Рабочая программа кружка "Открытие"
рабочая программа (4 класс)

Таранова Чулпан Ильдаровна

Реализация программы "Открытие" обеспечивается комплектом AES тм для экспериментальной деятельности в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_otkrytie_programma_4kl.docx39.89 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка «Открытие»

Пояснительная записка

      Данный проект программы кружка разработан с учетом требований  ФГОС, направлен на  формирование универсальных учебных действий,  овладение способами работы c информацией, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, соответствует  приоритетным направлениям программы развития школы и концептуальными основами стратегии развития образования в России и в ХМАО-Югре (п.5 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).   Программа кружка по общеинтеллектуальному направлению включает в себя  знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения,  позволяющие  расширять и обогащать содержание составляющей предметной области «Окружающий мир» с помощью применения цифровых средств обучения. Реализация программы «Открытие» обеспечивается комплектом АЕSтм для экспериментальной деятельности в начальной школе, который позволяет организовать образовательный процесс c позиции личностно ориентированного и системно-деятельностного подходов.  Применение данного оборудования имеет особое значение для младшего школьника, так как именно на этом этапе дети знакомятся c приборами и поддерживающим их работу программным обеспечением, усваивают элементарные основы исследовательской деятельности, под руководством учитeля проводят наблюдения и эксперименты.  Оборудование АЕSтм представлено  датчиками для измерения и регистрации различных параметрoв, интерфейсами сбора данных и программным обеспечением, визуализирующим экспериментальные данные на экране. Реализация данного проекта предполагается в классах со средним и высоким уровнем мотивации учебной деятельности. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы: беседы с детьми; создание ситуации эксперимента; опрос на занятиях после пройденной темы; создание и защита проектов,  использование современных оценочных средств.

Основная часть

Рабочая программа                  кружка

«Открытие»

Класс:

3 класс, 4 класс

Цель:

приобщение младших школьников к культурному опыту человечества, отражающему различные стороны

взаимодействия человека c его социальным и природным окружением

Задачи:

- расширение знаний младших школьников o многообразии, взаимосвязях и универсальной ценности объектов и явлений окружающего мира;

- развитие устойчивого познавательного интереса к его объектам и явлениям;

 - развитие представлений о различных способах (формах) познания природы;

- формирование элементов исследовательской деятельности по изучению природной и социальной среды;

- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

 - вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению  и сохранению ближайшего природного окружения.

Технологии:

Совместная деятельность направленна на развитие и раскрытие индивидуальности ребенка. Педагогика сотрудничества направленна на развитие у учащегося личностных и коммуникативных универсальных учебных действий, на воспитание ученика, способного учить, менять самого себя, на умение общаться, умение сотрудничать, умение решать проблемы, умение осуществлять самоуправление. Проблемное  обучение позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний. Эвристическая беседа развивает высокую активность и сознательность учащихся, формирует познавательную самостоятельность высоких уровней. Информационно-коммуникативные технологии способствуют повышению мотивации к учению, активизации познавательной деятельности, развитие наглядно-образного, информационного мышления; развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; повышению уровня комфортности обучения. Здоровьесберегающие технологии включают формирование, укрепление здоровья, воспитание у детей культуры здоровья. Технология развития критического мышления способствует активизации мышления, повышает мотивацию; способствует самовыражению учащихся, дает возможность проявить себя, свои творческие способности. Проектная деятельность ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Технология дифференцированного обучения направлена на самостоятельный поиск необходимой информации, творческую и интеллектуальную деятельность. Игровые технологии способствуют развитию познавательной  активности, самостоятельной  и творческой деятельности. Диалоговое обучение дает возможность формировать не просто знания, а знания- убеждения, что соответствует формированию научного мировоззрения;  содействует формированию прочных знаний, так как, сведения, самостоятельно, добытые учащимися, прочно сохраняются в памяти;  воздействовать на эмоциональную сферу школьников, формируя такие чувства, как уверенность в своих силах, удовлетворение от напряженной умственной деятельности, формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности, формировать и развивать интерес к учению.

