Оценка метапредметных результатов в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Бородинова Татьяна Владимировна
Оценка результатов освоения общеобразовательных программ является необходимым условием реализации системы требований государственных образовательных стандартов. Перед школой остро встала и в настоящее время остаѐтся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenka_metapredmetnyh_rezultatov.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

Оценка метапредметных результатов
в начальной школе.

В настоящее время наша  школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного –т.е.  квалифицированного исполнителя.

Но современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.

Т.е. сегодня школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе»

Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний и умений, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» ФГОС определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

 Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогут преодолеть горы знаний.

Понятие метапредметности

Что такое метапредметы?

Метапредметы – это предметы отличные от предметов традиционного цикла, это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных предметов.

В ее основе лежит мыследеятельностный тип изучения учебного материала и создаются условия, при которых ученик начал бы рефлексировать собственный процесс работы: что именно он мысленно проделал, как двигался, к каким результатам пришел.

Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.

Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД) –современная задача, поставленная перед школой.

В составе основных видов метапредметных универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют три блока:

1) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

2) познавательный;

3) коммуникативный

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Например, для формирования регулятивных УУД – подбираются задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например  с выводом в рамке.

  • К познавательным УУД:
  • Способность обучающихся принимать и сохранять учебную цель и задачи (1 уровень);
  • Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников (2 уровень);
  • Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения  учебно-познавательных и практических задач (3 уровень) .

Для формирования познавательных УУД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.

  • К коммуникативным УУД:
  • Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем;
  • Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
  • Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; владение монологической и диалогической формами речи; умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.

Для формирования коммуникативных УУД – предлагаются задания для работы в паре, группе.

  • Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:
  •          Решение задач творческого и поискового характера;
  • Учебное проектирование;
  • Итоговые проверочные работы;
  • Комплексные работы на межпредметной основе;
  • Мониторинг сформированности основных учебных умений.
  • Методы оценочной деятельности:         наблюдение, тестирование, практические         работы и рисунки.

        Может оцениваться сформированность умения             работать в группе,         слушать и слышать         собеседника, координировать свои действия с         партнёрами и т.д.

  • Формы оценки:
  • индивидуальные, групповые, фронтальные;
  • устный и письменный опрос;
  • Методы контроля:

        наблюдение, проектирование, тестирование.

  • Инструментарий контроля:

            лист самооценки, задания, отражающие формирование УУД,             карта         наблюдений, тест, мониторинг .

  • Устная самооценка
  • Сегодня на уроке:
  • Я научился…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Могу похвалить себя за то, что…
  • Больше всего мне понравилось…
  • Мне показалось важным…
  • Для меня было открытием то, …

         Мониторинг сформированности метапредметных универсальных учебных действий позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими, поможет скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса.

Вывод:

Сформированность метапредметных УУД  обеспечивает овладение школьниками ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Своевременно сформированные метапредметные УУД  являются условием успешного овладения учебным материалом по различным предметам, а, следовательно, средством повышения качества и эффективности обучения школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы отслеживания метапредметных результатов в начальной школе.

Способы отслеживания метапредметных результатов в начальной школе. Презентация...

"Оценка метапредметных результатов учащихся начальных классов в рамках ФГОС НОО"

Начальная школа приступила к реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, который устанавливает требования к достижению новых образовательных результатов. ...

Выступление на педагогическом совете" Оценка метапредметных результатов в основной школе: смысловое чтение".

При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательск...

Презентация для проведения квеста для молодых педагогов начальных классов. Тема: "Требования ФГОС к оценке планируемых результатов в начальной школе"

Презентация содержит материалы для обобщения с молодыми педагогами  требований  ФГОС к оценке планируемых результатов в начальной школе....

Выступление на педагогическом совете "Оценка метапредметных результатов в начальной школе.Итоги ВПР в 4-ых классах".

Выступление на педагогическом совете "Оценка метапредметных результатов в начальной школе.Итоги ВПР в 4-ых классах"....