Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Проектная мастерская"
рабочая программа

Ахматдинова Ильсияр Раисовна

          Актуальность предлагаемой программы состоит в том, что она позволяет раскрыть таланты учащихся, развить их физические и духовные возможности, научить молодых людей творчески мыслить, не отрываясь при этом от реальности, ограниченной применяемыми технологиями, инструментами и материалами. Также программа предусматривает доведение своих изделий до совершенства, превращение их в произведения искусства.

Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к проектной и исследовательской деятельности, в возможности системы исполнения как коллективных, так и индивидуальных проектов.  Проектная деятельность с элементами коллективной практической и исследовательской работы интересна школьникам, а,  следовательно, способствует их общему психологическому развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ahmatdinovoy_i.r_proektnaya_masterskaya.docx55.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Межшкольный учебный комбинат п. Пионерский»

        

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа

 «Проектная мастерская»

Направленность: исследовательская

Возраст обучающихся: 10-15 лет

Срок реализации: 1 год

          Составила:Ахматдинова Ильсияр Раисовна,

            педагог дополнительного образования

п. Пионерский

2018 г

Пояснительная записка

         Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Развитие  у обучающихся умения и качества, необходимые человеку 21-го века. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в образовательных учреждениях есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности обучающихся - проектной деятельности. Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе.           

          Актуальность предлагаемой программы состоит в том, что она позволяет раскрыть таланты учащихся, развить их физические и духовные возможности, научить молодых людей творчески мыслить, не отрываясь при этом от реальности, ограниченной применяемыми технологиями, инструментами и материалами. Также программа предусматривает доведение своих изделий до совершенства, превращение их в произведения искусства.

Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к проектной и исследовательской деятельности, в возможности системы исполнения как коллективных, так и индивидуальных проектов.  Проектная деятельность с элементами коллективной практической и исследовательской работы интересна школьникам, а,  следовательно, способствует их общему психологическому развитию.

Таким образом,   программа содействует самовыражению личности каждого ребёнка через организацию проектной деятельности.

          Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. Ученик, работая, проходит стадии определения проблемы, планирования, сбора информации, ее анализа и преобразования (синтеза), активной деятельности над проектом созданию задуманного продукта, его презентации, разработки портфолио проекта. Проектная деятельность предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.).     

       Цель:

Основная цель курса - познакомить учащихся с основами проектной деятельности с целью дальнейшего применения полученных знаний и умений для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода.

Сопутствующая цель курса – развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).

    Задачи:

Обучающие:

-познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов; знать о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов; уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта; знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами; представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта; знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты; составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении; проводить рефлексию своей деятельности.

Развивающие:

-формирование универсальных учебных действий; расширение кругозора; обогащение словарного запаса, развитие речи и дикции школьников; развитие творческих способностей; -развитие умения анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания; развитие мышления, способности наблюдать и делать выводы; на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов.

Воспитательные:

-способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии; развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности; дать возможность учащимся проявить себя.       

       В основе программы лежат следующие принципы:

1. Принцип развития мотивации к творческой деятельности предполагает создание
оптимальных условий для развития мотивации к познанию и творчеству.

2. Креативный принцип - «необходимо учить творчеству, т.е. выращивать у обучающихся способность и потребность самостоятельно находить решение.

3. Принцип деятельности, т.е. учебный материал не преподносится в готовом виде, а постигается путем самостоятельных действий обучающихся. Педагог организует и направляет действия обучающихся.

4. Принцип согласования педагогического процесса с индивидуальными психологическими особенностями обучающихся выражается в том, что основное внимание на занятиях уделяется развитию каждого ребенка. Доступность предлагаемого материала, темп деятельности на занятии и организация самого занятия определяются педагогом с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

5.Принцип демократических отношений предполагает рациональное сочетание требовательности и уважения, возможность выбора обучаемым объема и уровня сложности выполнения задания, обеспечение минимального успеха, тактичность оценки, «предварительное» уважение, развитие интересов обучающихся.

6.Принцип «минимакса» - «успешность обучения достигается не за счет облегчения заданий до уровня самых слабых детей, а за счет формирования у каждого ребенка желания и умения преодолевать трудности».

       Адресность: программа исследовательской направленности предназначена для учащихся 10-15 лет.

        Срок реализации программы и режим занятий. Дополнительная общеразвивающая

программа «Проектная мастерская» рассчитана на 111 часов (4 часа в неделю).

Количественный состав группы 20-22 чел.

        Программа доступна для учащихся любого уровня развития, позволяет развить такие качества как творческие способности, мышление, память, кругозор, воображение.

       Форма организации занятий может быть индивидуальной, групповой, индивидуально-групповой. В формировании коммуникативных навыков важную роль играет использование подгрупповых форм работы: звеньями, малыми группами, парами.

