Рабочая программа кружка "Занимательная математика"
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа кружка "Занимательная математика" предназначена для учащихся 2-4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_zanimatelnaya_matematika.docx | 42.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
«Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №9» ______________ С.Ф. Родионова Приказ № ______ от «___» ____________ 2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Занимательная математика»
(для учащихся 2-4 классов)
на 2019 - 2020 учебный год
Составитель:
Иващенко Е.Р.
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Рабочая программа «Занимательная математика» для учащихся 2-4 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе образовательной программы курса «Развитие познавательных способностей учащихся младших классов и авторской программы «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, 2014 г.
Цель программы – развивать математический образ мышления, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.
Основные задачи:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- расширять математические знания в области чисел;
- содействовать умелому использованию символики;
- правильно применять математическую терминологию;
- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая
- внимание на количественных сторонах;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли,
- развивать краткости речи.
Общая характеристика программы
Программа «Занимательная математика» представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий по направлению обще-интеллектуальное развитие личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу –это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Программа «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Занятия предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Эффективность задач логического, поискового, познавательного характера обосновывается следующими доводами:
- развитие личности ученика, его творческого потенциала;
- развитие интеллекта, исследовательского начала, развитие познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, припоминанием уже знакомого, запоминанием посредством мнемонических действий, умений классифицировать посредством осмысления и сознательности и кончая оперированием логического и творческого мышления.
Основные методы
Словесный метод: рассказ (специфика деятельности учёных математиков), беседа, обсуждение (информационных источников, готовых сборников), словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).
Метод наглядности: наглядные пособия и иллюстрации.
Практический метод: тренировочные упражнения; практические работы.
Объяснительно-иллюстративный: сообщение готовой информации.
Частично-поисковый метод: выполнение частичных заданий для достижения главной цели.
Приемы:
-Анализ и синтез.
-Сравнение.
-Классификация.
-Аналогия.
-Обобщение.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач
- оформление математических газет
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой
- проектная деятельность
- самостоятельная работа
- работа в парах, в группах
- творческие работы
Ценностные ориентиры
В основу программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами.
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приемов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Результаты освоения программы
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
- проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;
- понимание причин успеха в учебной деятельности;
- умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;
- представление об основных моральных нормах.
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Метапредметные результаты
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры.
- Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу.
- Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
- Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
- Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
- Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
- Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
- Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
- Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
- Воспроизводить способ решения задачи.
- Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
- Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
- Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
- Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
- Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
- Конструировать несложные задачи.
- Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
- Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
- Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
- Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
- Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
- Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
- Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
- Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
- Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
- Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Календарно-тематический план
Программа «Занимательная математика»
в рамках осуществления платных дополнительных образовательных услуг
(2 раза в неделю, всего 60 занятий)
2 класс
п/п | Наименование тем занятия | Дата проведения | |
План | Корректировка | ||
1 | Математика вокруг нас. | ||
2 | Головоломки | ||
3 | Тайны окружности | ||
4 | «Шаг в будущее» | ||
5 | Путешествие точки | ||
6 | Геометрия вокруг нас | ||
7 | «Спичечный» конструктор | ||
8 | Числовые головоломки | ||
9 | Геометрический калейдоскоп | ||
10 | Крестики-нолики | ||
11 | Секреты задач | ||
12 | Интеллектуальная разминка | ||
13 | Математический лабиринт | ||
14 | Математические фокусы | ||
