Использование ЛЕГО - конструирования в развитии познавательных потребностей обучающихся 2 класса (рабочая программа внеурочной деятельности)
рабочая программа (2 класс)
Программа курса «Легоконструирование» адаптированна к программе специального коррекционного образования и составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам: развитие речи, развитие математических представлений, ознакомление с окружающим миром, чтение, изо. Программа направлена на развитие логического мышления и конструкторских навыков, способствует многостороннему развитию личности ребенка и побуждает получать знания дальше, учитывает психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей, нуждающихся в коррекции и развитии мелкой моторики, эмоционально – волевой сфере высших психических функций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zykova_k.yu_.doc | 164 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ЛЕГО - конструирования в развитии
познавательных потребностей обучающихся 2 класса
(рабочая программа внеурочной деятельности)
Исполнитель:
Зыкова Ксения Юрьевна,
Киселёвск 2019
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………...…………………3
2. Учебный план…………………………………………………………………….12
3. Учебно – тематический план……………………………………………………13
4. Содержание программы…………………………………………………………14
5. Диагностический инструментарий……………………………………………..16
6. Учебно – методические средства обучения……………………………………17
7. Учебно- информационное обеспечение………………………………………..18
1. Пояснительная записка
Введение государственных стандартов общего образования предполагает использование новых педагогических технологий в образовательном процессе. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно - деятельностного подхода. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это означает, что для развития ребенка необходимо организовывать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Такую стратегию обучения легко реализовать через групповые занятия с комплектами «Лего».
Программа курса «Легоконструирование» адаптированна к программе специального коррекционного образования и составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам: развитие речи, развитие математических представлений, ознакомление с окружающим миром, чтение, изо. Программа направлена на развитие логического мышления и конструкторских навыков, способствует многостороннему развитию личности ребенка и побуждает получать знания дальше, учитывает психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей, нуждающихся в коррекции и развитии мелкой моторики, эмоционально – волевой сфере высших психических функций.
Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Как добиться того, чтобы полученные детьми знания в школе, помогали им в жизни? Одним из вариантов помощи являются междисциплинарные занятия, где дети комплексно используют свои знания. Материал по курсу «Легоконструирование» во 2 классе строится так, что требуются знания практически из всех учебных дисциплин. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с учащимися разного умственного развития и по разным направлениям (конструирование, программирование, моделирование физических процессов и явлений). Дети с удовольствием посещают занятия.
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ученики учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу. Конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема). При конструировании по условиям - образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки - большим). Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.
Цель программы: приобщение детей к техническому творчеству, развитие познавательного, творческого пространственного мышления и воображения, конструкторских умений и навыков, в процессе ЛЕГО - конструирования.
Задачи программы:
Воспитательные:
- воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к творчеству;
- воспитание аккуратности, трудолюбия;
- воспитание уважения к товарищу;
- воспитание положительного отношения к здоровому образу жизни.
Формирующие, развивающие:
- формирование практических и трудовых навыков;
- формирование и развитие качеств личности: терпение, усидчивость, сосредоточенность;
- формирование потребности к творческой активности, потребности трудиться в паре, в группе, в одиночку;
- развитие творческого потенциала;
- развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
- развитие регулятивной структуры деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
- развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки) через формирование практических умений.
Образовательные:
- дать знания о видах конструкций (однодетальные и многодетальные) о соединениях деталей;
- дать знания о технологической последовательности изготовления конструкций;
- научить технологическому процессу изготовления конструкций (по образцу, словесной инструкции, схемы).
Основные принципы, заложенные в основу программы:
1. принцип индивидуализации (учет возрастных и психологических особенностей детей);
2. принцип поэтапности - «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата;
3. принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, сложного задания;
4. принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению;
5. принцип выбора подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе;
6. принцип наглядности - демонстрация упражнений, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять;
7. принцип межпредметности (всестороннее гармоничное развитие личности путем соединения детского творчества и элементарного образования);
8. принцип психологической комфортности (через игровую деятельность и радость творчества к созданию «ситуации успеха»).
Исходя из принципов гармоничности образования, программа также предусматривает широкий спектр наиболее близких и естественных для ребенка видов деятельности: игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование.
Организационные условия реализации программы
Программа рассчитана на учащихся 2 класса, составлена с учетом возрастных особенностей детей, ориентирована на развитие конструкторских способностей обучающихся.
