НОД в подготовительной группе "Большое кругосветное путешествие". (познавательно – исследовательская деятельность)
план-конспект

Стаховская Галина Михайловна
НОД в подготовительной группе "Большое кругосветное путешествие". (познавательно – исследовательская деятельность) Задачи: -продолжать формировать целостную картину мира, расширять кругозор -закреплять умение детей пользоваться картой - познакомить детей с названиями материков, формировать умение определять местоположение материков на карте -познакомить детей с животными и полезными ископаемыми Африки; -познакомить детей с названием деревьев в Австралии; -закреплять понятия "первооткрыватели", "путешествия", "путешественники", "мореплаватели", "ледокол", "исследовательские станции". -закреплять умения считать предметы, закреплять состав числа 6 -развивать речь детей, обогащать словарь -развивать сообразительность, внимание, память Интеграция: формирование целостной картины мира, развитие речи, физическое воспитание, социализация, коммуникация, игровая деятельность, опытно-исследовательская деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_krugosvetnoe_puteshestvie.docx577.11 КБ

Предварительный просмотр:

НОД в подготовительной группе

"Большое кругосветное путешествие".

(познавательно – исследовательская деятельность)

Задачи

-продолжать формировать целостную картину мира, расширять кругозор

-закреплять умение детей пользоваться картой

- познакомить детей с названиями материков, формировать умение определять местоположение материков на карте

-познакомить детей с животными  и полезными ископаемыми Африки;

-познакомить детей с названием деревьев в Австралии;

-закреплять понятия "первооткрыватели", "путешествия", "путешественники", "мореплаватели", "ледокол", "исследовательские станции".

-закреплять умения считать предметы, закреплять состав числа 6

-развивать речь детей, обогащать словарь

-развивать сообразительность, внимание, память

Интеграция: формирование целостной картины мира,

 развитие речи, физическое воспитание, социализация, коммуникация, игровая деятельность, опытно-исследовательская деятельность.

Ход занятия:

 Восп: Ребята!  Я очень рада  встречи с вами!

 - Хочу пригласить вас отправиться в кругосветное путешествие вокруг земного шара.

Слайд 1

-Как вы думаете, почему путешествие называется кругосветным?(ответы детей)

- Вы помните, какой формы наша планета Земля? (показывает на глобус)

 (круглая, как шар.)

Слайд 2

- А знаете ли вы,   как называется этот предмет?

На столе передо мной
Закрутился шар земной:
Арктика, Экватор, Полюс, —
Уместил всю землю... (Глобус) – правильно!

- А что такое глобус?   (Глобус-это уменьшенная модель  нашей Земли.)

- Давайте рассмотрим его. Какой цвет преобладает на глобусе?   (голубой…)

- Голубой цвет -  это вода.

- А желтый – это  материки.  Материки – это суша омываемая со всех сторон водой (морями и океанами).

  – Сколько же материков располагается на  нашей планете?   Посчитаем…  

 (Дети считают) - 6 материков.

На свете много островов,
Так много, что не счесть...
А вот больших МАТЕРИКОВ
Мы насчитаем ШЕСТЬ.

- А кто знает, как называются материки?

(Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.)

 - Глобус, как мы уже знаем – это круглая модель Земли, а есть еще одна модель.

-  Кто догадается, как она называется? (показывает)

Карта – глобуса сестрица,
Очень плоская девица.
Можно карту расстелить,
Можно к стенке прикрепить.
С ней легко идти в поход:
Лишь свернуть – и нет хлопот…  (
Карта)

- Правильно. Кто скажет, чем карта отличается от глобуса?

 (Глобус круглый , а карта - плоская, из бумаги, легче глобуса, ее удобнее брать с собой в путешествие, достаточно только скрутить её в рулон и убрать в тубус.)

- Это благодаря путешественникам – исследователям  у людей появились карты, которые со временем уточнялись, дополнялись. Путешественники во все времена были очень отважные, смелые люди.

- И сегодня я предлагаю вам стать путешественниками-исследователями. А отправимся  мы в путешествие с самого большого материка под названием Евразия, потому что мы на нём живём.

Слайд 3

- Но, прежде, чем отправиться в путь, мы должны выбрать для путешествия нужные предметы.

- Пожалуйста, выберете по одному предмету,  который нам может быть полезным и почему? (Дети отбирают предметы и дают своё объяснение.)

- Молодцы! Всё правильно.