Привлечение социальных партнеров

Совместные мероприятия с родителями: клуб выходного дня «Почемучка»,  социальные проекты «Напиток бессмертия», «Наш мозг в наших руках», творческая работа «Новая жизнь старой газеты»».  Экскурсии  в Музейно-выставочный центр города, встречи с представителями МЛПУ «КГБ», ООО «Хлебокомбинат», Управления по технологическому и экологическому надзору по г.Когалыму в рамках «Эко-марафона»

Использование современных учебных материалов

http://www.akademkniga.ru/upload/iblock/417/417438d1ff7ef17e0b3ad707d144245d.pdf - План и программы внеурочной деятельности. «Путешествие в мир экологии» В.А. Самкова

http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — Интернет-сайт

«Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.

Планируемые

результаты

1. Личностные универсальные учебные действия:

      - высокий познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения частных и общих задач;

- мотивационная основа учебной деятельности, включающая не только учебно-познавательные, но и социальные мотивы;

- осознание условий успешности учебной деятельности;

- способность к самооценке на основе сопоставления c предложенным образцом.

    2. Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу на протяжении всех этапов эксперимента;

- различать способ и результат действия;

- учитывать ориентиры для выполнения действий, приведённые в пособии и/или заданные учителем;

- планировать свои действия в соответствии c поставленной задачей и способами её решения;

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль получаемых  результатов;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки учителем и/или самооценки c учётом допущенных во время эксперимента ошибок;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

3. Познавательные универсальные учебные действия:

   -  использовать знаково-символические средства, в том числе графические модели, для решения поставленных в ходе эксперимента задач; проводить сравнение и   сопоставление по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи;

- высказывать суждения об изучаемом объекте, его строении, свойствах и связях;

- устанавливать аналогии;        

- владеть общим алгоритмом решения поставленной задачи экспериментальным методом.

4. Понимание и преобразование информации:

- понимать информацию, представленную в различной форме (описания, схемы, таблицы, графики);

-  преобразовывать информацию из одного вида в другой (например, из таблицы в график);

- интерпретировать и обобщать информацию, полученную в ходе эксперимента;

- для поиска нужной информации использовать такие формальные элементы текста, как подзаголовки, иллюстрации, сноски.

5. Применение и представление информации:

-передавать собеседнику/партнёру важную для решаемой задачи информацию, участвовать в диалоге при обсуждении проводимого эксперимента и его результатов;                                           высказывать свою точку зрения o выполненной работе;                                                                    описывать по предложенному алгоритму наблюдаемый объект или явление

Формы учёта знаний и умений,    современные оценочные средства

«Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования» (Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А. Чиндилова О.В.); представление  и защита проектов; портфолио личных достижений учащегося; «Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А.Б. Воронцов); «Оценка без отметки» (Г.А. Цукерман).

Развитие образователь - ной среды школы  

  Предусматриваются  общешкольные мероприятия «День вопросов и ответов», КВН «Знатоки природы», на школьном уровне представление проектов «Напиток бессмертия», «Наш мозг в наших руках», распространение среди учеников школы памяток, листовок «Правила поведения в природе», участие в эко-акциях школы.

Дата

Тема

Характеристика деятельности

Оборудование ASTTM

Корректировка

4 класс

1

Как мы узнаём что-то новое. Наш помощник – компьютер.

Знакомство с источниками получения новых знаний. Отработка умения выбирать источник информации в соответствии с учебной задачей

Компьютер,

программа LoggerLite,

датчики

2

Как мы узнаём что-то новое. Наш помощник – компьютер.

Ознакомление с оборудованием, необходимым для работы в природе. Формирование умения работать самостоятельно и в группе.

Компьютер,

программа LoggerLite,

датчики

3

Учимся находить ответы на вопросы

Формирование умения выполнять измерения с помощью датчика температуры.

Датчик температуры

4

Учимся находить ответы на вопросы

Формирование умения выполнять измерения с помощью датчика температуры.

Датчик температуры

5

Чем опасны кислотные дожди?

Отработка умения выполнять измерения с помощью датчика температуры.

Датчик температуры

6

Чем опасны кислотные дожди?

Отработка умения выполнять измерения с помощью датчика температуры, сравнивать значения температуры

Датчик температуры

7

Секрет подошвы

Отработка умения выполнять измерения с помощью датчика температуры, сравнивать значения температуры

Датчик температуры

8

Секрет подошвы

Формирование умения сравнивать графики температур, измеренных на разных подошвах после трения.

Датчик температуры

9

Секрет подошвы

Формирование умения выполнять измерения с помощью датчика температуры.

