Внеурочный курс «Математика и конструирование»
рабочая программа (1 класс)
Курс «Математика и конструирование» способствует математическому развитию младших школьников: развитию умений использовать математические знания для описания и моделирования отношений, формированию способности продолжительной умственной деятельности и интереса к умственному труду, развитию элементов логического и конструкторского мышления, стремлению использовать математические знания в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 20.39 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочного курса: «Математика и конструирование» (1класс)
Направленность: «Спецкурс по изучению тем, выходящих за рамки
основной общеобразовательной программы»
Составитель: Хабибуллина Л.Ф.,
учитель начальных классов
г.Пермь
Планируемые личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
самостоятельно определяет и высказывает самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве;
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делает выбор, какой поступок совершить.
Коммуникативные результаты:
доносит свою позицию до других: оформляет свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушает и понимает речь других;
выразительно читает и пересказывает текст;
совместно договаривается о правилах общения и поведения в школе и следует им;
учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Познавательные результаты:
ориентируется в своей системе знаний: понимает, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
делает предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
добывает новые знания: находит необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
добывает новые знания: извлекает информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
перерабатывает полученную информацию: наблюдает и делает самостоятельные выводы.
Регулятивные результаты:
определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
учится планировать учебную деятельность на уроке;
высказывает свою версию, пытается предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
работая по предложенному плану, использует необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
определяет успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
Предметные результаты:
знает основные понятия курса: противоположные стороны прямоугольника, диагонали прямоугольника, стороны, углы и вершины многоугольника, окружность, круг, центр окружности (круга), радиус, диаметр окружность (круга), вписанный прямоугольник, описанная окружность;
знает свойства диагоналей прямоугольника (квадрата);
использует правила безопасной работы ручным и чертежным инструментом;
умеет чертить окружности, чертить и изготавливать модели: треугольника, прямоугольника (квадрата), круга;
изготавливает несложные изделия по технологической карте и по технологическому рисунку;
читает чертеж и изготавливает по чертежу несложные изделия;
делит фигуры на части по заданным условиям и составляет фигуру из частей.
Описание ценностных ориентиров содержания
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность.
Ценность труда и творчества. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность.
Методы обучения:
1. учебная задача;
2. наблюдение, моделирование, упражнение;
Содержание курса (1 класс)
Геометрическая составляющая
Построение отрезка, равного данному, с использованием циркуля и линейки без делений.
Виды треугольников по сторонам: разносторонний, равнобедренный, равносторонний.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный,
остроугольный.
Построение треугольника по трем сторонам с использованием циркуля и линейки без делений.
Треугольная правильная пирамида. Элементы треугольной пирамиды: грани, ребра, вершины.
Периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата). Свойства диагоналей прямоугольника.
Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей.
Свойства диагоналей квадрата.
Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадрата). Площадь прямоугольного треугольника.
Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей.
Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей.
Взаимное расположение двух окружностей на плоскости.
Деление отрезка пополам с использованием циркуля и линейки без делений.
Вписанный в окружность треугольник.
Конструирование
Изготовление моделей треугольников различных видов.
Изготовление модели правильной треугольной пирамиды разными способами: склеиванием из развертки, сплетением из двух полос бумаги, состоящих из четырех равносторонних треугольников.
Изготовление геометрической игрушки («гнущийся многоугольник») из бумажной полосы, состоящей из 10 равных разносторонних треугольников.
Изготовление по чертежам аппликаций («Дом», «Бульдозер») и чертежей по рисункам аппликаций («Паровоз»).
Изготовление композиции «Яхты в море».
Изготовление цветка на основе деления круга на 8 равных частей.
Изготовление модели часов.
Изготовление набора для геометрической игры "Танграм".
Изготовление изделия "Лебедь" способом оригами.
Техническое моделирование и конструирование. Транспортирующие машина: их особенности назначение.
Изготовление из деталей набора "Конструктор" модели подъёмного крана и модели транспортер.
Учащиеся научатся:
- Использовать в своей речи термины — точка, прямая, отрезок, луч, угол, ломаная линия, многоугольник, прямоугольник, квадрат, треугольник; название и назначение материалов (бумага, ткань, проволока);
- использовать по назначению инструменты и приспособления (линейка, ножницы, шаблон, трафарет);
- пользоваться правилами техники безопасности при работе с названными инструментами;
- узнавать в фигурах и предметах окружающей среды простейшие геометрические фигуры;
Учащиеся получат возможность научиться:
-собирать фигуру из заданных геометрических фигур или частей;
- преобразовать, видоизменить фигуру по условию и заданному конечному результату;
- сгибать бумагу, размечать фигуры прямоугольной формы на прямоугольном листе бумаги, изготавливать несложные аппликации из бумаги;
-соблюдать порядок на рабочем месте.
