Использование ЛЕГО - конструирования в развитии познавательных потребностей обучающихся 2 класса (рабочая программа внеурочной деятельности)
рабочая программа (2 класс)

Зыкова Ксения Юрьевна

Программа курса «Легоконструирование»  адаптированна к программе специального коррекционного образования и составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам: развитие речи, развитие математических представлений, ознакомление с окружающим миром, чтение, изо. Программа направлена на развитие логического мышления и конструкторских навыков, способствует многостороннему развитию личности ребенка  и побуждает получать знания дальше,  учитывает психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей, нуждающихся в коррекции и развитии мелкой моторики, эмоционально – волевой сфере высших психических функций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zykova_k.yu_.doc164 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ЛЕГО - конструирования в развитии

познавательных потребностей обучающихся 2 класса

(рабочая программа внеурочной деятельности)

Исполнитель:

Зыкова Ксения Юрьевна,

Киселёвск 2019

Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………...…………………3

2. Учебный план…………………………………………………………………….12

3. Учебно – тематический план……………………………………………………13

4. Содержание программы…………………………………………………………14

5. Диагностический инструментарий……………………………………………..16

6. Учебно – методические средства обучения……………………………………17

7. Учебно- информационное обеспечение………………………………………..18

1. Пояснительная записка

Введение государственных стандартов общего образования предполагает использование новых педагогических технологий в образовательном процессе. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно - деятельностного подхода. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это означает, что для развития ребенка необходимо организовывать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Такую стратегию обучения легко реализовать через групповые занятия с комплектами «Лего».

Программа курса «Легоконструирование»  адаптированна к программе специального коррекционного образования и составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам: развитие речи, развитие математических представлений, ознакомление с окружающим миром, чтение, изо. Программа направлена на развитие логического мышления и конструкторских навыков, способствует многостороннему развитию личности ребенка  и побуждает получать знания дальше,  учитывает психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей, нуждающихся в коррекции и развитии мелкой моторики, эмоционально – волевой сфере высших психических функций.

Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним.  Как добиться того, чтобы полученные детьми знания в школе, помогали им в жизни? Одним из вариантов помощи являются междисциплинарные занятия, где дети комплексно используют свои знания. Материал по курсу «Легоконструирование» во 2 классе строится так, что требуются знания практически из всех учебных дисциплин. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с учащимися разного умственного развития и по разным направлениям (конструирование, программирование, моделирование физических процессов и явлений). Дети с удовольствием посещают занятия.

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение.  В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ученики учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.  Конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема). При конструировании по условиям - образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки - большим). Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.

Цель программы: приобщение детей к техническому творчеству, развитие познавательного, творческого пространственного мышления и воображения, конструкторских умений и навыков, в процессе ЛЕГО - конструирования.

Задачи программы:

Воспитательные:

- воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к творчеству;

- воспитание аккуратности, трудолюбия;

- воспитание уважения к товарищу;

- воспитание положительного отношения к здоровому образу жизни.

Формирующие, развивающие:

- формирование практических и трудовых навыков;

- формирование и развитие качеств личности: терпение, усидчивость, сосредоточенность;

- формирование потребности к творческой активности, потребности трудиться в паре, в группе, в одиночку;

- развитие творческого потенциала;

- развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);

- развитие регулятивной структуры деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

- развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки) через формирование практических умений.

Образовательные:

- дать знания о видах конструкций (однодетальные и многодетальные) о соединениях деталей;

- дать знания о технологической последовательности изготовления конструкций;

- научить технологическому процессу изготовления конструкций (по образцу, словесной инструкции, схемы).

Основные принципы, заложенные в основу программы:

1. принцип индивидуализации (учет возрастных и психологических особенностей детей);

2. принцип поэтапности - «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата;

3. принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, сложного задания;

4. принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению;

5. принцип выбора подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе;

6. принцип наглядности - демонстрация упражнений, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять;

7. принцип межпредметности (всестороннее гармоничное развитие личности путем соединения детского творчества и элементарного образования);

8. принцип психологической комфортности (через игровую деятельность и радость творчества к созданию «ситуации успеха»).

Исходя из принципов гармоничности образования, программа также предусматривает широкий спектр наиболее близких и естественных для ребенка видов деятельности: игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование.

