Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Проектная мастерская"
рабочая программа
Актуальность предлагаемой программы состоит в том, что она позволяет раскрыть таланты учащихся, развить их физические и духовные возможности, научить молодых людей творчески мыслить, не отрываясь при этом от реальности, ограниченной применяемыми технологиями, инструментами и материалами. Также программа предусматривает доведение своих изделий до совершенства, превращение их в произведения искусства.
Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к проектной и исследовательской деятельности, в возможности системы исполнения как коллективных, так и индивидуальных проектов. Проектная деятельность с элементами коллективной практической и исследовательской работы интересна школьникам, а, следовательно, способствует их общему психологическому развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ahmatdinovoy_i.r_proektnaya_masterskaya.docx | 55.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Межшкольный учебный комбинат п. Пионерский»
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа
«Проектная мастерская»
Направленность: исследовательская
Возраст обучающихся: 10-15 лет
Срок реализации: 1 год
Составила:Ахматдинова Ильсияр Раисовна, педагог дополнительного образования |
п. Пионерский
2018 г
Пояснительная записка
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Развитие у обучающихся умения и качества, необходимые человеку 21-го века. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в образовательных учреждениях есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности обучающихся - проектной деятельности. Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе.
Актуальность предлагаемой программы состоит в том, что она позволяет раскрыть таланты учащихся, развить их физические и духовные возможности, научить молодых людей творчески мыслить, не отрываясь при этом от реальности, ограниченной применяемыми технологиями, инструментами и материалами. Также программа предусматривает доведение своих изделий до совершенства, превращение их в произведения искусства.
Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к проектной и исследовательской деятельности, в возможности системы исполнения как коллективных, так и индивидуальных проектов. Проектная деятельность с элементами коллективной практической и исследовательской работы интересна школьникам, а, следовательно, способствует их общему психологическому развитию.
Таким образом, программа содействует самовыражению личности каждого ребёнка через организацию проектной деятельности.
Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. Ученик, работая, проходит стадии определения проблемы, планирования, сбора информации, ее анализа и преобразования (синтеза), активной деятельности над проектом созданию задуманного продукта, его презентации, разработки портфолио проекта. Проектная деятельность предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.).
Цель:
Основная цель курса - познакомить учащихся с основами проектной деятельности с целью дальнейшего применения полученных знаний и умений для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода.
Сопутствующая цель курса – развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).
Задачи:
Обучающие:
-познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов; знать о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов; уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта; знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами; представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта; знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты; составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении; проводить рефлексию своей деятельности.
Развивающие:
-формирование универсальных учебных действий; расширение кругозора; обогащение словарного запаса, развитие речи и дикции школьников; развитие творческих способностей; -развитие умения анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания; развитие мышления, способности наблюдать и делать выводы; на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов.
Воспитательные:
-способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии; развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности; дать возможность учащимся проявить себя.
В основе программы лежат следующие принципы:
1. Принцип развития мотивации к творческой деятельности предполагает создание
оптимальных условий для развития мотивации к познанию и творчеству.
2. Креативный принцип - «необходимо учить творчеству, т.е. выращивать у обучающихся способность и потребность самостоятельно находить решение.
3. Принцип деятельности, т.е. учебный материал не преподносится в готовом виде, а постигается путем самостоятельных действий обучающихся. Педагог организует и направляет действия обучающихся.
4. Принцип согласования педагогического процесса с индивидуальными психологическими особенностями обучающихся выражается в том, что основное внимание на занятиях уделяется развитию каждого ребенка. Доступность предлагаемого материала, темп деятельности на занятии и организация самого занятия определяются педагогом с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
5.Принцип демократических отношений предполагает рациональное сочетание требовательности и уважения, возможность выбора обучаемым объема и уровня сложности выполнения задания, обеспечение минимального успеха, тактичность оценки, «предварительное» уважение, развитие интересов обучающихся.