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во час-ов | Тип урока | Вид контроля | Домашнее задание |
1 | Повторение пройденного. | 1 | Урок повторения. Знакомство с новым учебником | Текущий контроль (устный опрос) | с. 8 № 4,5 |
2 | Повторение пройденного. Построение отрезка, равного данному, с использованием циркуля и линейки без делений. | 1 | Урок углубления знаний | Текущий контроль (устный опрос) | С. 11 №6 |
3 | Виды треугольников по сторонам: разносторон-ний, равнобедренный равносторонний. | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий контроль (устный опрос) | С. 15 № 4 |
4 | Построение треугольника по трем сторонам | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль (устный опрос) | |
5 | Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий контроль (устный опрос) | С. 19 № 5 |
6 | Конструирование различных треугольников. Знакомство с правильной треугольной пирамидой. | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий контроль (устный опрос) | Изготовить модель пирамиды, взяв за исходный равносторонний треугольник со стороной 8 см |
7 | Практическая работа № 1 «Изготовление модели правильной треугольной пирамиды сплетением из двух полос" | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений | Проверочная работа № 1. Тематический контроль | Изготовить аналогичную модель, но больших размеров (по желанию) |
8 | Изготовление каркасной модели правильной треугольной пирамиды. | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль (устный опрос) | С. 27 № 7 |
9 | Практическая работа № 2 «Изготовление геометрической игрушки на основе равносторонних треугольников | 1 | Урок проверки и коррекции | Проверочная работа № 2. | с. 30-31, № 1,2,3,5 |
10 | Периметр многоугольника. | 1 | Урок повторения. | Текущий контроль (устный опрос) | С. 31 № 4 |
11 | Свойства диагоналей прямоугольника. | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий контроль (устный опрос) | С. 38 №6 |
12 | Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей. | 1 | Урок повторения. | Текущий контроль (устный опрос) | |
13 | Практическая работа № 3 «Изготовление аппли-кации «Домик». | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений | Проверочная работа № 3 Тематический контроль | |
14 | Свойства диагоналей квадрата. | 1 | Урок повторения. | Текущий контроль (устный опрос) | |
15 | Закрепление изученного | 1 | Урок закрепления | Текущий контроль (устный опрос) | с. 49 № 4, 5,6 |
16 | Практическая работа № 4 «Изготовление аппли-кации «Бульдозер». | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений | Проверочная работа № 4 Тематический контроль | С. 52 №1,2,3,4 |
17 | Закрепление изученного. | 1 | Урок закрепления | Текущий контроль (устный опрос) | С.54-55 №4,7 |
18 | Практическая работа № 5 «Изготовление компо-зиции «Яхты в море». | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений | Проверочная работа № 5 Тематический контроль | |
19 | Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника. | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль (устный опрос) | С. 60 № 5 |
20 | Закрепление изученного. | 1 | Урок закрепления. | Текущий контроль (устный опрос) | С. 63 №5 С. 66 № 6 |
21 | Разметка окружности. | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий контроль (устный опрос) | С. 69 № 2 |
22 | Деление окружности (круга) на 2, 4, 8 равных частей | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий контроль (устный опрос) | с. 72 № 4 |
23 | Практическая работа № 6 «Изготовление цветка из цветной бумаги с использованием деления круга на 8 равных частей». | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений | Проверочная работа № 6 Тематический контроль | С. 75 № 2,3,4 |
24 | Деление окружности на 3, 6, 12 равных час-тей. | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий контроль (устный опрос) | Составить геометрический ребус |
25 | Практическая работа № 7 «Изготовление модели часов». | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений | Проверочная работа № 7 Тематический контроль | Закончить модель часов |
26 | Взаимное расположение окружностей на плос-кости. | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль (устный опрос) | Закончить модель часов |
27 | Деление отрезка пополам с использованием циркуля и линейки без делений. | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий контроль (устный опрос) | С. 87 №7 |
28 | Вписанный в окружность треугольник. | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий контроль (устный опрос) | С. 90 № 7 |
29 | Практическая работа № 8 «Изготовление аппли-кации «Паровоз». | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений | Проверочная работа № 8 Тематический контроль | С. 91 ребус, составить свой |
30 | Изготовление игры «Танграм». | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий контроль (устный опрос) | Придумать свои фигуры |
31 | Оригами. Изготовление изделия «Лебедь». | 1 | Урок открытия новых знаний | Текущий контроль (устный опрос) | |
32 | Техническое конструирование. Изготовление моделей подъемного крана и транспортера. | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль (устный опрос) | |
33 | Итоговое занятие | 1 | Урок закрепления. | Текущий контроль (устный опрос) | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса "Математика и конструирование" (внеурочная деятельность в 1 классе)
Программа предназначена для кружковой работы с обучающимися 1 классов. Я использую эту программу для работы с детьми условно готовыми к школьному обучению. Так как программа помогает разви...
Итоговое занятие в 4 классе по курсу программы внеурочной деятельности «Математика и конструирование» (1 час в неделю) на тему «Объемные фигуры»
Итоговое занятие «Объемные фигуры»Цель: закрепление начальных геометрических представлений и знанийЗадачи: · обобщить имеющиеся знания о пл...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика и конструирование"
Рабочая программа по математике и конструированию составлена на основе рабочей программы «Математика» Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова и др. – М.: «...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Математика и конструирование 4 класс" 2019-2020 гг.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Математика и конструирование 4 класс" разработана на основе авторской программы «Математика и конструирование» С.И.Волко...
Рабочая программа курса по внеурочной деятельности "Математика и конструирование" (общеинтеллектуальное направление), срок реализации 4 года
quot;Математика и конструирование". УМК "Школа России". 3 класс. Основная цель: сформировать элементы технического мышления, графической грамотности и конструкторских умений, дать...
Программа курса внеурочной деятельности "Математика и конструирование"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности предназначена обучающимся 1-4 классов по УМК "Школа России" С.И. Волковой, О.Л. Пчелкиной....
Программа курса внеурочной деятельности "Математика и конструирование"
Программа курса внеурочной деятельности "Математика и конструирование" составлена для обучающихся 2 класса в соответствии с авторской программой учебного предмета «Математика». М...