Организационные условия реализации программы

Программа рассчитана на учащихся 2 класса, составлена с учетом возрастных особенностей детей, ориентирована на развитие конструкторских способностей обучающихся.

Программа рассчитана на 1 год обучения общее количество часов: 64 часа.

Методические условия реализации программы

Методика работы с детьми предполагает развитие способностей обучающихся к выполнению работ с нарастающей степенью трудностью.

Это предполагает постепенное расширение и существенное углубление знаний, развитие умений и навыков, обучающихся от одной ступени обучения к другой, более глубокое усвоение материала.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

Занятия с детьми, в основе которых доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводятся:

- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

- индивидуально - фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

- групповой – организация работы в группах;

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Работа в группах позволяет развивать коммуникативные навыки, умение сотрудничать.

Индивидуальная работа даёт возможность ребёнку самоутвердиться, повысить самооценку и уверенность в себе.

Обучение по данной программе ведется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья обучающихся.

В программе используются педагогические технологии среди них – педагогические технологии личностно ориентированного подхода, сотрудничества и сотворчества, игровые технологии, методы развития познавательной активности школьников (эвристические, проектные и др.), здоровьезберегающие.

Здоровьесберегающие технологии, используемые в программе:

- Физкультурно-оздоровительные технологии;

- Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

- Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов.

К ним относятся:

- Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей на занятиях;

- Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятии;

- Учитываются возрастные и индивидуальные особенности состояния здоровья и развития ребенка;

- Дыхательная гимнастика;

- Пальчиковая гимнастика;

- Гимнастика для глаз;

- Психогимнастика;

- Соблюдение мер по предупреждению травматизма.

Формы и методы, используемые при реализации программы.

Формы и методы выбираются с учетом возрастных особенностей детей.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

1. Словесный (беседы с использованием иллюстративного материала, показ мультимедийных материалов, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

2. Наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций; показ, исполнение педагогом; наблюдение и др.).

3. Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

1. Объяснительно-иллюстративный (при таком методе обучения дети воспринимают и усваивают готовую информацию).

2. Репродуктивный (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).

3. Частично-поисковые (Участие детей в коллективном поиске.);

 4. Исследовательские методы обучения (овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы).

Формы проведения занятий: занятие - игра, сказка, конкурс, творческая  работа, подвижные и дидактические игры и т.д.

Методы диагностики личностного развития воспитанников: сравнение и анализ выполняемых упражнений, итоговый анализ полученных умений и навыков за период обучения.

Виды и формы контроля освоения программы: 

- текущий (опрос, проблемно-поисковые задания, выставки, фотографии работ);

- итоговый (организация выставки работ, презентация собственных моделей).

Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на занятии, так и оценка, отражающая его творческие поиски. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

Личностными результатами изучения курса «Лего-конструирование» является формирование следующих умений:

- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

- называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

- самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.

Метапредметными результатами изучения курса «Легоконструирование» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД:

- определять, различать и называть детали конструктора;

- конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы.

Регулятивные УУД:

- уметь работать по предложенным инструкциям;

- умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

- уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке;

- уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Предметными результатами изучения курса «Легоконструирование» во 2-м классе является формирование следующих знаний и умений:

Знать:

- простейшие основы механики;

- виды конструкций - однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;

- технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.

Уметь:

-с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;

- реализовывать творческий замысел.

2. Учебный план с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Форма обучения: очная.

Календарный учебный график: 2 раз в неделю.

Режим обучения:

- 2 занятия в неделю –по 45 мин.

Общая трудоемкость программы составляет: 64 урока.

Срок реализации программы: 1 год.

№ п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

1.

Знакомство с Лего. Знакомство с ЛЕГО.  Спонтанная индивидуальная ЛЕГО-игра. Путешествие по ЛЕГО-стране. Исследователи цвета. Исследователи кирпичиков. Волшебные кирпичики. Исследователи формочек. Волшебные формочки.

9

2.

Транспорт. Транспорт. Городской транспорт. Специальный, легковой, водный, воздушный.

5

3.

Животные. Животные. Разнообразие животных. Домашние  питомцы. Дикие животные. Животные лесов, пустынь, степей. 

