План работы с одаренными детьми
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Работа с одаренными детьми
Формы и методы работы с одарёнными детьми
Младший школьный возраст период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями начальных классов стоит основная задача способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:
-исследовательский;
-частично-поисковый;
-проблемный;
-проекный;
Формы работы:
- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
- консультирование по возникшей проблеме;
- дискуссия;
- игры.
Очень важны:
-предметные олимпиады;
-интеллектуальные марафоны;
-различные конкурсы и викторины;
-словесные игры и забавы;
-проекты по различной тематике;
-ролевые игры;
-индивидуальные творческие задания.
Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Учитель уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере.
Как правило, у одаренных детей проявляются:
-высокая продуктивность мышления;
-легкость ассоциирования;
-способность к прогнозированию;
-высокая концентрация внимания.
При работе с одаренными детьми необходимо уметь:
-обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
-стимулировать познавательные способности учащихся;
-работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
-принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
-анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
-отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.
Успеху этого процесса способствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из перечисленных способностей выражена, главным образом, своей положительной стороной, и в этом заключается неповторимое своеобразие данного возраста. Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходят на нет, другие во многом изменяют свое значение. Сложно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, вовсе не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям в будущем. Но ранние признаки способностей у детей родителям и педагогам не следует оставлять без внимания, ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта.
Ошибочно мнение, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, не будет встречать трудностей в учебе и в жизни напротив, таких детей ожидают немалые сложности и дома, и в школе. Важно, чтобы родители правильно относились к особенностям своего ребенка.
Утверждаю
Директор МОУ
«СОШ №7 с.Отказного»
__________ Г.В. Руденко
План работы по выявлению и развитию интересов и способностей учеников
№ п/п | Содержание работы | Дата | Ответственные |
1. | Провести изучение интересов и увлечений учеников начальных классов. Составить карту интересов начальных классов. | сентябрь | кл.руководитель |
2. | Провести исследование родителями по выявлению способностей детей. Составление карты одарённости учеников 4-го класса с помощью родительского исследования. Сравнение карт, составленных детьми и родителями. | январь | кл.руководитель |
3. | Исследовать с помощью теста Торренса творческие способности учеников 4-го класса. | ноябрь | кл.руководитель |
4. | Осуществлять индивидуальный подход к мотивированным детям на уроках, используя дифференцированные карточки, разноуровневые задания, дополнительный дидактический материал. | постоянно | кл.руководитель учителя-предметники |
5. | Привлекать способных, мотивированных учащихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе. | постоянно | кл.руководитель |
6. | Привлекать мотивированных учащихся участию в олимпиадах, марафонах по предметам, конкурсах, интернет-конкурсах, исследовательских и проектных работах с целью максимальной реализации их потенциальных возможностей | по плану | кл.руководитель |
7. | Привлекать творчески способных учащихся к участию во внеклассных мероприятиях театрализованных представлениях, творческих отчетах, концертах, смотрах и творческих конкурсах. | по плану | кл.руководитель |
8. | Проводить педагогическую диагностику для прослеживания трастового развития каждого мотивированного ребенка | в конце четверти | кл.руководитель |
9. | Следить за соблюдением здоровьесберегающих технологий в работе с учениками начальных классов с целью предупреждения перегрузки учеников. | постоянно | кл.руководитель |
10. | Осуществлять взаимодействие с родителями с целью выявления способностей учеников начальных классов и предупреждению снижения мотивации к обучению и развитию. | постоянно | кл.руководитель |
11. | Продолжать сбор информации и материалов по всем аспектам деятельности учеников начальных классов и систематизировать их в индивидуальных папках творческих работ учащихся и в портфолио учеников начальных классов. | постоянно | кл.руководитель |
12. | Осуществлять взаимодействие с педагогами дополнительного образования, учителями -предметниками, работающими с учениками начальных классов. | постоянно | кл.руководитель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы с одаренными детьми
План работы с одаренными детьми пригодится учителям, работающим в первых классах....
План работы с одаренными детьми
План работы на год с одаренными детьми....
План работы с одаренными детьми.
Цель работы - создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей....
план работы с одаренными детьми
План работы с одаренными детьмиСрокиМероприятияУровеньСентябрьДиагностика интеллектуальных, творческих возможностей учащихсяШкольныйОктябрьВовлечение в школьные кружки поИнтересамНПК «Первые шаг...
План работы с одаренными детьми
План работы с одаренными детьми 3 класс...
План работы с одаренными детьми МО учителей начальных классов МБОУ СОШ № 5
План работы с одаренными детьми методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ № 5 ст. Бриньковской Приморско – Ахтарского района Краснодарского краяЦель: создание благо...
План работы с одаренными детьми
План работы с одаренными детьми представлен в виде рабочей программы, с соблюдением структуры....