      Ожидаемые результаты. Предметные результаты освоения курса кружка «Проектная мастерская» с учётом общих требований Стандарта должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования. Ученик, освоивший курс, должен освоить начальные умения и навыки в проектной деятельности от постановки проблемы до создания портфолио проекта.

Учащиеся должны усвоить:

  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
  • основные источники информации;
  • правила оформления списка использованной литературы;
  • правила классификации и сравнения,
  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
  • источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)
  • правила сохранения информации, приемы запоминания.

Учащиеся должны уметь:        

  • выделять объект исследования;
  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,
  • работать в группе;
  • работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,
  • пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;
  • работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.

Для проверки результативности процесса обучения осуществляется диагностика, в основе которой лежит:

  • педагогическое наблюдение;
  • педагогический   анализ   выполнения  проектов, участия  обучающихся  в   викторинах, дистанционных  и очных конкурсах,  активности обучающихся на занятиях;

  • ведение творческого дневника обучающегося.

Виды контроля:

  • текущий контроль;
  • итоговый контроль.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

        Первый уровень результатов  предполагает приобретение обучающими новых знаний, опыта коллективного решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании учениками сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

        Второй уровень результатов  предполагает позитивное отношение обучающихся к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании обучающимися метода групповых проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

       Третий уровень результатов предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии обучающихся в реализации индивидуальных учебных или социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

          Планируемые результаты обучения определяются по каждому уровню на основе конкретизации умений, необходимых для работы над проектом. Поскольку основная часть работы в рамках курса основывается на работе малых групп, контроль за достижением планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий: в процессе презентаций, представления обучающимися результатов групповой работы.

          Обучающиеся должны уметь различать и реализовывать самостоятельно разные виды работ и разные виды ответственности за них. Они постепенно учатся планировать свои действия и двигаться к осуществлению проектного замысла.

Программа составлена на основе следующих источников:

1. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Нормативно-правовой аспект (из письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844).

2. Закон «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.-М.: ТЦ Сфера, 2014г.-192 с. (Правовая библиотека образования).

3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы (СанПин 2.4.4.3172-14)

4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.

5.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2013.

6.Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2011. – 204 с.

7.Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2013. № 3. – С. 136-138.

8. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

дополнительной общеразвивающей программы

 исследовательской направленности «Проектная мастерская»

№ п/п

Название раздела

Общее количество часов

Формы промежуточной аттестации

   1

Введение

4

собеседование

2

Виды проектов

                     18

тестирование

3

Этапы проекта

           42

доклады, сообщения

4

Портфолио проекта

           28

защита проекта

5

Паспорт проекта

           19

презентация

                                     Всего:

           111

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРЕДМЕТУ

дополнительной общеразвивающей программы

художественной направленности

«Проектная мастерская»

№ п/п

Название темы

Количество часов

Методы и

формы обучения

Виды и формы контроля

Теория

Прак тика

Всего

1.

Введение

2

2

4

Практическая работа

Собеседование

1.1.

Введение в проектную деятельность

1

0

1

Рассказ, беседа, демонстрация

Собеседование

1.2.

Знакомство с понятием проект.

1

0

1

Рассказ, демонстрация

Текущий: опрос

1.3.

Выполнение мини-проектов «Обложка моей тетради» и «Образ моего имени»

0

2

2

Рассказ, демонстрация

Практическая работа

2.

Виды проектов

11

7

18

Практическая работа

Текущий: опрос

2.1.

Виды проектов по времени, по количеству участников, по предметному содержанию, по ведущему виду деятельности

2

2

4

Рассказ, демонстрация

Текущий: опрос

2.2.

Отбор предметных предпочтений для выбора проекта (тестовые таблицы и рисунки)

2

0

2

Рассказ, демонстрация

Текущий: доклад

2.3.

Классификация объектов. Проект  “Новый год в моих фантазиях».

4

2

6

Рассказ, демонстрация

Текущий: тестирование

2.4.

Выбор оснований и критериев для сравнения; доказательство

3

3

6

Рассказ, демонстрация

Текущий: опрос.

3.

Этапы проекта

19

23

42

Практическая работа

тестирование

3.1.

Понятие проблемы проекта

1

1

2

Рассказ, демонстрация

Текущий: опрос

3.2.

Составление «Ромашки» - 6 П проекта:

  1. Проблема
  2. Планирование
  3. Поиск информации
  4. Продукт
  5. Презентация
  6. Портфолио проекта

1

1

2

Рассказ, демонстрация

Текущий: сообщение

3.3

Определение значимых школьных проблем: мусор, дисциплина, гардероб, сменная обувь. Проект  “Перемена”

1

1

2

Рассказ

Текущий: опрос

3.4

Значение планирования в проектной деятельности

1

1

2

Рассказ, демонстрация

Текущий: тестирование

3.5

Составление плана мини-проекта. Детализация планов конкретных проектов. Проект  “Моя семья”

0

1

1

Рассказ, демонстрация

Текущий: опрос

3.6

Виды информации и способы ее получения

1

1

2

Рассказ, демонстрация

Текущий: опрос

3.7

Анкетирование, интервьюирование, опрос: выход с вопросами на группы информаторов – участников образовательного процесса в школе.

