Познавательно – исследовательская деятельность
план-конспект на тему
Познавательно – исследовательская деятельность.
Тема: «Свойства воды».
Образовательные области: «Познание», «Коммуникация»
«Экология», «Художественная литература»
Цель: ознакомление детей с основными свойствами воды.
Программные задачи:
Образовательные:
Познакомить детей со свойствами воды.
Развивающие:
Развивать коммуникативные навыки, активизировать и обогащать словарный запас. Развивать познавательную активность детей в образовательном процессе.
Воспитательные:
Формировать умение работать в подгруппе, группе.
Оборудование: карточки в виде капелек воды с загадками, фотографии, картинки на тему «Вода», прозрачные пластиковые стаканы, соломинки для коктейля, сок, лед, листы белой бумаги, старые зубные щётки, гуашь голубая, халаты и шапочки для детей.
Часть I.
Здравствуйте дети.
Ребята давайте с вами встанем вкруг, чтобы создать хорошее настроение и познакомиться. Я вам буду передавать мяч, а вы мне будете говорить, как вас зовут. Меня зовут Инна Александровна….(передаю мяч ребенку и со всеми знакомлюсь).
Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полу лежит конверт, адресованный детям. Интересуется: не хотят ли они заглянуть, что в нём лежит?
После того, как дети ответят на вопрос воспитателя, они начинают по очереди доставать из конверта карточки-капельки с загадками, воспитатель читает их вслух. (Все садятся на пол и ищут отгадки на картинках)
Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)
Пушистая вата
Плывёт куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облако)
Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)
Воспитатель: Что объединяет наши отгадки? О чём мы с вами сегодня будем говорить?
Дети: О воде!
Воспитатель: Ребята в реке вода – речная, а в море? – морская, а в океане? - океаническая.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего людям нужна вода?
Кому еще нужна вода?
Зачем вода нужна растениям?
Что можно делать с водой?
Какая бывает вода?
Часть II. Практическое экспериментирование
Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, мы уже знаем много о воде, а сегодня познакомимся с её некоторыми свойствами. Для этого превратимся в юных исследователей и будем проводить опыты. А сейчас я вас приглашаю в волшебную лабораторию, где мы будем проводить опыты с водой и узнаем о ее свойствах. Для проведения опытов по исследованию воды и ее свойств нам понадобиться одеть белые халаты и шапочки. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места, и я вам расскажу правила работы в лаборатории:
1.Правила безопасности – у каждой вещи свое место.
2.Соблюдать тишину – уметь слушать и слышать.
Опыт 1. «Вода – это жидкость»
Воспитатель: ребята, чтобы доказать что вода это жидкость надо из одного стакана перелить воду в другой. Посмотрите, как буду это делать я. (воспитатель переливает воду из одного стакана в другой) Попробуйте ребята повторить этот опыт. Что происходит с водой? Она льется. Почему? Потому что она жидкая.
Воспитатель: вода – это жидкость, ее можно наливать, переливать. А чтобы вам ребята, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске).
Воспитатель: ребята, а как вы думаете какого цвета вода?
Дети: белого (голубого).
Воспитатель: вот сейчас мы это и проверим.
Опыт 2. «Вода бесцветная»
На столе у воспитателя стакан с молоком, стакан с водой и ложечка.
Воспитатель: какого цвета молоко?
Дети: белого.
Воспитатель: а можно сказать про воду, что она белого цвета?
Дети – нет (да).
Воспитатель: давайте проверим (ложку опускает в стакан с водой).
Воспитатель – ребята, посмотрите через воду ложку видно?
Дети: да.
Воспитатель: давайте посмотрим, будет ли видно ложку в стакане с молоком? (опускает ложку в стакан с молоком).
Воспитатель: ребята, видно ложку в стакане с молоком?
Дети: нет.
Воспитатель: ребята из этого опыта можно сделать вывод, что вода бесцветная. И чтобы вы легче запомнили я, приготовила символ (вывешивается на доске).
Опыт 3. «Вода не имеет вкуса»
Воспитатель – а теперь я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус.
(детям предлагается кипяченая вода)
Воспитатель: какая она? Сладкая? Соленая? Горькая?
Дети: вкусная.
Воспитатель: ребята вода не имеет вкуса, она безвкусная. И чтобы вы не забыли, я приготовила символ этого свойства воды. А для сравнения попробуйте сок, налитый в ваши бокалы (дети пробуют сок).
Воспитатель: какого вкуса сок? А из чего делают сок? Из яблок - яблочный, из апельсина?
Дети: сладкого
Воспитатель: правильно сок сладкий, а вода не имеет вкуса.
Опыт 4 «Вода не имеет запаха»
Воспитатель: а теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Дети: нет.
Воспитатель: а теперь понюхайте сок. У сока есть запах?
Дети: да.
Воспитатель: правильно у сока есть запах, а у воды нет. И чтобы вы этого не забыли, я приготовила символ (вывешивается на доску).
