Мастер-класс "Использование цифрового микроскопа на уроках окружающего мира в начальной школе"
опыты и эксперименты по окружающему миру (3 класс) на тему

Платон Валентина Сергеевна

Интенсивный переход к информатизации общества обуславливает все более глубокое внедрение информационных технологий в различные области человеческой деятельности. Это вполне справедливо и для учебного процесса, где без компьютера уже не обойтись. Передо мной, как и многими другими учителями, встал вопрос: Каким образом и на каких уроках возможно использование цифрового микроскопа? В интернете и печатных изданиях много информации о применении микроскопа в средней и старшей школе с описанием лабораторных работ. Но как быть с начальными классами? На мой взгляд, на уроках в начальной школе работа с цифровым микроскопом не может лежать в основе урока, скорее она должна строиться как этап урока, целью которого является формирование умения применять цифровые технологии для решения поставленных задач и поддержание интереса к учебной деятельности в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование цифрового микроскопа на уроках окружающего мира в начальной школе

http://vecto.rs/600/vector-of-a-smiling-cartoon-school-boy-and-female-teacher-viewing-microscope-samples-by-bnp-design-studio-8687.jpg

Автор: Платон В. С.

учитель начальных классов

высшей категории

МБОУ «СОШ № 6»

имени А. И. Гордиенко

«Тебе скажут — ты забудешь,

Тебе покажут — ты запомнишь,

Ты сделаешь — ты поймёшь

В основе реализации программы ФГОС лежит системно-деятельностный подход, направленный на включение ученика в процесс познания окружающего мира под руководством учителя, что предполагает организацию научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности в начальной школе.

Интенсивный переход к информатизации общества обуславливает все более глубокое внедрение информационных технологий в различные области человеческой деятельности. Это вполне справедливо и для учебного процесса, где без компьютера уже не обойтись. 

Передо мной, как и многими другими учителями, встал вопрос: Каким образом и на каких уроках возможно использование цифрового микроскопа? В интернете и печатных изданиях много информации о применении микроскопа в средней и старшей школе с описанием лабораторных работ. Но как быть с начальными классами? На мой взгляд, на уроках в начальной школе работа с цифровым микроскопом не может лежать в основе урока, скорее она должна строиться как этап урока, целью которого является формирование умения применять цифровые технологии для решения поставленных задач и поддержание интереса к учебной деятельности в целом.

В своей работе я рассмотрела возможность применения цифрового микроскопа на уроках окружающего мира и внеклассной деятельности.

С помощью цифрового микроскопа происходит погружение в таинственный и увлекательный мир, где можно узнать много нового и интересного. Дети, благодаря микроскопу, лучше понимают, что всё живое так хрупко и поэтому нужно относиться очень бережно ко всему, что тебя окружает. Цифровой микроскоп – это мост между реальным обычным миром и микромиром, который загадочен, необычен и поэтому вызывает удивление. А всё удивительное сильно привлекает внимание, воздействует на ум ребёнка, развивает творческий потенциал, любовь к предмету, интерес к окружающему миру.

Каждое задание с использованием микроскопа дети встречают с восторгом, любопытством. Им, оказывается, очень интересно увидеть в увеличенном виде  клетки.

Знакомство с микроскопом

Слайд 3. Цифровой микроскоп LEVENHUK D70L приспособлен для работы в школьных условиях. Он снабжен преобразователем визуальной информации в цифровую, обеспечивающим передачу в компьютер в реальном времени изображения микрообъекта , а также их хранение. Микроскоп имеет простое строение: модуль экрана, жидкокристаллический монитор, объективы, предметный столик, диск с фильтрами и ручка настройки фокуса. В комплекте с ним шло программное обеспечение с простым и понятным интерфейсом.

Слайд 4. При скромных, с современной точки зрения, системных требованиях он позволяет:

  • Увеличивать изучаемые объекты, помещённые на предметный столик, в 10 и 40 раз (переход осуществляется поворотом синего барабана)
  • Использовать как прозрачные, так и непрозрачные объекты, как фиксированные, так и нефиксированные
  • Исследовать поверхности объектов, помещающихся непосредственно на предметный столик
  • Фотографировать, нажимая соответствующую кнопку внутри интерфейса программы
  • Фиксировать наблюдаемое, не беспокоясь в этот момент о его сохранности – файлы автоматически оказываются на жёстком диске компьютера.
  • Демонстрировать исследуемые объекты и все производимые с ними действия на мониторе персонального компьютера и/или на проекционном экране, если к компьютеру подключён мультимедиа проектор

Важно и то, что  поймав нужный угол, Вы легко выполните фотографию, не тянясь к компьютеру – прямо на части микроскопа, находящейся у Вас в руках, есть необходимая кнопка: нажали раз – получили фотографию.

