Рабочая программа внеурочной деятельности «Интеллектуальный марафон» 1 (2) класс
рабочая программа (1, 2 класс)
Программа курса «Интеллектуальный марафон» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на один год обучения. Программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 41.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Интеллектуальный марафон»
1 (2) класс
Пояснительная записка
Программа курса «Интеллектуальный марафон» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на один год обучения. Программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.
Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи:
- Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
- Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
- Формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор.
- Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослым
Формы и методы работы:
- Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
- Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
- Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
- Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
- Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).
Состав группы – постоянный. Периодичность занятий – 1 раз в неделю (34 часа в год).
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
Содержание программы внеурочной деятельности «Интеллектуальный марафон», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной можно считать следующее:
- овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты
- Регулятивные универсальные учебные действия
- -предвосхищать результат.
- - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
- -концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- - стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
- Коммуникативные универсальные учебные действия
- -ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- - предлагать помощь и сотрудничество;
- - определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- - формулировать собственное мнение и позицию;
- - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
- Познавательные универсальные учебные действия
- - ставить и формулировать проблемы;
- - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
- -запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- - установление причинно-следственных связей;
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
Игры и игрушки
Обучающиеся будут знать:
Происхождение некоторых игрушек. Историю их создания. Распространенные виды настольных и подвижных игр. Знать правила их игры
Обучающиеся будут уметь:
Характеризовать особенности отдельных игр. Создать простейшую игрушку. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений).
Все для дома
Обучающиеся будут знать:
Признаки отдельных бытовых предметов, историю их появления, предназначения. Правила ухода за растениями. Правила личной гигиены.
Обучающиеся будут уметь: Пользоваться отдельными предметами быта. Соблюдать правила безопасности . Применять на практике основные знания по уходу за растениями
Школа
Обучающиеся будут знать:
Происхождение некоторых школьных принадлежностей и понятий. Историю их создания. Правила поведения в библиотеке. Отличие кроссворда и ребуса.
Обучающиеся будут уметь:
Пользоваться фондом школьной библиотеки. Составлять простейший кроссворд. Делать простой ремонт книги. Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности. Получать самостоятельно информацию из различных источников. Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.
Еда
Обучающиеся будут знать:
Как овощи и фрукты получили свое название. Историю происхождения некоторых продуктов питания. Основы правильного питания. Составляющие части блюд.
Обучающиеся будут уметь:
Различать полезные и вредные продукты. Уметь составлять меню на завтрак. Получать самостоятельно информацию из различных источников. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений).
Одежда
Обучающиеся будут знать:
Происхождение некоторых предметов одежды. Историю их создания. Назначение профессии сапожника и модельера.
Обучающиеся будут уметь:
Характеризовать особенности русского костюма. Создать простейшую модель русского костюма. Наблюдать объекты .
Характеризовать их особенности.
Группировать (классифицировать) по отличительным признакам.
Составлять презентацию.
Праздник
Обучающиеся будут знать:
Название и историю появления праздников и обычаев.
Обучающиеся будут уметь:
Соблюдать основные правила этикета, применять их на практике. Изготовить соответствующее украшение и подарок к празднику. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников). Проводить работу в группе.
Предприятия, сооружения, здания
Обучающиеся будут знать:
Происхождение некоторых сооружений и культурно-развлекательных центров. Историю их создания и предназначение.
Обучающиеся будут уметь:
Характеризовать особенности отдельных сооружений и зданий. Составлять презентацию. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников)
Транспорт
Обучающиеся будут знать:
Основные виды транспорта, их появление. Профессии сопровождающие работу транспорта.
Обучающиеся будут уметь:
Соблюдать основные правила поведения в общественном транспорте, применять их на практике. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях, планировать свои действия.
Полезные изобретения
Обучающиеся будут знать:
Роль современных изобретений в жизни человека и общества, их предназначение
Обучающиеся будут уметь:
Пользоваться предметами современной жизни. Наблюдать объекты .
Характеризовать их особенности. Группировать (классифицировать) по отличительным признакам. Обсуждать предположения в группах, планировать свои действия.
