Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы". Автор А.А. Тимофеев
рабочая программа (2 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2-4 класса. Содержание авторской программы разбито на четыре модуля по 34 ч. На основании рекомендаций автора программы скомпонован курс, рассчитанный на преподавание шахмат в течение трёх лет с периодичностью:
2 класс – 2 раза в неделю,
3 и 4 класс – 1 раз в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_rp_2-4_kl_shahmaty.docx | 102.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
Белгородского района Белгородской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Журавлевская средняя общеобразовательная школа
Белгородского района Белгородской области»
«Согласовано» заместитель директора по воспитательной работе ________________ /Блажко Е.А./ «_____»_____________ 2016 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Журавлевская СОШ» ______________ /Самойлова О.В./ «_____»_____________ 2016 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Шахматы»
Срок реализации – 3 года
Возраст учащихся:
1 год - 7 - 8 лет
2 год – 8 - 9 лет
3 год - 9 - 10 лет
Разработала
учитель начальных классов
МОУ «Журавлевская СОШ»
Бабаева Ирина Юрьевна
с. Журавлевка
2016
Рабочая программа: «Шахматы» спортивно-оздоровительной направленности разработана на основе авторской программы «Шахматы» (авт. А.А.Тимофеев) // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. — 168 с.
Автор программы: А.А.Тимофеев.
Программа рассмотрена на заседании педагогического совета
от «__» _____ 2016 г., протокол № ___
Председатель ____________(________________________________________)
РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Шахматы» разработана на основе авторской программы А.А.Тимофеева «Шахматы»// Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана- Граф, 2011. — 168 с., в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Программа разработана для использования в муниципальном общеобразовательном учреждении «Журавлевская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области» во 2-4 классах.
Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. В связи с этим не случаен интерес к шахматам как к одной из самых эффективных игр, способствующих интеллектуальному развитию человека.
Общая характеристика внеурочной деятельности. Главная цель внеурочного курса — развитие мышления младшего школьника во всех его проявлениях — от наглядно-образного мышления до комбинаторного, тактического и творческого.
Цель программы:
- создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в
- обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и
- творческого потенциала создание условий для многогранного развития и
- социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время;
- развитие мышления младшего школьника во всех его проявлениях - от наглядно
- образного мышления до комбинаторного, тактического и творческого.
Задачи:
- развитие внимания и мотивации школьника;
- развитие наглядно-образного мышления;
- организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся;
- включение учащихся в разностороннюю деятельность;
- формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
- воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей,
- целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
Установлено, что наиболее благоприятным для развития мышления ребёнка является возрастной период от 7 до 12 лет, поэтому наибольший эффект можно получить от преподавания шахмат в начальной школе. Это обстоятельство подчёркивал известный советский педагог В.А. Сухомлинский: «В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам. Без шахмат невозможно себе представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы».
Достоинство шахмат как модели для изучения некоторых универсальных понятий и закономерностей в начальной школе заключается в том, что это игра. Очень интересную мысль о сути игры высказал И. Рыбин: «Всё разнообразие изобретённых человечеством игр — это, в сущности, множество моделей, которые имитируют различные типы тактических и стратегических задач мышления. Развлекательная форма игр выполняет ту же функцию, что и всё остальное, предназначенное для поощрения к жизненно необходимому поведению».
Место в учебном плане. Содержание авторской программы разбито на четыре модуля по 34 ч. На основании рекомендаций автора программы скомпонован курс, рассчитанный на преподавание шахмат в течение трёх лет с периодичностью:
2 класс – 2 раза в неделю,
3 и 4 класс – 1 раз в неделю.
Учителю даётся право перераспределять количество часов, отведённое на изучение конкретных тем, а также варьировать последовательность прохождения тем в зависимости от собственного опыта, подготовленности учащихся, а также от условий работы в данном классе.
РАЗДЕЛ 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Шахматы способствуют улучшению внимания школьника, а это одна из главных задач, стоящих перед учителями начальной школы. Шахматы учат ребёнка предупреждать и контролировать угрозы противника. В данном случае развитию внимания способствует мотивация, возникающая у школьника в процессе интеллектуального единоборства.
Важной задачей для современной начальной школы является развитие наглядно-образного мышления. На шахматном материале очень удобно формировать у младшего школьника рефлексию и определять её глубину.
Обучение младших школьников шахматам даёт положительные результаты уже сегодня, но от использования межпредметных связей можно ожидать дополнительного эффекта. Эффект будет получен за счёт комплексного представления младшему школьнику знаний и, как следствие, ускорения развития ученика. Установлено, что шахматы имеют тесные межпредметные связи почти со всеми предметами, составляющими базовый компонент образования в начальной школе. Специфика шахматной игры позволяет понять основы различных наук на шахматном материале. Например, обычное поле шахматной доски может рассматриваться как единица шахматного пространства (философский аспект), как элемент множества полей, образующих линию, или как множество, являющееся пересечением других множеств — вертикали, горизонтали и диагонали (теория множеств), как элемент кодирования (информатика) или как точка в системе координат (математика). Это позволяет достичь эффекта, о котором писал ещё Д. Максвелл: «Нет лучше способа сообщения уму знаний, чем метод преподнесения их в возможно более разнообразных формах».
