Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности. "Шахматы".
рабочая программа (2 класс)

Громова Наталья Васильевна

Актуальность программы продиктована требованиями времени. Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы - часть мирового культурного пространства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shahmaty_2_klass_-_kopiya.doc49.6 КБ

Предварительный просмотр:

        

                   

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Рабочая программа внеурочной деятельности  «Шахматы» для 2-х классов подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе примерной программы внеурочной деятельности «Физическая культура. Динамические шахматы». Авторы: ВолковаЕ. И., ПрудниковаЕ. А. Рабочие программы. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных школ. — М.: «RUSSIANCHESSHOUSE/Русский Шахматный Дом», 2015

 (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gensunasumus», «Мы все - одна семья». Шахматы доступны людям Актуальность программы продиктована требованиями времени. Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы - часть мирового культурного пространства.

Цель программы:

Общие:

  • гармоничное развитие детей, увеличение объёма их двигательной активности, укрепление здоровья;
  • обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам;
  • выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;
  • развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, интеллектуально-спортивным подвижным играм, различным формам активного отдыха и досуга.

Образовательные:

  • освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития шахмат;
  • освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур, особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально-спортивных подвижных игр;
  • овладение приемами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых положениях;
  • освоение принципов игры в дебюте, методов краткосрочного планирования действий во время партии;
  • обучение новым двигательным действиям средствами шахмат и использование шахматной игры в прикладных целях для увеличения двигательной активности и оздоровления;
  • обучение приёмам и методам шахматной борьбы с учетом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.

Оздоровительные:

  • формирование представлений об интеллектуальной и физической культуре вообще и о шахматах в частности;
  • формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных, эмоциональных и двигательных проявлений;
  • укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей их организма;

Воспитательные:

  • приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и физическими упражнениям, играм, и использование их в свободное время;
  • воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
  • воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуально-физкультурным занятиям.

 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Учебный курс «Физическая культура. Динамичные шахматы» изменяет характер и содержание труда учащихся, требуя приложений всей совокупности человеческих сил и способностей: интеллектуальных, духовно-нравственных и физических. Основное содержание учебного курса составляют средства, максимально удовлетворяющие требованиям ФГОС начального общего образования.

«Физическая культура. Динамичные шахматы» является модульным курсом, который может быть использован в общеобразовательной школе для изучения шахматной теории и практики в рамках 3-го урока физической культуры и включён в целостный образовательный процесс.

Настоящая программа включает два основных раздела:

  • «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры».
  • «Спортивно-соревновательная деятельность».

В разделе «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры» представлены история, основные термины и понятия, требования техники безопасности. Представлены образовательные аспекты, которые ориентированы на изучение основ теории и практики шахматной игры и интегрирование базовых шахматных знаний с двигательной активностью во время урока.

Раздел «Спортивно-соревновательная деятельность включает в себя:

  • организацию и проведение шахматных соревнований;
  • проведение конкурсов решений задач;

В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов и даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики ориентируют учителя физической культуры на порядок освоения знаний в области данного вида спорта.

Программа реализуется в соответствии с действующим законодательством о самостоятельности образовательной организации в осуществлении образовательной деятельности и возможности свободы выбора в части образовательных программ (в рамках физического воспитания обучающихся в том числе) в соответствии с интересами детей и подростков (Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации, ст. 28 п. 2, п. 3 п. п. 6 и 16).

Эффективность использования системы шахматных уроков в начальных классах доказана положительным влиянием на общий педагогический процесс обучения в школе.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа разработана для учащихся 1-4 классов и рассчитана на 4 года обучения.

Рабочая программа рассчитана на 135 ч. на четыре года обучения: в 1 классе — 33 часа, а во 2,3 и 4 классах по 34 ч. в каждом классе ежегодно.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНОГО КУРСА

Содержание учебного предмета направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности.

В этой связи ценностными ориентирами содержания Программы «Физическая культура. Динамические шахматы», которые соответствуют целевым установкам системы начального общего образования, являются:

  • формирование у обучающихся:
  • чувства сопричастности и гордости за свою Родину и её историю;
  • восприятия мира, как единого целого при наличии в неё разнообразия культур, национальностей, религий;
  • доброжелательности, доверия и внимания к людям;
  • готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • уважения к окружающим (умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать собственное решения с учетом позиций всех участников процесса);
  • развитие ценностно-смысловой сферы личности обучающегося на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма;
  • развитие у обучающихся умения учиться, как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности в сфере шахмат и физической культуры;
  • формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке), направленной на укрепление собственного здоровья;
  • развитие самостоятельности, инициативности и ответственности, как условий для самоактуализации обучающегося:
  • формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
  • развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
  • формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей;
  • формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности, в пределах своих возможностей;

•        воспитание чувства уважения к результатам труда других людей.