Учебно-тематический план
Раздел\Тема | Количество часов | Универсальные учебные действия |
Игры и игрушки | 4ч | Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
|
Все для дома | 4ч | |
Школа | 4ч | |
Еда | 4ч | |
Одежда | 4ч | |
Праздник | 4ч | |
Предприятия, сооружения, здания | 4ч | |
Транспорт | 4ч | |
Полезные изобретения
| 2ч | |
ИТОГО: | 34 ч |
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Раздел/Тема | Кол-во час. | Теория | Практические действия или трудовые операции (примерные) | ||||||
Игры и игрушки 4ч | |||||||||||
| Где появились куклы | 1 | История происхождения куклы. Рассказ о любимой кукле | Вырезание бумажных кукол | |||||||
2 | История глиняной игрушки | 1 | Посещение выставки глиняной игрушки в школьном кабинете ИЗО. | Лепка игрушек из пластелина | |||||||
Кто первым запустил бумажного змея | 1 | История создания игрушки. Конструктивные особенности бумажного змея. | Изготовление бумажного змея (коллективная работа) | ||||||||
Кто придумал мяч | 1 | Работа со справочной литературой. | Игры с мячом | ||||||||
Все для дома 4ч | |||||||||||
Как появился чайник | 1 | Беседа «Чайное утро» | Правила чаепития. Сюжетная игра | ||||||||
Как баклуши били (ложки) | 1 | Беседа. Историческая справка. | Роспись ложки | ||||||||
Когда было впервые изготовлено мыло | 1 | История создания мыла. Правила гигиены | Рисование упаковки для мыла | ||||||||
Время не ждет! (часы) | 1 | Виды часов. Как они устроены. | Изготовление циферблата из картона и проволоки (работа в группах) | ||||||||
Школа 4ч | |||||||||||
История шариковой ручки | 1 | Беседа «От пера до шариковой ручки…». | Лепка ручки из пластилина | ||||||||
Кто изобрел бумагу | 1 | Использование информации из дополнительных источников. | Аппликация из бумаги (тема любая) | ||||||||
Откуда пошли названия дней недели | 1 | Получение информации через интернет, работа со справочной литературой. | Составление распорядка мероприятий на неделю (или расписания уроков) | ||||||||
Кто автор микроскопа | 1 | Историческая справка. | Рассматривание предметов под микроскопом и лупой | ||||||||
Еда 4ч | |||||||||||
Как картофель попал в Россию. | 1 | Беседа «Второй хлеб». | Поделки из картофеля. | ||||||||
Откуда фрукты и овощи получили свое название. | 1 | Короткая информационная справка о названиях овощей и фруктов приготовленная детьми. | Рисование овощей и фруктов (иллюстрации к книжке-малышке). | ||||||||
Первая кулинарная книга. | 1 | Историческая справка. | Составление рецепта (работа в группах). Защита. | ||||||||
Из чего делают пряники. | 1 | Беседа «Профессия кондитер». | Лепка пряников из пластилина. | ||||||||
Одежда 4ч | |||||||||||
Одежда наших предков. | 1 | Русский народный костюм. | Составление кроссворда «Одежда предков». | ||||||||
Зачем нужны пуговицы. | 1 | Беседа о видах пуговиц. | Пришивание пуговицы. | ||||||||
Кто придумал обувь? Секреты башмаков. | 1 | Историческая справка. Беседа о профессии сапожника. | Рисование туфель. | ||||||||
С каких пор применяют носовые платки. | 1 | Информация из дополнительной литературы | Изготовление носового платка . | ||||||||
Праздник 4ч | |||||||||||
Новогодние игрушки | 1 | Откуда пришла традиция украшения елки. | Изготовление новогодних игрушек | ||||||||
История воздушных шариков | 1 | Информация из дополнительной литературы. | Разрисовывание воздушных шариков или на воздушных шариках | ||||||||
Широкая масленица | 1 | История появления праздника. | Составление рецепта блинов | ||||||||
Семейные праздники. | 1 | Сообщения детей на тему «Праздники в моей семье» | Составление календаря семейных праздников. | ||||||||
Предприятия, сооружения, здания 4ч | |||||||||||
Кто основал первый зоопарк. | 1 | Информация из справочника «Что такое? Кто такой?» | Составление книги загадок о животных. | ||||||||
Когда возникли музеи? | 1 | Музей нашего города. | Выставка фотографий « Я в музее». | ||||||||
Все на каток! | 1 | Когда появились первые коньки. | Рисование «Зимние виды спорта» | ||||||||
Гидроэлектростанция. | 1 | Основные составляющие гидроэлектростанции. | Составление кроссворда на тему «Электричество». | ||||||||
Транспорт 4ч | |||||||||||
Кто придумал велосипед? | 1 | Информация из справочника. | Конкурс «Безопасное колесо». ПДД. | ||||||||
Кто изобрел самолет? | 1 | Информация из справочника. | Оригами. Самолётик. | ||||||||
Луноход. | 1 | История покорения космоса. | Викторина «Земляки – космонавты» | ||||||||
Лайнер. Пароход | 1 | Водные суда и их особенности. | Оригами. Кораблик. | ||||||||
Полезные изобретения 2ч | |||||||||||
Окно в подводный мир (аквариум) | 1 | Виды распространенных аквариумных рыбок. | Коллективная работа «Аквариум» (коллаж) | ||||||||
Компьютер и Интернет | 1 | Компьютер как современное достижение науки. | Работа на компьютере (тема «Интернет») . |
Список литературы
Основная литература
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
4. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей [Текст] / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
6. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36 с.
Дополнительная литература
- Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
- История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://planetashkol.ru/
- История возникновения мебели: простые вещи [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.konodyuk.com/
- История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kostyor.ru/history.html
- Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
- Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.
- Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 1997.
- Шпагин М. Что было до …[Текст] / - М.: Детская литература, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности интеллектуального направления" Умники и умницы" для учащихся начальной школы
Программа составлена в соответствии с ФГОС НОО....
Занятие по программе внеурочной деятельности "Интеллектуальные витаминки" во 2 классе.
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математический марафон", 4 класс
Рабочая программа «Математический марафон» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся. Отличительной особенностью данной программы является...
Программа внеурочной деятельности интеллектуального направления "Шахматная азбука" 1-4 класс
Модифицированная программа «Шахматы - школе» предназначена для обучающихся 1-4-х классов начальной школы и составлена на основе программы «Шахматы - школе» под редакцией ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Интеллектуальные витаминки"
Рабочая программа по интеллектуальному направлению...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (интеллектуальная направленность) «Увлекательное программирование в среде Scratch»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Увлекательное программирование в среде «Scratch» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательног...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Спортивный марафон» 3 класс
Реализация внеурочной программы по спортивно-оздоровительному направлению "Спортивный марафон" нацелена на обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с ран...