Наиболее близким к шахматам предметом является математика, и в частности геометрия. Геометрическая составляющая шахмат особенно сильна. Например, правило квадрата и приём «Треугольник» в пешечном эндшпиле расширяют представления школьника об особенностях использования геометрических фигур в шахматной борьбе.
Уже в начале курса сведения об именах линий и полей при изучении темы «Шахматная доска» являются материалом по теме «Кодирование информации» — одной из важнейших в школьном курсе информатики.
Курс шахмат также обеспечивает пропедевтику курса менеджмента, так как в процессе игры реализуются функции контроля, планирования и анализа, как и при любом процессе управления. Шахматная партия является цепочкой принимаемых обеими сторонами решений, а каждый ход — это аргумент в споре двух конфликтующих структур.
Шахматы являются также удобным материалом для моделирования различных процессов.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения программы курса. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на занятии.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Уметь организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.).
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую, находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе, на улице, дома и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (команде). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Предметные результаты освоения программы курса. Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила. Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
К концу изучения модуля I учащиеся должны знать:
-шахматную доску и её структуру;
-обозначение полей линий;
-ходы и взятия всех фигур, рокировку;
-основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья, ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение, защита, три стадии шахматной партии, развитие и др.);
К концу изучения модуля I учащиеся должны уметь:
-играть партию от начала до конца по шахматным правилам;
-записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;
-находить мат в один ход в любых задачах такого типа;
-оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса
-планировать, контролировать и оценивать действия соперников;
-определять общую цель и пути еѐ достижения;
-решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.
К концу изучения модуля II учащиеся должны знать:
- выигрышные стратегии матования одинокого короля .
К концу изучения модуля II учащиеся должны уметь:
-ставить мат одинокому королю двумя ладьями, королём и ферзём, королём и ладьёй из любой позиции;
- понимать причины своего выигрыша и проигрыша;
- сравнивать и анализировать действия других игроков;
- разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили.
К концу изучения модуля III учащиеся должны знать:
- основные идеи комбинаций различных типов.
К концу изучения модуля III учащиеся должны уметь:
- осуществлять простейшие комбинации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата.
К концу изучения модуля IV учащиеся должны знать:
- понятия ограничения, открытой и полуоткрытой линии;
- слабые и сильные поля, форпост, силу и слабость изолированных пешек в центре,
централизацию блокады.
К концу изучения модуля IV учащиеся должны уметь:
- занимать и использовать открытые линии, 7 и 8 горизонтали;
- блокировать проходные пешки, оценивать качество расположения фигур;
- использовать базовые понятия.
РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Модуль I – 2 класс 1 полугодие
Шахматная доска и фигуры (3 ч)
Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат. Обозначение полей
и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.
Ходы и взятия фигур (12ч)
Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. Ударность и подвижность фигур в
зависимости от положения на доске. Угроза, нападение, защита. Превращение и взятие
на проходе пешкой. Значение короля.
Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шахматных позиций.
Практическая игра.
Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (10 ч) Способы защиты от
шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство и различие между понятиями шаха и
мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход. Пат. «Бешеные» фигуры. Сходство и
различие между понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе
вечный шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.
Запись шахматных ходов (2 ч)
Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация.
Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.
Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (2 ч) Ценность
фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от
ситуации на доске. Размен. Равноценный и неравноценный размен.
Материальный перевес, качество.
Общие принципы разыгрывания дебюта (5 ч)
Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в
дебюте. Классификация дебютов. Анализ учебных партий. Дебютные ловушки.
Раннее развитие ферзя
Дебютные ловушки
Шахматные соревнования
Модуль II – 2 класс 2 полугодие
Повторение (6ч)
Ходы и взятия фигур. Понятия шаха, мата и пата. Задачи на ценность. Правила
записи ходов. Принципы игры в дебюте, анализ учебных партий.
Защита (6ч)
Понятие о защите. Уничтожение атакующей фигуры, уход из-под удара,
перекрытие линии атаки, защита атакованной фигуры своей фигурой, контратака.
Реализация большого материального перевеса (10ч)
Матование одинокого короля ферзём и ладьёй, двумя ладьями, королём и ферзём,
королём и ладьёй как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции.
Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски.
Оппозиция.
Эндшпиль (9ч)
Общие принципы разыгрывания эндшпилей, их классификация.
- Пешечные эндшпили. Король и пешка против короля. Роль оппозиции, правило
квадрата, ключевые поля. Король и крайняя пешка против короля. Треугольник как
средство вынуждения цугцванга. Пешечный прорыв.
- Ладейные эндшпили. Ладья и пешка против короля. Позиция Филидора. Мост и его
построение. Правило Тарраша. Ферзь против пешки. Алгоритм выигрыша.
Практическая игра (3ч)
Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи.
Анализ ошибок.
Модуль III – 3 класс
Повторение (3ч)
Способы защиты от нападения. Матование одинокого короля. Простейшие
пешечные и ладейные эндшпили.