Программа рассчитана на 1 год обучения общее количество часов: 64 часа.
Методические условия реализации программы
Методика работы с детьми предполагает развитие способностей обучающихся к выполнению работ с нарастающей степенью трудностью.
Это предполагает постепенное расширение и существенное углубление знаний, развитие умений и навыков, обучающихся от одной ступени обучения к другой, более глубокое усвоение материала.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
Занятия с детьми, в основе которых доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводятся:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально - фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Работа в группах позволяет развивать коммуникативные навыки, умение сотрудничать.
Индивидуальная работа даёт возможность ребёнку самоутвердиться, повысить самооценку и уверенность в себе.
Обучение по данной программе ведется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья обучающихся.
В программе используются педагогические технологии среди них – педагогические технологии личностно ориентированного подхода, сотрудничества и сотворчества, игровые технологии, методы развития познавательной активности школьников (эвристические, проектные и др.), здоровьезберегающие.
Здоровьесберегающие технологии, используемые в программе:
- Физкультурно-оздоровительные технологии;
- Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов.
К ним относятся:
- Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей на занятиях;
- Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятии;
- Учитываются возрастные и индивидуальные особенности состояния здоровья и развития ребенка;
- Дыхательная гимнастика;
- Пальчиковая гимнастика;
- Гимнастика для глаз;
- Психогимнастика;
- Соблюдение мер по предупреждению травматизма.
Формы и методы, используемые при реализации программы.
Формы и методы выбираются с учетом возрастных особенностей детей.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
1. Словесный (беседы с использованием иллюстративного материала, показ мультимедийных материалов, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
2. Наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций; показ, исполнение педагогом; наблюдение и др.).
3. Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
1. Объяснительно-иллюстративный (при таком методе обучения дети воспринимают и усваивают готовую информацию).
2. Репродуктивный (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
3. Частично-поисковые (Участие детей в коллективном поиске.);
4. Исследовательские методы обучения (овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы).
Формы проведения занятий: занятие - игра, сказка, конкурс, творческая работа, подвижные и дидактические игры и т.д.
Методы диагностики личностного развития воспитанников: сравнение и анализ выполняемых упражнений, итоговый анализ полученных умений и навыков за период обучения.
Виды и формы контроля освоения программы:
- текущий (опрос, проблемно-поисковые задания, выставки, фотографии работ);
- итоговый (организация выставки работ, презентация собственных моделей).
Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на занятии, так и оценка, отражающая его творческие поиски. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностными результатами изучения курса «Лего-конструирование» является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.
Метапредметными результатами изучения курса «Легоконструирование» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
- определять, различать и называть детали конструктора;
- конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы.
Регулятивные УУД:
- уметь работать по предложенным инструкциям;
- умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
Коммуникативные УУД:
- уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке;
- уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Предметными результатами изучения курса «Легоконструирование» во 2-м классе является формирование следующих знаний и умений:
Знать:
- простейшие основы механики;
- виды конструкций - однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
- технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.
Уметь:
-с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
- реализовывать творческий замысел.
2. Учебный план с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Форма обучения: очная.
Календарный учебный график: 2 раз в неделю.
Режим обучения:
- 2 занятия в неделю –по 45 мин.
Общая трудоемкость программы составляет: 64 урока.
Срок реализации программы: 1 год.