Датчик температуры

10

Взаимодействие пищевой соды и уксуса. Классная реакция!

Формирование умения проводить химическую реакцию пищевой соды с уксусом

Датчик температуры

11

Взаимодействие пищевой соды и уксуса. Классная реакция!

Формирование умения проводить химическую реакцию пищевой соды с уксусом

Датчик температуры

12

Взаимодействие пищевой соды и уксуса. Классная реакция!

Формирование умения проводить химическую реакцию пищевой соды с уксусом

Датчик температуры

13

Холодная как лед

Отработка умения выполнять измерения с помощью датчика температуры, сравнивать значения температуры

Датчик температуры

14

Холодная как лед

Изучить, как соль влияет на температуру замерзания воды.

Датчик температуры

15

Холодная как лед

Изучить, как соль влияет на температуру замерзания воды.

Датчик температуры

16

Обобщение по теме

17

Учимся пользоваться датчиком давления газа

Формировать умения выполнять измерения с помощью датчика давления газа

Датчик давления газа

18

Жми!

Отработка умения выполнять измерения с помощью датчика давления газа

Датчик давления газа

19

Жми!

Отработка умения выполнять измерения с помощью датчика давления газа

Датчик давления газа

20

Жми!

Отработка умения выполнять измерения с помощью датчика давления газа

Датчик давления газа

21

Под давлением

Формирования  умения выполнять измерения с помощью датчика давления газа

Датчик давления газа

22

Под давлением

Формирования  умения выполнять измерения с помощью датчика давления газа

Датчик давления газа

23

Учимся пользоваться датчиком температуры

Формирование умения выполнять измерения с помощью датчика температуры.

24

Варежки - мешочки

Сравнить теплоизоляционные свойства варежек, сделанных из полиэтиленовых пакетов, наполненных различными материалами.

Датчик температуры

25

Варежки - мешочки

Сравнить теплоизоляционные свойства варежек, сделанных из полиэтиленовых пакетов, наполненных различными материалами.

Датчик температуры

26

Варежки - мешочки

Формирования  умения выполнять измерения с помощью датчика температуры

Обобщение по теме «Учимся пользоваться датчиком температуры»

Датчик температуры

27

Учимся пользоваться датчиком давления газа.

Формирования  умения выполнять измерения с помощью датчика давления газа

Датчик давления газа

28

Пузырьки в хлебе

Провести наблюдения за влиянием температуры на процесс брожения

Датчик давления газа

29

Пузырьки в хлебе

Провести наблюдения за влиянием температуры на процесс брожения

Датчик давления газа

30

Пузырьки в хлебе

Провести наблюдения за влиянием температуры на процесс брожения

Датчик давления газа

31

Учимся пользоваться датчиком расстояния

Формирование умения выполнять измерения с помощью датчика расстояния.

Датчик расстояния

32

Летучая мышь и наука

Выяснить, как выглядит графическое изображение движения.

Датчик расстояния

33

 Летучая мышь и наука

Выяснить, как выглядит графическое изображение движения.

Датчик расстояния

34

Летучая мышь и наука

Формирования  умения выполнять измерения с помощью датчика расстояния

Датчик расстояния

35

Летучая мышь и наука

Формирования  умения выполнять измерения с помощью датчика расстояния

Датчик расстояния

36

Почему прыгает мяч?

Определять, как меняется высота, на которую подпрыгивает баскетбольный мяч при изменении в нём давления воздуха.

Датчик расстояния

37

Почему прыгает мяч?

Определять, как меняется высота, на которую подпрыгивает баскетбольный мяч при изменении в нём давления воздуха.

Датчик расстояния

38

Энергия приводит в движение.

Измерять с помощью датчика расстояния пройденный машинкой путь

Датчик расстояния

39

Энергия приводит в движение.

Измерять с помощью датчика расстояния пройденный машинкой путь

Датчик расстояния

40

Обобщение по теме «Учимся пользоваться датчиком расстояния»

Датчик расстояния

41

Учимся пользоваться датчиком силы

Формирования  умения выполнять измерения с помощью датчика силы

Датчик силы

42

 Определяем силу трения подошвы.

Измерять силу, необходимую для того, чтобы тянуть по поверхности обувь с разными подошвами.

Датчик силы

43

Определяем силу трения подошвы.

Обсуждать полученные результаты.