12

4.

Город, в котором я живу. Городской пейзаж. Сельский пейзаж. Сельскохозяйственные постройки. Школа, школьный двор.

13

5.

Моделирование. Строительство домов. Военная техника. Подарок для мамы.

10

6.

LEGO и сказки. Русские народные сказки. Сказки русских писателей. Сказки зарубежных писателей. Любимые сказочные герои. Лего-фестиваль.

15

3. Учебно-тематический план

п/п

Тема

Кол-во час

Теория

(час)

Практика

(час)

Дата и коре-ка

Вводное занятие. Правила работы на уроках Лего-конструирования. Знакомство с ЛЕГО. Диагностика.

1

0,2

0,8

Знакомство  с ЛЕГО продолжается

(Спонтанная индивидуальная ЛЕГО-игра)

2

0,2

0,8

Путешествие по ЛЕГО-стране. Исследователи цвета.

1

0,2

0,8

Исследователи кирпичиков.Волшебные кирпичики.

2

0,3

0,7

Исследователи формочек. Волшебные формочки.

2

0,3

0,7

Формочки и кирпичики.

2

0,2

0,8

Транспорт.

1

0,3

0,7

Городской транспорт.

1

0,2

0,8

Специальный транспорт.

1

0,3

0,7

Водный транспорт.

1

0,3

0,7

Воздушный транспорт, космические модели.

1

0,2

0,8

Животные. Разнообразие животных.

4

0,2

0,8

Домашние питомцы.

4

0,2

0,8

Дикие животные. Животные пустынь, степей, лесов.

4

0,2

0,8

Городской пейзаж.

3

-

1

Сельский  пейзаж.

3

-

1

Сельскохозяйственные постройки.

3

0,2

0,8

Школа, школьный двор.

3

0,2

0,8

Перекидные качели.

2

0,2

0,8

Строительство домов.

2

0,2

0,8

Плот.

2

0,2

0,8

Военная техника.

2

0,2

0,8

ЛЕГО-подарок для мамы.

2

0,2

0,8

Русские народные сказки.

2

0,2

0,8

Сказки русских писателей.

2

0,3

0,7

Сказки зарубежных писателей.

2

0,2

0,8

Любимые сказочные герои .

2

0,2

0,8

Изготовление моделей к проведению лего-фестиваля.

2

0,2

0,8

Лего-фестиваль.

4

-

4

Диагностика

1

-

1

Итого

64

4. Содержание программы

Тематическое планирование

Основные виды учебной деятельности учащихся

Знакомство с Лего

Принимать участие в коллективном обсуждении, рассматривая детали конструктора, цвет деталей, их формы. Коллективно обсуждать технологию скрепления деталей.

Перечислять необходимый инструментарий, выделять правила безопасной работы. Осознанно выбирать для изготовления фигуры детали по форме и цвету. Самостоятельно размещать на рабочем месте материалы для работы. Читать графическую инструкционную карту, проверять соответствие размера, форм и цвета. Работать в паре. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Объяснять выбор действий для решения. Моделировать различные фигуры. Анализировать свои действия и управлять ими.

Транспорт

Классифицировать транспорт по видам. Приводить примеры транспорта разных видов. Определять функции использования и применения разных машин в жизни людей. 

 Анализировать рисунок-схему. Моделировать разные виды транспорта по образцу и самостоятельно. Осознанно выбирать для изготовления транспорта детали по форме и цвету. Планировать и обсуждать выбор действий при изготовлении машин. Анализировать свои действия и управлять ими. Работать в паре. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Обнаруживать и устранять ошибки при моделировании.

Животные

Характеризовать животных по видам. Приводить примеры животных каждого вида. Рассказывать о домашних животных и заботе о них. Анализироватьр исунок - схему. Моделировать разные виды животных по образцу и самостоятельно.

Принимать участие в коллективном обсуждении технологии изготовления фигуры. Объяснять выбор действий при моделировании. Осознанно выбирать для изготовления детали по форме и цвету.

Обнаруживать и устранять ошибки. Работать в паре. 

Город, в котором я живу

Принимать участие в коллективном обсуждении технологии изготовления фигуры. Анализировать свои действия и управлять ими. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Обнаруживать и устранять ошибки при моделировании.

