Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности. "Шахматы".
рабочая программа (2 класс)
Актуальность программы продиктована требованиями времени. Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы - часть мирового культурного пространства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty_2_klass_-_kopiya.doc | 49.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» для 2-х классов подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе примерной программы внеурочной деятельности «Физическая культура. Динамические шахматы». Авторы: ВолковаЕ. И., ПрудниковаЕ. А. Рабочие программы. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных школ. — М.: «RUSSIANCHESSHOUSE/Русский Шахматный Дом», 2015
(ФИДЕ) выбрала девиз: «Gensunasumus», «Мы все - одна семья». Шахматы доступны людям Актуальность программы продиктована требованиями времени. Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы - часть мирового культурного пространства.
Цель программы:
Общие:
- гармоничное развитие детей, увеличение объёма их двигательной активности, укрепление здоровья;
- обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам;
- выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, интеллектуально-спортивным подвижным играм, различным формам активного отдыха и досуга.
Образовательные:
- освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития шахмат;
- освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур, особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально-спортивных подвижных игр;
- овладение приемами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых положениях;
- освоение принципов игры в дебюте, методов краткосрочного планирования действий во время партии;
- обучение новым двигательным действиям средствами шахмат и использование шахматной игры в прикладных целях для увеличения двигательной активности и оздоровления;
- обучение приёмам и методам шахматной борьбы с учетом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Оздоровительные:
- формирование представлений об интеллектуальной и физической культуре вообще и о шахматах в частности;
- формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных, эмоциональных и двигательных проявлений;
- укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей их организма;
Воспитательные:
- приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и физическими упражнениям, играм, и использование их в свободное время;
- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
- воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуально-физкультурным занятиям.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Учебный курс «Физическая культура. Динамичные шахматы» изменяет характер и содержание труда учащихся, требуя приложений всей совокупности человеческих сил и способностей: интеллектуальных, духовно-нравственных и физических. Основное содержание учебного курса составляют средства, максимально удовлетворяющие требованиям ФГОС начального общего образования.
«Физическая культура. Динамичные шахматы» является модульным курсом, который может быть использован в общеобразовательной школе для изучения шахматной теории и практики в рамках 3-го урока физической культуры и включён в целостный образовательный процесс.
Настоящая программа включает два основных раздела:
- «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры».
- «Спортивно-соревновательная деятельность».
В разделе «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры» представлены история, основные термины и понятия, требования техники безопасности. Представлены образовательные аспекты, которые ориентированы на изучение основ теории и практики шахматной игры и интегрирование базовых шахматных знаний с двигательной активностью во время урока.
Раздел «Спортивно-соревновательная деятельность включает в себя:
- организацию и проведение шахматных соревнований;
- проведение конкурсов решений задач;
В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов и даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики ориентируют учителя физической культуры на порядок освоения знаний в области данного вида спорта.
Программа реализуется в соответствии с действующим законодательством о самостоятельности образовательной организации в осуществлении образовательной деятельности и возможности свободы выбора в части образовательных программ (в рамках физического воспитания обучающихся в том числе) в соответствии с интересами детей и подростков (Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации, ст. 28 п. 2, п. 3 п. п. 6 и 16).
Эффективность использования системы шахматных уроков в начальных классах доказана положительным влиянием на общий педагогический процесс обучения в школе.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа разработана для учащихся 1-4 классов и рассчитана на 4 года обучения.
Рабочая программа рассчитана на 135 ч. на четыре года обучения: в 1 классе — 33 часа, а во 2,3 и 4 классах по 34 ч. в каждом классе ежегодно.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание учебного предмета направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности.
В этой связи ценностными ориентирами содержания Программы «Физическая культура. Динамические шахматы», которые соответствуют целевым установкам системы начального общего образования, являются:
- формирование у обучающихся:
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и её историю;
- восприятия мира, как единого целого при наличии в неё разнообразия культур, национальностей, религий;
- доброжелательности, доверия и внимания к людям;
- готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважения к окружающим (умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать собственное решения с учетом позиций всех участников процесса);
- развитие ценностно-смысловой сферы личности обучающегося на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма;
- развитие у обучающихся умения учиться, как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности в сфере шахмат и физической культуры;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке), направленной на укрепление собственного здоровья;
- развитие самостоятельности, инициативности и ответственности, как условий для самоактуализации обучающегося:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
- формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей;
- формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности, в пределах своих возможностей;
• воспитание чувства уважения к результатам труда других людей.
