Рабочая программа кружка "Занимательная математика"
рабочая программа (2 класс)

Иващенко Елена Равиловна

Рабочая программа кружка "Занимательная математика" предназначена для учащихся 2-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_zanimatelnaya_matematika.docx42.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №9»

______________   С.Ф. Родионова

Приказ № ______ от  «___» ____________ 2019г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Занимательная математика»

(для учащихся 2-4 классов)

на 2019 - 2020 учебный год

Составитель:

Иващенко Е.Р.

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Пояснительная записка

                Рабочая программа  «Занимательная математика» для учащихся 2-4 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения,  на основе образовательной программы курса «Развитие познавательных способностей учащихся младших классов и авторской программы «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой,  2014 г.

           Цель программы – развивать математический образ мышления,  внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.

Основные задачи:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • расширять математические знания в области  чисел;
  • содействовать умелому использованию символики;
  • правильно применять математическую терминологию;
  •  развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая
  •  внимание на количественных сторонах;
  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли,
  • развивать краткости речи.

Общая характеристика программы

           Программа «Занимательная математика» представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий по направлению обще-интеллектуальное развитие личности,  предусматривает включение задач и заданий,  трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе  формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу –это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

         Программа «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

               Занятия предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Эффективность задач логического, поискового, познавательного характера обосновывается следующими доводами:

  • развитие личности ученика, его творческого потенциала;
  • развитие интеллекта, исследовательского начала, развитие познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, припоминанием уже знакомого, запоминанием посредством мнемонических действий, умений классифицировать посредством осмысления и сознательности и кончая оперированием логического и творческого мышления.

Основные методы

Словесный метод: рассказ (специфика  деятельности учёных математиков),  беседа, обсуждение    (информационных  источников, готовых сборников), словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).

Метод наглядности: наглядные пособия и иллюстрации.

Практический метод: тренировочные упражнения; практические работы.

Объяснительно-иллюстративный: сообщение готовой информации.

Частично-поисковый метод: выполнение частичных заданий для достижения главной цели.

Приемы:

-Анализ  и  синтез.

-Сравнение.

-Классификация.

-Аналогия.

-Обобщение.

Основные виды деятельности учащихся:

  •  решение занимательных задач
  • оформление математических газет
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой
  • проектная деятельность
  • самостоятельная работа
  •  работа в парах, в группах
  • творческие работы

Ценностные ориентиры

            В основу программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами.

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  •  освоение эвристических приемов рассуждений;
  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

                Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

         В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.          

           Содержание занятий  представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия   должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Результаты освоения программы

                    В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
  • проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
  • умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;
  • представление об основных моральных нормах.
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Метапредметные результаты

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.  
  • Анализировать правила игры.
  • Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу.
  • Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
  • Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
  •  Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
  • Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
  • Воспроизводить способ решения задачи.
  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
  • Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
  • Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
  • Конструировать несложные задачи.
  • Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
  • Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
  •  Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
  • Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
  • Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
  • Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Календарно-тематический  план

Программа «Занимательная математика»

в рамках осуществления платных дополнительных образовательных услуг

(2 раза в неделю, всего 60 занятий)

2 класс

 п/п

Наименование тем занятия

Дата проведения

План

Корректировка

1

Математика вокруг  нас.

2

Головоломки        

3

Тайны окружности        

4

«Шаг в будущее»        

5

Путешествие точки        

6

Геометрия вокруг нас

7

«Спичечный» конструктор         

8

Числовые головоломки

9

Геометрический калейдоскоп

10

Крестики-нолики        

11

Секреты задач        

12

Интеллектуальная разминка        

13

Математический лабиринт        

14

Математические фокусы

15

Математическая копилка

16

Мир занимательных задач        

17

Числовые головоломки

18

В царстве смекалки        

19

Решай, отгадывай, считай        

20

«Математика — наш друг!»        

21

Какие слова спрятаны в таблице?        

22

Математическая копилка        

23

Занимательное моделирование

24

Математические фокусы

25

Интеллектуальная разминка

26

Выбери маршрут        

27

«Спичечный» конструктор

28

Математический марафон        

29

В царстве смекалки

30

Секреты задач        

31

Числовые головоломки        

32

Римские цифры        

33

Кто что увидит?        

34

Мир занимательных задач        

35

Секреты задач        

36

Геометрический калейдоскоп        

37

Математические игры

38

«Новогодний серпантин»        

39

Математическое путешествие

40

«Часы нас будят по утрам…»

41

Прятки с фигурами        

42

Математические игры        

43

Удивительная снежинка»         

44

Дважды два — четыре

45

В царстве смекалки        

46

Математические фокусы

47

Математическая эстафета

48

Интеллектуальная разминка        

49

Составь квадрат         

50

Мир занимательных задач        

51

Интеллектуальная разминка

52

Волшебная линейка.