Применение цифрового микроскопа на уроках окружающего мира

Слайд 5
1. Применение цифрового микроскопа для контроля знаний. Для того чтобы вовлечь в работу весь класс, опрос должен быть интересен ученикам. Этого можно достичь, если известный фактический материал рассматривать в новом свете, а теоретические знания применять на практике. Так, один ученик может выполнять полученное задание, а весь класс будет иметь возможность видеть результаты работы, задавать вопросы и вносить коррективы. Так реализуется коллективная познавательная деятельность, в процессе которой знания всех учащихся совершенствуются и несколько человек имеют возможность сразу получить оценки.

2.Применение цифрового микроскопа в процессе изучения нового материала. Здесь возможно несколько вариантов использования микроскопа.
а) Первый вариант: совместная работа учителя и учащихся в процессе демонстрации объекта. При этом учитель, демонстрируя препарат, объясняет новый материал, указывает учащимся, на что нужно обратить внимание, задает вопросы.
 б) Второй вариант: самостоятельное изучение учащимися микропрепарата с использованием текста учебника. Учитель при этом контролирует и направляет деятельность учащихся.
 в) Третий вариант: при изучении сложного микропрепарата учитель сначала объясняет особенности строения данного объекта путем выведения микропрепарата на экран, а затем каждый учащийся самостоятельно изучает микропрепарат на рабочем месте, используя инструктивные карточки. 

Отрывки уроков окружающего мира с применением  цифрового микроскопа.

Слайд 6. Тема  урока: Тела, вещества, частицы.

Лабораторная работа: Рассматривание и фотографирование клетки.

Цель: доказать, что все живое состоит из клеток

Объекты изучения: Кожица лука

Оборудование: цифровой микроскоп.

- Мы знаем, что все предметы, которые нас окружают, ученые называют телами.

- Предлагаю рассмотреть тело, небольшой кусочек репчатого лука.

Я отделила от разрезанной луковицы тонкую пленочку. Положила аккуратно на предметное стекло.

- Рассмотрим препарат сначала при маленьком, а потом при большом увеличении.

- Что вы видите? (клеточки, кирпичики)

- Эти кирпичики ученые назвали КЛЕТКОЙ.

Клетка полужидкая – это цитоплазма; внутри еще круглое ядро – помогает расти и размножаться;

каждая клетка от соседних отделяется оболочкой перегородкой – она защищает клетку и помогает сохранить нужную форму)

- Более подробно вы будете рассматривать строение клетки в старших классах.

- Что такое лук? (тело, живой организм)

- Из чего состоит лук?

Вывод: Лук состоит из клеток.

Учитель: Все живое состоит из клеток: и человек, и растения, и лягушка, и микроб, и водоросли.

- Только микроб – это одна клетка, а например лист  – миллионы клеток. В одном листе древесного растения их около 20 000 000.

- Для чего использовали микроскоп?

- Могли мы рассмотреть клетки без микроскопа?

- В чем нам помог микроскоп? (мы смогли узнать, что все живое состоит из клеток)

Слайд 8. Тема  урока: Кожа человека. Строение кожи.

Лабораторная работа: Рассматривание и фотографирование кожи.

Цель: узнать, что кожа состоит из клеток.

Объекты изучения: кожа человека

Оборудование: цифровой микроскоп

-Нам предстоит ответить на следующие вопросы:
1. Какая у нас кожа?

2.Лабораторная работа: из чего состоит кожа?
3. Зачем человеку кожа?
4. Как человек заботится о своей коже?

-Давайте проведем наблюдение за нашей кожей. Определим:
А) «Какая у нас кожа?»
-Рассмотрите кожу на кисти руки. Какая она?
-Обратите внимание на места сгибов. Попробуйте согнуть палец. Случайно ли кожа имеет складки?
-Возьмите лупу. Рассмотрите кожу через лупу. Постарайтесь увидеть маленькие отверстия- поры. Как вы думаете. Для чего они?
-Потрите пальцем кожу лба. Приложите палец к стеклу. Что видите? Зачем коже жир?
( выслушиваются ответы детей и делается вывод)

Наверняка вы замечали, что с течением времени вы растёте. Пока этот рост вверх, но через некоторое время он замедлится. Однако, наша кожа продолжает расти всю жизнь. Поэтому у пожилых людей мы видим морщинки, их рост уже прекратился, а кожа всё ещё растёт. Почему так происходит? Это нужно для того, чтобы защитить ваш организм от проникновения вирусов и бактерий. Любая ранка со временем затягивается именно благодаря тому, что кожа растёт. А вот как это происходит, мы узнаем, посмотрев на неё в микроскоп.

- Из чего состоит кожа?

Лабораторная  работа: берём небольшой участок кожи с пятки и внимательно рассмотрим.

