Оценка эффективности работы педагога, обучающего особых детей
методическая разработка

Известно, что эффективность работы педагога оценивается, в первую очередь, по успешности освоения обучаемыми программного материала.

Это легко сделать, посмотрев и проанализировав оценки учеников за тот или иной период обучения, а также выявив динамику изменения этих показателей.

Если же речь идет об особенных детях, имеющих множественные психофизические ограничения, имеющиеся  программно-методические документы не допускают выставление им оценок в привычном нам всем понимании.

То есть, оценки усвояемости учебных материалов носят не количественный, а качественный характер – усвоил, частично усвоил, не усвоил.

В такой ситуации дать объективную оценку учебной деятельности педагога становится затруднительно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnost_pedagoga_osobiki.docx51.81 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Оценка эффективности

работы педагога, обучающего особых детей

Составила:  Устимова Татьяна Алексеевна  

Известно, что эффективность работы педагога оценивается, в первую очередь, по успешности освоения обучаемыми программного материала. Это легко сделать, посмотрев и проанализировав оценки учеников за тот или иной период обучения, а также выявив динамику изменения этих показателей.

Если же речь идет об особенных детях, имеющих множественные психофизические ограничения, имеющиеся  программно-методические документы не допускают выставление им оценок в привычном нам всем понимании. То есть, оценки усвояемости учебных материалов носят не количественный, а качественный характер – усвоил, частично усвоил, не усвоил. В такой ситуации дать объективную оценку учебной деятельности педагога становится затруднительно.

В данной работе предлагается решение этой проблемы – оценки эффективности работы педагога, обучающего детей, имеющих множественные нарушения здоровья в виде отклонений в  интеллектуальном  развитии, ограниченные двигательные способности и др.

Для таких учеников характерны следующие особенности:

  • низкий уровень интеллектуальной активности, например, они с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов;
  • недоразвитие сложных форм поведения, у них плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя;  
  • речевая активность очень низкая или отсутствует вовсе;
  • спонтанность речи,  отличающейся бедностью словаря, наличием аграмматизмов, трудностями в понимании логико-грамматических конструкций;
  • не выраженность интереса к учебной деятельности;
  • скудость  запаса знаний об окружающей действительности;
  • слабость познавательной активности;
  • механическое запоминание;
  • эмоциональная неустойчивость, наличие импульсивных реакций, неадекватная самооценка, преобладание игровой мотивации.

В этой связи, учебно-воспитательная и коррекционная работа с этими детьми имеет свою специфику.  Для достижения необходимых результатов в работе с ними необходимо обеспечить:

  • выбор оптимальных коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями;
  • коррекцию и развитие высших психических функций;
  • проведение коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
  • применение дифференцированного подхода, предполагающего  учет особенностей каждого ребенка, особенности его моторного развития и работоспособности;
  • системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на коррекцию отклонений в развитии;
  • развитие эмоционально-волевой, личностной и познавательной сфер ребёнка и коррекцию его поведения;
  • взаимосвязь методов обучения и воспитания;

Для определения уровня освоенности материала учебных программ,  степени овладения ими знаниями учебных предметов, требуется специфическая  диагностика, непосредственно не связанная с оценкой усвояемости учебного материала конкретных предметов. В данной разработке предлагается использовать рекомендации и подходы, основывающиеся на оценках и выявлении развития  обучающихся через опосредованные показатели. К таким разработкам можно отнести:

  • Зарин А. Содержание о оценка результатов психолого-педагогического обследования дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. –СПб,: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2009.-176с.
  • Петрова Е.А., Нисневич Л.А. Психолого-педагогическая диагностика «Карта наблюдений»: учебно-методическое пособие. – СПб.: СПб АППО, 2010. -58с.
  • Петрова Е.А. и др. Педагогическая диагностика детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. СПб.: СПб АППО, 2014. -68с.

