Диагностический инструментарий
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Гнездилова Лариса Ивановна

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования задаёт качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат. Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих предметные, метапредметные, и личностные достижения ребенка. Одним из требований к современному педагогу является умение формировать и оценивать универсальные учебные действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskiy_instrumentariy.docx205.2 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования задаёт качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат. Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих предметные, метапредметные, и личностные достижения ребенка. Одним из требований к современному педагогу является умение формировать и оценивать универсальные учебные действия.

Для изучения процесса развития универсальных учебных действий нужен свой инструмент. В своей работе я представляю пакет диагностического инструментария, который поможет отслеживать процесс формирования метапредметных УУД у обучающихся первых классов. Полученная информация станет основанием для проектирования индивидуальной траектории развития ученика, для прогнозирования деятельности педагога и других специалистов, для осуществления необходимой коррекции, а также инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовательной деятельности ребенка.

 Данный пакет диагностического инструментария соответствует всем общим положениям методологии диагностической работы в сфере образования (Акимова, Раевский, 1995).

          Цель диагностического инструментария: изучение индивидуально-психологических особенностей ученика, направленное на создание оптимальных психолого-педагогических условий для общекультурного, личностного и познавательного развития личности обучающихся и их успешного освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи:

  1. Обеспечить создание условий для диагностических образовательных процессов, в которых участвуют субъекты образования.
  2. Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его развития в процессе школьного обучения.
  3. Отработать механизмы сбора информации об уровне сформированности УУД.
  4. Выявлять и анализировать факторы, способствующие формированию УУД.
  5. Апробировать технологические карты и методики оценки уровня сформированности УУД.
  6. Сформировать банк методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД у обучающихся первого класса.

Пакет диагностического инструментария составлен на основе методического пособия под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе».  

График проведения мониторинговых процедур

по оценке уровня  достижения метапредметных и личностных результатов

УУД

Критерии

Диагностический

материал

Методы

Перио

дичность проведения

Сроки проведе

ния

личностные

мотивация

Беседа о школе (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина)

беседа

1

сентябрь

познавательные

Наглядно-образное мышление

МЭДИС

групповое тестирование (15 чел.)

1

сентябрь

личностные

тревож

ность

Проективная методика для диагностики школьной тревожности  А. М. Прихожан

Индивидуаль

ная диагностика

1

октябрь,

личностные

адаптация

Методика  Александровской  Э.М. для  изучения  процесса  адаптации.

бланк заполняется учителем, наблюдение

2

октябрь апрель

личностные

мотивация

Анкета для оценки уровня школьной мотивации

(Н. Лусканова).

фронтальное тестирование

1

ноябрь

познавательные

память

Изучение памяти «Заучивание 10 слов» Лурия

фронтальное тестирование

1

декабрь

коммуникатив

ные

умение сотрудни

чать

Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

фронтальное анкетирование

1

февраль

регулятивные

Внимание

Методика «Корректурная проба» (буквы/цифры, значки)

Фронтальное тестирование

1

декабрь

ЛИЧНОСТНЫЕ  УУД

Список методик

  1. Анкета по оценке уровня школьной мотивации (Н. Лусканова)

Цель: анкета предназначена для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности

Форма: анкета, фронтальный опрос.

  1. Беседа о школе (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина)

Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника; выявление мотивации учения

Форма: индивидуальная беседа с ребенком.

  1. Адаптированный и модифицированный вариант методики Александровской Э.М. для изучения процесса адаптации.

Цель: методика предназначена для выявления эффективности учебной деятельности, успешности усвоения норм поведения и социальных контактов, эмоционального благополучия сформированных у младших школьников.

Форма: методика (заполняется учителем).

  1. Проективная методика для диагностики школьной тревожности

Цель: выявление тревожности как относительно устойчивого образования.

Форма (ситуация оценивания): индивидуальный А.М.Прихожан в 1980-1982 гг. на основании методики Amen E.W.Renison N. (1954) опрос.