Физкультминутка «Солнышко и дождик»
Опыт 5
- Дети, закройте глаза (по руке каждого ребенка проводится кусочком льда)
- Что вы почувствовали? (Холод)
- Как вы думаете, чем я прикоснулась к вашей руке?
(чем-то мокрым, холодным, льдом).
- Возьмите по кусочку льда в ладошку и посмотрите, что с ним будет происходить.
Лед начинает таять.
Лед превращается в воду.
- Так что же такое лед (Лед – это вода в твердом состоянии)
- В каком состоянии может быть вода? (Вода может быть в жидком и твердом состоянии)
- Возьмите салфеточки и протрите руки.
А теперь давайте поиграем с водой. Возьмите цветы и положите в воду лепестками вверх. Посмотрите, что происходит с цветком? (он распускается)
Часть III
Воспитатель: Ребята посмотрите, какого цвета ваши цветы. Найдите такого цвета цветок и подойдите к нему. Дети посмотрите, какие у нас корабли. Это какой это вид транспорта? (водный) А для того чтобы корабль поплыл чего у нас тут, тогда не хватает? (море). Вы хотите нарисовать море? Мы будем рисовать не кисточками, а зубными щётками. Ребята договоритесь между собой, где вы будете рисовать море, и кто будет рисовать волны.
Дети рисуют море (волны). По ходу занятия воспитатель читает детям отрывок из стихотворения В. Орлова «Я рисую море» и звучит аудиозапись Шум моря.
Я рисую море,
Голубые дали.
Вы такого моря
Просто не видали!
У меня такая
Краска голубая,
Что волна любая
Просто как живая…
Воспитатель: Молодцы ребята красивое получилось у нас море. Теперь сможет наш корабль плыть? (да). Ребята пока наше море высыхает, давайте встанем вкруг.
Ребята человек ни дня не может прожить без воды. А какая же все- таки бывает вода? Я предлагаю поиграть в игру: «Какая бывает вода?»
А теперь ребята подойдите к столу. Тут на столе лежат смайлики, выберите того смайлика, какое у вас сейчас настроение после работы в лаборатории.
Спасибо вам ребята, мне очень понравилось работать с вами в лаборатории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatiya_dlya_at-i.docx | 27.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно – исследовательская деятельность.
Тема: «Свойства воды».
Образовательные области: «Познание», «Коммуникация»
«Экология», «Художественная литература»
Цель: ознакомление детей с основными свойствами воды.
Программные задачи:
Образовательные:
Познакомить детей со свойствами воды.
Развивать коммуникативные навыки, активизировать и обогащать словарный запас. Развивать познавательную активность детей в образовательном процессе.
Воспитательные:
Формировать умение работать в подгруппе,группе.
Оборудование: карточки в виде капелек воды с загадками, фотографии, картинки на тему «Вода», прозрачные пластиковые стаканы, соломинки для коктейля, сок, лед, листы белой бумаги, старые зубные щётки, гуашь голубая, халаты и шапочки для детей.
Часть I.
Здравствуйте дети.
Ребята давайте с вами встанем вкруг, чтобы создать хорошее настроение и познакомиться. Я вам буду передавать мяч, а вы мне будете говорить, как вас зовут. Меня зовут Инна Александровна….(передаю мяч ребенку и со всеми знакомлюсь).
Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полу лежит конверт, адресованный детям. Интересуется: не хотят ли они заглянуть, что в нём лежит?
После того, как дети ответят на вопрос воспитателя, они начинают по очереди доставать из конверта карточки-капельки с загадками, воспитатель читает их вслух. (Все садятся на пол и ищут отгадки на картинках)
Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)
Пушистая вата
Плывёт куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облако)
Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)
Воспитатель: Что объединяет наши отгадки? О чём мы с вами сегодня будем говорить?
Дети: О воде!
Воспитатель: Ребята в реке вода – речная, а в море? – морская, а в океане? - океаническая.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего людям нужна вода?
Кому еще нужна вода?
Зачем вода нужна растениям?
Что можно делать с водой?
Какая бывает вода?
Часть II. Практическое экспериментирование
Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, мы уже знаем много о воде, а сегодня познакомимся с её некоторыми свойствами. Для этого превратимся в юных исследователей и будем проводить опыты. А сейчас я вас приглашаю в волшебную лабораторию, где мы будем проводить опыты с водой и узнаем о ее свойствах. Для проведения опытов по исследованию воды и ее свойств нам понадобиться одеть белые халаты и шапочки. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места, и я вам расскажу правила работы в лаборатории:
1.Правила безопасности – у каждой вещи свое место.
2.Соблюдать тишину – уметь слушать и слышать.
Опыт 1. «Вода – это жидкость»
Воспитатель: ребята, чтобы доказать что вода это жидкость надо из одного стакана перелить воду в другой. Посмотрите, как буду это делать я. (воспитатель переливает воду из одного стакана в другой) Попробуйте ребята повторить этот опыт. Что происходит с водой? Она льется. Почему? Потому что она жидкая.
Воспитатель: вода – это жидкость, ее можно наливать, переливать. А чтобы вам ребята, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске).
Воспитатель: ребята, а как вы думаете какого цвета вода?
