Программа курса внеурочной деятельности "Математика и конструирование"
рабочая программа по математике (2 класс)
Программа курса внеурочной деятельности "Математика и конструирование" составлена для обучающихся 2 класса в соответствии с авторской программой учебного предмета «Математика». Математика. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы» авторы М.И. Моро и др. 2019 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_i_konstruirovanie.docx | 81.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Нижнекаменская средняя общеобразовательная школа - филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Алтайской средней общеобразовательной школы №1
имени П.К.Коршунова Алтайского района Алтайского края
Согласовано: УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по ВР Директор МБОУ АСОШ № 1
Ревякина И.М. им. П.К.Коршунова
Ф.В. Беляев
«___» _____ 2020 г. Приказ №___ «___» ___2020 г.
Программа
курса внеурочной деятельности
«Математика и конструирование»
направление интеллектуальное
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
2 (общеобразовательный) класс
2020-2021 учебный год
Количество часов в неделю: 1 (всего – 34 ч.)
Составил: учитель начальных классов Евсюкова Елена Николаевна, первой категории
Составлена в соответствии с авторской программой учебного предмета «Математика». Математика. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы» авторы М.И. Моро и др. 2019 г. | Согласовано на заседании школьного методического объединения начальных классов протокол №____ от «____» _____2020 г. _____________Л. В. Зверева |
с. Алтайское, 2020 г.
1.Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностными результатами изучения курса «Математика и конструирование» является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей) в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Конструирование» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;
- перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделия;
- слушать и понимать речь других.
Предметными результатами изучения курса «Математика и конструирование» является формирование следующих знаний и умений:
- иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.
По художественно-творческой изобразительной деятельности:
- знать особенности материалов, используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа.
- уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний.
По трудовой (технико-технологической) деятельности:
Знать:
- виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, клей), их свойства и названия;
- конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
- названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы с ними;
- технологическую последовательность изготовления несложных изделий:
- разметка,
- резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибанием, по шаблону;
- способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
- виды отделки: раскрашивание, аппликация.
Уметь:
- под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
- самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий.
- реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.
2. Содержание учебного предмета, курса
Геометрическая составляющая
Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.
Многоугольник — замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т. д. Периметр многоугольника. Виды треугольников: по соотношению сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний); по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, разносторонний. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и неоцифрованной линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с использованием свойств его диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами.
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника (квадрата) и окружности. Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.
Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Свойства граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Куб. Грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера.
Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии.
Конструирование
Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», «Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники.
Чертёж. Линии на чертеже: основная, сплошная тонкая, штрихпунктирная. Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу.
Технологический рисунок. Изготовление аппликаций по технологическому рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической карте.
Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жёсткое, внахлёстку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей различных моделей геометрических фигур и изделий.
Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников. Изготовление игр геометрического содержания.
Изготовление фигур, имеющих заданное количество осей симметрии.
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Наименование раздела/ темы | Кол. часов | В том числе контрольных работ |
1-2 | Повторение геометрического материала: отрезок, угол, ломаная, прямоугольник, квадрат. Изготовление изделий в технике оригами – «Воздушный змей». | 2 | |
3 | Треугольник. Соотношение длин сторон треугольника. | 1 | |
4-8 | Прямоугольник. Практическая работа «Изготовление модели складного метра». Свойство противоположных сторон прямоугольника. Диагонали прямоугольника и их свойства. Квадрат. Диагонали квадрата и их свойства. Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью чертежного треугольника. | 5 | |