  1. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н.В. Кулешовой

Цель: выявить нравственные представления учеников.

Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование

  1. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н.В. Кулешовой

Цель: выявить нравственные представления учеников.

Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  УУД

Список методик для мониторинга

  1. Методика «Заучивание 10 слов» А. Р. Лурия

    Цель: позволяет оценить состояние кратковременной слуховой и зрительной памяти

   Форма проведения: письменный опрос.

  1. Методика экспресс – диагностики интеллектуальных способностей детей 6 – 7лет (МЭДИС).  Щебланова Е.И.,  Аверина  И.С.,  Задорина  Е.Н.

Цель: исследование интеллектуальных особенностей.

Форма проведения: индивидуально и в группах по 5 – 10  человек.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ  УУД

  1. Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант)

Цель: для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.

Форма: фронтальная письменная работа

КОММУНИКАТИВНЫЕ  УУД

  1. Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.

Данные баллы всех диагностик вводятся в индивидуальный маршрут личностного развития обучающегося по каждому показателю. В программе EXSEL высчитывается средний балл по каждому критерию формирования УУД, подсчитывается средний балл по каждому обучающемуся и классу, тем самым позволяет участникам образовательного процесса увидеть динамику развития (зоны ближайшего и актуального развития).

Качественный анализ результатов по индивидуальному среднему баллу показателей позволяет определить уровень личностного развития школьника, класса, параллели:

  1. от 2,4 - 3,0 баллов - высокий уровень
  2. от 1,7 - 2,3 баллов - средний уровень
  3. от 1 - 1,6 баллов - низкий уровень

Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, является основанием для прогнозирования деятельности педагога, для осуществления необходимой коррекции, а также инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовании ребенка.

Всю работу можно представить поэтапно.

1 этап – поступление ребенка в школу.

 В рамках этого этапа предполагается:

  1. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников.
  2. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей.
  3. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе.

II этап – (1 класс) первичная адаптация детей к школе.

В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:

  1. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.
  2. Проведение индивидуальных консультаций педагога по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу.
  3. Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявление в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения.
  4. Организация психолого-педагогической поддержки школьников. Такая работа проводится, как правило, психологом, воспитателями, педагогами во внеурочное время. В школе проводится развивающая система занятий психолога в период адаптации «Час общения». Цель курса: создание социально-психологических условий в ситуации школьного обучения, которые позволят ребенку успешно функционировать и развиваться в школьной среде.
  5. Основной формой ее проведения являются различные игры. Подобранные и проводимые в определенной логике они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроить на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, формировать у детей коммуникативные действия, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. На занятиях у учащихся формируется внутренняя позиция школьника, устойчивая самооценка. Психолог также содействует формированию познавательных действий, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

III этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации.

Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса и предполагает следующее:

  1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление групп школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий.
  2. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.
  3. Просвещение и консультирование педагога по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Индивидуальная просветительская работа по проблеме профилактики профессиональной деформации.
  4. Организация педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики. Здесь же – методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа – выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.
  5. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной в течение полугодия и года в целом работы.

Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПЕДАГОГАМ ПЕРВЫХ КЛАССОВ

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УУД

УУД

Нормативный

Показатель УУД

Уровни сформированности показателя у ученика. Рекомендации педагогам.

высокий

средний

низкий

Смыслообразование

Мотивация

способствовать развитию высокой учебной мотивации и уровня притязаний.

способствовать формированию мотивации достижения и успеха.

консультация специалистов; включение ребенка в активную деятельность на основе использования его интересов.

Нравственно-

этическая

ориентаци

Дифференциация конвенциональных и моральных норм. Решение моральной дилеммы на основе децентрации. Оценка действий с точки зрения нарушения/соблюдения

закрепить сформированные моральные нормы через совместную деятельность со сверстниками.

