опыт. Главный метод познания. Действия с предметом исследования. План эксперимента. Результат эксперимента.Выбор темы. Распределение работы в паре. Коллективная работа. Вклад каждого участника группы в работу. Распределение работы в группе. Выбор лидера группы.
Формы организации деятельности: исследовательский проект, практическое занятие.
Виды деятельности: проектная
Презентация (7ч)
Продукт проектной деятельности. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности. Особенности записи исследования. Понятия. Классификация. Парадоксы. Ранжирование. Сравнения и метафоры. Выводы и умозаключения. Текст доклада. Тезисы. Схемы, чертежи, рисунки, макеты. Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция.
Формы организации деятельности: познавательная беседа, презентация, практическое занятие.
Виды деятельности: проектная, проектная.
Тематическое планирование
3 класс
№ урока | Название разделы, темы занятия | Кол-во часов |
Введение(1ч) | ||
1 | Кто такие исследователи и проектировщики, что и зачем надо исследовать и проектировать | 1 |
Общее понятие об ученическом проекте и исследовательской работе (4ч) | ||
2 | Какой разнообразный окружающий мир | 1 |
3 | Что мне интересно в окружающем мире | 1 |
4 | Учимся наблюдать за явлениями природы (погода, облака, небо, тучи, ветер, осадки и т.д.) | 1 |
5 | Опыты, опыты, опыты | 1 |
Практическая работа над исследовательским проектом (9ч) | ||
6 | Проект и его обдумывание: мотивация – тема – цель – задачи – конечный продукт | 1 |
7 | Выбираем и обдумываем наш общий проект | 1 |
8 | Намечаем план-схему выполнения проекта («Звездочка обдумывания») | 1 |
9 | Какой разнообразный мир книг! | 1 |
10 | Я в мире книг Книги – помощники исследователей | 1 |
11 | Возможности компьютера в добывании материалов по теме проекта | 1 |
12 | Обращаемся к опыту знающих людей | 1 |
13 | Составление технологической карты работы над проектом | 1 |
14 | От замысла к конечному продукту (Работаем над реализацией замысла проекта по технологической карте) | 1 |
Представление проекта, его защита, анализ и корректировка (17ч) | ||
15 | Важно уметь защитить свой проект | 1 |
16-17 | Готовим защитную речь по теме проекта | 2 |
18-19 | Без презентации защитная речь бедна и бледна | 2 |
20 | Защита коллективного проекта | 1 |
21 | Анализ и корректировка проделанной работы над проектом | 1 |
22-32 | Мой личный проект и работа над ним совместно с учителем | 2 |
Заключение (2ч) | ||
33 | Корректировка дополнений, внесенных учащимися и их родителями в проект учителя «Рабочая тетрадь юного исследователя – проектировщика» | 1 |
34 | Мы – проектировщики | 1 |
4 класс
№ урока | Название разделы, темы занятия | Кол-во часов |
Что такое исследование (1ч) | ||
1 | Результаты летних исследований учащихся за объектами природы | 1 |
Тема исследования, цели, задачи, гипотеза (5ч) | ||
2-5 | Правила выбора темы исследования. Цели и задачи исследования | 4 |
6 | Учимся вырабатывать гипотезы | 1 |
Организация исследования, поиск информации (6ч) | ||
7-8 | Выбор методов исследования | 2 |
9 | Методика работы с текстом. Посмотреть книги о том, что исследуешь | 1 |
10-11 | Как делать графические схемы | 2 |
12 | Как сделать сообщение о результатах исследования | 1 |
Наблюдение – доступный способ добычи информации (3ч) | ||
13-15 | Наблюдение и наблюдательность | 3 |
Эксперимент (12ч) | ||
16-18 | Эксперимент – познание в действии. Совершенствование техники экспериментирования | 3 |
19-20 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 2 |
21-22 | Групповой исследовательский проект | 2 |
23 | Творческий проект | 1 |
24-25 | Практическая работа | 2 |
26 | Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований» | 1 |
27 | Экспресс-исследование | 1 |
Презентация (7ч) | ||
28 | Вид презентации проекта, в рамках научной конференции | 1 |
29-30 | Правильная подготовка презентации к проекту | 2 |
31-32 | Подготовка собственных работ к защите | 2 |
33 | Защита исследовательских работ | 1 |
34 | Анализ защиты исследовательских работ | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по проектной деятельности в начальной школе. Кружок "Твори, выдумывай, пробуй!"
Обучение путём развития творческих способностей в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающеко мира ребёнком....
Рабочая программа по внеурочке проектная мастерская "Я и природа"
Цель курса: ознакомление обучающихся с объектами и явлениями окружающего мира путём наблюдения и экспериментирования...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Проектная мастерская"
Актуальность предлагаемой программы состоит в том, что она позволяет раскрыть таланты учащихся, развить их физические и духовные возможности, научить молод...
Рабочая программа метапредметного образовательного модуля «Проектная мастерская» для 2 класса
Рабочая программа метапредметного образовательного модуля «Проектная мастерская» для 2 класса составлена в соответствии с ФГОС НОО, на основе основной образовательной программы начального общего образ...
Рабочая программа внеурочной деятельности проектной мастерской экологической направленности «Росток» для обучающихся 3 – 4-х классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной об...
презентация на тему: "Проектные мастерские"
Презентация по теме: "Проектные мастерские" содержит информацию о новом педагогическом направлении деятельности обучающихся начальной школы, организованной в МБОУ "СОШ № 101"...
Программы кружков "Проектная мастерская", "Студия юного дизайнера", "Юный краевед", "Проектная мастерская для детей с ОВЗ"
Программы по дополнительному образованию...