Учебный материал данной программы позволяет сформировать у школьников младших классов позитивное отношение к познавательной деятельности, установку на сохранение и укрепление интеллектуального, физического и духовно-нравственного здоровья, освоить умения и навыки ведения здорового и безопасного образа жизни.

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Данная Программа предусматривает достижение определённые результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Личностные результаты освоения Программы — отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала. Это:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
  • формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;
  • формирование основ шахматной культуры;
  • понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;
  • понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;
  • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
  • уважительное отношение к иному мнению;
  • приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
  • этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
  • умение управлять своими эмоциями;
  • дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
  • оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты освоения Программы — характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.

Познавательные УУД:

  • умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
  • овладение способом структурирования шахматных знаний;
  • овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
  • овладение способом поиска необходимой информации;
  • умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
  • овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
  • умение строить логические цепи рассуждений;
  • умение анализировать результат своих действий;
  • умение воспроизводить по память информацию;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения.

Коммуникативные УУД:

  • находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
  • формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
  • умение донести свою позицию до других;
  • умения учитывать позицию партнёра (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Регулятивные УУД:

  • умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практическиедействия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Предметные результаты освоения Программы — характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура. Динамические шахматы».

В результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по Программе обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны приобрести:

  • знания о роли физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, интеллектуального и духовно-нравственного), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
  • знания о истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения в жизнедеятельности человека, её места в физической культуре и спорте;
  • знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала в двигательной активности;
  • умение участвовать в интеллектуально-физкультурной деятельности (интеллектуально-спортивных динамичных играх, подвижных играх разнообразной интенсивности, соревнованиях и турнирах, спортивных эстафетах и шахматных праздниках);
  • навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры и подвижных игр.
  • СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры.

История шахмат.

Шахматная игра как спорт в международном сообществе, цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение. История зарождения и развития шахматной игры, их роль в современном обществе. Чемпионы Мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.

Базовые понятия шахматной игры с их практическим применением в двигательной активности посредством организации ситуативной (в зависимости от изучаемой темы) интеллектуально-физической деятельности.

Правила техники безопасности во время занятий, понятие о травмах и их предупреждении. Правила проведения восстановительных процедур: физкультминутки, кинезиологические упражнения, дыхательная гимнастика. Шахматные соревнования и правила поведения спортсменов.

Структура и содержание тренировочных занятий по динамичным шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; ход и взятие каждой фигурой, партнеры, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приемы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и не рокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей. Интегрирование базовых шахматных знаний с двигательной активностью во время урока.

Значение занятий динамичными шахматами в интеллектуальном, физическом развитии и профилактике вредных привычек.

Спортивно-соревновательная деятельность

Конкурсы решений задач, соревнования, спортивно-шахматные праздники.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

К концу второго учебного года (второго класса) обучающиеся должны:

  • овладеть умением видеть нападение со стороны соперника, защищать свои фигуры, нападать и создавать угрозы;
  • защищать свои фигуры от нападения и угроз;
  • решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи;
  • ставить мат одинокому королю ладьей и королем;
  • разыгрывать шахматную партию с соперником от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте;
  • реализовывать большое материальное преимущество.

  • ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Планирование прохождения программного материала по годам

обучения

п/п

Виды деятельности

Этапы обучения

1 год

2 год

3 год

4 год

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Раздел 1. Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры

1

История шахмат

1

1

1

2

2

Базовые понятия шахматной игры с их практическим применением в двигательной активности посредством организации ситуативной интеллектуально-физической деятельности

28

20

20

19

Раздел 2. Спортивно-соревновательная деятельность

3

Конкурсы решений

-

4

4

2

4

Соревнования

2

8

10

10

5

Спортивно-шахматные праздники

1

1

1

1

Общее количество часов

33

34

34

34

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование  разделов и тем

Содержание

Плановые

сроки прохождения

Фактические сроки прохождения

Примечания

1.

Обучение правилам техники безопасности (ТБ) во время занятий, соревнования и в спортивном зале. Чемпионы мира по шахматам и ведущие шахматисты мира

Беседа о ТБ

История шахмат: знакомство с творчеством шахматистов-чемпионов мира, ведущих шахматистов.

02.09-06.09

2.

Шахматные фигуры: названия, ходы, ценность фигур (повтор материала за 1-й класс)

Повторение

09.09-13.09

3.

Нападение в шахматной партии. Шах. Зашита от шаха. Рокировка(повтор материала за 1-й класс)

Повторение

16.09-20.09

4.