Учебный материал данной программы позволяет сформировать у школьников младших классов позитивное отношение к познавательной деятельности, установку на сохранение и укрепление интеллектуального, физического и духовно-нравственного здоровья, освоить умения и навыки ведения здорового и безопасного образа жизни.
- ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Данная Программа предусматривает достижение определённые результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения Программы — отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала. Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;
- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения Программы — характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- овладение способом структурирования шахматных знаний;
- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
- овладение способом поиска необходимой информации;
- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
- умение строить логические цепи рассуждений;
- умение анализировать результат своих действий;
- умение воспроизводить по память информацию;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою позицию до других;
- умения учитывать позицию партнёра (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практическиедействия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения Программы — характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура. Динамические шахматы».
В результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по Программе обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны приобрести:
- знания о роли физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, интеллектуального и духовно-нравственного), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
- знания о истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения в жизнедеятельности человека, её места в физической культуре и спорте;
- знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала в двигательной активности;
- умение участвовать в интеллектуально-физкультурной деятельности (интеллектуально-спортивных динамичных играх, подвижных играх разнообразной интенсивности, соревнованиях и турнирах, спортивных эстафетах и шахматных праздниках);
- навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры и подвижных игр.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры.
История шахмат.
Шахматная игра как спорт в международном сообществе, цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение. История зарождения и развития шахматной игры, их роль в современном обществе. Чемпионы Мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры с их практическим применением в двигательной активности посредством организации ситуативной (в зависимости от изучаемой темы) интеллектуально-физической деятельности.
Правила техники безопасности во время занятий, понятие о травмах и их предупреждении. Правила проведения восстановительных процедур: физкультминутки, кинезиологические упражнения, дыхательная гимнастика. Шахматные соревнования и правила поведения спортсменов.
Структура и содержание тренировочных занятий по динамичным шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; ход и взятие каждой фигурой, партнеры, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приемы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и не рокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей. Интегрирование базовых шахматных знаний с двигательной активностью во время урока.
Значение занятий динамичными шахматами в интеллектуальном, физическом развитии и профилактике вредных привычек.
Спортивно-соревновательная деятельность
Конкурсы решений задач, соревнования, спортивно-шахматные праздники.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
К концу второго учебного года (второго класса) обучающиеся должны:
- овладеть умением видеть нападение со стороны соперника, защищать свои фигуры, нападать и создавать угрозы;
- защищать свои фигуры от нападения и угроз;
- решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи;
- ставить мат одинокому королю ладьей и королем;
- разыгрывать шахматную партию с соперником от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте;
- реализовывать большое материальное преимущество.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Планирование прохождения программного материала по годам
обучения
№ п/п | Виды деятельности | Этапы обучения | |||
1 год | 2 год | 3 год | 4 год | ||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
Раздел 1. Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры | |||||
1 | История шахмат | 1 | 1 | 1 | 2 |
2 | Базовые понятия шахматной игры с их практическим применением в двигательной активности посредством организации ситуативной интеллектуально-физической деятельности | 28 | 20 | 20 | 19 |
Раздел 2. Спортивно-соревновательная деятельность | |||||
3 | Конкурсы решений | - | 4 | 4 | 2 |
4 | Соревнования | 2 | 8 | 10 | 10 |
5 | Спортивно-шахматные праздники | 1 | 1 | 1 | 1 |
Общее количество часов | 33 | 34 | 34 | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Содержание | Плановые сроки прохождения | Фактические сроки прохождения | Примечания |
1. | Обучение правилам техники безопасности (ТБ) во время занятий, соревнования и в спортивном зале. Чемпионы мира по шахматам и ведущие шахматисты мира | Беседа о ТБ История шахмат: знакомство с творчеством шахматистов-чемпионов мира, ведущих шахматистов. | 02.09-06.09 | ||
2. | Шахматные фигуры: названия, ходы, ценность фигур (повтор материала за 1-й класс) | Повторение | 09.09-13.09 | ||
3. | Нападение в шахматной партии. Шах. Зашита от шаха. Рокировка(повтор материала за 1-й класс) | Повторение | 16.09-20.09 | ||
