НОД в подготовительной группе "Большое кругосветное путешествие". (познавательно – исследовательская деятельность)
план-конспект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_krugosvetnoe_puteshestvie.docx | 577.11 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД в подготовительной группе
"Большое кругосветное путешествие".
(познавательно – исследовательская деятельность)
Задачи
-продолжать формировать целостную картину мира, расширять кругозор
-закреплять умение детей пользоваться картой
- познакомить детей с названиями материков, формировать умение определять местоположение материков на карте
-познакомить детей с животными и полезными ископаемыми Африки;
-познакомить детей с названием деревьев в Австралии;
-закреплять понятия "первооткрыватели", "путешествия", "путешественники", "мореплаватели", "ледокол", "исследовательские станции".
-закреплять умения считать предметы, закреплять состав числа 6
-развивать речь детей, обогащать словарь
-развивать сообразительность, внимание, память
Интеграция: формирование целостной картины мира,
развитие речи, физическое воспитание, социализация, коммуникация, игровая деятельность, опытно-исследовательская деятельность.
Ход занятия:
Восп: Ребята! Я очень рада встречи с вами!
- Хочу пригласить вас отправиться в кругосветное путешествие вокруг земного шара.
Слайд 1
-Как вы думаете, почему путешествие называется кругосветным?(ответы детей)
- Вы помните, какой формы наша планета Земля? (показывает на глобус)
(круглая, как шар.)
Слайд 2
- А знаете ли вы, как называется этот предмет?
На столе передо мной
Закрутился шар земной:
Арктика, Экватор, Полюс, —
Уместил всю землю... (Глобус) – правильно!
- А что такое глобус? (Глобус-это уменьшенная модель нашей Земли.)
- Давайте рассмотрим его. Какой цвет преобладает на глобусе? (голубой…)
- Голубой цвет - это вода.
- А желтый – это материки. Материки – это суша омываемая со всех сторон водой (морями и океанами).
– Сколько же материков располагается на нашей планете? Посчитаем…
(Дети считают) - 6 материков.
На свете много островов,
Так много, что не счесть...
А вот больших МАТЕРИКОВ
Мы насчитаем ШЕСТЬ.
- А кто знает, как называются материки?
(Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.)
- Глобус, как мы уже знаем – это круглая модель Земли, а есть еще одна модель.
- Кто догадается, как она называется? (показывает)
Карта – глобуса сестрица,
Очень плоская девица.
Можно карту расстелить,
Можно к стенке прикрепить.
С ней легко идти в поход:
Лишь свернуть – и нет хлопот… (Карта)
- Правильно. Кто скажет, чем карта отличается от глобуса?
(Глобус круглый , а карта - плоская, из бумаги, легче глобуса, ее удобнее брать с собой в путешествие, достаточно только скрутить её в рулон и убрать в тубус.)
- Это благодаря путешественникам – исследователям у людей появились карты, которые со временем уточнялись, дополнялись. Путешественники во все времена были очень отважные, смелые люди.
- И сегодня я предлагаю вам стать путешественниками-исследователями. А отправимся мы в путешествие с самого большого материка под названием Евразия, потому что мы на нём живём.
Слайд 3
- Но, прежде, чем отправиться в путь, мы должны выбрать для путешествия нужные предметы.
- Пожалуйста, выберете по одному предмету, который нам может быть полезным и почему? (Дети отбирают предметы и дают своё объяснение.)
- Молодцы! Всё правильно.
- Посмотрим на карту и увидим, что расстояния между материками очень большие. Значит путешествовать придётся на транспорте. А каком транспорте мы можем путешествовать? (дети называют)
- А какой вид транспорта самый быстрый? (ответ детей)
СЛАЙД 4
- Мы полетим на самолете, расставим руки в стороны, как самолет крылья, и полетели.
СЛАЙД 5
Как серебряная птица
В небе самолёт кружится .
- Посмотрите, что там внизу... (воспитатель показывает: подносим руку ко лбу и оглядываемся)
Материк лежит большой-
Самый жаркий и сухой….
- Африка!
