формы и методы индивидуальной работы с детьми-сиротами
материал

Семенова Ирина Тимофеевна

Предостовление фаром и методов работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_detey_sirot.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ

Семенова И.Т.

МБОУ ООШ с. Кирюшкино,Федоровский район,

Республика Башкортостан, Россия

В процессе индивидуальной работы могут использовать различные формы и методы.

К исследованию форм и методов обращались: А.В. Мудрик, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Е.О. Смирнова, А.Е. Лагутина и др.

Метод – это способ совместной деятельности учащихся и учителя, в результате которой происходит передача знаний, а так же умений и навыков

[1: 442].

Метод – это процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения [1: 442].

Форма– это способ организации учебно-воспитательного процесса

[3: 160].

Форма – это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов [3: 160].

А.В. Мудрик выделяет основные формы и методы индивидуальной работы:

  1. беседа;
  1. задушевный разговор;
  2. консультация;
  3. обмен мнениями;
  4. коллективное задание;
  5. индивидуальная работа с проблемами ребенка;
  6. сообща с ребенком и другими специалистами решить возникшие трудности ребенка [3: 160].

А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых выделяют формы и методы индивидуальной работы с детьми-сиротами:

  1. социальный педагог организовывает распорядок дня для ребенка;
  1. игры;
  2. целевые прогулки;
  3. беседы;
  4. изучение научной, художественной литературы;
  5. изучение картин, иллюстраций [3:160].

Е.О. Смирнова и А.Е. Лагутина выделяют методы индивидуальной работы с детьми-сиротами в условиях детского дома:

  1. исследование;
  1. наблюдение;
  2. беседа;
  3. интервью [4].

На основании проведенного теоретического анализа нами была составлена таблица, в которой отражены различные формы и методы индивидуальной работы, рассмотренные ведущими авторами Е.О. Смирнова, А.Е. Лагутина, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, А.В. Мудрик. Мы решили разграничить формы и методы индивидуальной работы, которые представлены в таблице ниже.

Таблица 2

Формы и методы индивидуальной работы с детьми-сиротами

Формы индивидуальной работы

Методы индивидуальной работы

беседа один на один;

метод переубеждения ребенка;

задушевный разговор с ребенком;

методы и приемы организации социально ценной деятельности;

оказание индивидуальной помощи в конкретной работе;

метод поощрения и наказания

обмен мнениями социального педагога и ребенка;

метод стимулирования положительного поведения;

выполнение совместного поручения с ребенком;

метод самоанализа;

индивидуальная консультация;

метод самоприучения;

совместный поиск решения проблемы, задачи.

метод самооценки

Таким образом, проанализировав теоретическую литературу, мы выделили ряд основных форм и методов, которые использует социальный педагог в индивидуальной работе с детьми-сиротами.

В процессе исследования мы выделили четыре группы методов, на которые будем опираться в процессе индивидуальной работы.

Таблица 3

Классификация форм и методов индивидуальной работы

с детьми-сиротами

Методы индивидуального обучения

Методы исследования

Методы воспитания

Методы коррекция

Наблюдение

Наблюдение

Беседа

Метод преодоления конфликтов

Беседа

Психологическая диагностика

Консультирование

Метод поддержки

Игротерапия

Интервью

Самовоспитание

Метод коррекции поддержки

Метод демонстрации

Анкетирование

Метод экологического воспитания

Метод лечебной педагогики

Метод моделирования

Тестирование

Метод воспитания природой

Тренинг

Опрос

Социометрия

Самоорганизация

Музыкотерапия

Метод поощрения

Мониторинг

Создание ситуации успеха

Методы арт- терапии

Метод напоминания

Биографический метод

Метод убеждения

Игротерапия

Интервью

Беседа

Метод делового общения

Метод индивидуального обучения

Используя метод психологической диагностики, социальный педагог может применять различный тесты, техники, методики, которые позволят выявить проблемы, интересы ребенка и т.д. в зависимости от того, на что будет направлена психологическая диагностика.

Социальный педагог использует метод наблюдения за тем, как ребенок общается с другими детьми-сиротами, воспитателями, с детьми из школы. В ходе процесса наблюдения социальный педагог записывает возникшие трудности в дневник, что лучше поможет понять проблемы ребенка [2].

Социальный педагог может использовать такую форму индивидуальной работы, как психологическая гостиница. Это форма индивидуальной работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, которые подвергались влиянию сильного стресса и затяжной депрессии [2].

Психологическая гостиница – это образец психолого-педагогической работы, которая направлена на оказание экстренной помощи детям-сиротам, которые подвергались жестокому отношению со стороны взрослых, сверстников.

Основная цель психологической гостиницы – это комплексная психолого-педагогическая помощь детям-сиротам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации; формирование у детей-сирот, переживших жестокое обращение позитивных стратегий и образцов поведения. Психологическая гостиница реализует работу в три этапа:

Первый этап – заключается в знакомстве с ребенком. Самое главное установить доверительное отношение с ребенком, организовать психологически безопасное пространство для ребенка.