Моделирование

Принимать участие в коллективном обсуждении технологии изготовления фигуры. Объяснять выбор действий при моделировании. Осознанно выбирать для изготовления детали по форме и цвету. Читать графическую инструкционную карту, проверять соответствие размера, форм и цвета. Обнаруживать и устранять ошибки. Работать в паре.

LEGO и сказки

Принимать участие в коллективном обсуждении технологии изготовления фигуры. Осознанно выбирать для изготовления детали по форме и цвету. Объяснять выбор действий для решения.

Обнаруживать и устранять ошибки. Моделировать объемные и сложные фигуры по образцу. Участвовать в работе пары и группы.

5. Диагностический инструментарий

Диагностическое обследование обучающихся проводится в начале и в конце учебного года с использованием аналогичных заданий.

Диагностическая карта 2  класс

Фамилия, имя ребенка        

В- высокий уровень Ср - средний уровень Н - низкий уровень

Показатели

Начало года

Конец

В

С

Н

В

С

Н

1

Называет детали Лего

2

Создает модель по образцу

3

Моделирует фигуру человека

4

Моделирует туловище животного (передает характерные особенности животного)

5

Планирует работу с помощью рассказа о задуманном предмете

6

Конструирует по замыслу

7

Координирует работу рук

8

Создает сюжетную композицию

9

Использует понятие устойчивости и прочности конструкции

10

Работа с партнером

6. Учебно - методические средства обучения

1.Учебно-наглядные пособия:

  • схемы, образцы и модели;
  • иллюстрации,  картинки с изображениями предметов и объектов;
  • фотографии.

2. Оборудование:

  • тематические наборы конструктора Лего;
  • компьютер.

3. Электронно-программное обеспечение:

- специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы).

4. Технические средства обучения:

- мультимедийный проектор, DVD-плееры, МРЗ-плеер;

- музыкальный центр;

- демонстрационный экран;

- демонстрационная доска для работы маркерами;

- магнитная доска;

- цифровой фотоаппарат;

- сканер, ксерокс и цветной принтер;

- интерактивная доска.

7. Учебно-информационное обеспечение

1. Аксенова, А.К.  Методика обучения русскому языку в специальной коррекционной школе [Текст] / А.К. Аксенова.- Москва, 1999.

2. Злаказов, А.С.  Уроки Лего – конструирования в школе [Текст]: методическое пособие / А.С. Злаказов, Г.А. Горшков, С.Г. Шевалдина. – Москва: Бином, 2011.

3. Конструктор LEGO EducationWeDO [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school/upper-primary/7plus-education-wedo

4. Конструкторы LEGO как образовательная среда в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.klass39.ru/konstruktory-legolego-kak-obrazovatelnaya-sreda-v-nachalnoj-shkole/.5.

 5. Лусс, Т.В.  Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО [Текст] / Т.В. Лусс. – Москва: ВЛАДОС, 2009.

6. Петрова, В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы [Текст] / В.Г. Петрова. - Москва, 1977.

7. Полякова, Э. Методическая разработка к методическим пособиям «Лего Дакта» для специальных школ [Текст] / Э. Полякова. – Москва: Институт новых технологий, 1995.

8. Селиверстов, В.И.  Игры в логопедической работе с детьми [Текст] / В.И. Селиверстов.- Москва, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" для 1 класса соответствует требованиям ФГОС НОО....

ФГОС 1-4 классы РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ЗЕЛЁНАЯ ПЛАНЕТА"

Программа внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов, реализуемая в рамках введения ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению Геометрия и конструирование. 1 класс

Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Математика и конструирование» А. В. Белошистовой.      Целью современной школы явля...

Рабочая программа внеурочной деятельности психолого-педагогического сопровождения младших школьников с особыми образовательными потребностями «Познай-ка»

Проблема помощи детям с особыми образовательными потребностями (с задержкой психического развития) приобрела в последние годы особую актуальность. По данными Министерства образования РФ, среди детей п...

Рабочая программа внеурочной деятельности Лего конструирование 2 класс

Авторская методическая разработка учителя информатики и педагога дополнительного образования Роговского Алексея Анатольевича. Рабочая программа для планиования и проведения занятий с обучающимися нача...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-мастер"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-мастер" по годам обучения...