Тактика в шахматах и определение комбинации (29ч)
Тактические приёмы и комбинации.
Вариант, форсированный вариант, жертва. Двойной удар, связка, открытое
нападение, слабость последней горизонтали. Устранение защиты, отвлечение, завлечение,
блокировка, освобождение пространства, перекрытие, «мельница», «рентген», перегрузка,
разрушение пешечного прикрытия короля — основные идеи комбинаций. Комбинации на
сочетание идей.
Практическая игра(2ч)
Модуль IV – 4 класс
Атака в шахматной партии (3ч)
Король в центре. Атака позиции короткой рокировки. Атака при разносторонних
рокировках.
Оценка позиции(3ч)
Оценка позиции как разложение позиции на элементы. Материальное соотношение,
положение в центре, сильные и слабые поля, развитие фигур и наличие угроз с обеих
сторон как статические факторы, определяющие оценку позиции. Понятие о динамике
позиции.
Игра в середине партии (22ч)
Что делать после дебюта. Слабые поля. Временные и постоянные слабости.
Расположение фигур. Плохие и хорошие фигуры. Ограничение подвижности фигур.
Блокада. Централизация. Открытые линии. Полуоткрытые линии. Концентрация сил для
атаки важного пункта. Открытие и закрытие линий. Два слона. 7 и 8 горизонтали.
Форпост. Форпост на е5. Форпост на с15. Слабость комплекса полей. Фигуры и пешки в
центре. Висячие пешки.
Изолированные пешки. Центр и операции на фланге.
Практическая игра (6ч)
РАЗДЕЛ 4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебный план
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | ||
2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
1. | Модуль I | 34 ч. | ||
2. | Модуль II | 34 ч. | ||
3 | Модуль III | 34 ч. | ||
4 | Модуль IV | 34 ч. | ||
Итого: 136 ч. | 68 ч. | 34 ч. | 34 ч. |
Учебно-тематический план
1 год обучения (2 класс) - 68 ч.
№ | Разделы программы и темы учебных занятий | Всего часов | В том числе | ||
Теория | Практика | ||||
Модуль I – 1 полугодие | |||||
1.Фигуры и шахматная доска (3 ч) | |||||
1 | Шахматная доска. Легенда о возникновении шахмат. | 1 | 1 | ||
2 | Поля, линии. Обозначение полей и линий. | 1 | 1 | ||
3 | Шахматные фигуры и их обозначения | 1 | 1 | ||
2.Ходы и взятия фигур (12 ч) | |||||
4 | Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. | 1 | 1 | ||
5 | Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. | 1 | 1 | ||
6 | Практическая игра. | 1 | 1 | ||
7 | Угроза, нападение, защита. | 1 | 1 | ||
8 | Превращение и взятие на проходе пешкой. | 1 | 1 | ||
9 | Практическая игра. | 1 | 1 | ||
10 | Значение короля. | 1 | 1 | ||
11 | Шах. Короткая и длинная рокировка. | 1 | 1 | ||
12 | Практическая игра. | 1 | 1 | ||
13 | Начальная позиция. | 1 | 1 | ||
14 | Запись шахматных позиций. | 1 | 1 | ||
15 | Практическая игра. | 1 | 1 | ||
3.Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (10 ч) | |||||
16 | Способы защиты от шаха. | 1 | 1 | ||
17 | Открытый, двойной шах. | 1 | 1 | ||
18 | Мат. | 1 | 1 | ||
19 | Сходство и различие между понятиями шаха и мата. | 1 | 1 | ||
20 | Алгоритм решения задач на мат в один ход. | 1 | 1 | ||
21 | Пат. | 1 | 1 | ||
22 | «Бешеные» фигуры. | 1 | 1 | ||
23 | Сходство и различие между понятиями мата и пата. | 1 | 1 | ||
24 | Выигрыш, ничья, виды ничьей. | 1 | 1 | ||
25 | Правила шахматных соревнований. Шахматные часы. | 1 | 1 | ||
4.Запись шахматных ходов (2 ч) | |||||
26 | Принцип записи перемещения фигуры. Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. | 1 | 1 | ||
27 | Полная и краткая нотация. Шахматный диктант. | 1 | 1 | ||
5.Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (2 ч) | |||||