№ п/п | Наименование разделов | Кол-во часов |
1. | Знакомство с Лего. Знакомство с ЛЕГО. Спонтанная индивидуальная ЛЕГО-игра. Путешествие по ЛЕГО-стране. Исследователи цвета. Исследователи кирпичиков. Волшебные кирпичики. Исследователи формочек. Волшебные формочки. | 9 |
2. | Транспорт. Транспорт. Городской транспорт. Специальный, легковой, водный, воздушный. | 5 |
3. | Животные. Животные. Разнообразие животных. Домашние питомцы. Дикие животные. Животные лесов, пустынь, степей. | 12 |
4. | Город, в котором я живу. Городской пейзаж. Сельский пейзаж. Сельскохозяйственные постройки. Школа, школьный двор. | 13 |
5. | Моделирование. Строительство домов. Военная техника. Подарок для мамы. | 10 |
6. | LEGO и сказки. Русские народные сказки. Сказки русских писателей. Сказки зарубежных писателей. Любимые сказочные герои. Лего-фестиваль. | 15 |
3. Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во час | Теория (час) | Практика (час) | Дата и коре-ка |
Вводное занятие. Правила работы на уроках Лего-конструирования. Знакомство с ЛЕГО. Диагностика. | 1 | 0,2 | 0,8 | ||
Знакомство с ЛЕГО продолжается (Спонтанная индивидуальная ЛЕГО-игра) | 2 | 0,2 | 0,8 | ||
Путешествие по ЛЕГО-стране. Исследователи цвета. | 1 | 0,2 | 0,8 | ||
Исследователи кирпичиков.Волшебные кирпичики. | 2 | 0,3 | 0,7 | ||
Исследователи формочек. Волшебные формочки. | 2 | 0,3 | 0,7 | ||
Формочки и кирпичики. | 2 | 0,2 | 0,8 | ||
Транспорт. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
Городской транспорт. | 1 | 0,2 | 0,8 | ||
Специальный транспорт. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
Водный транспорт. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
Воздушный транспорт, космические модели. | 1 | 0,2 | 0,8 | ||
Животные. Разнообразие животных. | 4 | 0,2 | 0,8 | ||
Домашние питомцы. | 4 | 0,2 | 0,8 | ||
Дикие животные. Животные пустынь, степей, лесов. | 4 | 0,2 | 0,8 | ||
Городской пейзаж. | 3 | - | 1 | ||
Сельский пейзаж. | 3 | - | 1 | ||
Сельскохозяйственные постройки. | 3 | 0,2 | 0,8 | ||
Школа, школьный двор. | 3 | 0,2 | 0,8 | ||
Перекидные качели. | 2 | 0,2 | 0,8 | ||
Строительство домов. | 2 | 0,2 | 0,8 | ||
Плот. | 2 | 0,2 | 0,8 | ||
Военная техника. | 2 | 0,2 | 0,8 | ||
ЛЕГО-подарок для мамы. | 2 | 0,2 | 0,8 | ||
Русские народные сказки. | 2 | 0,2 | 0,8 | ||
Сказки русских писателей. | 2 | 0,3 | 0,7 | ||
Сказки зарубежных писателей. | 2 | 0,2 | 0,8 | ||
Любимые сказочные герои . | 2 | 0,2 | 0,8 | ||
Изготовление моделей к проведению лего-фестиваля. | 2 | 0,2 | 0,8 | ||
Лего-фестиваль. | 4 | - | 4 | ||
Диагностика | 1 | - | 1 | ||
Итого | 64 |
4. Содержание программы
Тематическое планирование | Основные виды учебной деятельности учащихся |
Знакомство с Лего | Принимать участие в коллективном обсуждении, рассматривая детали конструктора, цвет деталей, их формы. Коллективно обсуждать технологию скрепления деталей. Перечислять необходимый инструментарий, выделять правила безопасной работы. Осознанно выбирать для изготовления фигуры детали по форме и цвету. Самостоятельно размещать на рабочем месте материалы для работы. Читать графическую инструкционную карту, проверять соответствие размера, форм и цвета. Работать в паре. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Объяснять выбор действий для решения. Моделировать различные фигуры. Анализировать свои действия и управлять ими. |
Транспорт | Классифицировать транспорт по видам. Приводить примеры транспорта разных видов. Определять функции использования и применения разных машин в жизни людей. Анализировать рисунок-схему. Моделировать разные виды транспорта по образцу и самостоятельно. Осознанно выбирать для изготовления транспорта детали по форме и цвету. Планировать и обсуждать выбор действий при изготовлении машин. Анализировать свои действия и управлять ими. Работать в паре. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Обнаруживать и устранять ошибки при моделировании. |
Животные | Характеризовать животных по видам. Приводить примеры животных каждого вида. Рассказывать о домашних животных и заботе о них. Анализироватьр исунок - схему. Моделировать разные виды животных по образцу и самостоятельно. Принимать участие в коллективном обсуждении технологии изготовления фигуры. Объяснять выбор действий при моделировании. Осознанно выбирать для изготовления детали по форме и цвету. Обнаруживать и устранять ошибки. Работать в паре. |
Город, в котором я живу | Принимать участие в коллективном обсуждении технологии изготовления фигуры. Анализировать свои действия и управлять ими. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Обнаруживать и устранять ошибки при моделировании. |
Моделирование | Принимать участие в коллективном обсуждении технологии изготовления фигуры. Объяснять выбор действий при моделировании. Осознанно выбирать для изготовления детали по форме и цвету. Читать графическую инструкционную карту, проверять соответствие размера, форм и цвета. Обнаруживать и устранять ошибки. Работать в паре. |
LEGO и сказки | Принимать участие в коллективном обсуждении технологии изготовления фигуры. Осознанно выбирать для изготовления детали по форме и цвету. Объяснять выбор действий для решения. Обнаруживать и устранять ошибки. Моделировать объемные и сложные фигуры по образцу. Участвовать в работе пары и группы. |
5. Диагностический инструментарий
Диагностическое обследование обучающихся проводится в начале и в конце учебного года с использованием аналогичных заданий.