0

2

2

Рассказ, демонстрация

Текущий: опрос

3.8

Обработка информации (статистическая и аналитическая). Составление и решение задачи с полученными в ходе анкетирования, опроса и интервьюирования данными.

0

2

2

Рассказ, демонстрация

Текущий: тест

3.9

Значение графика работ для выполнения плана проекта

1

1

2

Рассказ, демонстрация

Текущий: опрос

3.10

Консультации руководителя проекта – учителя предметника, родителя. Поиск и отбор информации. Составление плана-графика реализации проекта

2

1

3

Рассказ, демонстрация

Текущий: тест

3.11

Консультации руководителя проекта. Формирование структуры проекта

1

1

2

Рассказ, демонстрация

Текущий: опрос

3.12

Консультации руководителя проекта. Работа над содержанием проекта. Проект “Учимся решать экологические проблемы в школе”

1

1

2

Рассказ, демонстрация

Текущий: практикум

3.13

Составление отчета о ходе реализации проекта

1

1

2

Рассказ, демонстрация

Текущий: опрос

3.14

Требования к презентации проекта.

1

1

2

Рассказ, демонстрация

Текущий: доклад

3.15

Выбор формы презентации проекта. Плакат, буклет, сценарий, информация на сайт, статья в газету, доклад, презентация, стенгазета и т.п.

1

1

2

Рассказ, демонстрация

Текущий: сообщение

3.16

Выбор формы и отработка презентации проекта: стендовый доклад, театрализованное выступление, презентация и т.п.

1

1

2

Рассказ,    беседа

Текущий: доклад

3.17

Для чего нужна коррекция проекта

1

1

2

Рассказ, демонстрация

Текущий: опрос

3.18

Соотнесение замысла проекта с полученным продуктом

1

1

2

Рассказ, демонстрация

Текущий: практикум.

3.19

Требования к оформлению портфолио проекта

1

1

2

Рассказ, демонстрация

Текущий: тест

3.20

Отбор содержания для портфолио.

1

1

2

Рассказ, демонстрация

Текущий: доклад

3.21

Оформление портфолио проекта.

Проект “Красная книга родного края”

1

1

2

Рассказ, демонстрация

Текущий: опрос

4.

Портфолио проекта

9

19

28

Практическая работа

доклад

4.1

Материалы и способы оформления портфолио

2

3

5

Рассказ, беседа, демонстрация

доклад

4.2

Знакомство с существующими портфолио проектов и исследовательских работ

2

2

4

Рассказ, демонстрация

Текущий: опрос

4.3

Консультации руководителя проекта. Оформление портфолио проекта

1

2

3

Рассказ, демонстрация

Практическая работа

4.4

Консультации руководителя проекта. Оформление портфолио проекта

1

2

3

Рассказ, беседа, демонстрация

Практическая работа

4.5

«Сборка» портфолио проекта

2

3

5

Рассказ, демонстрация

Практическая работа

4.6

Требования к презентации

1

4

5

Рассказ, демонстрация

Практическая работа

4.7

Составление презентации

0

3

3

Рассказ, беседа, демонстрация

Собеседование

5.

Паспорт проекта

6

13

19

Рассказ, демонстрация

Текущий: опрос

5.1

Структура паспорта проекта.

Проект «Наши бабушки и мамы»

3

5

8

Рассказ, демонстрация

Практическая работа

5.2

Отбор материала для заполнения паспорта проекта

1

6

7

Рассказ, беседа, демонстрация

Защита проектов

5.3

Заполнение паспорта проекта

2

2

4

Практическая работа

Итоговый: презентация работ.

Всего

47

64

111

СОДЕРЖАНИЕ

дополнительной общеразвивающей программы

исследовательской направленности

«Проектная мастерская»

1.Введение – знакомство с содержанием проекта – 4 часа.

         Проект – это образ будущего продукта; работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.

        Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

2.Виды проектов-18 часов

         По времени: краткосрочные, среднесрочные, длительный проект.

         По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

         По содержанию: монопредметный, межпредметный, над предметный.

Классификация проектов по ведущим видам деятельности: 

1. Учебные исследования;

2. Информационный (сбор и обработка информации);

3. Игровые (занятия в форме игры);

4. Творческие проекты;

5. Практико - ориентированные (практические).  

            Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.

           Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся.

           Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

3.Этапы проекта - 42 часа

           Первым этапом работы над проектом является проблематизация - необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. На этом этапе возникает первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление ее преодолеть.

           Второй этап работы - целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте.

          Важнейший этап работы над проектом – это планирование, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги. Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятная цель, можно приступить к работе.

         Следующий этап проектного цикла - реализация имеющего плана.

Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результаты работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации - важнейшая сторона работа над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного ее в ходе опыта.

         По завершении работы необходимо сравнить полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, внести исправления. Это этап коррекции - осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы.

         Завершающий этап работы - самооценка и рефлексия.

4.Портфолио проекта-28 часов

         Составление письменного отчета о ходе реализации проекта, представление отчета в виде портфолио (титульный лист, введение, проблематика, актуальность, целеполагание, методы работы, форма проекта, результаты, фото-подтверждения, иллюстрации (рисунки), компьютерная презентация).

5.Паспорт проекта-19 часов

        Краткое сущностное содержание проекта с исходными личностными данными (для размещение в портфолио).

Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы

        Методическое обеспечение программы «Проектная мастерская» включает следующие формы организации обучения: вводное занятие, практические занятия, занятия по углублению знаний, комбинированные формы занятий; беседы, рассказ, демонстрация.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, демонстрационные.

        Материально-техническое обеспечение

Перечень оборудования, необходимого для проведения занятий:

  • Проектор, компьютер, принтер, сканер;
  • экран;
  • классная доска;
  • столы и стулья для обучающихся;
  • бумага для офисной техники;
  • карандаши, фломастеры, маркеры;

Источник литературы

  1. Метод проектов в обучении языку (Основные виды. Этапы работы. Примеры проектов). http://filolingvia.com/publ/454-1-0-4260
  2. Селевко,Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. [электронный ресурс]// http://www.pedlib.ru/Books/1/0474 
  3. Что такое журналистика? (определение)  http://luboznaiki.ru/opredelenie/zhurnalistika.html
  4. Босова Л.Л. Курс информатики и ИКТ как точка роста процесса информатизации образования [электронный ресурс]
  5. Громыко Н. В. Надпредмет. Учебное пособие для учащихся старших классов [электронный ресурс]/ Ю.В.Громыко. — М., 2001.
  6. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум [текст]/ Л.А.Залогова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Приложение 1

Анкета для выявления проектных умений (самооценка учащихся)

Оцени свои умения работать методом проекта, используя следующие критерии оценки:

3 балла – умею;2 балла – иногда получается;1 балл – чаще не получается; 0 баллов – не умею

Ф.И. ученика___________________________________________________________________

№п/п

Проектные умения

Начало проекта

Окончание проекта

1

Формулировать проблему

2

Ставить цель

3

Ставить задачи

4

Выбирать методы и способы решения задач

5

Планировать работу

6

Организовать работу группы

7

Участвовать в совместной деятельности: выслушивать мнение других; высказывать своё мнение и, доказывая, отстаивать его;  принимать чужую точку зрения и др.

8

Выбирать вид конечного продукта проекта

9

Выбирать форму презентации конечного продукта

10

В проделанной работе видеть моменты, которые помогли  успешно выполнить проект

11

В проделанной по проекту работе находить «слабые» стороны

12

Видеть, что мне  лично дало выполнение проекта

Таким образом,  в процессе  работы по проектной деятельности  у детей формируется:

- позитивная самооценка, самоуважение;

-умение координировать свои действия с действиями партнера по совместной деятельности;

- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

- формирование умения решать творческие задачи;

- формирование умения работать с информацией;

Каждый проект доводится до успешного завершения и оставляет у ребенка ощущения гордости за свой результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по рукопашному бою.

Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы физкультурно-спортивной направленности в области единоборств, развития физических...

Дополнительная общеразвивающая программа "Интеллектуальная мастерская" для 4 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности «Интеллектуальная мастерская» разрабо­тана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на­чального общего образован...

Дополнительная общеразвивающая (образовательная) программа художественной направленности «Пластичный мир»

Программа дополнительного образовавния по работе с лепными массами, основной из которых является пластилин (пластилинография)...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа внеурочной деятельности «Край мой - Ульяновск» для обучающихся первого года обучения с умеренной умственной отсталостью

Основным двигателем общественных сил всегда был патриотизм - любовь к Родине, Отечеству, своему народу, к лучшим национальным традициям. В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истор...

Дополнительная общеразвивающая программа "Декоративно-прикладное творчество. Творческая мастерская".

Дополнительная общеразвивающая программа "Декоративно- прикладное творчество" адресована обучающимся 4-х классов....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Творческая мастерская»

Программа «Творческая мастерская» относится к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам художественной направленности. Предназначена для детей в возрасте 8-17 лет, а та...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская»

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских спос...