6.Принцип «минимакса» - «успешность обучения достигается не за счет облегчения заданий до уровня самых слабых детей, а за счет формирования у каждого ребенка желания и умения преодолевать трудности».
Адресность: программа исследовательской направленности предназначена для учащихся 10-15 лет.
Срок реализации программы и режим занятий. Дополнительная общеразвивающая
программа «Проектная мастерская» рассчитана на 111 часов (4 часа в неделю).
Количественный состав группы 20-22 чел.
Программа доступна для учащихся любого уровня развития, позволяет развить такие качества как творческие способности, мышление, память, кругозор, воображение.
Форма организации занятий может быть индивидуальной, групповой, индивидуально-групповой. В формировании коммуникативных навыков важную роль играет использование подгрупповых форм работы: звеньями, малыми группами, парами.
Ожидаемые результаты. Предметные результаты освоения курса кружка «Проектная мастерская» с учётом общих требований Стандарта должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования. Ученик, освоивший курс, должен освоить начальные умения и навыки в проектной деятельности от постановки проблемы до создания портфолио проекта.
Учащиеся должны усвоить:
- основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
- основные источники информации;
- правила оформления списка использованной литературы;
- правила классификации и сравнения,
- способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
- источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)
- правила сохранения информации, приемы запоминания.
Учащиеся должны уметь:
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,
- работать в группе;
- работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,
- пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;
- работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.
Для проверки результативности процесса обучения осуществляется диагностика, в основе которой лежит:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ выполнения проектов, участия обучающихся в викторинах, дистанционных и очных конкурсах, активности обучающихся на занятиях;
- ведение творческого дневника обучающегося.
Виды контроля:
- текущий контроль;
- итоговый контроль.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов предполагает приобретение обучающими новых знаний, опыта коллективного решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании учениками сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй уровень результатов предполагает позитивное отношение обучающихся к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании обучающимися метода групповых проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий уровень результатов предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии обучающихся в реализации индивидуальных учебных или социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Планируемые результаты обучения определяются по каждому уровню на основе конкретизации умений, необходимых для работы над проектом. Поскольку основная часть работы в рамках курса основывается на работе малых групп, контроль за достижением планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий: в процессе презентаций, представления обучающимися результатов групповой работы.
Обучающиеся должны уметь различать и реализовывать самостоятельно разные виды работ и разные виды ответственности за них. Они постепенно учатся планировать свои действия и двигаться к осуществлению проектного замысла.
Программа составлена на основе следующих источников:
1. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Нормативно-правовой аспект (из письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844).
2. Закон «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.-М.: ТЦ Сфера, 2014г.-192 с. (Правовая библиотека образования).
3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы (СанПин 2.4.4.3172-14)
4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.
5.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2013.
6.Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2011. – 204 с.
7.Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2013. № 3. – С. 136-138.
8. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
дополнительной общеразвивающей программы
исследовательской направленности «Проектная мастерская»
№ п/п | Название раздела | Общее количество часов | Формы промежуточной аттестации |
1 | Введение | 4 | собеседование |
2 | Виды проектов | 18 | тестирование |
3 | Этапы проекта | 42 | доклады, сообщения |
4 | Портфолио проекта | 28 | защита проекта |
5 | Паспорт проекта | 19 | презентация |
Всего: | 111 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРЕДМЕТУ
дополнительной общеразвивающей программы
художественной направленности
«Проектная мастерская»
№ п/п | Название темы | Количество часов | Методы и формы обучения | Виды и формы контроля | ||
Теория | Прак тика | Всего | ||||
1. | Введение | 2 | 2 | 4 | Практическая работа | Собеседование |
1.1. | Введение в проектную деятельность | 1 | 0 | 1 | Рассказ, беседа, демонстрация | Собеседование |
1.2. | Знакомство с понятием проект. | 1 | 0 | 1 | Рассказ, демонстрация | Текущий: опрос |
1.3. | Выполнение мини-проектов «Обложка моей тетради» и «Образ моего имени» | 0 | 2 | 2 | Рассказ, демонстрация | Практическая работа |
2. | Виды проектов | 11 | 7 | 18 | Практическая работа | Текущий: опрос |
2.1. | Виды проектов по времени, по количеству участников, по предметному содержанию, по ведущему виду деятельности | 2 | 2 | 4 | Рассказ, демонстрация | Текущий: опрос |
2.2. | Отбор предметных предпочтений для выбора проекта (тестовые таблицы и рисунки) | 2 | 0 | 2 | Рассказ, демонстрация | Текущий: доклад |
2.3. | Классификация объектов. Проект “Новый год в моих фантазиях». | 4 | 2 | 6 | Рассказ, демонстрация | Текущий: тестирование |
2.4. | Выбор оснований и критериев для сравнения; доказательство | 3 | 3 | 6 | Рассказ, демонстрация | Текущий: опрос. |
3. | Этапы проекта | 19 | 23 | 42 | Практическая работа | тестирование |
3.1. | Понятие проблемы проекта | 1 | 1 | 2 | Рассказ, демонстрация | Текущий: опрос |
3.2. | Составление «Ромашки» - 6 П проекта:
| 1 | 1 | 2 | Рассказ, демонстрация | Текущий: сообщение |
3.3 | Определение значимых школьных проблем: мусор, дисциплина, гардероб, сменная обувь. Проект “Перемена” | 1 | 1 | 2 | Рассказ | Текущий: опрос |
3.4 | Значение планирования в проектной деятельности | 1 | 1 | 2 | Рассказ, демонстрация | Текущий: тестирование |
3.5 | Составление плана мини-проекта. Детализация планов конкретных проектов. Проект “Моя семья” | 0 | 1 | 1 | Рассказ, демонстрация | Текущий: опрос |
3.6 | Виды информации и способы ее получения | 1 | 1 | 2 | Рассказ, демонстрация | Текущий: опрос |
3.7 | Анкетирование, интервьюирование, опрос: выход с вопросами на группы информаторов – участников образовательного процесса в школе. | 0 | 2 | 2 | Рассказ, демонстрация | Текущий: опрос |
3.8 | Обработка информации (статистическая и аналитическая). Составление и решение задачи с полученными в ходе анкетирования, опроса и интервьюирования данными. | 0 | 2 | 2 | Рассказ, демонстрация | Текущий: тест |
3.9 | Значение графика работ для выполнения плана проекта | 1 | 1 | 2 | Рассказ, демонстрация | Текущий: опрос |
3.10 | Консультации руководителя проекта – учителя предметника, родителя. Поиск и отбор информации. Составление плана-графика реализации проекта | 2 | 1 | 3 | Рассказ, демонстрация | Текущий: тест |
3.11 | Консультации руководителя проекта. Формирование структуры проекта | 1 | 1 | 2 | Рассказ, демонстрация | Текущий: опрос |
3.12 | Консультации руководителя проекта. Работа над содержанием проекта. Проект “Учимся решать экологические проблемы в школе” | 1 | 1 | 2 | Рассказ, демонстрация | Текущий: практикум |
3.13 | Составление отчета о ходе реализации проекта | 1 | 1 | 2 | Рассказ, демонстрация | Текущий: опрос |
3.14 | Требования к презентации проекта. | 1 | 1 | 2 | Рассказ, демонстрация | Текущий: доклад |
3.15 | Выбор формы презентации проекта. Плакат, буклет, сценарий, информация на сайт, статья в газету, доклад, презентация, стенгазета и т.п. | 1 | 1 | 2 | Рассказ, демонстрация | Текущий: сообщение |
3.16 | Выбор формы и отработка презентации проекта: стендовый доклад, театрализованное выступление, презентация и т.п. | 1 | 1 | 2 | Рассказ, беседа | Текущий: доклад |