9-10 | Середина отрезка. | 2 | |
11 | Построение отрезка, равного данному, с помощью циркуля. | 1 | |
12-14 | Практические работы: «Изготовление пакета для хранения счетных палочек», «Изготовление подставки для кисточки», «Преобразование фигур по заданному правилу и по воображению». | 3 | |
15-19 | Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Построение прямоугольника, вписанного в окружность. | 5 | |
20-22 | Практические работы: «Изготовление ребристого шара. Изготовление аппликации «Цыпленок». | 3 | |
23 | Деление окружности на 6 равных частей. Вычерчивание «розеток». | 1 | |
24-25 | Чертёж. Практическая работа «Изготовление закладки для книги» по предложенному чертежу с использованием в качестве элементов прямоугольников, треугольников, кругов. Технологическая карта. Составление плана действий по технологической карте (как вырезать кольцо). | 2 | |
26-27 | Чтение чертежа. Соотнесение чертежа с рисунком будущего изделия. Изготовление по чертежу аппликации «Автомобиль». Изготовление чертежа по рисунку изделия. | 2 | |
28-29 | Изготовление по чертежу аппликаций «Трактор с тележкой», «Экскаватор». | 2 | |
30-31 | Оригами. Изготовление изделий «Щенок», «Жук». | 2 | |
32-34 | Работа с набором «Конструктор». Детали, правила приёмы работы с деталями и инструментами набора. Вид соединений. Конструирование различных предметов с использованием деталей набора «Конструктор». Усовершенствование изготовленных изделий. | 3 | |
ИТОГО: | 34 час. | 0 к/р, 0 л/р, 0 пр/р |
5. Календарно-тематическое планирование
Номер урока | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Даты проведения | |
план | факт | |||
1-2 | Повторение геометрического материала: отрезок, угол, ломаная, прямоугольник, квадрат. Изготовление изделий в технике оригами – «Воздушный змей». | 2 | 02.09 09.09 | |
3 | Треугольник. Соотношение длин сторон треугольника. | 1 | 16.09 | |
4-8 | Прямоугольник. Практическая работа «Изготовление модели складного метра». Свойство противоположных сторон прямоугольника. Диагонали прямоугольника и их свойства. Квадрат. Диагонали квадрата и их свойства. Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью чертежного треугольника. | 5 | 23.09 07.10 14.10 21.10 11.11 | |
9-10 | Середина отрезка. | 2 | 18.11 25.11 | |
11 | Построение отрезка, равного данному, с помощью циркуля. | 1 | 02.12 | |
12-14 | Практические работы: «Изготовление пакета для хранения счетных палочек», «Изготовление подставки для кисточки», «Преобразование фигур по заданному правилу и по воображению». | 3 | 09.12 16.12 23.12 | |
15-19 | Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Построение прямоугольника, вписанного в окружность. | 5 | 13.01 20.01 27.01 03.02 10.02 | |
20-22 | Практические работы: «Изготовление ребристого шара. Изготовление аппликации «Цыпленок». | 3 | 17.02 27.02 03.03 | |
23 | Деление окружности на 6 равных частей. Вычерчивание «розеток». | 1 | 10.03 | |
24-25 | Чертёж. Практическая работа «Изготовление закладки для книги» по предложенному чертежу с использованием в качестве элементов прямоугольников, треугольников, кругов. Технологическая карта. Составление плана действий по технологической карте (как вырезать кольцо). | 2 | 17.03 07.04 | |
26-27 | Чтение чертежа. Соотнесение чертежа с рисунком будущего изделия. Изготовление по чертежу аппликации «Автомобиль». Изготовление чертежа по рисунку изделия. | 2 | 14.04 21.04 | |
28-29 | Изготовление по чертежу аппликаций «Трактор с тележкой», «Экскаватор». | 2 | 28.04 05.05 | |
30-31 | Оригами. Изготовление изделий «Щенок», «Жук». | 2 | 12.05 19.05 | |
32-34 | Работа с набором «Конструктор». Детали, правила приёмы работы с деталями и инструментами набора. Вид соединений. Конструирование различных предметов с использованием деталей набора «Конструктор». Усовершенствование изготовленных изделий. | 3 | 26.05 | |
ИТОГО: | 34 час. | 0 к/р, 0 л/р, 0 пр/р |
Лист
корректировки рабочей программы
№ п/п | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика и конструирование"
Рабочая программа по математике и конструированию составлена на основе рабочей программы «Математика» Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова и др. – М.: «...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ЛЕГО-конструирование»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ЛЕГО-конструирование» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего о...
Программа курса внеурочной деятельности "Математика и конструирование"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности предназначена обучающимся 1-4 классов по УМК "Школа России" С.И. Волковой, О.Л. Пчелкиной....
Программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика: моделирование и конструирование"
Программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика: моделирование и конструирование"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы логики и конструирования" в 1 классе
Данный курс имеет пропедевтический (подготовительный) характер по отношению к внеурочной деятельности в области «Робототехника», а также таким дисциплинам, как информатика, математика (в с...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математика и конструирование»
Рабочие программы по внеурочной деятельности разрабатываю на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравстве...
Программа курса внеурочной деятельности «Лего-конструирование» технической направленности стартовый уровень
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...