СЛАЙД 6
- Давайте опустимся вниз. Только, вот беда, мы находимся над Африканской пустыней - там нет аэродрома, на который мог бы приземлиться наш самолет.
Но у нас есть парашют! (физминутка)
- Беремся за парашют (дети и воспитатель раскладывают парашют, берутся за ручки)
СЛАЙД 7
- Парашют наш покружился, покружился, покружился (дети кружатся с парашютом)
И на землю опустился, опустился, опустился (опускают парашют на землю).
- Уберем парашют в сторону и пойдем посмотрим, что же там нас ждет в Африканской пустыне?
СЛАЙД 8
(дети подходят к экрану, рассматривают картинки).
- Африка! - это материк с богатейшей историей и множеством экзотических животных, которые не водятся на нашем материке Евразии.
(Рассматриваем животных на экране, называем их.)
Затем проводится игра « Угадай, кто лишний?»
СЛАЙД 9
- В Африке много полезных ископаемых, здесь находятся богатые месторождения алмазов.
СЛАЙД 10
- Алмаз – это самый твёрдый и прочный камень на земле. Его используют в промышленности и ещё его гранят и делают украшения. Потому что грани этого камня преломляют белый свет и раскладывают его на радужные цветные полосы.
- Сейчас мы это проверим.
Опыт 1: Алмазы - преломление света .
- А сейчас мы прикрепим материк Африку к карте и отправимся к следующему материку - в Австралию! Самому маленькому материку на Земном шаре.
- Но теперь, чтобы путешествие было захватывающим, мы полетим на воздушном шаре….
СЛАЙД 11
- А как же мы его надуем! (ответы детей)
- Сейчас я покажу вам, как это можно сделать ещё.
Опыт 2: Надувание воздушного шара. (На бутылку одевают шарик с содой, в бутылке уксус. Когда сода попадает в уксус, шарик сам надувается)
- Теперь можно лететь.
- Вот мы и в Австралии.
СЛАЙД 12
- Большую часть территории Австралии занимают пустыни. И растут здесь очень интересные растения.
СЛАЙД 13
- На что, ребята, похоже это дерево? (предположения детей).
- Это бутылочное дерево. Т.к. оно растет в самых засушливых районах Австралии и имеет способность, при помощи очень длинных корней добывать воду из глубины и сохранять в стволе, как в бутылке.
- Давайте посмотрим, как это происходит.
Опыт 3: Опыт с водой, подъём воды вверх (Воспитатель)
- Крепим материк Австралию на карту.
- А нас ждёт следующий материк!
- Есть на нашей планете земля, по форме напоминает она два треугольника, встречающихся друг с другом. Это Америка: Северная и Южная.
- Мы с вами – путешественники-исследователи, а вот в давние времена были мореплаватели – первооткрыватели. Они плавали на парусных кораблях.
И мы тоже с Вами отправимся в путь на корабле.
СЛАЙД 14
- Кто будет нашим капитаном?
(выбирается капитан-ребенок выходит вперед, берется за штурвал, остальные дети раскачиваются из стороны в стороны, представляя, что плывут на корабле)
СЛАЙД 15
Посмотрите вправо (подносят руку ко лбу, поворачиваются вправо)
- Не видно ли там земли? (нет...не видно...)
- Давайте возьмем подзорную трубу (дети складывают руки, представляя, что смотрят в подзорную трубу)
- Не видно ли там земли? (Да, ура! Видно! Земля! Земля!)
СЛАЙД 16
- Итак, мы приплыли к Южной Америке.
СЛАЙД 17
- Южная Америка - необычная, удивительная Земля. Там все «самое-самое»:
СЛАЙД 18
- самые большие горы, самая большая река, самые большие джунгли.
Самые большие горы Южной Америки это Анды. А ещё Южная Америка славится своими вулканами, которые, то спят, то просыпаются.
СЛАЙД 19
- На что похож вулкан? Какой он формы?
СЛАЙД 20
- Верхушка вулкана называется - кратер, а глубокая яма называется – жерло. Когда происходит извержение, вулкана из земли по жерлу очень быстро поднимается лава. Лава – это расплавленные горячие камни, которые из-за очень высокой температуры становятся жидкими. Сейчас мы увидим, как происходит извержение.