Используя приведенные рекомендации, предлагается оценивание уровня развития обучающихся проводить по следующим направлениям (параметрам):

  1. Сенсорно-перцептивная сфера.
  • Зрительное восприятие
  • Слуховое восприятие
  • Ориентация в пространстве
  1. Внимание.
  2. Память. 
  3. Мышление.
  4. Речь.
  • Импрессивная речь
  • Экспрессивная речь
  1. Способность к самооценке
  2. Эмоционально-волевая сфера.
  • Мотивация трудовой деятельности.
  • Тенденция к самостоятельности.
  • Способ овладения учебными навыками
  1. Психомоторное развитие.
  • Мелкая моторика руки
  1. Социально-бытовая адаптация.
  • Навыки самообслуживания.
  • Социально-бытовое ориентирование.
  1. Учебные навыки.
  • Чтение
  • Письмо
  • Счет
  1. Игровая деятельность
  2. Трудовые навык
  3. Коммуникативность

Шкала оценок по этим параметрам, лежит в интервале от 0 до 10.

Диагностику необходимо проводить с некоторой периодичностью. Предлагается  следующая периодичность: начало года, середина года, конец года (НГ,СГ, КГ).

В качестве примера, в таблицах 1…4 представлены результаты диагностики реальной группы из четырёх учеников начальной школы за период в два учебных года (учащиеся – колясочники, с глубокой УО).

