Диагностический инструментарий
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования задаёт качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат. Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих предметные, метапредметные, и личностные достижения ребенка. Одним из требований к современному педагогу является умение формировать и оценивать универсальные учебные действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnosticheskiy_instrumentariy.docx | 205.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования задаёт качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат. Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих предметные, метапредметные, и личностные достижения ребенка. Одним из требований к современному педагогу является умение формировать и оценивать универсальные учебные действия.
Для изучения процесса развития универсальных учебных действий нужен свой инструмент. В своей работе я представляю пакет диагностического инструментария, который поможет отслеживать процесс формирования метапредметных УУД у обучающихся первых классов. Полученная информация станет основанием для проектирования индивидуальной траектории развития ученика, для прогнозирования деятельности педагога и других специалистов, для осуществления необходимой коррекции, а также инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовательной деятельности ребенка.
Данный пакет диагностического инструментария соответствует всем общим положениям методологии диагностической работы в сфере образования (Акимова, Раевский, 1995).
Цель диагностического инструментария: изучение индивидуально-психологических особенностей ученика, направленное на создание оптимальных психолого-педагогических условий для общекультурного, личностного и познавательного развития личности обучающихся и их успешного освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи:
- Обеспечить создание условий для диагностических образовательных процессов, в которых участвуют субъекты образования.
- Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его развития в процессе школьного обучения.
- Отработать механизмы сбора информации об уровне сформированности УУД.
- Выявлять и анализировать факторы, способствующие формированию УУД.
- Апробировать технологические карты и методики оценки уровня сформированности УУД.
- Сформировать банк методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД у обучающихся первого класса.
Пакет диагностического инструментария составлен на основе методического пособия под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе».
График проведения мониторинговых процедур
по оценке уровня достижения метапредметных и личностных результатов
УУД | Критерии | Диагностический материал | Методы | Перио дичность проведения | Сроки проведе ния |
личностные | мотивация | Беседа о школе (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина) | беседа | 1 | сентябрь |
познавательные | Наглядно-образное мышление | МЭДИС | групповое тестирование (15 чел.) | 1 | сентябрь |
личностные | тревож ность | Проективная методика для диагностики школьной тревожности А. М. Прихожан | Индивидуаль ная диагностика | 1 | октябрь, |
личностные | адаптация | Методика Александровской Э.М. для изучения процесса адаптации. | бланк заполняется учителем, наблюдение | 2 | октябрь апрель |
личностные | мотивация | Анкета для оценки уровня школьной мотивации (Н. Лусканова). | фронтальное тестирование | 1 | ноябрь |
познавательные | память | Изучение памяти «Заучивание 10 слов» Лурия | фронтальное тестирование | 1 | декабрь |
коммуникатив ные | умение сотрудни чать | Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман) | фронтальное анкетирование | 1 | февраль |
регулятивные | Внимание | Методика «Корректурная проба» (буквы/цифры, значки) | Фронтальное тестирование | 1 | декабрь |
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
Список методик
- Анкета по оценке уровня школьной мотивации (Н. Лусканова)
Цель: анкета предназначена для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности
Форма: анкета, фронтальный опрос.
- Беседа о школе (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина)
Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника; выявление мотивации учения
Форма: индивидуальная беседа с ребенком.
- Адаптированный и модифицированный вариант методики Александровской Э.М. для изучения процесса адаптации.
Цель: методика предназначена для выявления эффективности учебной деятельности, успешности усвоения норм поведения и социальных контактов, эмоционального благополучия сформированных у младших школьников.
Форма: методика (заполняется учителем).
- Проективная методика для диагностики школьной тревожности
Цель: выявление тревожности как относительно устойчивого образования.
Форма (ситуация оценивания): индивидуальный А.М.Прихожан в 1980-1982 гг. на основании методики Amen E.W.Renison N. (1954) опрос.