28 | Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. | 1 | 1 | ||
29 | Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество. | 1 | 1 | ||
6.Общие принципы разыгрывания дебюта (5 ч) | |||||
30 | Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. | 1 | 1 | ||
31 | Классификация дебютов. | 1 | 1 | ||
32 | Анализ учебных партий. | 1 | 1 | ||
33 | Раннее развитие ферзя. | 1 | 1 | ||
34 | Дебютные ловушки. | 1 | 1 | ||
Модуль I. Всего часов: | 34 | 20 | 14 | ||
Модуль II - 2 полугодие | |||||
7.Повторение (6 ч) | |||||
35 | Ходы и взятия фигур. | 1 | 1 | ||
36 | Понятия шаха, мата и пата. | 1 | 1 | ||
37 | Задачи на ценность. | 1 | 1 | ||
38 | Правила записи ходов. | 1 | 1 | ||
39 | Принципы игры в дебюте. | 1 | 1 | ||
40 | Анализ учебных партий. | 1 | 1 | ||
8.Защита (6 ч) | |||||
41 | 1. | Понятие о защите. | 1 | 1 | |
42 | 2. | Уничтожение атакующей фигуры. | 1 | 1 | |
43 | 3. | Уход из-под удара. | 1 | 1 | |
44 | 4. | Перекрытие линии атаки. | 1 | 1 | |
45 | 5. | Защита атакованной фигуры своей фигурой. | 1 | 1 | |
46 | 6. | Контратака. | 1 | 1 | |
9.Реализация большого материального перевеса (10 ч) | |||||
47-48 | 1-2 | Матование одинокого короля ферзём и ладьёй. | 2 | 1 | 1 |
49 | 3 | Матование двумя ладьями. | 1 | 1 | |
50-51 | 4-5 | Матование королём и ферзём. | 2 | 1 | 1 |
52 | 6 | Матование королём и ладьёй как игры с выигрышной стратегией. | 1 | 1 | |
53-54 | 7-8 | Матовые и патовые позиции. | 2 | 1 | 1 |
55 | 9 | Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски. | 1 | 1 | |
56 | 10 | Оппозиция. | 1 | 1 | |
10.Эндшпиль (9 ч) | |||||
57-59 | 1-3 | Общие принципы разыгрывания эндшпилей | 3 | 2 | 1 |
60-62 | 4-6 | Классификация эндшпилей. | 3 | 1 | 2 |
63-65 | 7-9 | Пешечные и ладейные эндшпили. | 3 | 2 | 1 |
11.Практическая игра (3 ч) | |||||
66-67 | 1-2 | Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи. | 2 | 2 | |
68 | 3 | Анализ ошибок. | 1 | 1 | |
Модуль II. Всего часов: | 34 | 18 | 16 | ||
Общее количество часов: | 68 | 38 | 30 |
Учебно-тематический план
2 год обучения (3 класс) - 34 ч.
№ | Разделы программы и темы учебных занятий | Всего часов | В том числе | ||
Теория | Практика | ||||
Модуль III | |||||
1.Повторение (3 ч) | |||||
1 | 1. | Способы защиты от нападения. | 1 | 1 | |
2 | 2. | Матование одинокого короля. | 1 | 1 | |
3 | 3. | Простейшие пешечные и ладейные эндшпили. | 1 | 1 | |
2.Тактика в шахматах и определение комбинации (29 ч) | |||||
4-5 | 1-2 | Тактические приёмы и комбинации. | 2 | 1 | 1 |
6 | 3 | Вариант. | 1 | 1 | |
7 | 4 | Форсированный вариант. | 1 | 1 | |
8 | 5 | Жертва. | 1 | 1 | |
9-10 | 6-7 | Двойной удар. | 2 | 1 | 1 |
11-12 | 8-9 | Связка. | 2 | 1 | 1 |
13-14 | 10-11 | Открытое нападение. | 2 | 1 | 1 |
15 | 12 | Слабость последней горизонтали. | 1 | 1 | |
16-17 | 13-14 | Устранение защиты. | 2 | 1 | 1 |
18 | 15 | Отвлечение. | 1 | 1 | |
19 | 16 | Завлечение. | 1 | 1 | |
20 | 17 | Блокировка. | 1 | 1 | |
21 | 18 | Освобождение пространства. | 1 | 1 | |
22 | 19 | Перекрытие. | 1 | 1 | |
23-24 | 20-21 | «Мельница». | 2 | 1 | 1 |
25-26 | 22-23 | «Рентген». | 2 | 1 | 1 |
27 | 24 | Перегрузка. | 1 | 1 | |
28-29 | 25-26 | Разрушение пешечного прикрытия короля. | 2 | 1 | 1 |
30-31 | 27-28 | Основные идеи комбинаций. | 2 | 1 | 1 |
32 | 29 | Комбинации на сочетание идей. | 1 | 1 | |
3.Практическая игра (2 ч) | |||||
33 | 1 | Игра «Два на два – меняемся!» | 1 | 1 | |
34 | 2 | Игра на победителя | 1 | 1 | |
Модуль III. Всего часов: | 34 | 17 | 17 |
Учебно-тематический план
3 год обучения (4 класс) – 34 ч.
