Эксперименты с использованием цифровых датчиков. Мастер-класс
опыты и эксперименты (4 класс)

Таранова Чулпан Ильдаровна

"Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения" Чарльз Дарвин

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление. 2016г.

Тема: «Достижение нового образовательного результата через использование технологии деятельностного типа»( проведение экспериментов с использованием цифровых датчиков).

Не иди туда, куда ведет дорога.

Иди туда, где дороги нет,

и оставь свой след.

Радьф Эмерон

    В педагогике есть аксиома: интеллект оттачивается интеллектом, характер воспитывается характером, личность формируется личностью. Но чтобы отточить, воспитать и сформировать, нужны не только знания и эрудиция, но и гибкость мышления, умение творчески подходить к решению познавательных и практических задач. Ведь основная задача школы в условиях внедрения стандартов второго поколения: подготовка ученика, способного решать жизненные задачи и проблемы, чтобы знания становились инструментом, а не оставались залежами. Для этого, на мой взгляд, нужно заменить знаниевую образовательную ориентацию на создание компетентностно-ориентированного обучения.
Мне кажется, что для этого, самое главное, урок ориентировать на решение жизненных ситуаций, учить не знанию, а умению его использовать. Это совсем непросто, как кажется.

          Современному учителю необходимо уметь учиться вместе с учениками, ведь способности человека не проявляются в деятельности, а создаются в ней. Это важно, собирать, играть, учиться, открывать вместе с детьми, именно с ними, а не за них. 

Что значит "деятельность"?  Деятельность - это всегда целеустремленная система, которая нацелена на результат (стандарты нацеливают на результат – развитие личности ребенка на основе УУД). Таким образом, любая деятельность, осуществляемая еѐ субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. Уже в начальной школе ученик учится искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять оценивать достоверность получаемой информации.  В связи с этим учитель начальных классов, начинающий реализовывать ФГОС, должен внести значительные изменения в свою деятельность.

Примером деятельностного подхода в обучении младших школьников могут служить уроки, включающие проведение экспериментов с использованием цифровых датчиков. Экспериментальные работы соответствуют требованиям ФГОС НОО и Примерной программе курса «Окружающий мир», определяя содержание планируемых результатов деятельности обучающихся. Все работы имеют одинаковую структуру и единый алгоритм их организации и проведения. Содержание нацелено на формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД):

1. Познавательные информационные УУД. В начале работы обучающимся предлагается ознакомиться информацией по теме работы. Перед проведением работы обучающимся раздаются Листы наблюдений, которые они заполняют по мере выполнения работы, получая данные с помощью оборудования.

2. Познавательные логические УУД. Эти УУД формируются в ходе анализа данных, внесенных в таблицы на Листе наблюдений при проведении исследования.

3. Коммуникативные УУД. Для проведения работы обучающимся предлагается организоваться в пары или группы по 3–5 человек (в зависимости от наличия оборудования). При этом формируются следующие УУД: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

4. Регулятивные УУД. В конце работы предлагается провести рефлексию собственной деятельности: выделять и формулировать усвоенное, определять качество и уровень усвоения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Согласно данным психологии у человека остаётся в памяти 10% от того, что он слышит, 50% от того, что он видит и 90% от того, что он делает. Как мы знаем, что новые стандарты образования связаны, прежде всего, со сменой характера взаимоотношений между учителем и учеником. У учителя сейчас новые функции: учитель – собеседник, исследователь, режиссёр, тьютор, человек, создающий условия для учения. Позиция ученика тоже меняется – из объекта обучения он становится субъектом деятельности. Иной характер взаимоотношений между учителем и учащимися  заключается в иной организации урока и деятельности на нём.

Вывод.

    Подготовка компетентного ученика как активного деятеля, способного решать проблемы различной степени сложности на основе приобретённых знаний, умений и навыков, является одной из целей сегодняшнего образования. Такой подход делает акцент на выработку у учащихся жизненного опыта, когда ребёнок должен понимать: зачем он изучает данную тему и где этот материал ему пригодится. При этом особое внимание  уделяется формированию способности эффективно действовать в новых, нетипичных проблемных ситуациях. Использование деятельностного метода обучения на уроках позволяет оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, обеспечить глубокое и прочное усвоение знаний.В учебном взаимодействии приоритетным становится творческое и раскрепощающее общение, свободный контакт ученика с учителем. Сегодня как никогда актуальными становятся слова Чарльза Дарвина: «Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается  на происходящие изменения».

Практическая часть.

1.Датчик температуры

2.Датчик света

3. Датчик расстояния

4.Микроскоп


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила учитель начальных классов МАОУ «Средняя школа №8» Таранова Ч.И. Достижение нового образовательного результата через использование технологии деятельностного типа

Слайд 2

«Не иди туда, куда ведёт дорога. Иди туда, где дороги нет, и оставь свой след.» Ральф Эмерсон

Слайд 3

Формирование УУД 1. Познавательные информационные УУД 2. Познавательные логические УУД 3. Коммуникативные УУД 4. Регулятивные УУД

Слайд 4

Психология

Слайд 5

Этапы 1. Создание проблемной ситуации. 2. Актуализация. 3. Поиск решения проблемы. 4. Решения, продукт урока 5. Рефлексия

Слайд 10

Рефлексия сегодня я узнал… было интересно… было трудно… теперь я могу… я научился… у меня получилось … меня удивило…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости через использование дидактической игры.Мастер - класс. Презентация

Рассматривается вопрос о возможности знакомства с признаками орфограмм на раннем этапе обучения в условиях традиционной системы....

Цельсий или Фаренгейт - урок-эксперимент. Работа с электронными датчиками.

Измерение температуры, используя две разные температурные шкалы - Цельсий или Фаренгейт...

Мастер-класс "Использование цифрового микроскопа на уроках окружающего мира в начальной школе"

Интенсивный переход к информатизации общества обуславливает все более глубокое внедрение информационных технологий в различные области человеческой деятельности. Это вполне справедливо и для учебного ...

Мастер-класс по теме «Лабораторно-практические занятие с использованием модульной системы экспериментов PROLOG на основе образовательной модели «Один ученик - один компьютер».

Мастер -класс по предмету "Окружающий мир" с использованием модульной системы экспериментов PROlOG и образовательной модели  "Один ученик- один компьютер"Образовательная...

Эксперименты с использованием цифровых датчиков.Листы наблюдений.

1. Эксперимент "Учимся пользоваться датчиком температуры"2.Эксперимент "Учимся пользоваться датчиком расстояния"3.Эксперимент "Учимся пользоваться цифровым микроскопом"4....

Мастер-класс_Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебном процессе на примере цифровой платформы Яндекс.Учебник.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НА ПРИМЕРЕ ЦИФРОВЫХ   ПЛАТФОРМ: «ЯНДЕКС. УЧЕБНИК»  «РЭШ»  «GLOBALLAB&ra...

Мастер-класс_Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебном процессе на примере цифровой платформы Яндекс.Учебник.

Мастер-класс_Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебном процессе на примере цифровой платформы  Яндекс.Учебник....