Таблица 1

Владислав

2018/2019

2019/2020

Параметр

НГ

СГ

КГ

НГ

СГ

КГ

Зрительное восприятие

3

3

4

3

3

4

Слуховое восприятие

4

4

5

4

4

5

Ориентация в пространстве

3

4

5

3

4

5

Мелкая моторика рук

2

3

3

2

2

3

Внимание

2

3

4

2

3

4

Память

3

4

5

3

4

4

Импрессивная речь

2

3

4

2

2

4

Экспрессивная речь

3

3

4

3

3

4

Мотивация учебной деятельности

3

3

4

3

3

5

Мотивация трудовой деятельности

2

2

2

2

2

3

Тенденция к самостоятельности

2

2

3

2

2

3

Представления о себе. Творческие проявления

3

3

3

3

3

4

Навыки самообслуживания

2

3

4

2

3

4

Социально-бытовое ориентирование

3

3

4

3

3

4

Чтение

1

2

2

1

2

2

Письмо

1

1

2

1

1

2

Счет

2

3

3

2

2

2

Трудовые умения и навыки

2

3

4

2

3

4

Игровая деятельность

3

4

5

3

4

5

Коммуникативность

4

4

5

4

4

5

Способ овладения учебными навыками

2

3

4

2

2

4

Суммарное значение оценки

52

63

79

52

59

80

Таблица 2

Иван

2018/2019

2019/2020

Параметр

НГ

СГ

КГ

НГ

СГ

КГ

1.1 Зрительное восприятие

3

4

5

3

4

5

1.2 Слуховое восприятие

3

4

5

3

4

5

1.3 Ориентация в пространстве

2

4

4

2

3

5

2.1 Мелкая моторика рук

2

3

3

2

3

4

3.1 Внимание

2

3

4

2

3

4

3.2 Память

4

4

7

4

5

6

4.1 Импрессивная речь

2

2

3

2

2

3

4.2 Экспрессивная речь

5

5

7

5

5

6

5.1 Мотивация учебной деятельности

3

4

4

3

4

5

5.2 Мотивация трудовой деятельности

2

3

3

2

3

3

5.3 Тенденция к самостоятельности

2

2

3

2

3

4

6 Представления о себе. Творческие проявления

2

3

3

2

3

4

7.1 Навыки самообслуживания

2

3

3

2

3

4

7.2 Социально-бытовое ориентирование

3

4

4

3

4

5

8.1 Чтение

3

3

4

3

3

4

8.2 Письмо

1

2

3

1

2

3

8.3 Счет

5

5

6

5

5

6

9 Трудовые умения и навыки

2

3

4

2

3

4

10 Игровая деятельность

3

4

4

3

4

5

11 Коммуникативность

4

4

5

4

4

5

12  Способ овладения учебными навыками

3

3

4

3

4

5

Суммарное значение оценки

58

72

88

58

74

95

Таблица 3

Артём

2018/2019

2019/2020

Параметр

НГ

СГ

КГ

НГ

СГ

КГ

1.1 Зрительное восприятие

1

2

3

1

2

3

1.2 Слуховое восприятие

2

3

3

2

3

3

1.3 Ориентация в пространстве

1

1

2

1

1

2

2.1 Мелкая моторика рук

1

1

1

1

1

1

3.1 Внимание

2

2

3

2

2

3

3.2 Память

2

2

3

2

2

3

4.1 Импрессивная речь

1

2

2

1

2

3

4.2 Экспрессивная речь

1

1

2

1

1

2

5.1 Мотивация учебной деятельности

2

2

3

2

2

3

5.2 Мотивация трудовой деятельности

1

1

2

1

1

2

5.3 Тенденция к самостоятельности

1

1

1

1

1

2

6 Представления о себе. Творческие проявления

1

2

2

1

2

3

7.1 Навыки самообслуживания

1

1

1

1

1

1

7.2 Социально-бытовое ориентирование

2

3

3

2

3

3

8.1 Чтение

1

2

2

1

2

2

8.2 Письмо

1

1

1

1

1

1

8.3 Счет

1

1

1

1

1

1

9 Трудовые умения и навыки

1

2

2

1

2

3

10 Игровая деятельность

1

2

3

1

2

3

11 Коммуникативность

2

3

5

2

3

5

12  Способ овладения учебными навыками

1

1

2

1

1

2

Суммарное значение оценки

27

36

47

27

36

51

Таблица 4

Михаил

2018/2019

2019/2020

Параметр

НГ

СГ

КГ

НГ

СГ

КГ

1.1 Зрительное восприятие

1

2

2

1

2

2

1.2 Слуховое восприятие

2

2

3

2

2

3

1.3 Ориентация в пространстве

1

1

2

1

1

2

2.1 Мелкая моторика рук

1

1

1

1

1

1

3.1 Внимание

1

2

2

1

2

2

3.2 Память

2

2

2

2

2

2

4.1 Импрессивная речь

1

2

2

1

2

2

4.2 Экспрессивная речь

1

1

1

1

1

1

5.1 Мотивация учебной деятельности

2

2

2

2

2

2

5.2 Мотивация трудовой деятельности

1

1

2

1

1

2

5.3 Тенденция к самостоятельности

1

1

1

1

1

2

6 Представления о себе. Творческие проявления

1

2

2

1

2

2

7.1 Навыки самообслуживания

1

1

1

1

1

1

7.2 Социально-бытовое ориентирование

2

3

3

2

3

3

8.1 Чтение

1

2

2

1

1

2

8.2 Письмо

1

1

1

1

1

1

8.3 Счет

1

1

1

1

1

1

9 Трудовые умения и навыки

1

2

2

1

1

2

10 Игровая деятельность

1

2

3

1

2

3

11 Коммуникативность

1

2

2

1

2

3

12  Способ овладения учебными навыками

1

1

1

1

1

1

Суммарное значение оценки

25

34

38

25

32

40

Рассматривая данные в таблицах 1…4 видно, что многие значения конкретных параметров в течение года не меняются, либо растут незначительно. Такой эффект объясняется тем, что, как уже отмечалось ранее,  психофизические возможности каждого из четверых учеников крайне ограничены – все дети колясочники и являются обучаемыми с глубокой умственной отсталостью. Тем не менее, часть параметров всё же имеют явно положительную динамику. К ним можно отнести игровую деятельность, социально-бытовую ориентацию, импрессивную речь и некоторые другие.

В таблицах 1…4 для каждого периода обучения (НГ, СГ, КГ) определено суммарное значение, вычисляемое как сумма парциальных значений параметров, включённых в анализ. Такой подход позволяет интегрально оценить уровень общего развития обучаемых на момент исследования.

Анализ суммарных данных  показывает, что в течение учебного года суммарная оценка для каждого ребенка растёт, что свидетельствует в целом о его развитии в отношении рассматриваемых параметров. В то же время видно, что на начало следующего года значение оценки снижается практически до первоначального. Это может быть обусловлено как простой потерей достигнутого уровня за период каникулярного отдыха, так и, в основном, сложностями для детей этой категории удержать достигнутый  уровень.

Суммарные значения оценок для каждого ученика по периодам обучения сведены в таблицу 5.  По данным этой таблицы построен график (Рис.1).