3.17 | Для чего нужна коррекция проекта | 1 | 1 | 2 | Рассказ, демонстрация | Текущий: опрос |
3.18 | Соотнесение замысла проекта с полученным продуктом | 1 | 1 | 2 | Рассказ, демонстрация | Текущий: практикум. |
3.19 | Требования к оформлению портфолио проекта | 1 | 1 | 2 | Рассказ, демонстрация | Текущий: тест |
3.20 | Отбор содержания для портфолио. | 1 | 1 | 2 | Рассказ, демонстрация | Текущий: доклад |
3.21 | Оформление портфолио проекта. Проект “Красная книга родного края” | 1 | 1 | 2 | Рассказ, демонстрация | Текущий: опрос |
4. | Портфолио проекта | 9 | 19 | 28 | Практическая работа | доклад |
4.1 | Материалы и способы оформления портфолио | 2 | 3 | 5 | Рассказ, беседа, демонстрация | доклад |
4.2 | Знакомство с существующими портфолио проектов и исследовательских работ | 2 | 2 | 4 | Рассказ, демонстрация | Текущий: опрос |
4.3 | Консультации руководителя проекта. Оформление портфолио проекта | 1 | 2 | 3 | Рассказ, демонстрация | Практическая работа |
4.4 | Консультации руководителя проекта. Оформление портфолио проекта | 1 | 2 | 3 | Рассказ, беседа, демонстрация | Практическая работа |
4.5 | «Сборка» портфолио проекта | 2 | 3 | 5 | Рассказ, демонстрация | Практическая работа |
4.6 | Требования к презентации | 1 | 4 | 5 | Рассказ, демонстрация | Практическая работа |
4.7 | Составление презентации | 0 | 3 | 3 | Рассказ, беседа, демонстрация | Собеседование |
5. | Паспорт проекта | 6 | 13 | 19 | Рассказ, демонстрация | Текущий: опрос |
5.1 | Структура паспорта проекта. Проект «Наши бабушки и мамы» | 3 | 5 | 8 | Рассказ, демонстрация | Практическая работа |
5.2 | Отбор материала для заполнения паспорта проекта | 1 | 6 | 7 | Рассказ, беседа, демонстрация | Защита проектов |
5.3 | Заполнение паспорта проекта | 2 | 2 | 4 | Практическая работа | Итоговый: презентация работ. |
Всего | 47 | 64 | 111 |
СОДЕРЖАНИЕ
дополнительной общеразвивающей программы
исследовательской направленности
«Проектная мастерская»
1.Введение – знакомство с содержанием проекта – 4 часа.
Проект – это образ будущего продукта; работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.
Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.
2.Виды проектов-18 часов
По времени: краткосрочные, среднесрочные, длительный проект.
По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
По содержанию: монопредметный, межпредметный, над предметный.
Классификация проектов по ведущим видам деятельности:
1. Учебные исследования;
2. Информационный (сбор и обработка информации);
3. Игровые (занятия в форме игры);
4. Творческие проекты;
5. Практико - ориентированные (практические).
Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.
Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся.
Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
3.Этапы проекта - 42 часа
Первым этапом работы над проектом является проблематизация - необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. На этом этапе возникает первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление ее преодолеть.
Второй этап работы - целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте.
Важнейший этап работы над проектом – это планирование, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги. Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятная цель, можно приступить к работе.
Следующий этап проектного цикла - реализация имеющего плана.
Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результаты работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации - важнейшая сторона работа над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного ее в ходе опыта.
По завершении работы необходимо сравнить полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, внести исправления. Это этап коррекции - осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы.
Завершающий этап работы - самооценка и рефлексия.
4.Портфолио проекта-28 часов
Составление письменного отчета о ходе реализации проекта, представление отчета в виде портфолио (титульный лист, введение, проблематика, актуальность, целеполагание, методы работы, форма проекта, результаты, фото-подтверждения, иллюстрации (рисунки), компьютерная презентация).