- Посмотрим на карту и увидим, что расстояния между материками очень большие. Значит путешествовать придётся на транспорте. А каком транспорте мы можем путешествовать?    (дети называют)

- А какой вид транспорта самый быстрый? (ответ детей)

СЛАЙД 4

- Мы полетим на самолете, расставим руки в стороны, как самолет крылья,  и полетели.

СЛАЙД 5

Как серебряная птица

В небе самолёт кружится .

- Посмотрите, что там внизу... (воспитатель показывает: подносим руку ко лбу и оглядываемся)

   Материк  лежит большой-

  Самый  жаркий и сухой….

- Африка!  

СЛАЙД 6

- Давайте опустимся вниз. Только, вот беда, мы находимся над Африканской пустыней - там нет аэродрома, на который мог бы приземлиться наш самолет.

Но у нас есть парашют!          (физминутка)

- Беремся за парашют (дети и воспитатель раскладывают парашют, берутся за ручки)

СЛАЙД 7

- Парашют наш покружился, покружился, покружился (дети кружатся с парашютом)

И на землю опустился, опустился, опустился (опускают парашют на землю).

- Уберем парашют в сторону и пойдем посмотрим, что же там нас ждет в Африканской пустыне?

СЛАЙД 8

(дети подходят к экрану, рассматривают картинки).

- Африка!  - это материк с богатейшей историей и множеством  экзотических животных, которые не водятся на нашем материке Евразии.

(Рассматриваем животных на экране, называем их.)

 Затем проводится игра « Угадай, кто лишний?»

СЛАЙД 9

- В Африке много полезных ископаемых, здесь находятся богатые месторождения   алмазов.

СЛАЙД 10

- Алмаз – это самый твёрдый и прочный камень на земле. Его используют в промышленности и ещё его гранят и делают украшения. Потому что грани этого камня преломляют белый свет и раскладывают его на радужные цветные полосы.

- Сейчас мы это проверим.

Опыт 1:     Алмазы - преломление света .    

 - А сейчас мы прикрепим материк Африку к карте и отправимся к следующему материку - в Австралию!  Самому маленькому материку на Земном шаре.

- Но теперь, чтобы путешествие было захватывающим, мы полетим на воздушном шаре….

СЛАЙД 11

- А как же мы его надуем! (ответы детей)

 - Сейчас я покажу вам, как это можно сделать ещё.

Опыт 2:   Надувание воздушного шара.  (На бутылку одевают шарик с содой, в бутылке уксус. Когда сода попадает в уксус, шарик сам надувается)

- Теперь можно лететь.

 - Вот мы и в Австралии.

СЛАЙД 12

- Большую часть территории  Австралии занимают пустыни. И  растут здесь очень интересные растения.

СЛАЙД 13

- На что, ребята, похоже это дерево? (предположения детей).

- Это бутылочное дерево. Т.к. оно растет в самых засушливых районах Австралии  и имеет способность, при помощи очень длинных корней добывать воду из глубины и сохранять в стволе, как в  бутылке.

- Давайте посмотрим, как это происходит.

Опыт 3:     Опыт с водой, подъём воды вверх  (Воспитатель)

- Крепим материк Австралию на карту.

- А  нас ждёт следующий  материк!

- Есть на нашей планете земля, по форме напоминает она два треугольника, встречающихся друг с другом.  Это Америка: Северная и Южная.

- Мы с вами – путешественники-исследователи, а вот в давние времена были мореплаватели – первооткрыватели. Они плавали на парусных кораблях.

И мы тоже с Вами отправимся в путь на корабле.

СЛАЙД 14

- Кто будет нашим капитаном?  

(выбирается капитан-ребенок выходит вперед, берется за штурвал, остальные дети раскачиваются из стороны в стороны, представляя, что плывут на корабле)

СЛАЙД 15

Посмотрите вправо (подносят руку ко лбу, поворачиваются вправо)

- Не видно ли там земли? (нет...не видно...)

- Давайте возьмем подзорную трубу (дети складывают руки, представляя, что смотрят в подзорную трубу)

- Не видно ли там земли?  (Да, ура! Видно! Земля! Земля!)

СЛАЙД 16

- Итак, мы приплыли к Южной  Америке.

СЛАЙД 17

 - Южная Америка - необычная, удивительная Земля. Там все «самое-самое»:

СЛАЙД 18

- самые большие горы, самая большая река, самые большие джунгли.
Самые большие горы Южной Америки это Анды. А ещё Южная Америка славится своими вулканами, которые, то спят, то просыпаются.