№ | Разделы программы и темы учебных занятий | Всего часов | В том числе | ||
Теория | Практика | ||||
Модуль IV | |||||
1.Атака в шахматной партии (3 ч) | |||||
1 | 1 | Король в центре. | 1 | 1 | |
2 | 2 | Атака позиции короткой рокировки. | 1 | 1 | |
3 | 3 | Атака при разносторонних рокировках. | 1 | 1 | |
2.Оценка позиции (3 ч) | |||||
4 | 1 | Оценка позиции как разложение позиции на элементы. | 1 | 1 | |
5 | 2 | Материальное соотношение, положение в центре, сильные и слабые поля, развитие фигур и наличие угроз с обеих сторон как статические факторы, определяющие оценку позиции. | 1 | 1 | |
6 | 3 | Понятие о динамике позиции. | 1 | 1 | |
3.Игра в середине партии (22 ч) | |||||
7 | 1 | Что делать после дебюта. | 1 | 1 | |
8 | 2 | Слабые поля. | 1 | 1 | |
9 | 3 | Временные и постоянные слабости. | 1 | 1 | |
10 | 4 | Расположение фигур. | 1 | 1 | |
11 | 5 | Плохие и хорошие фигуры. | 1 | 1 | |
12 | 6 | Ограничение подвижности фигур. | 1 | 1 | |
13 | 7 | Блокада. | 1 | 1 | |
14 | 8 | Централизация. | 1 | 1 | |
15 | 9 | Открытые линии. | 1 | 1 | |
16 | 10 | Полуоткрытые линии. | 1 | 1 | |
17 | 11 | Концентрация сил для атаки важного пункта. | 1 | 1 | |
18 | 12 | Открытие и закрытие линий. | 1 | 1 | |
19 | 13 | Два слона. | 1 | 1 | |
20 | 14 | 7 и 8 горизонтали. | 1 | 1 | |
21 | 15 | Форпост. | 1 | 1 | |
22 | 16 | Форпост на е5. | 1 | 1 | |
23 | 17 | Форпост на d5. | 1 | 1 | |
24 | 18 | Слабость комплекса полей. | 1 | 1 | |
25 | 19 | Фигуры и пешки в центре. | 1 | 1 | |
26 | 20 | Висячие пешки. | 1 | 1 | |
27 | 21 | Изолированные пешки. | 1 | 1 | |
28 | 22 | Центр и операции на фланге. | 1 | 1 | |
4.Практическая игра (6 ч) | |||||
29-30 | 1 | Игра «Два на два – меняемся!» | 2 | 2 | |
31-32 | 2 | Игра на победителя | 2 | 2 | |
33 | 3 | Игра на время | 1 | 1 | |
34 | 4 | Шахматный турнир | 1 | 1 | |
Модуль IV. Всего часов: | 34 | 16 | 18 |
Приложение 1
Материально-техническое обеспечение
№ п/п | Наименование учебного оборудования |
1 | Книгопечатная продукция |
Учебно-методические комплекты (УМК) : Программа Книги о шахматах Энциклопедии Методическое пособие для учителя | |
2 | Наглядные пособия |
Коробки с деревянными шахматами Коробки с магнитными шахматами Плакаты: Различные позиции в шахматах | |
3 | Игры и игрушки |
Игры настольно-печатные «Чудесный мешочек» | |
4 | Учебное оборудование |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Учебный стол Учебный стул Учительский стол Учительский стул 5 Технические средства Компьютер Магнитофон Мультимедийный проектор | |
5 | Технические средства |
Компьютер Мультимедийный проектор |
Используемая литература
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2011.
3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
5. Программа «Шахматы – школе», автор А.А.Тимофеев
Оригинальные учебники и пособия-сказки в помощь обучающим детей шахматной игре
Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
Шахматы – школе/ Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991.
Дидактические шахматные сказки
Сухин И. Котята-хвастунишки // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.
Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.
Сухин И. От сказки – к шахматам.
Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы ACT, 1993.
Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски.
Сухин И. Хвастуны в Паламеде.
Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.
Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
Перечень диафильмов
Дамский Я. Анатолий Карпов – чемпион мира. – М.: Диафильм, 1982.
Сухин И. Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат. – М.: Диафильм, 1990.
Сухин И. Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат. – М.: Диафильм, 1992.
Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах
Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.
Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978.
Добрыня, посол князя Владимира (былина).
Драгунский В. Шляпа гроссмейстера.
Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.
Кумма А., Рунге С. Шахматный Король.
Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический мальчик.
Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка).
Остер Г. Полезная девчонка.
Пермяк Е. Вечный Король.
Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973.
Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде.
Тихомиров О. Чемпион Гога Ренкин.
Шаров А. Сказка о настоящих слонах.
Стихотворения о шахматах и шахматистах
Берестов В. В шахматном павильоне.
Берестов В. Игра.
Ильин Е. Приключения Пешки. – М.: ФиС, 1975.
Ильин Е. Средневековая легенда.
Квитко Л. Турнир.
Никитин В. Чья армия сильней? – Красноярск, 1977.
Сухин И. Волшебная игра.
Художественная литература для детей по шахматной тематике
Булычев К. Сто лет тому вперед.
Велтистов Е. Победитель невозможного.
Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания.
Крапивин В. Тайна пирамид.
Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье.
Лагин Л. Старик Хоттабыч.
Надь К. Заколдованная школа.
Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.
Носов Н. Незнайка в Солнечном городе.
Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль.
Раскатов М. Пропавшая буква.
Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки.
Сухин И. Страна Грез // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 4, 5.
Томин Ю. Шел по городу волшебник.
Чжан-Тянь-И. Секрет драгоценной тыквы.
Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина.
Шахматные игрушки и игры, которые можно сделать своими руками
Дидактические игрушки: “Горизонталь – вертикаль”, “Диагональ” (материал – плотная бумага, ватман, картон).
