«Арт-терапевтические технологии в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей»
методическая разработка (4 класс) по теме
Наиболее приемлемой формой психокоррекционной работы с такой проблемной категорией детей, как воспитанники коррекционного детского дома, считаю арт-терапию. Эти дети в подавляющем большинстве педагогически запущены, эмоционально депривированы, имеют многочисленные социальные проблемы, зачастую серьезно отстают в психическом развитии, имеют хронические заболевания и психические нарушения.Ребенок в большинстве случаев затрудняется в вербализации своих чувств и переживаний. Для него более естественной является невербальная, в том числе изобразительная экспрессия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Арт-терапевтические технологии в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей»
Педагог-психолог
ГОУ «Детский дом № 74 «Мэрхэмэт»
Пасечникова И.Ю.
Цель: расширить представления педагогов-психологов об использовании арт-терапевтических технологий в работе с подростками.
Предоставить возможность прочувствовать на собственном опыте действенность этих техник. Создать психологически комфортные условия для снятия психоэмоционального напряжения у специалистов помогающих профессий.
Раздаточный и демонстрационный материал: белые листы для рисования, пастель, карандаши
Продолжительность: 30 минут
Вводная часть:
Психологические особенности детей данной категории:
В детском доме «Мэрхэмэт» работаю 3 года. Категория детей сложная. В подавляющем большинстве это дети педагогически запущены, эмоционально депривированы, имеют многочисленные социальные проблемы, зачастую серьезно отстают в психическом развитии, имеют хронические заболевания и психические нарушения. Практически у всех наблюдается общее недоразвитие речи различной степени выраженности, узость кругозора, бедность активного и пассивного словаря. Отмечается неадекватная самооценка, эгоцентризм, неразвитая рефлексия и неумение выражать свои чувства и переживания. Кроме того, следует отметить повышенную зависимость этих детей от взрослых.
Ребенок в большинстве случаев затрудняется в вербализации своих чувств и переживаний. Для него более естественной является невербальная, в том числе изобразительная экспрессия. Прежде всего, это относится к детям, имеющим речевые и интеллектуальные нарушения.
Арт-терапевтические технологии, как наиболее приемлемая форма психокоррекционной работы с такой проблемной категорией детей, как воспитанники детского дома. Исходя из наблюдений собственного опыта, диагностического мониторинга, подчеркиваю роль арт-терапевтического процесса в повышении адаптационных возможностей воспитанников.
Видов арт-терапиии очень много: в целом это лечение искусством: взаимосвязь литературы, музыки, изобразительного искусства, театра, танцев и т.д. На своих занятиях чаще всего я использую музыкальное и изобразительное искусство, танцевально-двигательные упражнения (развитие мимики и пантомимики), игры с песком.
Арсенал для техники АРТ-терапии (куклы, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, акварельные краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, глина, восковые карандаши, витражные краски, пастель)
Игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон и т.д.)
Правила работы на занятиях.
Воспитанник имел право работать в собственном темпе.
Воспитанник имел право отказаться выполнять некоторые задания, мог открыто вербализовать свои чувства, что-то коллективно обсудить и т.п.
Членам группы разрешается оказывать друг другу взаимную поддержку.
Цели данных занятий:
- развивать у участников социальные навыки;
- повышать их самооценку и укреплять личную идентичность;
- развивать у них коммуникативные навыки и способность адаптироваться к групповым нормам.
Структура занятия: приветствие, упражнения на разогрев, беседа по теме, изобразительный этап, обсуждение, прощание.
Арт-терапевтическим упражнениям предшествует вводная беседа по выбранной теме, упражнения для разогрева. В начале каждого занятия обязательно разбираются возможные варианты выполнения заданий, предлагаемые и детьми, и ведущими.
Следущий этап посвящен развитию коммуникативных навыков, коррекции привычных форм поведения и опробованию новых социальных ролей.
Упражнения подбираются таким образом, чтобы время взаимодействия детей друг с другом увеличивалось постепенно.
Темы занятий для индивидуальной работы:
1. Мое имя
2. Метафорический портрет: я в образе растения
3. Метафорический портрет: я в образе животного
4. Метафорический портрет: я в образе предмета
5. Автопортрет
6. Что я люблю?
7. Мое настроение
8. Я в будущем
9. Рисунок вдвоем
10. Поздравительная открытка
Темы занятий для групповых занятий.