- Методика «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н.В. Кулешовой
Цель: выявить нравственные представления учеников.
Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование
- Методика «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н.В. Кулешовой
Цель: выявить нравственные представления учеников.
Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Список методик для мониторинга
- Методика «Заучивание 10 слов» А. Р. Лурия
Цель: позволяет оценить состояние кратковременной слуховой и зрительной памяти
Форма проведения: письменный опрос.
- Методика экспресс – диагностики интеллектуальных способностей детей 6 – 7лет (МЭДИС). Щебланова Е.И., Аверина И.С., Задорина Е.Н.
Цель: исследование интеллектуальных особенностей.
Форма проведения: индивидуально и в группах по 5 – 10 человек.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
- Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант)
Цель: для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.
Форма: фронтальная письменная работа
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
- Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман)
Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.
Данные баллы всех диагностик вводятся в индивидуальный маршрут личностного развития обучающегося по каждому показателю. В программе EXSEL высчитывается средний балл по каждому критерию формирования УУД, подсчитывается средний балл по каждому обучающемуся и классу, тем самым позволяет участникам образовательного процесса увидеть динамику развития (зоны ближайшего и актуального развития).
Качественный анализ результатов по индивидуальному среднему баллу показателей позволяет определить уровень личностного развития школьника, класса, параллели:
- от 2,4 - 3,0 баллов - высокий уровень
- от 1,7 - 2,3 баллов - средний уровень
- от 1 - 1,6 баллов - низкий уровень
Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, является основанием для прогнозирования деятельности педагога, для осуществления необходимой коррекции, а также инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовании ребенка.
Всю работу можно представить поэтапно.
1 этап – поступление ребенка в школу.
В рамках этого этапа предполагается:
- Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников.
- Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей.
- Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе.
II этап – (1 класс) первичная адаптация детей к школе.
В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:
- Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.
- Проведение индивидуальных консультаций педагога по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу.
- Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявление в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения.
- Организация психолого-педагогической поддержки школьников. Такая работа проводится, как правило, психологом, воспитателями, педагогами во внеурочное время. В школе проводится развивающая система занятий психолога в период адаптации «Час общения». Цель курса: создание социально-психологических условий в ситуации школьного обучения, которые позволят ребенку успешно функционировать и развиваться в школьной среде.
- Основной формой ее проведения являются различные игры. Подобранные и проводимые в определенной логике они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроить на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, формировать у детей коммуникативные действия, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. На занятиях у учащихся формируется внутренняя позиция школьника, устойчивая самооценка. Психолог также содействует формированию познавательных действий, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
III этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации.
Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса и предполагает следующее:
- Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление групп школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий.
- Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.
- Просвещение и консультирование педагога по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Индивидуальная просветительская работа по проблеме профилактики профессиональной деформации.
- Организация педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики. Здесь же – методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа – выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.
- Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной в течение полугодия и года в целом работы.
Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПЕДАГОГАМ ПЕРВЫХ КЛАССОВ
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УУД
УУД | Нормативный Показатель УУД | Уровни сформированности показателя у ученика. Рекомендации педагогам. | ||
высокий | средний | низкий | ||
Смыслообразование | Мотивация | способствовать развитию высокой учебной мотивации и уровня притязаний. | способствовать формированию мотивации достижения и успеха. | консультация специалистов; включение ребенка в активную деятельность на основе использования его интересов. |
Нравственно- этическая ориентаци | Дифференциация конвенциональных и моральных норм. Решение моральной дилеммы на основе децентрации. Оценка действий с точки зрения нарушения/соблюдения | закрепить сформированные моральные нормы через совместную деятельность со сверстниками. | формирование основ толерантности; развитие эмпатии; расширить представления о моральных нормах | формирование основ толерантности; развитие эмпатии; расширить представления о моральных нормах |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПЕДАГОГАМ ПЕРВЫХ КЛАССОВ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД
УУД | Нормативные показатели УУД | Уровни сформированности показателя у ученика. Рекомендации педагогам. | ||||
высокий | средний | низкий | ||||
Общеучебные универсальные действия | Ориентация в учебнике. Умение отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике Подробный пересказ. | дифференцированный подход; проектно-исследовательская деятельность; задания повышенной сложности. | побуждение к действию; стимулирование высказывания с помощью наводящих вопросов учителя. | консультации специалистов; индивидуальный подход в обучении. | ||
Логические учебные действия | Сравнение предметов, объектов: умение находить общее и различие; группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. | составление сообщений, где необходим анализ текстов, на предмет нахождения существенных признаков предметов, и объектов. | коррекционная работа по выявленным нарушениям. | консультации специалистов; коррекционная работа по выявленным нарушениям. | ||
Постановка и решения проблем | Ориентация в учебнике: определение умений, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. | дифференцированный подход; проектно-исследовательская деятельность. | побуждение к действию; использование заданий проблемно-поискового характера. | консультации специалистов; индивидуальный подход в обучении. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД
УУД | Показатели УУД | Уровни сформированности показателя у ученика. Рекомендации педагогам. | ||||
высокий | средний | низкий | ||||
Коммуникация как кооперация | Умения отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; участвовать в диалоге на уроке и внеурочное время; работать в паре. | поддержка и развитие коммуникативных навыков; использование групповых заданий на уроке; положительное одобрение со стороны взрослого. | поддержка и развитие коммуникативных навыков, использование групповых заданий на уроке; важно положительное одобрение со стороны взрослого. | - консультация специалистов; поощрения за минимальный результат; групповые задания с друзьями по классу. | ||
Коммуникация как интеракция | Соблюдение простейших норм речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Понимание речевого обращения другого человека. | обеспечить изучение правил речевого этикета; использование групповых заданий на уроке; положительное одобрение со стороны взрослого. | обеспечить изучение правил речевого этикета; использование групповых заданий на уроке; положительное одобрение со стороны взрослого. | консультация специалистов; поощрения за минимальный результат; групповые задания с друзьями по классу | ||
Коммуникация как интериоризация | Умение слушать и понимать речь других. | - поддержка и развитие коммуникативных навыков; использование групповых заданий на уроке; положительное одобрение со стороны взрослого. | поддержка и развитие коммуникативных навыков; использование групповых заданий на уроке; важно положительное одобрение; больше времени отводить на обратную связь. | консультация специалистов; поощрения за результат; совместное выполнение задания с друзьями по классу; развитие активного слушания. |
Список источников
Закон "Об образовании в Российской Федерации"
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373 с изменениями.
А.Г.Асмолов Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностический инструментарий личностных умений
Важнейшим показателем эффективности функционирования «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является нравственное совершенствование ребенк...
диагностический инструментарий по оценке УУД
диагностика УУД...
Диагностический инструментарий учителя при организации преемственности дошкольного и начального школьного образования.
Преемственность в системе образования имеет большое значение для эффективного решения задач воспитания и обучения подрастающего поколения. Она позволяет обеспечивать целостное развитие личности на все...
Диагностический инструментарий "Диагностика самооценки личности"
Инструментарий содержит 5 диагностических методик для определения самооценки личности....
Диагностический инструментарий для измерения уровней УУД в 5-х классах в рамках внедрения ФГОС ООО.
Диагностический инструментарий для измерения уровней УУД в 5-х классах в рамках внедрения ФГОС ООО....
Презентация по теме: Пакет диагностического инструментария как средство проектирования индивидуального образовательного маршрута. Комплексные работы для выпускника начальной школы
Доклад на педагогическом совете ОУ по теме: Пакет диагностического инструментария как средство проектирования индивидуального образовательного маршрута. Комплексные работыдля выпускника начальной школ...
Диагностический инструментарий для педагогов ФГОС ОВЗ НОО
Введение ФГОС ОВЗ НОО...