Второй этап – на данном этапе происходит оказание конкретной помощи детям-сиротам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Здесь происходит работа, направленная на:

  • повышение самооценки ребенка;
  • создание ситуации успеха;
  • создание ситуации одобрения;
  • реализуется работа по снятию психологической защиты ребенка;
  • коррекция страхов;
  • коррекция тревожности.

На третьем этапе делается упор на индивидуальном психологическом консультировании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые перенесли жестокое обращение. Происходит рефлексия по проделанной работе социального педагога и ребенка [2].

По мнению А.Н. Прониной, главное место в индивидуальной работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, занимают психологические, психотерапевтические и психокоррекционные методы [4].

Пронина А.Н. выделяет ряд методов, которые позитивно влияют на психологическое развитие личности.

  1. Индивидуальная работа эффективна в работе с детьми-сиротами, которые находятся в конфликтных ситуациях, подвергались вербальной, невербальной и физической агрессии со стороны окружающих.
  1. Еще один из наиболее распространенных методов в индивидуальной работе с детьми-сиротами – это социальная работа, которая представляет собой систематическую, целенаправленную помощь ребенку по решению возникших проблем. Социальный педагог помогает ребенку научиться регулировать эмоции, мысли, выстраивать новые отношения с людьми.Социальная работа оказывает эффект лечения ребенка, что позволяет ребенку активно развиваться как в учебное, так и внеучебное время, находить и выстраивать новые отношения со сверстниками.К задачам социальной терапии мы относим: исправление, корректировку поведения; предупреждение дисфункций; обеспечение нормального социального развития ребенка; самоутверждение личности.
  2. Индивидуальная работа, направленная на самовоспитание ребенка. Этот метод включает в себя самоанализ, самоизучение, самооценку, переоценку своего прошлого, снятие психологических зажимов и барьеров. Все это позволит ребенку создать позитивный образ себя, осознать себя как полноценную личность.
  3. Наиболее активно в индивидуальной работе социальный педагог применяет метод игровой терапии – ребенку предлагается использовать игрушки для воссоздания проблемных ситуаций, которые ребенок не может решить, и построить игру таким образом, чтобы в ее процессе ребенок мог решить проблему.
  4. Индивидуальная психолого-педагогическая работа с детьми-сиротами рассматривается как комплекс социально - педагогических методов и средств. Индивидуальная работа строится на психологических особенностях детей, также нужно учитывать возраст, пол, интересы, способности [4].

Эффективность индивидуальной работы с детьми-сиротами заключается в гибком использовании различных форм, методов, а также развитии ребенка [4].

Таким образом, в своей работе социальный педагог в организации индивидуальной работе с детьми-сиротами применяет различные формы и методы. Наиболее распространенные и эффективные методы: беседа, исследование, наблюдение, анкетирование и интервью. Также применяются следующие формы: индивидуальная консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, игры. Данные формы и методы мы применяли в нашей работе при организации индивидуальной работы с детьми-сиротами.

Список использованной литературы

  1. Мудрик, А.В. Психология и воспитание. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 472 с.
  2. Овчарова, А.Е., Володина, Ю.А., Юшкова, Н.М. Психологическая гостиница как форма сопровождения детей-сирот, переживающих жестокое обращение и насилие в родительской семье [Текст] / Овчарова, А.Е. // Психологические науки (фундаментальные исследования). – М.: Сфера,  2014. – № 12. – 630 с.
  3. Прихожан, A.M., Толстых, Н.Н. Дети без семьи: (Детский дом: заботы и тревоги общества).  М.: Педагогика, 2010.  160с.
  4. Пронина, А.Н. Исследование взаимосвязей между структурными компонентами социализации и индивидуализации личности детей-сирот дошкольного возраста [Текст] / А.Н. Пронина // Мир психологии,  2010.  №1. (январь-март).  М.: Воронеж.  С. 45-51.
  5. Смирнова, Е.О., Лагутина, А.Е. Осознание своего опыта работы с детьми в семье и в детском доме // Вопросы психологии,  2011. – № 6.  С. 84-89.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса. Совершенствование форм и методов воспитательной работы классного руководителя.

           Развитие информационных технологий, их активное использование в образовании и повседневной жизни кардинально изменили пространство нашей жизни, характер межличностных и деловых коммуникаций...

«Арт-терапевтические технологии в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей»

Наиболее приемлемой формой психокоррекционной работы с такой проблемной категорией детей, как воспитанники коррекционного детского дома, считаю арт-терапию. Эти дети в подавляющем большинстве педагоги...

«Формы и методы организации работы в ГПД»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и вне...

Основные формы и методы в работе с учащимися в группе продленного дня

Основные формы и методы в работе с учащимися в группе продленного дня...

Развитие у обучающихся интереса к чтению через использование различных форм и методов индивидуальной и массовой работы

В статье рассматриваются различные формы и методы работы с учащимися на уроках чтения...

Статья на тему "Работа с детьми – сиротами и детьми, оставшимися в трудной жизненной ситуации в период адаптации в государственном учреждении"

Работа с детьми – сиротами и детьми, оставшимися в трудной жизненной ситуации в период адаптации в государственном учреждении...

Индивидуальная программа по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

Создание факторов успешной социализации детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой, в условиях общеобразовательного учреждения, обеспечивает подготовку своих выпускников к само...