Шахматная матрешка.
Шахматные пирамидки.
Разрезные шахматные картинки.
Шахматное лото.
Шахматное домино.
Кубики с картинками шахматных фигур.
Темные и светлые кубики (из них ученики могут собирать горизонталь, вертикаль, диагональ).
Набор из 64 кубиков с картинками шахматных фигур, белых и черных полей, а также фигур, расположенных на белых и черных полях.
Летающие колпачки (около гнезд нарисованы шахматные фигуры и указана их относительная ценность).
Шахматная доска – куб с фрагментами доски (свидетельство на промышленный образец № 30936 от 28. 03. 1990 г., авторы; И. Г. Сухин, Г. П. Кондратьев).
Набор фрагментов шахматной доски (приоритетный № 4336153/12 от 30. 11. 1987 г., авторы: И. Г. Сухин, Г. П. Кондратьев).
Примечание. Повысить интерес детей к шахматным занятиям поможет чтение по ролям сказок из книги “Приключения в Шахматной стране”. Хотя при этом остается меньше времени на проведение дидактических игр, многие педагоги выбирают именно этот путь. Для них рекомендуется на 1-м занятии прочесть детям сказку “Шахматная беседка”, на 2-м занятии – главу “Линии”, на 3-м – “Диагональ”, на 4-м – “Чудесные фигуры”, на 5-м – “Ворота Каиссии”, на 6-м – “Я – Ладья”, на 8-м – “Этот слон совсем на слона не похож”, на 11-м – “В гостях у Ферзя”, на 14-м – “Кони черные и белые”, на 17-м – “Детский сад “Чудесная Пешка”, на 20-м – “Куда идет Король?”, на 22-м – “Ковер-самолет”, на 24-м – “Мат и пат”, на 26-м – “До свидания, Шахматная страна”.
Можно использовать на занятиях и журнальный вариант “Приключений в Шахматной стране” (Мурзилка. – 1993. – № 6–10; 1994. – № 1–4, 6), хотя в нем сделаны большие сокращения. С первыми тремя главами этой книги можно также познакомиться в газете “Начальная школа” (1994. – № 13. – С. 6).
http://chess-portal.net/interest/1175636527-kakie-kachestva-vospityvayut-shahmaty.html
http://2ls.ru/shahmatnye-stati/503-principy-igry-v-endshpile-shahmatnyh-okonchaniyah.html
Календарно-тематическое планирование – 2 класс
№ п/п | Пред. дата | Факт. дата | Тип (форма) | Тема учебного занятия | Всего ч. | Содержание деятельности | Воспитательная работа | |
Теоретическая часть занятий | Практическая часть занятий | |||||||
Модуль I – 1 полугодие 1.Фигуры и шахматная доска (3 ч) | ||||||||
Беседа. | Шахматная доска. Легенда о возникновении шахмат. | 1 | Чтение дидактической сказки "Удивительные приключения шахматной доски". Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Вертикальная линия. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. | “Горизонталь”. Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.). “Вертикаль”. То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски. “Диагональ”. То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски. “Волшебный мешочек”. В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана. | Воспитывать целеустремлён-ность, самообладание, бережное отношение ко времени Воспитывать стойкость характера, научиться логически мыслить. Тренировать усидчивость. | |||
Дискуссия. | Поля, линии. Обозначение полей и линий. | 1 | ||||||
Игра | Шахматные фигуры и их обозначения | 1 | ||||||
2.Ходы и взятия фигур (12 ч) | ||||||||
Драматизация | Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. | 1 | Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Расстановка фигур перед шахматной партией. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило “ферзь любит свой цвет”; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Научиться различать и называть шахматные фигуры, знать стадии шахматной партии. | “Мешочек”. Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию. “Да и нет”. Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении. “Мяч”. Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: “Ладья стоит в углу”, и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать. “Угадайка”. Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура. | Учиться самостоятельно мыслить и принимать решения. Учиться концентрировать внимание на одном процессе. Вырабатывать усидчивость, навыки планирования действий. Развивать скорость интеллекта и память. Шахматы воспитывают характер. | |||
Беседа. | Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. | 1 | ||||||
Дискуссия. | Практическая игра. | 1 | ||||||
Игра | Угроза, нападение, защита. | 1 | ||||||
Игра | Превращение и взятие на проходе пешкой. | 1 | ||||||
Дискуссия | Практическая игра. | 1 | ||||||
Беседа | Значение короля. | 1 | ||||||
Дискуссия. | Шах. Короткая и длинная рокировка. | 1 | ||||||
Игра | Практическая игра. | 1 | ||||||
Игра | Начальная позиция. | 1 | ||||||
Дискуссия | Запись шахматных позиций. | 1 | ||||||
Беседа | Практическая игра. | 1 | ||||||
3.Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (10 ч) | ||||||||
Исследование. | Способы защиты от шаха. | 1 | Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. конем, пешкой. Защита от шаха. Открытый шах. Двойной шах. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание "Мат в один ход". Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. | “Игра на уничтожение” – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. “Один в поле воин”. Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми). | Вырабатывать правило поведения игрока - уважать соперника Воспитывать силу характера, упорство в достижении цели, умение сконцентрироваться, сжать волю в кулак. Не расстраиваться, если проиграли: проигрывая с достоинством, вы побеждаете самого себя и самое важное - приобретаете практический опыт. | |||
