Статья на тему "Работа с детьми – сиротами и детьми, оставшимися в трудной жизненной ситуации в период адаптации в государственном учреждении"
статья по теме

Галеева Лилия Фаатовна

Работа с детьми – сиротами и детьми, оставшимися в трудной жизненной ситуации в период адаптации в государственном учреждении

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с детьми – сиротами и детьми, оставшимися в трудной жизненной ситуации в период адаптации в государственном учреждении

В детских домах Российской Федерации воспитываются дети разной возрастной категории ( от 3х до 18 лет). Значительная часть детей поступает в детские дома из специализированных домов ребенка, больниц, социальных приютов, реабилитационных центров, из приемных семей, где не сложились взаимные отношения. Период адаптации детей дошкольного возраста в детских домах проходит наиболее успешно, чем у воспитанников - подростков. Они тяжело адаптируются к изменению своего социального статуса. Очень часто такие дети стараются отделиться от одноклассников, друзей, замыкаются в себе; становятся агрессивными. У многих возникают неврозы. Им свойственны частые перепады настроения. Могут проявиться суицидальные наклонности, желание побега. С момента прибытия ребенка в учреждение для детей-сирот, он постоянно находится с педагогом, который помогает ему максимально комфортно пройти период адаптации в учреждении. С детьми работают педагог-психолог, социальный педагог, воспитатели, руководитель, заместитель директора по учебно – воспитательной работе, медицинские работники, волонтеры, общественные воспитатели детских домов. Очень важно показать ребенку то, что его любят, видят в нем сильную личность, ценят, заботятся, уважают. Ребенок должен чувствовать свою значимость и необходимость. При создании таких условий, период адаптации у воспитанников разной возрастной группы пройдет благополучно.

Ребенку в любом возрасте тяжело осознавать то, что его родители по каким – либо причинам отказались от него. Независимо от возраста, каждый ребенок, оставшийся без попечения родителей всегда ждет свою маму… Малыши и дети младшего школьного возраста тяжело переносят этот психологический кризис. В данной ситуации очень важна и необходима работа педагога – психолога, социального педагога. Правильно подобранная диагностика и дальнейшая работа позволяет ребенку благополучно справиться с этим тяжелым периодом. Независимо от возраста, каждому ребенку, который остался без попечения родителей, всегда нужно чуть больше любви, заботы, понимания и ласки.

Очень часто воспитанники детских домов тяжело проходят период адаптации и в школе. Они приходят в новое для них общество людей. Дети - сироты садятся на последние парты, пассивны на уроках, не хотят работать в парах на практических занятиях, на переменах ни с кем не общаются, замыкаются в себе, неохотно идут на контакт с учителем и одноклассниками. У воспитанников – подростков случаются стычки (драки, конфликты) со сверстниками. Им свойственны беспричинные пропуски уроков, которые приводят к низкой успеваемости. К сожалению, многие воспитанники детских домов педагогически запущены. У них узкий кругозор, бедный словарный запас, мышление не соответствует возрасту. Они не всегда соблюдают режим учебного заведения. Это дети – одиночки, которые никому не доверяют. Очень часто воспитанники детских домов по основным предметам аттестуются на «удовлетворительно». Причина такого поведения – низкая самооценка, неуверенность в себе как в личности, безразличность к окружающей их среде, отсутствие интереса к учебному процессу, стресс. Каждому педагогу, на уроке которого присутствует ребенок – сирота, необходимо создать условия, в которых ребенок будет чувствовать себя максимально комфортно: больше с ним общаться, чаще поощрять его, хвалить в присутствии всех ребят класса, поручать задания, с которыми он может справиться, заинтересовать внеклассной работой. При низкой успеваемости – помочь. Помогать всегда и везде. Нужно дать понять ребенку то, что учитель в любой ситуации поддержит, посодействует и защитит его. Любой ребенок, чувствующий поддержку взрослого, растет сильной, уверенной в себе личностью. Ни в коем случае не нужно акцентировать внимание на том, что несовершеннолетний является воспитанником детского дома! Это снижает самооценку ребенка и подавляет лидерские качества. При выполнении этих простых рекомендаций, со временем, ребенок, оставшийся без попечения родителей раскроется и будет с удовольствием ходить в школу. Его успеваемость улучшится, прекратятся пропуски уроков и всегда будет сделана домашняя работа. Пусть с помощью педагога, он с интересом и желанием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации( из опыта работы0...

План работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

В данном плане отражена воспитательная работа с детьми, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Он предназначен также для детей "группы риска"....

«Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»

«Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»...

К вопросу о специальной компетентности педагога, работающего с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Государственная политика последних лет в области образования акцентирует внимание на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство детей, находящихся в трудной жизненной с...

Создание условий для адресной работы с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, детьми с девиантным поведением

Большое внимание Оксана Павловна уделяет профилактике правонарушений, формированию нравственности и культуры среди учащихся, проблемам в сфере жизнедеятельности и правовой защиты детей, находящихся в ...

План работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

План организации мероприятий для детей , находящихся в трудной жизненой ситуации...

Примерная программа по работе с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов

Рабочая программа по работе с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов Изменения социально-экономической ситуации в стр...