Теперь можете ответить на вопрос: из чего состоит кожа?

Это мёртвые клетки верхних слоёв кожи, именно они защищают нас от окружающей среды. В жизни много интересного:
-Например, под микроскопом на поверхности кожи видны мелкие чешуйки. Они постоянно обновляются. Полное обновление происходит дней за 20. За всю жизнь человек в среднем теряет около 18 кг отмерших клеток кожи.

В продолжение темы о коже, когда мы говорим о жилище, то обязательно обращаем внимание на его гигиену. Мы регулярно убираем пыль, а она снова появляется. А ведь если б знать,  откуда она берётся, возможно, мы могли бы её победить? Осталось только узнать, из чего она состоит.

Чтобы узнать её секрет возьмём немного пыли и рассмотрим её в микроскоп.

Лабораторная работа:...........

Если приглядеться, то увидите, что основа пыли – это очень тонкие частички, похожие на чешуйки.

- На что они похожи?

Именно такие же частички мы видели, когда рассматривали кожу. Вот мы узнали секрет пыли – она состоит из отмерших частичек кожи, так что получается, что мы её сами и создаём.

Практическое использование микроскопа при изучении курса                                                          «Окружающий мир»

Слайд 9 - 11. 1 класс

№ п/п

Тема урока

1

Осень. Природа готовится к зиме.

2

Зима: покой природы

3

Путешествие колобка

4

Сельское хозяйство

5

Из чего делают вещи

6

Твёрдые тела, жидкости

7

Растения и животные

  • 2 класс

№ п/п

Тема урока

1

Из чего состоят все предметы

2

Горные породы

3

Обитателей морей

4

Экологические системы

5

Круговорот веществ

6

Природные зоны полярного пояса

7

Леса умеренного пояса

  • 3 класс

№ п/п

Тема урока

1

Из чего состоит вещество

2

Где обитают живые организмы

3

Большой круговорот веществ

4

Живые участники круговорота веществ

5

Жизнь экосистемы

6

Почва – важнейшая часть экосистемы

7

Экосистема озера

8

Экосистема болот

9

Экосистема луга

10

Потребители и разрушители экосистемы леса

11

Растения производители

12

Животные маленькие и большие

13

Маленькие рыцари

14

Пернатые изобретатели

Слайд 12. Цифровой микроскоп позволяет

  • активизирует работу учащихся на уроке. Способствует развитию познавательной, информационной и исследовательской компетенций учащихся
  •     Повышает уровень мотивации обучающихся, помогает проводить практические и лабораторные работы индивидуально, фронтально и в группах
  •     повышает интерес к поисково-исследовательской деятельности
  •  способствует повышению успеваемости учащихся.

Использование цифрового микроскопа при проведении школьных исследований дает ощутимый дидактический эффект, в плане мотивации, систематизации и углубления знаний учеников, то есть формирования так называемых обучающих возможностей, развития способностей учащихся к приобретению и усвоению знаний. Слайд 13. Однако использование компьютерных технологий в учебном процессе предполагает наличие трех основных компонентов: аппаратно-программного базиса (компьютера и цифрового микроскопа), подготовленного учителя и электронных учебно-методических средств, доступных для пользования.

Слайд  14. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение цифрового микроскопа на уроках окружающего мира как средство развития познавательного интереса и формирования исследовательских навыков учащихся

Данный материал о том, как можно использовать цифровой микроскоп Digital Blue QX5  на уроках окружающего мира в начальной школе. Как с помощью цифрового микроскопа происходит погружение в таинств...

Использование лабораторного оборудования и цифрового микроскопа на уроках окружающего мира с целью вовлечения каждого ученика в активный познавательный и творческий процесс

Использование  лабораторного оборудования на уроках окружающего мира дает ощутимый дидактический эффект в плане мотивации, систематизации и углубления знаний учеников. В данной статье я постарала...

«Применение цифрового микроскопа на уроках окружающего мира как средство развития познавательного интереса и формирования исследовательских навыков обучающихся».

С помощью цифрового микроскопа происходит погружение в таинственный и увлекательный мир, где можно узнать много нового и интересного. Дети, благодаря микроскопу, лучше понимают, что всё живое так хруп...

Работа с цифровыми микроскопами на уроках окружающего мира и технологии.

статья по работе с цифровыми микроскопами в начальной школе...

Использование цифрового микроскопа на уроках окружающего мира и биологии

Данная статья содержит практический материал для использования в урочной и внеурочной деятельности учителями начальных классов и биологии: методические рекомендации по использованию микроскопа, правил...

Мастер — класс по теме «Использование цифровой лаборатории систему STEM на уроках окружающего мира в начальной школе»

Мастер — класс по теме «Использование цифровой лаборатории систему STEM на уроках окружающего мира в начальной школе»...