15 | Математическая копилка | ||
16 | Мир занимательных задач | ||
17 | Числовые головоломки | ||
18 | В царстве смекалки | ||
19 | Решай, отгадывай, считай | ||
20 | «Математика — наш друг!» | ||
21 | Какие слова спрятаны в таблице? | ||
22 | Математическая копилка | ||
23 | Занимательное моделирование | ||
24 | Математические фокусы | ||
25 | Интеллектуальная разминка | ||
26 | Выбери маршрут | ||
27 | «Спичечный» конструктор | ||
28 | Математический марафон | ||
29 | В царстве смекалки | ||
30 | Секреты задач | ||
31 | Числовые головоломки | ||
32 | Римские цифры | ||
33 | Кто что увидит? | ||
34 | Мир занимательных задач | ||
35 | Секреты задач | ||
36 | Геометрический калейдоскоп | ||
37 | Математические игры | ||
38 | «Новогодний серпантин» | ||
39 | Математическое путешествие | ||
40 | «Часы нас будят по утрам…» | ||
41 | Прятки с фигурами | ||
42 | Математические игры | ||
43 | Удивительная снежинка» | ||
44 | Дважды два — четыре | ||
45 | В царстве смекалки | ||
46 | Математические фокусы | ||
47 | Математическая эстафета | ||
48 | Интеллектуальная разминка | ||
49 | Составь квадрат | ||
50 | Мир занимательных задач | ||
51 | Интеллектуальная разминка | ||
52 | Волшебная линейка. | ||
53 | Праздник чисел. | ||
54 | Конструирование многоугольников. | ||
55 | Игра – соревнование «Веселый счет» | ||
56 | Игры с кубиками | ||
57 | Лего- конструкторы | ||
58 | Веселая геометрия | ||
59 | Математический марафон | ||
60 | Игровая программа «Путешествие в страну Арифметики». |
3 класс
п/п | Наименование тем занятия | Дата проведения | |
План | Корректировка | ||
1 | Математика- это интересно. | ||
2 | Интеллектуальная разминка | ||
3 | Числовые головоломки | ||
4 | От секунды до столетия | ||
5 | Интеллектуальная разминка | ||
6 | Разверни листок | ||
7 | Геометрический калейдоскоп | ||
8 | Мир занимательных задач | ||
9 | Это было в старину | ||
10 | Выбери маршрут | ||
11 | Математические фокусы | ||
12 | Конкурс смекалки | ||
13 | Числовые головоломки | ||
14 | В царстве смекалки | ||
15 | Математическое путешествие | ||
16 | Математическая копилка | ||
17 | Секреты чисел | ||
18 | Математический лабиринт | ||
19 | Энциклопедия математических развлечений | ||
20 | Математические игры | ||
21 | Интеллектуальная разминка | ||
22 | Математические фокусы | ||
23 | Числовые головоломки | ||
24 | «Спичечный» конструктор | ||
25 | В царстве смекалки | ||
26 | «Шаг в будущее» | ||
27 | Волшебные переливания | ||
28 | Геометрия вокруг нас | ||
29 | «Числовой» конструктор | ||
30 | Интеллектуальная разминка | ||
31 | Математический лабиринт | ||
32 | Математические фокусы | ||
33 | Математическая копилка | ||
34 | Мир занимательных задач | ||
35 | Числовые головоломки | ||
36 | В царстве смекалки | ||
37 | Решай, отгадывай, считай | ||
38 | «Математика — наш друг!» | ||
39 | Какие слова спрятаны в таблице? | ||
40 | Математическая копилка | ||
41 | Занимательное моделирование | ||
42 | Математические фокусы | ||
43 | Интеллектуальная разминка | ||
44 | Выбери маршрут | ||
45 | «Спичечный» конструктор | ||
46 | Математический марафон | ||
47 | В царстве смекалки | ||
48 | Секреты задач | ||
49 | Числовые головоломки | ||
50 | Римские цифры | ||
51 | Кто что увидит? | ||
52 | Мир занимательных задач | ||
53 | Игры с кубиками | ||
54 | Лего- конструкторы | ||
55 | Веселая геометрия | ||
56 | Математические игры | ||
57 | «Спичечный конструктор» | ||
58 | Задачи- смекалки | ||
59 | Прятки с фигурами | ||
60 | КВН «Математическая карусель» |
4 класс
п/п | Наименование тем занятия | Дата проведения | |
План | Корректировка | ||
1 | Математика – это увлекательно | ||
2 | Блиц-турнир по решению задач | ||
3 | Геометрические фигуры вокруг нас | ||
4 | Интеллектуальная разминка | ||
5 | Математический лабиринт | ||
6 | Математические фокусы | ||
7 | Математическая копилка | ||
8 | Мир занимательных задач | ||
9 | Числовые головоломки | ||
10 | В царстве смекалки | ||
11 | Решай, отгадывай, считай | ||
12 | «Математика — наш друг!» | ||
13 | Какие слова спрятаны в таблице? | ||
14 | Математическая копилка | ||
15 | Занимательное моделирование | ||
16 | Математические фокусы | ||
17 | Интеллектуальная разминка | ||
18 | Выбери маршрут | ||
19 | «Спичечный» конструктор | ||
20 | Математический марафон | ||
21 | В царстве смекалки | ||
22 | Секреты задач | ||
23 | Числовые головоломки | ||
24 | Римские цифры | ||
25 | Кто что увидит? | ||
26 | Мир занимательных задач | ||
27 | Числа-великаны | ||
28 | Игра – соревнование «Веселый счет» | ||
29 | Игры с кубиками | ||
30 | Лего- конструкторы | ||
31 | Веселая геометрия | ||
32 | Математические игры | ||
33 | «Спичечный конструктор» | ||
34 | Задачи- смекалки | ||
35 | Прятки с фигурами | ||
36 | Математические игры | ||
37 | Числовые головоломки | ||
38 | Математическая карусель | ||
39 | Уголки | ||
40 | Игра в магазин. Монеты | ||
40 | Конструирование многоугольников из деталей танграма. | ||
41 | Игры с кубиками. | ||
42 | Математическое путешествие | ||
43 | Математические игры | ||
44 | Секреты задач | ||
45 | Математическая карусель | ||
46 | Числовые головоломки. | ||
47 | Проект «Ребусы, содержащие числа»( книжка- малышка) | ||
48 | Прятки с фигурами | ||
49 | Математические игры | ||
50 | Числовые головоломки | ||
51 | Математическая карусель | ||
52 | Уголки | ||
53 | Игра в магазин. Монеты | ||
54 | Математическая эстафета | ||
55 | Интеллектуальная разминка | ||
56 | Составь квадрат | ||
57 | Мир занимательных задач | ||
58 | Интеллектуальная разминка | ||
59 | Волшебная линейка. | ||
60 | КВН «Думай – считай» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».
Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...
Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустин...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение кругозора учащихся в различных облас...