Мат, пат. Мат одинокому королю королем и ладьей. Мат в 1 ход. (Повтор материала за 1-й класс)

Повторение

23.09-27.09

5.

Защита в шахматной партии

Уход из-под удара, уничтожение атакующей фигуры, защита своей фигурой, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

30.09-04.10

6.

Защита в шахматной партии

Перекрытие, контра нападение, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

14.10-18.10

7.

Конкурс решения позиций: Куда отойти?», «Что угрожает?», «Чем бить?»

Решение позиций

21.10-25.10

8.

Шахматная комбинация: двойной удар

Знакомство с тактическим приёмом «двойной удар», способами нанесения двойного удара различными фигурами и пешками. Закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

28.10-01.11

9.

Шахматная комбинация: связка

Знакомство с тактическим приёмом «связка», «полная» и «неполная» связки, «давление» на связку. Закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

04.11-08.11

10.

Конкурс решения позиций

Решение позиций по темам «Связка» и «Двойной удар»

11.11-15.11

11.

Ловля фигуры

Знакомство с новым тактическим приемом «ловля фигуры», способами его практического применения, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

25.11-29.11

12.

Сквозной удар

Знакомство с новым тактическим приемом «сквозной удар», способами его практического применения, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

02.12-06.12

13.

Мат на последней горизонтали

Слабость последней горизонтали, «форточка», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

09.12-13.12

14.

Конкурс решения позиций

Решение позиций

16.12-20.12

15.

Открытый шах

Знакомство с новым тактическим приемом «открытый шах», способами его практического применения, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

23.12-27.12

16.

Двойной шах

Знакомство с новым тактическим приемом «двойной шах», способами его практического применения, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

06.01-10.01

17.

Шахматный

турнир

Игровая практика

13.01-17.01

18.

Шахматный

турнир

Игровая практика

20.01-24.01

19.

Шахматный

турнир

Игровая практика

27.01-31.01

20.

Шахматный

турнир

Игровая практика

03.02-07.02

21.

Основы игры в дебюте: дебютные ловушки

Детский мат, мат Легаля, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

10.02-14.02

22.

Основы игры в дебюте: короткие партии с иллюстрацией атаки на короля

Просмотр и анализ коротких партий

17.02-21.02

23.

Основы игры в дебюте: короткие партии с иллюстрацией атаки на короля

Просмотр и анализ коротких партий

02.03-06.03

24.

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества

Знакомство с понятием «реализация преимущества», способ реализации преимущества: игра на мат, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

09.03-13.03

25.

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества

Способ реализации преимущества: размен одноименных фигур для увеличения материального перевеса, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

16.03-20.03

26.

Повторение

пройденного

материала

Отработка техники матования одинокого короля различными фигурами, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

23.03-27.03

27.

Повторение

пройденного

материала

Шахматные комбинации в партиях великих шахматистов (двойной удар, связка, ловля фигуры)

30.03-03.04

28.

Повторение

пройденного

материала

Шахматные комбинации в партиях великих шахматистов (открытый и двойной шахи, мат по последней горизонтали)

06.04-10.04

29.

Конкурс

решений

Решение позиций

20.04-24.04

30.

Шахматный

турнир

Игровая практика

27.04-01.05

31.

Шахматный

турнир

Игровая практика

04.05-08.05

32.

Шахматный

турнир

Игровая практика

11.05-15.05

33.

Шахматный

турнир

Игровая практика

18.05-22.05

34.

Спортивно-шахматный

праздник

Решение заданий, игровая практика

25.05-29.05

Принята на заседании

Методического совета школы

Протокол №1 от 30.08.2019

Согласовано

Заместитель директора по ВР

_______________Т.А. Игнатова

30.08.2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по курсу внеурочной деятельности "Шахматы" - тема "Этот слон совсем на слона не похож".

Задачи: 1. Актуализировать и расширить знания учащихся о шахматной фигуре «Слон», повторить об изученных фигурах. 2. Развивать внимание, память, мелкую моторику учащихся, расширять кругозор учащихс...

Рабочая программ по внеурочной деятельности "Шахматы" 2 год обучения

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахма...

разработка по внеурочной деятельности "Шахматы" (второй год обучения) по теме: Шахматная нотация

Шахматная нотация — система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на доске....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 1-4 классы

         Программа для младших школьников «Шахматы» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Ф...

Программа кружка по внеурочной деятельности "Шахматы"

Программа по шахматам составлена для обучающихся 1-4  классов. Программа рассчитана на 135 часов (1 час в неделю).Программа поддерживает устойчивый интерес к знаниям, делает обучение радостным. С...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы". Автор А.А. Тимофеев

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2-4 класса. Содержание авторской программы разбито на четыре модуля по 34 ч. На основании рекомендаций автора программы скомпонован курс, рассчитанный ...