Диагностическая карта 2 класс
Фамилия, имя ребенка
В- высокий уровень Ср - средний уровень Н - низкий уровень
Показатели | Начало года | Конец | |||||
В | С | Н | В | С | Н | ||
1 | Называет детали Лего | ||||||
2 | Создает модель по образцу | ||||||
3 | Моделирует фигуру человека | ||||||
4 | Моделирует туловище животного (передает характерные особенности животного) | ||||||
5 | Планирует работу с помощью рассказа о задуманном предмете | ||||||
6 | Конструирует по замыслу | ||||||
7 | Координирует работу рук | ||||||
8 | Создает сюжетную композицию | ||||||
9 | Использует понятие устойчивости и прочности конструкции | ||||||
10 | Работа с партнером |
6. Учебно - методические средства обучения
1.Учебно-наглядные пособия:
- схемы, образцы и модели;
- иллюстрации, картинки с изображениями предметов и объектов;
- фотографии.
2. Оборудование:
- тематические наборы конструктора Лего;
- компьютер.
3. Электронно-программное обеспечение:
- специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы).
4. Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор, DVD-плееры, МРЗ-плеер;
- музыкальный центр;
- демонстрационный экран;
- демонстрационная доска для работы маркерами;
- магнитная доска;
- цифровой фотоаппарат;
- сканер, ксерокс и цветной принтер;
- интерактивная доска.
7. Учебно-информационное обеспечение
1. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной коррекционной школе [Текст] / А.К. Аксенова.- Москва, 1999.
2. Злаказов, А.С. Уроки Лего – конструирования в школе [Текст]: методическое пособие / А.С. Злаказов, Г.А. Горшков, С.Г. Шевалдина. – Москва: Бином, 2011.
3. Конструктор LEGO EducationWeDO [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school/upper-primary/7plus-education-wedo
4. Конструкторы LEGO как образовательная среда в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.klass39.ru/konstruktory-legolego-kak-obrazovatelnaya-sreda-v-nachalnoj-shkole/.5.
5. Лусс, Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО [Текст] / Т.В. Лусс. – Москва: ВЛАДОС, 2009.
6. Петрова, В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы [Текст] / В.Г. Петрова. - Москва, 1977.
7. Полякова, Э. Методическая разработка к методическим пособиям «Лего Дакта» для специальных школ [Текст] / Э. Полякова. – Москва: Институт новых технологий, 1995.
8. Селиверстов, В.И. Игры в логопедической работе с детьми [Текст] / В.И. Селиверстов.- Москва, 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" для 1 класса соответствует требованиям ФГОС НОО....
ФГОС 1-4 классы РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ЗЕЛЁНАЯ ПЛАНЕТА"
Программа внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов, реализуемая в рамках введения ФГОС....
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению Геометрия и конструирование. 1 класс
Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Математика и конструирование» А. В. Белошистовой. Целью современной школы явля...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Робототехника и лего конструирование" для 1-4 классов
Рабочая программа по Лего конструированию для 1-4 классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности психолого-педагогического сопровождения младших школьников с особыми образовательными потребностями «Познай-ка»
Проблема помощи детям с особыми образовательными потребностями (с задержкой психического развития) приобрела в последние годы особую актуальность. По данными Министерства образования РФ, среди детей п...
Рабочая программа внеурочной деятельности Лего конструирование 2 класс
Авторская методическая разработка учителя информатики и педагога дополнительного образования Роговского Алексея Анатольевича. Рабочая программа для планиования и проведения занятий с обучающимися нача...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-мастер"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-мастер" по годам обучения...
- Мне нравится (1)