5.Паспорт проекта-19 часов
Краткое сущностное содержание проекта с исходными личностными данными (для размещение в портфолио).
Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы
Методическое обеспечение программы «Проектная мастерская» включает следующие формы организации обучения: вводное занятие, практические занятия, занятия по углублению знаний, комбинированные формы занятий; беседы, рассказ, демонстрация.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, демонстрационные.
Материально-техническое обеспечение
Перечень оборудования, необходимого для проведения занятий:
- Проектор, компьютер, принтер, сканер;
- экран;
- классная доска;
- столы и стулья для обучающихся;
- бумага для офисной техники;
- карандаши, фломастеры, маркеры;
Источник литературы
- Метод проектов в обучении языку (Основные виды. Этапы работы. Примеры проектов). http://filolingvia.com/publ/454-1-0-4260
- Селевко,Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. [электронный ресурс]// http://www.pedlib.ru/Books/1/0474
- Что такое журналистика? (определение) http://luboznaiki.ru/opredelenie/zhurnalistika.html
- Босова Л.Л. Курс информатики и ИКТ как точка роста процесса информатизации образования [электронный ресурс]
- Громыко Н. В. Надпредмет. Учебное пособие для учащихся старших классов [электронный ресурс]/ Ю.В.Громыко. — М., 2001.
- Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум [текст]/ Л.А.Залогова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Приложение 1
Анкета для выявления проектных умений (самооценка учащихся)
Оцени свои умения работать методом проекта, используя следующие критерии оценки:
3 балла – умею;2 балла – иногда получается;1 балл – чаще не получается; 0 баллов – не умею
Ф.И. ученика___________________________________________________________________
№п/п | Проектные умения | Начало проекта | Окончание проекта |
1 | Формулировать проблему | ||
2 | Ставить цель | ||
3 | Ставить задачи | ||
4 | Выбирать методы и способы решения задач | ||
5 | Планировать работу | ||
6 | Организовать работу группы | ||
7 | Участвовать в совместной деятельности: выслушивать мнение других; высказывать своё мнение и, доказывая, отстаивать его; принимать чужую точку зрения и др. | ||
8 | Выбирать вид конечного продукта проекта | ||
9 | Выбирать форму презентации конечного продукта | ||
10 | В проделанной работе видеть моменты, которые помогли успешно выполнить проект | ||
11 | В проделанной по проекту работе находить «слабые» стороны | ||
12 | Видеть, что мне лично дало выполнение проекта |
Таким образом, в процессе работы по проектной деятельности у детей формируется:
- позитивная самооценка, самоуважение;
-умение координировать свои действия с действиями партнера по совместной деятельности;
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- формирование умения решать творческие задачи;
- формирование умения работать с информацией;
Каждый проект доводится до успешного завершения и оставляет у ребенка ощущения гордости за свой результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по рукопашному бою.
Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы физкультурно-спортивной направленности в области единоборств, развития физических...
Дополнительная общеразвивающая программа "Интеллектуальная мастерская" для 4 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности «Интеллектуальная мастерская» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образован...
Дополнительная общеразвивающая (образовательная) программа художественной направленности «Пластичный мир»
Программа дополнительного образовавния по работе с лепными массами, основной из которых является пластилин (пластилинография)...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа внеурочной деятельности «Край мой - Ульяновск» для обучающихся первого года обучения с умеренной умственной отсталостью
Основным двигателем общественных сил всегда был патриотизм - любовь к Родине, Отечеству, своему народу, к лучшим национальным традициям. В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истор...
Дополнительная общеразвивающая программа "Декоративно-прикладное творчество. Творческая мастерская".
Дополнительная общеразвивающая программа "Декоративно- прикладное творчество" адресована обучающимся 4-х классов....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Творческая мастерская»
Программа «Творческая мастерская» относится к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам художественной направленности. Предназначена для детей в возрасте 8-17 лет, а та...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская»
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских спос...