формирование основ толерантности; развитие эмпатии; расширить представления о моральных нормах

формирование основ толерантности; развитие эмпатии; расширить представления о моральных нормах

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПЕДАГОГАМ ПЕРВЫХ КЛАССОВ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД

УУД

Нормативные показатели УУД

Уровни сформированности показателя у ученика. Рекомендации педагогам.

высокий

средний

низкий

Общеучебные универсальные действия

Ориентация в учебнике. Умение отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике Подробный пересказ.

дифференцированный подход; проектно-исследовательская деятельность; задания повышенной сложности.

побуждение к действию; стимулирование высказывания с помощью наводящих вопросов учителя.

консультации специалистов; индивидуальный подход в обучении.

Логические учебные действия

Сравнение предметов, объектов: умение находить общее и различие; группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

составление сообщений, где необходим анализ текстов, на предмет нахождения существенных признаков предметов, и объектов.

коррекционная работа по выявленным нарушениям.

консультации специалистов; коррекционная работа по выявленным нарушениям.

Постановка и решения проблем

Ориентация в учебнике: определение умений, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

дифференцированный подход; проектно-исследовательская деятельность.

побуждение к действию; использование заданий проблемно-поискового характера.

консультации специалистов; индивидуальный подход в обучении.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД

УУД

Показатели УУД

Уровни сформированности показателя у ученика. Рекомендации педагогам.

высокий

средний

низкий

Коммуникация как кооперация

Умения отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; участвовать в диалоге на уроке и внеурочное время; работать  в паре.

поддержка и развитие коммуникативных навыков; использование групповых заданий на уроке; положительное одобрение со стороны взрослого.

поддержка и развитие коммуникативных навыков, использование групповых заданий на уроке; важно положительное одобрение со стороны взрослого.

- консультация специалистов; поощрения за минимальный результат; групповые задания с друзьями по классу.

Коммуникация как интеракция

Соблюдение простейших норм речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Понимание речевого обращения другого человека.

обеспечить изучение правил речевого этикета; использование групповых заданий на уроке; положительное одобрение со стороны взрослого.

обеспечить изучение правил речевого этикета; использование групповых заданий на уроке; положительное одобрение со стороны взрослого.

консультация специалистов; поощрения за минимальный результат; групповые задания с друзьями по классу

Коммуникация как интериоризация

Умение слушать и понимать речь других.

- поддержка и развитие коммуникативных навыков; использование групповых заданий на уроке; положительное одобрение со стороны взрослого.

поддержка и развитие коммуникативных навыков; использование групповых заданий на уроке; важно положительное одобрение; больше времени отводить на обратную связь.

консультация специалистов; поощрения за результат; совместное выполнение задания с друзьями по классу; развитие активного слушания.

Список источников

Закон "Об образовании в Российской Федерации"

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373 с изменениями.

А.Г.Асмолов Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический инструментарий личностных умений

Важнейшим показателем эффективности функционирования  «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»  является нравственное  совершенствование ребенк...

Диагностический инструментарий учителя при организации преемственности дошкольного и начального школьного образования.

Преемственность в системе образования имеет большое значение для эффективного решения задач воспитания и обучения подрастающего поколения. Она позволяет обеспечивать целостное развитие личности на все...

Диагностический инструментарий "Диагностика самооценки личности"

Инструментарий содержит 5 диагностических методик для определения самооценки личности....

Диагностический инструментарий для измерения уровней УУД в 5-х классах в рамках внедрения ФГОС ООО.

Диагностический инструментарий для измерения уровней УУД в 5-х классах в рамках внедрения ФГОС ООО....

Презентация по теме: Пакет диагностического инструментария как средство проектирования индивидуального образовательного маршрута. Комплексные работы для выпускника начальной школы

Доклад на педагогическом совете ОУ по теме: Пакет диагностического инструментария как средство проектирования индивидуального образовательного маршрута. Комплексные работыдля выпускника начальной школ...