Таблица 5

Михаил

2018/2019

НГ

25

СГ

34

КГ

38

2019/2020

НГ

25

СГ

32

КГ

40

Артем

2018/2019

НГ

27

СГ

36

КГ

47

2019/2020

НГ

27

СГ

36

КГ

51

Владислав

2018/2019

НГ

52

СГ

63

КГ

79

2019/2020

НГ

52

СГ

59

КГ

80

Иван

2018/2019

НГ

58

СГ

72

КГ

88

2019/2020

НГ

58

СГ

74

КГ

95

Из таблицы 5 и графика видно, что для каждого ребёнка имеет место увеличение значения суммарной оценки на интервале каждого из двух лет обучения. Возможно, что данные значения не являются выдающимися или впечатляющими. Однако они характеризуют учебный процесс, как процесс, имеющий положительную динамику развития обучаемых.

Для оценки динамики развития учеников в целом на интервале одного года, а также на интервале двух лет, была составлена таблица 6. Из анализа данных в этой таблице следует, что в конце учебного года интегральные показатели развития обучаемых имеют положительную динамику. Так, например,  для ученика Михаил суммарное значение показателя в конце 2018/2019 учебного года больше такого же показателя на начало года на 13 баллов и на 15 баллов для 2018/2019 уч.года.  А для ученика Иван аналогичные значения составляют 30 и 37 баллов для соответствующих годов. Такая же положительная динамика прослеживается и для других обучающихся.

Таблица 6

2018/2019

НГ

КГ

Михаил

25

38

Артем

27

47

Владислав

52

79

Иван

58

88

2019/2020

НГ

КГ

Михаил

25

40

Артем

27

51

Владислав

52

80

Иван

58

95

Рис.1.  График уровня развития обучающихся по периодам обучения.

Таким образом, проведенные диагностические исследования с последующим анализом полученных данных дают основание считать, что в процессе обучения этой группы детей имеется положительная динамика в их развитии.

Отталкиваясь от психофизических возможностей этих учеников и оценивая результаты их обучения можно сказать, что полученные ими интегральные оценки развития являются хорошим результатом именно для этих детей.

Предлагаемая методика оценки в своей основе имеет как качественные показатели – положительная динамика развития есть/нет, так и количественные оценки – успешность освоения в баллах. Такой подход позволяет объективно оценить  работу педагога, обучающего особых детей по степени усвоения ими программного материала и наличия положительно динамики в их развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особые дети - особое общение.

Взаимодействие учителя и ребёнка-логопата,использование вербальных и невербальных средств общения...

Оценка восприятия педагога и отношение к школьной ситуации у учащихся начальной школы с нарушением опорно-двигательного аппарата

В статье приведены сведения о дефектологах, психологах и педагогах, изучающих восприятие педагога и оценку школьной ситуации в аспекте различных отраслей специальной психологии. Далее приведен сравнит...

Консультация для родителей на тему Воспитание у «особых» детей младшего школьного возраста положительного отношения к труду.

Воспитание интереса к труду и желание трудиться начинается в младшем дошкольном возрасте. Однако дети этой возрастной ступени еще малы, чтобы их отношение к делу, людям было достаточно ясным и стойким...

Презентация "Особые дети. СДВГ"

Гиперактивность – (гипер – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы; слово «активный» означает «действенный», «деятельный»).В психологическом словаре внешними проявлениями гиперак...

Оценка предметных результатов обучающихся 1-го класса (готовность детей к обучению)

Оценка предметных результатов обучающихся 1-го класса (готовность детей к обучению)...

Активная оценка как инновационная система оценки качества знаний обучающихся

В современных условиях жизни каждому человеку важно владеть умениями и инструментарием оценочной деятельности. Именно контроль и анализ выступают регуляторами любой деятельности человека, дают человек...

Презентация"Роль педагога в обучении детей с ОВЗ" Статья "Роль педагога в обучении детей с ОВЗ"

В представленной презентации и статье к ней, предложенной  для учителей начальных классов, имеющих в своих классах   детей с ОВЗ,  показаны некоторые виды работ на уроках и во внеу...