Датчик силы

44

Учимся пользоваться датчиком силы

Формирования  умения выполнять измерения с помощью датчика света

Датчик света

45

Ткань для защиты от солнца.

Измерять интенсивность света при его прохождении сквозь слои различных видов ткани

Датчик света

46

Ткань для защиты от солнца.

Обсуждать полученные результаты. Сделать вывод

Датчик света

47

Ткань для защиты от солнца.

Формирования  умения выполнять измерения с помощью датчика света

Датчик света

48

Отражательная способность поверхности

Измерить количество света, отраженного от бумаги разных цветов, при помощи датчика света.

Датчик света

49

Отражательная способность поверхности

Формирование умения выбирать источник информации в соответствии с учебной задачей, работать в паре. Умение работать с датчиком света.

Датчик света

50

Отражательная способность поверхности

Умение работать с датчиком света.

Датчик света

51

Учимся пользоваться датчиком магнитного поля.

Научить пользоваться датчиком магнитного поля.

Датчик магнитного поля

52

Учимся пользоваться датчиком магнитного поля.

Обсуждать полученные результаты.

Датчик магнитного поля

53

Учимся пользоваться датчиком магнитного поля.

Формирование умения пользоваться датчиком магнитного поля.

Датчик магнитного поля

54

Определяем полюса у магнитов!

Определить полюса у магнитов разных форм

Датчик магнитного поля

55

Определяем полюса у магнитов!

Отработка умения выполнять измерения с помощью датчика магнитного поля

Датчик магнитного поля

56

Определяем полюса у магнитов!

Отработка умения выполнять измерения с помощью датчика магнитного поля

Датчик магнитного поля

57

Изготавливаем магниты

Проводить наблюдения за магнитными полями объектов

Датчик магнитного поля

58

Изготавливаем магниты

Проводить наблюдения за магнитными полями объектов. Обсуждать полученные результаты.

Датчик магнитного поля

59

Учимся пользоваться датчиком напряжения.

Формирование умения пользоваться датчиком напряжения

Датчик напряжения

60

Учимся пользоваться датчиком напряжения.

Формирование умения пользоваться датчиком напряжения

Датчик напряжения

61

Учимся пользоваться датчиком напряжения.

Формирование умения пользоваться датчиком напряжения

Датчик напряжения

62

Учимся пользоваться датчиком напряжения.

Формирование умения пользоваться датчиком напряжения

Датчик напряжения

63

Учимся находить ответы на вопросы.

Формирование умения пользоваться датчиками

Датчики для проведения экспериментов

64

Учимся находить ответы на вопросы.

Формирование умения пользоваться датчиками

Датчики для проведения экспериментов

65

Учимся находить ответы на вопросы

Формирование умения пользоваться датчиками

Датчики для проведения экспериментов

66

Учимся находить ответы на вопросы

Формирование умения пользоваться датчиками

Датчики для проведения экспериментов

67

Учимся находить ответы на вопросы

Формирование умения пользоваться датчиками

Датчики для проведения экспериментов

68

Итоговый урок

Оценивать результаты знаний

Список литературы

1. В.А. Самкова «Окружающий мир  с АFSTM» ПКГ «Развитие образовательных систем» Москва,2012.

2. В.А. Самкова «Начинаем изучать! Исследуем температуру»   ПКГ«Развитие образовательных систем» Москва,2012.

3. В.А. Самкова «Начинаем изучать! Основы естественных наук»   ПКГ«Развитие образовательных систем» Москва,2012.

4. В.А. Самкова «Окружающий мирс AFS. 1- 4 классы. Тематическое планирование». ПКГ «Развитие образовательных систем» Москва, 2012 г.

5.  В.А. Самкова «Окружающий мирс AFS. Начальная школа. Методические рекомендации для учителя». ПКГ «Развитие образовательных систем» Москва, 2012 г.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1.        Компьютер

2.        Мультимедийный проектор

3.        Настенный экран.

4.        Оборудование ASTTM: датчики расстояния, температуры, света, частоты сердечных сокращений.

5.        Цифровой микроскоп.

 Литература для учащихся

1.        В.А. Самкова «Исследуем температуру». ПКГ «Развитие образовательных систем» Москва, 2011 г.

2.        В.А. Самкова « Основы естественных наук». ПКГ «Развитие образовательных систем» Москва, 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...