4. | Мат, пат. Мат одинокому королю королем и ладьей. Мат в 1 ход. (Повтор материала за 1-й класс) | Повторение | 23.09-27.09 | ||
5. | Защита в шахматной партии | Уход из-под удара, уничтожение атакующей фигуры, защита своей фигурой, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. | 30.09-04.10 | ||
6. | Защита в шахматной партии | Перекрытие, контра нападение, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. | 14.10-18.10 | ||
7. | Конкурс решения позиций: Куда отойти?», «Что угрожает?», «Чем бить?» | Решение позиций | 21.10-25.10 | ||
8. | Шахматная комбинация: двойной удар | Знакомство с тактическим приёмом «двойной удар», способами нанесения двойного удара различными фигурами и пешками. Закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. | 28.10-01.11 | ||
9. | Шахматная комбинация: связка | Знакомство с тактическим приёмом «связка», «полная» и «неполная» связки, «давление» на связку. Закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. | 04.11-08.11 | ||
10. | Конкурс решения позиций | Решение позиций по темам «Связка» и «Двойной удар» | 11.11-15.11 | ||
11. | Ловля фигуры | Знакомство с новым тактическим приемом «ловля фигуры», способами его практического применения, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. | 25.11-29.11 | ||
12. | Сквозной удар | Знакомство с новым тактическим приемом «сквозной удар», способами его практического применения, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. | 02.12-06.12 | ||
13. | Мат на последней горизонтали | Слабость последней горизонтали, «форточка», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. | 09.12-13.12 | ||
14. | Конкурс решения позиций | Решение позиций | 16.12-20.12 | ||
15. | Открытый шах | Знакомство с новым тактическим приемом «открытый шах», способами его практического применения, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. | 23.12-27.12 | ||
16. | Двойной шах | Знакомство с новым тактическим приемом «двойной шах», способами его практического применения, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. | 06.01-10.01 | ||
17. | Шахматный турнир | Игровая практика | 13.01-17.01 | ||
18. | Шахматный турнир | Игровая практика | 20.01-24.01 | ||
19. | Шахматный турнир | Игровая практика | 27.01-31.01 | ||
20. | Шахматный турнир | Игровая практика | 03.02-07.02 | ||
21. | Основы игры в дебюте: дебютные ловушки | Детский мат, мат Легаля, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. | 10.02-14.02 | ||
22. | Основы игры в дебюте: короткие партии с иллюстрацией атаки на короля | Просмотр и анализ коротких партий | 17.02-21.02 | ||
23. | Основы игры в дебюте: короткие партии с иллюстрацией атаки на короля | Просмотр и анализ коротких партий | 02.03-06.03 | ||
24. | Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества | Знакомство с понятием «реализация преимущества», способ реализации преимущества: игра на мат, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. | 09.03-13.03 | ||
25. | Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества | Способ реализации преимущества: размен одноименных фигур для увеличения материального перевеса, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. | 16.03-20.03 | ||
26. | Повторение пройденного материала | Отработка техники матования одинокого короля различными фигурами, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. | 23.03-27.03 | ||
27. | Повторение пройденного материала | Шахматные комбинации в партиях великих шахматистов (двойной удар, связка, ловля фигуры) | 30.03-03.04 | ||
28. | Повторение пройденного материала | Шахматные комбинации в партиях великих шахматистов (открытый и двойной шахи, мат по последней горизонтали) | 06.04-10.04 | ||
29. | Конкурс решений | Решение позиций | 20.04-24.04 | ||
30. | Шахматный турнир | Игровая практика | 27.04-01.05 | ||
31. | Шахматный турнир | Игровая практика | 04.05-08.05 | ||
32. | Шахматный турнир | Игровая практика | 11.05-15.05 | ||
33. | Шахматный турнир | Игровая практика | 18.05-22.05 | ||
34. | Спортивно-шахматный праздник | Решение заданий, игровая практика | 25.05-29.05 |
Принята на заседании
Методического совета школы
Протокол №1 от 30.08.2019
Согласовано
Заместитель директора по ВР
_______________Т.А. Игнатова
30.08.2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по курсу внеурочной деятельности "Шахматы" - тема "Этот слон совсем на слона не похож".
Задачи: 1. Актуализировать и расширить знания учащихся о шахматной фигуре «Слон», повторить об изученных фигурах. 2. Развивать внимание, память, мелкую моторику учащихся, расширять кругозор учащихс...
Рабочая программ по внеурочной деятельности "Шахматы" 2 год обучения
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахма...
разработка по внеурочной деятельности "Шахматы" (второй год обучения) по теме: Шахматная нотация
Шахматная нотация — система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на доске....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 1-4 классы
Программа для младших школьников «Шахматы» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Ф...
Программа кружка по внеурочной деятельности "Шахматы"
Программа по шахматам составлена для обучающихся 1-4 классов. Программа рассчитана на 135 часов (1 час в неделю).Программа поддерживает устойчивый интерес к знаниям, делает обучение радостным. С...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы". Автор А.А. Тимофеев
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2-4 класса. Содержание авторской программы разбито на четыре модуля по 34 ч. На основании рекомендаций автора программы скомпонован курс, рассчитанный ...