Опыт 4: Извержение вулкана (воспитататель)
- Воздух наполняется едким дымом и горячим пеплом. Становиться, невозможно дышать рядом с действующим вулканом.
- И мы быстро крепим к нашей карте материк Южную Америку, и продолжаем путь на север. Вперёд к Северной Америке.
СЛАЙД 21
.
- На территории Северной Америки замечено наибольшее кол-во торнадо.
СЛАЙД 22
- Торнадо – одно из самых опасных и разрушительных явлений природы. Это вихрь, который развивается внутри облака и постепенно опускается на землю в виде столба.
СЛАЙД 23
- Это происходит от того, что влажный воздух сталкивается с холодным и сухим воздухом. В результате возникает большое количество гроз, ливней, шквалистых ветров, которые и приводят к возникновению торнадо. Часто торнадо появляются над поверхностью океанов. Давайте посмотрим, как это выглядит.
Опыт 5: «Торнадо» (воспитатель и дети вместе делают)
- Итак, мы крепим Северную Америку на карту и отправимся дальше.
- Мы отправляемся на самый холодный материк - Антарктиду!
СЛАЙД 24
- И продолжим мы наше путешествие на Ледоколе.
СЛАЙД 25
- А почему? Кто догадается?
- Это корабль, который может раскалывать лед. Обычному кораблю это не по силам.
- Море и суша там покрыта льдами.
- А почему льды там не тают? или тают, но совсем немного, не так, как у нас в Москве после зимы? (выслушиваются ответы детей)
- Потому что в Антарктиде очень низкие температуры, там очень холодно.
- Ребята, в Антарктиде работают люди, они изучают погоду и проводят различные исследования - это так называемые исследовательские станции.
СЛАЙД 26
- А делают они это с помощью различных приборов. А мы увидим сейчас один из них. Он называется анимометр и этот прибор измеряет силу ветра.
Опыт 6: С прибором (каждый из детей пробует)
В Антарктиде нет фабрик и заводов, нет большого количества автомобилей. Воздух там экологически чистый не загрязнённый. Следовательно и снег тоже.
И я предлагаю сейчас изготовить такой снег самим.
Опыт 7: (Изготовление снега) (воспитатель)
- Я думаю, все мы уже замерзли тут, и надо быстрее улетать из Антарктиды.
Крепим на карту материк Антарктиду.
- С ледокола пересаживаемся на самолёт и летим домой, на материк Евразия.
- Расставим руки в стороны, как самолет крылья, и полетели.
- Ну вот мы и дома
- Завершив наше путешествие, какой вывод мы можем сделать?
Каждый материк, по-своему, удивителен, чудесен и неповторим.
ИГРА "ЧТО Я ЗАПОМНИЛ, ЧТО МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ"
- А теперь давайте встанем в круг, как будто мы встаем вокруг земного шара, Будем передавать друг другу мяч при этом, начиная предложения "Мне запомнилось..." или "Мне понравилось...»
.В заключение нашего интересного путешествия, я вручаю вам медали.
(медали Юный путешественник)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»
Данная работа направлена на развитие экспериментально – исследовательской деятельности детей 5-7 лет. Предлагаемая разработка содержит теоретический и практический материал, раскрывающий разнообразны...
«Научное общество учащихся «Шаг к успеху» как средство развития познавательно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов»
Из опыта работы...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе "Удивительные свойства воздуха"
Расширение знаний детей о свойствах воздуха....
Консультация для родителей: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»
Консультация для родителей: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»Дошкольный возраст характеризуется развитием познавательной потребности ребенка. В этом возрасте преобла...
Консультация для родителей: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»
Дошкольный возраст характеризуется развитием познавательной потребности ребенка. В этом возрасте преобладают вопросы: «Зачем? », «Почему? », «Как? ». И дети сами пытаются найти ответы на эти воп...
Познавательно – исследовательская деятельность
Познавательно – исследовательская деятельность.Тема: «Свойства воды».Образовательные области: «Познание», «Коммуникация»«Экология», «Художественная литература»Цель: ознакомление детей с основным...
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»...