Оценка метапредметных результатов в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenka_metapredmetnyh_rezultatov.docx | 23.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценка метапредметных результатов
в начальной школе.
В настоящее время наша школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного –т.е. квалифицированного исполнителя.
Но современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.
Т.е. сегодня школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе»
Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний и умений, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» ФГОС определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогут преодолеть горы знаний.
Понятие метапредметности
Что такое метапредметы?
Метапредметы – это предметы отличные от предметов традиционного цикла, это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных предметов.
В ее основе лежит мыследеятельностный тип изучения учебного материала и создаются условия, при которых ученик начал бы рефлексировать собственный процесс работы: что именно он мысленно проделал, как двигался, к каким результатам пришел.
Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.
Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД) –современная задача, поставленная перед школой.
В составе основных видов метапредметных универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют три блока:
1) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
2) познавательный;
3) коммуникативный
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Например, для формирования регулятивных УУД – подбираются задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например с выводом в рамке.
- К познавательным УУД:
- Способность обучающихся принимать и сохранять учебную цель и задачи (1 уровень);
- Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников (2 уровень);
- Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач (3 уровень) .
Для формирования познавательных УУД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.
- К коммуникативным УУД:
- Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем;
- Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
- Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; владение монологической и диалогической формами речи; умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.
Для формирования коммуникативных УУД – предлагаются задания для работы в паре, группе.
- Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:
- Решение задач творческого и поискового характера;
- Учебное проектирование;
- Итоговые проверочные работы;
- Комплексные работы на межпредметной основе;
- Мониторинг сформированности основных учебных умений.
- Методы оценочной деятельности: наблюдение, тестирование, практические работы и рисунки.
Может оцениваться сформированность умения работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д.
- Формы оценки:
- индивидуальные, групповые, фронтальные;
- устный и письменный опрос;
- Методы контроля:
наблюдение, проектирование, тестирование.
- Инструментарий контроля:
лист самооценки, задания, отражающие формирование УУД, карта наблюдений, тест, мониторинг .
- Устная самооценка
- Сегодня на уроке:
- Я научился…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Могу похвалить себя за то, что…
- Больше всего мне понравилось…
- Мне показалось важным…
- Для меня было открытием то, …
Мониторинг сформированности метапредметных универсальных учебных действий позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими, поможет скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса.
Вывод:
Сформированность метапредметных УУД обеспечивает овладение школьниками ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Своевременно сформированные метапредметные УУД являются условием успешного овладения учебным материалом по различным предметам, а, следовательно, средством повышения качества и эффективности обучения школьника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы отслеживания метапредметных результатов в начальной школе.
Способы отслеживания метапредметных результатов в начальной школе. Презентация...
Мониторинг метапредметных результатов учащихся начальной школы на основе диагностических комплектов «Школьный старт» и «Учусь учиться и действовать»
Текстовое сопровождение к презентации ...
"Оценка метапредметных результатов учащихся начальных классов в рамках ФГОС НОО"
Начальная школа приступила к реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, который устанавливает требования к достижению новых образовательных результатов. ...
Выступление на педагогическом совете" Оценка метапредметных результатов в основной школе: смысловое чтение".
При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательск...
Методы и формы оценивания метапредметных результатов по русскому языку и математике по УМК «Планета Знаний» в соответствии с требованиями ФГОС. Комплексная работа-средство формирующего оценивания достижений метапредметных результатов в начальной школе
Внедрение ФГОС повлекло за собой изменения подходов к оцениванию достижений учащихся....
Презентация для проведения квеста для молодых педагогов начальных классов. Тема: "Требования ФГОС к оценке планируемых результатов в начальной школе"
Презентация содержит материалы для обобщения с молодыми педагогами требований ФГОС к оценке планируемых результатов в начальной школе....
Выступление на педагогическом совете "Оценка метапредметных результатов в начальной школе.Итоги ВПР в 4-ых классах".
Выступление на педагогическом совете "Оценка метапредметных результатов в начальной школе.Итоги ВПР в 4-ых классах"....