Подарок: рисование двумя красками на мокром листе
2. Странное животное: рисование втроем
3. Каракули
4. Интервью-презентация
5. Повторялки
6. Кооперативное рисование
7. Рисунок вдвоем
8. Рисунок по кругу на свободную тему.9. Совместное тематическое рисование
10. Совместное свободное рисование
Таким образом, на арт-терапевтических занятиях каждый участник мог оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными детьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе— создавать демократическую, доверительную атмосферу, связанную с равенством прав и ответственности участников и ведущих;
Практическая часть
Упражнение «Автограф на память»
Все участники семинара представляются и, выбрав наиболее понравившийся им цвет пастели, обводят свои ладони на листочках как приветствие всем участникам занятия и ставят автограф.
Упражнение «Представьте себе...»
Ведущий. Сядьте поудобнее, расслабьтесь, обратите внимание на свое дыхание... Ваше дыхание ровное, тело расслаблено... Представьте себя в том месте, где вам наиболее комфортно... Осмотрите это место. Какое оно? А теперь вспомните, когда вы впервые почувствовали себя успешным? Какие ощущения вызвало это в вашем теле? На что похож ваш успех? Что это за образ? Рассмотрите его... Какой он? Поприветствуйте его. Посмотрите на его реакцию... Постарайтесь вступить с ним в диалог — возможно, вам есть, что сказать друг другу... А теперь поблагодарите свой успех, вам пора возвращаться. На счет «три» вы снова окажетесь в комнате. Раз, два, три... Откройте глаза, вы можете пошевелить руками, потянуться.
(Затем ведущий предлагает изобразить успех с помощью невербальных средств выразительности: мимики и жестов.)
Упражнение «Сила моего желания»
Ведущий. Успех часто связан с нашей самореализацией, а также с силой нашего желания. Покажите с помощью рук, насколько сильно ваше желание самореализоваться. (Каждый показывает свой вариант.) Сила вашего желания — это домик. Сейчас у вас есть возможность нарисовать свои «домики желания». Возьмите из предложенного набора (карандаши, пастель, гелевые ручки) то, к чему потянется ваша рука, и поместите на ладошку автограф — свой «домик желания»... Доверьтесь руке, рука знает, что делать. (Пока участники рисуют — звучит музыка.)
Упражнение «Энергия желания»
Ведущий. А сейчас еще раз посмотрите на творение своих рук — на ладошку с «домиком желания». Приложите свою ладонь к щеке и почувствуйте энергию, которая есть в вашем желании... Какие ощущения она у вас вызывает? Сожмите ладонь и поднесите ее к губам, мысленно проговорите то, чего вы хотите. Разожмите ладонь и дайте своему желанию свободу... Помогите ему взлететь, легонько сдуйте его с ладошки.
Рефлексия
Ведущий. Теперь вы можете поделиться с группой своими ощущениями, чувствами, которые вызвали у вас выполненные задания.
ЛИТЕРАТУРА
1.Практикум по арт-терапии. Под ред. А.И. Копытина. СПб., 2000.
2.Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб., 1999.
3.Лебедева Л.Д. Арт-терапевтические занятия. Начальная школа, № 5, 2001.
4.И.Жукова, О.Шапиро Арт-терапия в детской доме. Школьный психолог №9 2002г
5. Л.В. Пасечник Реабилитация депрессивного состояния у детей. Сфера, 2007 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Духовно-нравственное воспитание как фактор формирования социальной компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
статья подготовлена для семинара...
РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ИМЕЮЩИХ ИНВАЛИДНОСТЬ.
Статья о индивидуальной программе реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, имеющих инвалидность, детского дома № 6 СПб....
РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ИМЕЮЩИХ ИНВАЛИДНОСТЬ.
Статья о индивидуальной программе реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, имеющих инвалидность, детского дома № 6 СПб....
Научно-практический семинар по обмену опытом работы учителей начальных классов ГБОУ РТ Школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Кызыла и Тоджинского кожууна в условиях ФГОС
Что такое работать в современной сельской школе в отдаленном кожууне (районе)? Требования для всех едины, но информация запаздывает. Интернет работает плохо, если не сказать что его нет совсем, период...
Статья на тему "Работа с детьми – сиротами и детьми, оставшимися в трудной жизненной ситуации в период адаптации в государственном учреждении"
Работа с детьми – сиротами и детьми, оставшимися в трудной жизненной ситуации в период адаптации в государственном учреждении...
Курсовая работа по теме: Особенности работы с семьями, воспитывающими детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Курсовая работа по теме:"Особенности работы с семьями, воспитывающими детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"....
Индивидуальная программа по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
Создание факторов успешной социализации детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой, в условиях общеобразовательного учреждения, обеспечивает подготовку своих выпускников к само...