Игра | Открытый, двойной шах. | 1 | ||||||
Исследование. | Мат. | 1 | ||||||
Исследование. | Сходство и различие между понятиями шаха и мата. | 1 | ||||||
Исследование. | Алгоритм решения задач на мат в один ход. | 1 | ||||||
Беседа | Пат. | 1 | ||||||
Исследование. | «Бешеные» фигуры. | 1 | ||||||
Дискуссия | Сходство и различие между понятиями мата и пата. | 1 | ||||||
Игра | Выигрыш, ничья, виды ничьей. | 1 | ||||||
Дискуссия | Правила шахматных соревнований. Шахматные часы. | 1 | ||||||
4.Запись шахматных ходов (2 ч) | ||||||||
Дискуссия. | Принцип записи перемещения фигуры. Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. | 1 | Специальная система записи ходов шахматной партии ее фрагментов или обозначения любых позиций. Два основных вида нотации: русская и английская. длинная (полная) и короткая (сокращенная) запись шахматной партии. Система знаков | “Шах или не шах”. Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.“Дай шах”. Требуется объявить шах неприятельскому королю.“Пять шахов”. Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю. | Воспитывать трудолюбие, ответственность, силу воли, благородство, твёрдость духа и стойкость характера. | |||
Игра | Полная и краткая нотация. Шахматный диктант. | 1 | ||||||
5.Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (2 ч) | ||||||||
Игра | Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. | 1 | Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Просмотр диафильма “Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат”. Дидактические задания и игры “Мешочек”, “Да и нет”, “Мяч”,“Большая и маленькая”, | “Два хода”. Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами. Дидактические задания и игры “Волшебный мешочек”, “Угадайка”, “Секретная фигура”, “Угадай”, “Что общего?”, | Шахматы учат действовать в определенных, не тобой созданных условиях по очень жестким правилам. Это дисциплинирует ум, а главное - тренирует волю. | |||
Исследование. | Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество. | 1 | ||||||
6.Общие принципы разыгрывания дебюта (5 ч) | ||||||||
Дискуссия. | Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. | 1 | Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Классификация дебютов. Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения. Просмотр диафильма “Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат”. | Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя), "Ограничение подвижности". Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". | Учиться распределять свои силы, просчитывать ходы, тренировать умение сохранить за собой возможность управлять ситуацией, регулировать ее | |||
Игра | Классификация дебютов. | 1 | ||||||
Игра | Анализ учебных партий. | 1 | ||||||
Дискуссия | Раннее развитие ферзя. | 1 | ||||||
Викторина | Дебютные ловушки. | 1 | ||||||
7.Повторение (6 ч) | ||||||||
Дискуссия. | Ходы и взятия фигур. | 1 | Условные обозначения перемещения, взятия. Чтение и инсценировка дидактической сказки “Удивительные приключения шахматной доски”. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Чтение и инсценировка дидактической сказки “Котята-хвастунишки”. | Дидактические задания и игры “Лабиринт”, “Перехитри часовых”, “Один в поле воин”, “Кратчайший путь”. “Секретная фигура”. Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме “секретной”, которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: “Секрет”. | Воспитывать характер, настойчивость, внимательность, решительность, силу воли, упорство, эмоциональную устойчивость, способность принимать взвешенные решения в любой обстановке, | |||
Игра | Понятия шаха, мата и пата. | 1 | ||||||
Игра | Задачи на ценность. | 1 | ||||||
Дискуссия | Правила записи ходов. | 1 | ||||||
Беседа | Принципы игры в дебюте. | 1 | ||||||
Дискуссия. | Анализ учебных партий. | 1 | ||||||
8.Защита (6 ч) | ||||||||
Дискуссия. | Понятие о защите. | 1 | Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г. Сухина “Приключения в Шахматной стране” (М.: Педагогика, 1991. – с. 132–135) или дидактической сказки “Лена, Оля и Баба Яга” (читается и инсценируется фрагмент сказки; с. 3–14). | Дидактическое задание “Диагональ”. Дидактические игры “Захват контрольного поля”, “Защита контрольного поля”, “Игра на уничтожение” (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), “Ограничение подвижности”. | Умение сосредоточиться, не отвлекаться на мелочи. Воспитывать умение найти нестандартный путь, | |||
Игра | Уничтожение атакующей фигуры. | 1 | ||||||
Игра | Уход из-под удара. | 1 | ||||||
Дискуссия | Перекрытие линии атаки. | 1 | ||||||
Беседа | Защита атакованной фигуры своей фигурой. | 1 | ||||||
Дискуссия. | Контратака. | 1 | ||||||
9.Реализация большого материального перевеса (10 ч) | ||||||||