53

Праздник чисел.

54

Конструирование многоугольников.

55

Игра – соревнование «Веселый счет»

56

Игры с кубиками

57

Лего- конструкторы

58

Веселая геометрия

59

Математический марафон

60

Игровая программа «Путешествие в страну Арифметики».

3 класс

 п/п

Наименование тем занятия

Дата проведения

План

Корректировка

1

Математика- это интересно.

2

Интеллектуальная разминка         

3

Числовые головоломки         

4

От секунды до столетия

5

Интеллектуальная разминка

6

Разверни листок         

7

Геометрический калейдоскоп

8

Мир занимательных задач         

9

Это было в старину

10

Выбери маршрут         

11

Математические фокусы                 

12

Конкурс смекалки        

13

Числовые головоломки         

14

В царстве смекалки         

15

Математическое путешествие        

16

Математическая копилка

17

Секреты чисел         

18

Математический лабиринт

19

Энциклопедия математических развлечений

20

Математические игры         

21

Интеллектуальная разминка         

22

Математические фокусы         

23

Числовые головоломки         

24

«Спичечный» конструктор

25

В царстве смекалки         

26

«Шаг в будущее»

27

Волшебные переливания         

28

Геометрия вокруг нас         

29

«Числовой» конструктор         

30

Интеллектуальная разминка        

31

Математический лабиринт        

32

Математические фокусы

33

Математическая копилка

34

Мир занимательных задач        

35

Числовые головоломки

36

В царстве смекалки        

37

Решай, отгадывай, считай        

38

«Математика — наш друг!»        

39

Какие слова спрятаны в таблице?        

40

Математическая копилка        

41

Занимательное моделирование

42

Математические фокусы

43

Интеллектуальная разминка

44

Выбери маршрут        

45

«Спичечный» конструктор

46

Математический марафон        

47

В царстве смекалки

48

Секреты задач        

49

Числовые головоломки        

50

Римские цифры        

51

Кто что увидит?        

52

Мир занимательных задач        

53

Игры с кубиками

54

Лего- конструкторы

55

Веселая геометрия

56

Математические игры

57

«Спичечный конструктор»

58

Задачи- смекалки

59

Прятки с фигурами

60

КВН «Математическая карусель»

4 класс

 п/п

Наименование тем занятия

Дата проведения

План

Корректировка

1

Математика – это увлекательно                

2

Блиц-турнир по решению задач        

3

Геометрические фигуры вокруг нас        

4

Интеллектуальная разминка        

5

Математический лабиринт        

6

Математические фокусы

7

Математическая копилка

8

Мир занимательных задач        

9

Числовые головоломки

10

В царстве смекалки        

11

Решай, отгадывай, считай        

12

«Математика — наш друг!»        

13

Какие слова спрятаны в таблице?        

14

Математическая копилка        

15

Занимательное моделирование

16

Математические фокусы

17

Интеллектуальная разминка

18

Выбери маршрут        

19

«Спичечный» конструктор

20

Математический марафон        

21

В царстве смекалки

22

Секреты задач        

23

Числовые головоломки        

24

Римские цифры        

25

Кто что увидит?        

26

Мир занимательных задач        

27

Числа-великаны

28

Игра – соревнование «Веселый счет»

29

Игры с кубиками

30

Лего- конструкторы

31

Веселая геометрия

32

Математические игры

33

«Спичечный конструктор»

34

Задачи- смекалки

35

Прятки с фигурами

36

Математические игры

37

Числовые головоломки

38

Математическая карусель

39

Уголки

40

Игра в магазин. Монеты

40

Конструирование многоугольников из деталей танграма.

41

Игры с кубиками.

42

Математическое путешествие

43

Математические игры

44

Секреты задач

45

Математическая карусель

46

Числовые головоломки.

47

Проект «Ребусы, содержащие числа»( книжка- малышка)

48

Прятки с фигурами

49

Математические игры

50

Числовые головоломки

51

Математическая карусель

52

Уголки

53

Игра в магазин. Монеты

54

Математическая эстафета

55

Интеллектуальная разминка        

56

Составь квадрат         

57

Мир занимательных задач        

58

Интеллектуальная разминка

59

Волшебная линейка.

60

КВН «Думай – считай»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение  кругозора учащихся в различных облас...