СЛАЙД 19

- На что похож вулкан? Какой он формы?

СЛАЙД 20

- Верхушка вулкана называется -  кратер, а глубокая яма называется – жерло. Когда происходит извержение, вулкана из земли по жерлу очень быстро поднимается лава. Лава – это расплавленные горячие камни, которые из-за очень высокой температуры становятся жидкими. Сейчас мы увидим, как происходит извержение.

Опыт 4:     Извержение вулкана      (воспитататель)

- Воздух наполняется едким дымом и горячим пеплом. Становиться, невозможно дышать рядом с  действующим вулканом.

- И мы быстро крепим к нашей карте материк Южную Америку, и продолжаем путь на север. Вперёд  к Северной Америке.

СЛАЙД 21

.

- На территории  Северной Америки замечено наибольшее кол-во торнадо.

СЛАЙД 22

- Торнадо – одно из самых опасных и разрушительных явлений природы. Это вихрь, который развивается внутри облака и постепенно опускается на землю в виде столба.

СЛАЙД 23

- Это происходит от того, что влажный воздух  сталкивается с холодным и сухим воздухом. В результате возникает большое количество гроз, ливней, шквалистых ветров, которые и приводят к возникновению торнадо. Часто торнадо  появляются  над поверхностью океанов. Давайте посмотрим, как это выглядит.

Опыт 5:        «Торнадо»    (воспитатель и дети вместе делают)

- Итак, мы крепим  Северную Америку на карту и отправимся дальше.

- Мы отправляемся на самый холодный материк  - Антарктиду!  

СЛАЙД 24

- И продолжим мы наше путешествие на Ледоколе.

СЛАЙД 25

- А почему? Кто догадается?

- Это корабль, который может раскалывать лед. Обычному кораблю это не по силам.  

- Море  и суша там покрыта льдами.

- А почему льды там не тают? или тают, но совсем немного, не так, как у нас в Москве после зимы?  (выслушиваются ответы детей)

- Потому что в Антарктиде очень низкие температуры, там очень холодно.

- Ребята, в Антарктиде работают люди, они изучают погоду и проводят различные исследования -  это так называемые исследовательские станции.

СЛАЙД 26

- А делают они это с помощью различных  приборов. А мы увидим сейчас один из них. Он называется анимометр и этот прибор измеряет силу ветра.

Опыт 6:       С прибором            (каждый из детей пробует)

В Антарктиде  нет фабрик и заводов, нет большого количества автомобилей. Воздух там экологически чистый не загрязнённый. Следовательно и снег тоже.

И я предлагаю сейчас изготовить такой снег самим.

Опыт 7:       (Изготовление  снега)    (воспитатель)

- Я думаю, все мы уже замерзли тут, и надо быстрее улетать из Антарктиды.

Крепим на карту материк Антарктиду.

- С ледокола пересаживаемся на самолёт и летим домой, на материк Евразия.

- Расставим руки в стороны, как самолет крылья,  и полетели.

- Ну вот мы и дома

- Завершив наше путешествие, какой вывод мы можем сделать?

Каждый материк, по-своему, удивителен, чудесен и неповторим.

ИГРА "ЧТО Я ЗАПОМНИЛ, ЧТО МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ"

- А теперь давайте встанем в круг, как будто мы встаем вокруг земного шара, Будем передавать друг другу мяч при этом, начиная предложения "Мне запомнилось..." или  "Мне понравилось...»

.В заключение нашего интересного путешествия, я вручаю вам медали.

(медали Юный путешественник)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»

Данная работа направлена на развитие экспериментально – исследовательской деятельности детей 5-7 лет. Предлагаемая разработка содержит теоретический и практический материал, раскрывающий разнообразны...

Консультация для родителей: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

Консультация для родителей: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»Дошкольный возраст характеризуется развитием познавательной потребности ребенка. В этом возрасте преобла...

Консультация для родителей: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

Дошкольный возраст характеризуется развитием познавательной потребности ребенка. В этом возрасте преобладают вопросы: «Зачем? », «Почему? », «Как? ». И дети сами пытаются найти ответы на эти воп...

Познавательно – исследовательская деятельность

Познавательно – исследовательская деятельность.Тема: «Свойства воды».Образовательные области: «Познание», «Коммуникация»«Экология», «Художественная литература»Цель: ознакомление детей с основным...

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»...