Дети: белого (голубого).
Воспитатель: вот сейчас мы это и проверим.
Опыт 2. «Вода бесцветная»
На столе у воспитателя стакан с молоком, стакан с водой и ложечка.
Воспитатель: какого цвета молоко?
Дети: белого.
Воспитатель: а можно сказать про воду, что она белого цвета?
Дети – нет (да).
Воспитатель: давайте проверим (ложку опускает в стакан с водой).
Воспитатель – ребята, посмотрите через воду ложку видно?
Дети: да.
Воспитатель: давайте посмотрим, будет ли видно ложку в стакане с молоком? (опускает ложку в стакан с молоком).
Воспитатель: ребята, видно ложку в стакане с молоком?
Дети: нет.
Воспитатель: ребята из этого опыта можно сделать вывод, что вода бесцветная. И чтобы вы легче запомнили я, приготовила символ (вывешивается на доске).
Опыт 3. «Вода не имеет вкуса»
Воспитатель – а теперь я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус.
(детям предлагается кипяченая вода)
Воспитатель: какая она? Сладкая? Соленая? Горькая?
Дети: вкусная.
Воспитатель: ребята вода не имеет вкуса, она безвкусная. И чтобы вы не забыли, я приготовила символ этого свойства воды. А для сравнения попробуйте сок, налитый в ваши бокалы (дети пробуют сок).
Воспитатель: какого вкуса сок? А из чего делают сок? Из яблок - яблочный, из апельсина?
Дети: сладкого
Воспитатель: правильно сок сладкий, а вода не имеет вкуса.
Опыт 4 «Вода не имеет запаха»
Воспитатель: а теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Дети: нет.
Воспитатель: а теперь понюхайте сок. У сока есть запах?
Дети: да.
Воспитатель: правильно у сока есть запах, а у воды нет. И чтобы вы этого не забыли, я приготовила символ (вывешивается на доску).
Физкультминутка «Солнышко и дождик»
Опыт 5
- Дети, закройте глаза (по руке каждого ребенка проводится кусочком льда)
- Что вы почувствовали? (Холод)
- Как вы думаете, чем я прикоснулась к вашей руке?
(чем-то мокрым, холодным, льдом).
- Возьмите по кусочку льда в ладошку и посмотрите, что с ним будет происходить.
Лед начинает таять.
Лед превращается в воду.
- Так что же такое лед (Лед – это вода в твердом состоянии)
- В каком состоянии может быть вода? (Вода может быть в жидком и твердом состоянии)
- Возьмите салфеточки и протрите руки.
А теперь давайте поиграем с водой. Возьмите цветы и положите в воду лепестками вверх. Посмотрите, что происходит с цветком? (он распускается)
Часть III
Воспитатель: Ребята посмотрите, какого цвета ваши цветы. Найдите такого цвета цветок и подойдите к нему. Дети посмотрите, какие у нас корабли. Это какой это вид транспорта? (водный) А для того чтобы корабль поплыл чего у нас тут, тогда не хватает? (море). Вы хотите нарисовать море? Мы будем рисовать не кисточками, а зубными щётками. Ребята договоритесь между собой, где вы будете рисовать море, и кто будет рисовать волны.
Дети рисуют море (волны). По ходу занятия воспитатель читает детям отрывок из стихотворения В. Орлова «Я рисую море» и звучит аудиозапись Шум моря.
Я рисую море,
Голубые дали.
Вы такого моря
Просто не видали!
У меня такая
Краска голубая,
Что волна любая
Просто как живая…
Воспитатель: Молодцы ребята красивое получилось у нас море. Теперь сможет наш корабль плыть? (да). Ребята пока наше море высыхает, давайте встанем вкруг.
Ребята человек ни дня не может прожить без воды. А какая же все- таки бывает вода? Я предлагаю поиграть в игру: «Какая бывает вода?»
А теперь ребята подойдите к столу. Тут на столе лежат смайлики, выберите того смайлика, какое у вас сейчас настроение после работы в лаборатории.
Спасибо вам ребята, мне очень понравилось работать с вами в лаборатории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»
Данная работа направлена на развитие экспериментально – исследовательской деятельности детей 5-7 лет. Предлагаемая разработка содержит теоретический и практический материал, раскрывающий разнообразны...
«Научное общество учащихся «Шаг к успеху» как средство развития познавательно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов»
Из опыта работы...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе "Удивительные свойства воздуха"
Расширение знаний детей о свойствах воздуха....
Консультация для родителей: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»
Консультация для родителей: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»Дошкольный возраст характеризуется развитием познавательной потребности ребенка. В этом возрасте преобла...
Консультация для родителей: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»
Дошкольный возраст характеризуется развитием познавательной потребности ребенка. В этом возрасте преобладают вопросы: «Зачем? », «Почему? », «Как? ». И дети сами пытаются найти ответы на эти воп...
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»...
Познавательно-исследовательская деятельность как средство амплификации детского развития.
Соответствуя требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования, ведущими принципами дошкольного образования являются принципы обогащения (амплификации) детск...