Дискуссия. | Матование одинокого короля ферзём и ладьёй. | 1 | Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), "Ограничение подвижности". Дидактическое задание "Дай мат в один ход". Рокировка. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат". | Дидактические задания “Лабиринт”, “Перехитри часовых”, “Один в поле воин”, “Кратчайший путь”. Дидактические игры “Захват контрольного поля”, “Защита контрольного поля”, “Игра на уничтожение” (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), “Ограничение подвижности”. “Защита от шаха”. Белый король должен защититься от шаха.“Мат или не мат”. Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.“Первый шах”. Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.“Рокировка”. Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях. | Развивать самостоятельность и независимость мышления. Умение не брать чужие выводы на веру, а руководствоваться своим разумом, умение судить обо всем самостоятельно, умение действовать в изменившихся обстоятельствах; не бояться размышлять, стремиться к победе и не сдаваться; умение достигать поставленных целей, | |||
Игра | Матование одинокого короля ферзём и ладьёй. | 1 | ||||||
Игра | Матование двумя ладьями. | 1 | ||||||
Дискуссия. | Матование королём и ферзём. | 1 | ||||||
Игра | Матование королём и ферзём. | 1 | ||||||
Игра | Матование королём и ладьёй как игры с выигрышной стратегией. | 1 | ||||||
Дискуссия | Матовые и патовые позиции. | 1 | ||||||
Беседа | Матовые и патовые позиции. | 1 | ||||||
Дискуссия. | Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски. | 1 | ||||||
Игра | Оппозиция. | 1 | ||||||
10.Эндшпиль (9 ч) | ||||||||
Дискуссия. | Общие принципы разыгрывания эндшпилей | 1 | Пешечные эндшпили. Король и пешка против короля. Роль оппозиции, правило квадрата, ключевые поля. Король и крайняя пешка против короля. Треугольник как средство вынуждения цугцванга. Пешечный прорыв. Ладейные эндшпили. Ладья и пешка против короля. Позиция Фи- лидора. Мост и его построение. Правило Тарраша. Ферзь против пешки. Алгоритм выигрыша. Активизация фигур – главный козырь в эндшпиле. Централизация и активность фигур будет приводить вас к успеху.В окончаниях, особенно пешечных – варианты зачастую проще. | Дидактические задания “Перехитри часовых”, “Сними часовых”, “Атака неприятельской фигуры”, “Двойной удар”, “Взятие”, “Защита”, “Выиграй фигуру”. Термин “стоять под боем”. Дидактические игры “Захват контрольного поля”, “Защита контрольного поля”, “Игра на уничтожение” (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), “Ограничение подвижности”. | Стимулировать самостоятельность мышления, награждая поиски нетривиальных решений эстетическим чувством прекрасного. Помочь стать мудрее и дальновиднее, объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперёд. | |||
Игра | Общие принципы разыгрывания эндшпилей | 1 | ||||||
Игра | Общие принципы разыгрывания эндшпилей | 1 | ||||||
Дискуссия | Классификация эндшпилей. | 1 | ||||||
Беседа | Классификация эндшпилей. | 1 | ||||||
Дискуссия. | Классификация эндшпилей. | 1 | ||||||
Игра | Пешечные и ладейные эндшпили. | 1 | ||||||
Игра | Пешечные и ладейные эндшпили | 1 | ||||||
Игра | Пешечные и ладейные эндшпили | 1 | ||||||
11.Практическая игра (3 ч) | ||||||||
Дискуссия. | Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи. | 1 | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур. Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. Уметь анализировать игру. | Дидактические задания “Лабиринт”, “Перехитри часовых”, “Один в поле воин”, “Кратчайший путь”. Просмотр диафильма “Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат”. | Воспитание волевых качеств Формировать умение умение действовать в уме, составлять внутренний план действий | |||
Игра | Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи. | 1 | ||||||
Игра | Анализ ошибок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочных занятий "Дружим с математикой" для 2 класса на основе УМК "Начальная школа 21 век" автора Е.Э. Кочуровой
Рабочая программа внеурочных занятий по математике расчитана на 34 часа и составлена на основе авторской программы Е.Э. Кочуровой по УМК "Начальная школа 21 век" с учётом требований ФГОС. Рабоча...
Авторская рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1класса «Умники и умницы» Автор программы: учитель начальных классов Зыбанова Татьяна Павловна МКОУ «СОШ №23» п. Айхал, Мирнинский район.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интелл...
Рабочая программа по математике автора А.Л. Чекина
Рабочая программа с тематическим планированием по математике УМК "Перспективная начальная школа"....
Рабочая программа по ИЗО автор Б.Неменский
Рабочая программа с тематическим планированием...
Рабочие программы по математике автор М.А. Моро и русскому языку автор М.Л.Зеленина, Т.Е Хохлова 2 класс
Рабочая программа по предмету математика 2 класс, автор М.А. Моро и рабочая прграмма по русскому языку автор М.Л. Зеленина и Т.Е. Хохлова " Школа России"...
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления Неболейка ( составлена на основе программы «Разговор о правильном питании» Авторы: Безруких М.М., Филиппова Т.А.)
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохран...
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления Неболейка ( составлена на основе программы «Разговор о правильном питании» Авторы: Безруких М.М., Филиппова Т.А.)
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохран...